Напоминание

"Интеллектуально – творческое развитие."


Автор: Джамиева Марта Магидиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Ромашка"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: Статья.
Тема: "Интеллектуально – творческое развитие."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы: «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»

Ни для кого не секрет, что в наше время — время компьютерных игр — у детей

переизбыток острых эмоциональных ощущений. Все реже дети и подростки читают или

играют

в

традиционные

«тихие»

игры.

Сложно

даже

представить,

что

современный

ребенок,

склонившись

над

небольшим

игровым

полем,

может

забыть

про

все на свете... Но, тем не менее, бывает и такое. В этом мы смогли убедиться, используя

игры Воскобовича.

Эффективное

развитие

интеллектуальных

способностей

детей

дошкольного

возраста

-

одна

из

актуальных

проблем

современности.

Дошкольники

с

развитым

интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в

своих силах,

легче

адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Так же большую часть в

будущей жизни ребёнка дошкольника играют и творческие способности. Дети с высоким

уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный

уровень

самооценки,

обладают

внутренней

свободой

и

высоким

самоконтролем.

Проявляя

интерес

ко

всему

новому

и

необычному,

они

инициативны,

успешно

приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохранения,

тем не менее,

личную независимость суждений и действий.

Технология

В.В.Воскобовича

состоит

из

10

комплектов

игр.

По

решаемым

образовательным задачам все игры Воскобовича условно делятся на 3 группы:

1-ая группа игр направлена на математическое развитие детей. Целью этих игр

является

развитие

мыслительных

операций,

а

игровыми

действиями

-

манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

Например «Прозрачные цифры», «Геоконт», «Математические корзинки», «Чудо-

крестики», «Чудо соты», «Чудо цветик» и т.д.

2-ая группа- это с буквами, звуками, слогами, словами. Например, «Конструктор

букв», «Читайка на шариках», «Шнур затейник».

3-тья

группа -

универсальные игровые обучающие средства, объединяющие

различные виды деятельности детей (экологическое воспитание, обучение грамоте,

ознакомление

с

окружающим,

конструирование,

математическое

и

речевое

развитие). Например, «Игровизор», «Коврик, ларчик».

Технологию

В.В.Воскобовича

я

применяю

ежедневно.

Эти

игры

включаются

различные формы организации детской деятельности: непосредственно-образовательную

и самостоятельную. На занятиях игры В.В.Воскобовича выполняют роль дидактического

материала

и

являются

частью

занятия.

Я

включаю

эти

игры

на

занятия

по

математическому развитию,

экологическому воспитанию, по подготовке к обучению

грамоте, ознакомлению с предметами и рукотворным миром, изодеятельности.

Так же

провожу занятия полностью построенные на играх Воскобовича.

Занятия организую и провожу в следующих формах:

1 вариант Занятия-сказки. На таких занятиях вопросы, задания ставит не взрослый, а

сказочный

герой,

которому

по

сюжету

необходимо

решить

какую-нибудь

проблему.

Сказочный сюжет включает 2-3 игры, но с целым веером игровых заданий и упражнений

для

каждой.

Воспитатели

стараются

проявлять

творчество

и

адаптировать

известные

сказки. Например,

сказка «Колобок», дети из

«Двухцветного квадрата Воскобовича»

складывают домик, а из игры «Эталоны формы» животных. Такие занятия подходят на

начальных этапах ознакомления с играми Воскобовича.

2

вариант

Комбинированные

занятия. Они

состоят из большого количества игр (в

старшем возрасте их кол-во может доходить до 5-6 игр), но с небольшим набором игровых

заданий, упражнений и интеллектуальных задач для каждой. Такие занятия похожи на

новогоднюю елку. Роль елки выполняет сказочный зачин, фрагмент рассказа, истории, а

елочных игрушек – развивающие игры. Такие занятия проводим, когда дети

хорошо

знакомы с предлагаемыми играми.

3 вариант Занятия – викторины. Занятия проводятся в виде викторины (это для детей

подготовительной

группы).

Удачно

получаются

комплексные

занятия,

например,

математика,

развитие

речи

и

изобразительная

деятельность

или

же

экологическое

образование

и

конструирование.

На

данных

занятиях

педагоги

выступают

в

роли

организатора

поискового

процесса,

перед

детьми

ставятся

вопросы

и

задания

таким

образом, чтобы побуждать их искать каждый раз новые пути решения.

Уделяю

большое

внимание

организации

и

проведению

совместной

игровой

познавательной деятельности. При организации совместной деятельности создаю условия

для интеграции различных игр: например, театрализованных и математических. Такой

вариант

проведения

совместной

деятельности

наиболее

эффективный,

так

как

он

позволяет

ставить

развивающие

и

образовательные

задачи,

а

дети

при

этом

просто

продолжают играть.

Работу

с

детьми

по

ознакомлению

с

играми

В.В.Воскобовича

осуществляю

поэтапно.

Первый

шаг

это

занятие-путешествие

в

сказочный

Фиолетовый

Лес

и

знакомство с его персонажами (Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, Магнолик и т.д.). При

помощи

данных

персонажей

поэтапно

знакомим

детей

с

разнообразными

играми.

Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет «Легенды

Фиолетового

леса»

снижает

излишнюю

дидактичность

занятий

и

способствует

наилучшему формированию у детей представлений. С этой целью в группе создан центр

развивающих

игр

Воскабовича

нарисованный

Фиолетовый

Лес,

с

необходимым

набором игр.

На первом этапе дети знакомятся

с такими играми как «Двухцветный квадрат

Воскобовича»,

«Шнур-затейник»,

«Математические

корзинки»,

«Ларчик».

Эти

игры

являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых

игровых заданий и упражнений. Так же дети усваивают

образную терминологию,

сказочные названия, придуманные самим автором. Например, точки координат оси в игре

«Геоконт»

называются

разноцветными

лучиками,

каждая

точка

обозначается

буквой,

например Ф, это фиолетовый лучик и т.д.; геометрические фигуры в игре «Прозрачный

квадрат» называются нетающие льдинки).

На втором этапе обучаю детей основным игровым приемам. Подбираю задания и

игровые

упражнения,

требующие

интеллектуального

напряжения,

волевых

усилий

и

концентрации внимания. Знакомлю детей с такими играми как «Четырехцветный квадрат

Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Геоконт», «Геовизор», «Конструктор

цифр», «Конструктор букв», и т.д.

На третьем этапе обучения использую уже все знакомые детям игры, но большое

внимание уделяю развитию творчества и самостоятельности. Стремлюсь к тому, чтобы

дети без помощи взрослого изобретали игровые задания и упражнения, предлагали новые

решения задач, придумывали и конструировали предметные формы, составляли к ним

схемы. С этой целью создаю в группе творческую атмосферу, поощряю и поддерживаю

детскую инициативу, рассматриваю любые предложения детей.

Используя

технологию «Сказочные лабиринты игры», мы получили хорошие

результаты. Дети считают до двадцати, умеют сравнивать предметы, находя больше и

меньше

данного

(благодаря

«Математическим

корзинкам»,

«Геоконту»,

«Игровому

квадрату»). Удивляет так же то, что дети очень быстро запоминают геометрические

фигуры, легко сравнивают их с окружающими предметами, изображают при помощи

разноцветных

веревочек

на

Коврографе,

паутинок

на

«Геоконте»

и

складывают

из

Волшебного квадрата.

Играми Воскобовича любят играть не только дети, ими заинтересовались и

родители. Для ознакомления родителей с данной технологией был проведен семинар-

практикум, на котором познакомили их не только с развивающей сутью технологии, но и

дали практические советы, как в домашних условиях можно изготовить данные игры,

разработали подбор

игровых заданий и упражнений для совместных игр родителей с

детьми. В индивидуальных беседах родители отмечают, что дети стали более логичны в

своих суждениях, находят оригинальные решения сложных задач.

Качественная реализация игр Воскобовича невозможна без определения уровня развития

детей.

Диагностика

проводится

по

следующим

критериям:

сенсорные

способности,

внимание, элементы логического,

творческое мышление, память, речь, воображение.

Результаты диагностики показали положительную динамику уровня развития сенсорных

способностей, памяти, элементов логического мышления и воображения, наблюдается

высокий уровень речевого развития, в основном развита объяснительная сторона речи,

творческое рассказывание.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники