Автор: Джамиева Марта Магидиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Ромашка"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: Статья.
Тема: "Интеллектуально – творческое развитие."
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы: «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»
Ни для кого не секрет, что в наше время — время компьютерных игр — у детей
переизбыток острых эмоциональных ощущений. Все реже дети и подростки читают или
играют
в
традиционные
«тихие»
игры.
Сложно
даже
представить,
что
современный
ребенок,
склонившись
над
небольшим
игровым
полем,
может
забыть
про
все на свете... Но, тем не менее, бывает и такое. В этом мы смогли убедиться, используя
игры Воскобовича.
Эффективное
развитие
интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного
возраста
-
одна
из
актуальных
проблем
современности.
Дошкольники
с
развитым
интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в
своих силах,
легче
адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Так же большую часть в
будущей жизни ребёнка дошкольника играют и творческие способности. Дети с высоким
уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный
уровень
самооценки,
обладают
внутренней
свободой
и
высоким
самоконтролем.
Проявляя
интерес
ко
всему
новому
и
необычному,
они
инициативны,
успешно
приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохранения,
тем не менее,
личную независимость суждений и действий.
Технология
В.В.Воскобовича
состоит
из
10
комплектов
игр.
По
решаемым
образовательным задачам все игры Воскобовича условно делятся на 3 группы:
1-ая группа игр направлена на математическое развитие детей. Целью этих игр
является
развитие
мыслительных
операций,
а
игровыми
действиями
-
манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
Например «Прозрачные цифры», «Геоконт», «Математические корзинки», «Чудо-
крестики», «Чудо соты», «Чудо цветик» и т.д.
2-ая группа- это с буквами, звуками, слогами, словами. Например, «Конструктор
букв», «Читайка на шариках», «Шнур затейник».
3-тья
группа -
универсальные игровые обучающие средства, объединяющие
различные виды деятельности детей (экологическое воспитание, обучение грамоте,
ознакомление
с
окружающим,
конструирование,
математическое
и
речевое
развитие). Например, «Игровизор», «Коврик, ларчик».
Технологию
В.В.Воскобовича
я
применяю
ежедневно.
Эти
игры
включаются
различные формы организации детской деятельности: непосредственно-образовательную
и самостоятельную. На занятиях игры В.В.Воскобовича выполняют роль дидактического
материала
и
являются
частью
занятия.
Я
включаю
эти
игры
на
занятия
по
математическому развитию,
экологическому воспитанию, по подготовке к обучению
грамоте, ознакомлению с предметами и рукотворным миром, изодеятельности.
Так же
провожу занятия полностью построенные на играх Воскобовича.
Занятия организую и провожу в следующих формах:
1 вариант Занятия-сказки. На таких занятиях вопросы, задания ставит не взрослый, а
сказочный
герой,
которому
по
сюжету
необходимо
решить
какую-нибудь
проблему.
Сказочный сюжет включает 2-3 игры, но с целым веером игровых заданий и упражнений
для
каждой.
Воспитатели
стараются
проявлять
творчество
и
адаптировать
известные
сказки. Например,
сказка «Колобок», дети из
«Двухцветного квадрата Воскобовича»
складывают домик, а из игры «Эталоны формы» животных. Такие занятия подходят на
начальных этапах ознакомления с играми Воскобовича.
2
вариант
Комбинированные
занятия. Они
состоят из большого количества игр (в
старшем возрасте их кол-во может доходить до 5-6 игр), но с небольшим набором игровых
заданий, упражнений и интеллектуальных задач для каждой. Такие занятия похожи на
новогоднюю елку. Роль елки выполняет сказочный зачин, фрагмент рассказа, истории, а
елочных игрушек – развивающие игры. Такие занятия проводим, когда дети
хорошо
знакомы с предлагаемыми играми.
3 вариант Занятия – викторины. Занятия проводятся в виде викторины (это для детей
подготовительной
группы).
Удачно
получаются
комплексные
занятия,
например,
математика,
развитие
речи
и
изобразительная
деятельность
или
же
экологическое
образование
и
конструирование.
На
данных
занятиях
педагоги
выступают
в
роли
организатора
поискового
процесса,
перед
детьми
ставятся
вопросы
и
задания
таким
образом, чтобы побуждать их искать каждый раз новые пути решения.
Уделяю
большое
внимание
организации
и
проведению
совместной
игровой
познавательной деятельности. При организации совместной деятельности создаю условия
для интеграции различных игр: например, театрализованных и математических. Такой
вариант
проведения
совместной
деятельности
наиболее
эффективный,
так
как
он
позволяет
ставить
развивающие
и
образовательные
задачи,
а
дети
при
этом
просто
продолжают играть.
Работу
с
детьми
по
ознакомлению
с
играми
В.В.Воскобовича
осуществляю
поэтапно.
Первый
шаг
–
это
занятие-путешествие
в
сказочный
Фиолетовый
Лес
и
знакомство с его персонажами (Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, Магнолик и т.д.). При
помощи
данных
персонажей
поэтапно
знакомим
детей
с
разнообразными
играми.
Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет «Легенды
Фиолетового
леса»
снижает
излишнюю
дидактичность
занятий
и
способствует
наилучшему формированию у детей представлений. С этой целью в группе создан центр
развивающих
игр
Воскабовича
–
нарисованный
Фиолетовый
Лес,
с
необходимым
набором игр.
На первом этапе дети знакомятся
с такими играми как «Двухцветный квадрат
Воскобовича»,
«Шнур-затейник»,
«Математические
корзинки»,
«Ларчик».
Эти
игры
являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых
игровых заданий и упражнений. Так же дети усваивают
образную терминологию,
сказочные названия, придуманные самим автором. Например, точки координат оси в игре
«Геоконт»
называются
разноцветными
лучиками,
каждая
точка
обозначается
буквой,
например Ф, это фиолетовый лучик и т.д.; геометрические фигуры в игре «Прозрачный
квадрат» называются нетающие льдинки).
На втором этапе обучаю детей основным игровым приемам. Подбираю задания и
игровые
упражнения,
требующие
интеллектуального
напряжения,
волевых
усилий
и
концентрации внимания. Знакомлю детей с такими играми как «Четырехцветный квадрат
Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Геоконт», «Геовизор», «Конструктор
цифр», «Конструктор букв», и т.д.
На третьем этапе обучения использую уже все знакомые детям игры, но большое
внимание уделяю развитию творчества и самостоятельности. Стремлюсь к тому, чтобы
дети без помощи взрослого изобретали игровые задания и упражнения, предлагали новые
решения задач, придумывали и конструировали предметные формы, составляли к ним
схемы. С этой целью создаю в группе творческую атмосферу, поощряю и поддерживаю
детскую инициативу, рассматриваю любые предложения детей.
Используя
технологию «Сказочные лабиринты игры», мы получили хорошие
результаты. Дети считают до двадцати, умеют сравнивать предметы, находя больше и
меньше
данного
(благодаря
«Математическим
корзинкам»,
«Геоконту»,
«Игровому
квадрату»). Удивляет так же то, что дети очень быстро запоминают геометрические
фигуры, легко сравнивают их с окружающими предметами, изображают при помощи
разноцветных
веревочек
на
Коврографе,
паутинок
на
«Геоконте»
и
складывают
из
Волшебного квадрата.
Играми Воскобовича любят играть не только дети, ими заинтересовались и
родители. Для ознакомления родителей с данной технологией был проведен семинар-
практикум, на котором познакомили их не только с развивающей сутью технологии, но и
дали практические советы, как в домашних условиях можно изготовить данные игры,
разработали подбор
игровых заданий и упражнений для совместных игр родителей с
детьми. В индивидуальных беседах родители отмечают, что дети стали более логичны в
своих суждениях, находят оригинальные решения сложных задач.
Качественная реализация игр Воскобовича невозможна без определения уровня развития
детей.
Диагностика
проводится
по
следующим
критериям:
сенсорные
способности,
внимание, элементы логического,
творческое мышление, память, речь, воображение.
Результаты диагностики показали положительную динамику уровня развития сенсорных
способностей, памяти, элементов логического мышления и воображения, наблюдается
высокий уровень речевого развития, в основном развита объяснительная сторона речи,
творческое рассказывание.