Напоминание

"Сперва аз да буки, затем другие науки"


Автор: Дементьева Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Машенька»
Населённый пункт: Королёв,Московская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Сперва аз да буки, затем другие науки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королём Московской области

«Детский сад комбинированного вида №20 «Машенька»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по

формированию целостной картины мира и развитию

речи с использованием ИКТ по теме:

«Сперва аз да буки, затем другие науки»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель

Дементьева В.А.

г.о.Королёв М.О.

Цель:

Познакомить детей с появлением письменности, с праздником

славянской письменности и культуры. Рассказать о святых

равноапостольных Кирилле и Мефодии и раскрыть значение их

просветительного подвига.

Рассказать о красоте русского языка.

Воспитание у детей уважение к подвижникам, людям науки.

Воспитание чувства уважения к своему Отечеству, бережного

отношения к родному языку.

Развивать воображение при изображении своей буквы с вензелями.

Активизировать в речи слова: наскальные рисунки, глаголица,

кириллица, берестяные грамоты, алфавит.

Воспитывать активность при ответах на вопросы викторины.

Здравствуйте, дети. Сегодня я пришла к вам с необычным письмом.

Показать поднос на котором лежат: птица, мышь, лягушка и пять стрел.

Хотите, я расскажу вам притчу из далекого-далекого прошлого?

«К персидскому царю Дарию пришел скифский гонец и принес подарки.

- Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои

вожди?

- Мне велено передать молча и уйти. Если у тебя достаточно мудрости,

ты сам поймешь, что хотел сказать мой народ.

И царь стал думать.

«Мышь живет в земле, лягушка – на земле, птица - в воздухе. Значит, они

отдают нам свои земли, а вместе со стрелами – свою храбрость».

Но тут встал военачальник и сказал:

- Царь, я знаю этот народ, они свободные и гордые. И скорее всего, их

письмо надо читать так: « Если вы не улетите, подобно птицам; не

зароетесь в землю, как мыши; не ускачите, подобно лягушкам, то вы

падете под ударами наших стрел».

Вот так в древности люди обменивались информацией, ведь не было ни

телефонов, ни телевизоров, ни компьютеров с интернетом. Получалось

громоздко и не совсем понятно, ведь такой набор предметов можно понять

по-разному. Теперь представьте, что вы получили такое письмо, как вы его

«прочитаете»?

(Варианты ответов детей)

Вот мой вариант этого письма: «Сидите тихо, как мышки; отвечайте красиво,

как поет птица; будьте умными, как царевна лягушка и тогда вы получите

пятерки за знания»

Люди поняли, что обмениваться предметами- посланиями не всегда понятно

и очень громоздко. И тогда они стали рисовать предметы.

(слайд наскальные рисунки 1,2,3,4)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых жили древние

люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Потом древние

люди стали заменять рисунки символами.

(слайд 5)

Такие надписи делались на камнях, скалах, на доске. Опять переносить такие

«письма» на дальние расстояния было неудобно, да и понять такие знаки

можно было по- разному.

Но шло время. Постепенно от рисунков люди перешли к знакам, которые

стали называть буквами.

Так зародилась письменность.

(слайд 7 «Возникновение письменности»)

(слайд 8,9, 10 «Кирилл и Мефодий»)

На экране вы видите двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в

миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом они из Греции, из

города Салоники (Солуни). Они были очень образованными людьми своего

времени. Их отец был военачальником. И Кирилл и Мефодий учились в

школе, знали много языков, переводили книги. Их отправили с

просветительской миссией к славянам, обучать наукам.

Но это было не возможно, потому что у славян не было своей азбуки. И тогда

Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. Работа была

очень трудной, потому что братья хотели, чтобы буквы были простыми в

написании и красивыми.

И вот 24 мая 863 года они объявили о создании славянского алфавита.

(слайд 11, 12, 13 «Азбука», «Глаголица и Кириллица»)

Это первые славянские азбуки.

«Глаголица» от слова глагол, что означает речь.

«Кириллица» названа в честь ее создателя.

В древней Руси глаголица использовалась для написания церковных книг, а

кириллица в бытовой письменности, она и стала основой русского алфавита.

Рассмотреть изображение написания нескольких букв.

Каждая буква имела свое название – «аз» - А; «буки» - Б; «веди» - В; «глагол»

- Г; «добро» - Д.

«Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки». Слово Азбука появилось из

первых двух букв алфавита. Всего в кириллице было 43 буквы.

Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I. В

1918 году из русского алфавита ушли 5 букв. За тысячу лет из нашего

алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё», и вот,

наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.

А сейчас возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Напишите первую

букву своего имени и украсьте ее вензелями, или в виде зверя, или в виде

птицы, или в виде человека. Кто как хочет, чтобы его буква выглядела очень

красиво и необычно, как в Глаголице и Кириллице.

Самостоятельная работа детей. рассмотреть рисунки, выбрать самые

необычные.

На Руси стали появляться первые книги. Они были очень дорогими. Их

делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом

втирали мед.

(слайд 16 «Книга на пергаменте»)

Еще на Руси использовали другой материал – бересту. Знаки на берестяную

книгу наносили костяным стерженьком.

(слайд 17.18,19 «Берестяные грамоты»)

Первыми книгами были церковные книги, ученые труды, поученья

(слайд 20,21,22,23,24,25,26 «Первые рукописные книги»)

А писали такие книги вручную летописцы.

(слайд 27.28)

Потом появились печатные станки и современная азбука.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

А тому, что у нас есть своя азбука, свой алфавит, мы обязаны двум братьям,

просветителям славян – Кириллу и Мефодию.

В их честь был учрежден этот праздник День славянской письменности и

культуры, который мы отмечаем 24 мая. В Москве есть памятник Кириллу и

Мефодию (слайд 33).

А теперь мы поиграем, устроим викторину. Я буду задавать вопросы, а вы –

отвечать. За каждый правильный ответ получаете вот такую фишку. Кто

наберет больше фишек – тот победитель.

Вопросы викторины:

1.

Как древние люди обменивались информацией? (предметами)

2.

Что они рисовали на скалах? (рисунки, значки-символы)

3.

Что появилось после значков-символов? Это 33 богатыря, мудрецов –

богатырей знает каждый грамотей! (буквы)

4.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построились в ряд. (алфавит)

5.

Как звали создателей славянского алфавита? (Кирилл и Мефодий )

6.

Как назывались славянские азбуки? (Глаголица и Кириллица)

7.

Языка нет, а рассказывает? (книга)

8.

На чем писались древние книги? ( на пергаменте и бересте)

9.

Сколько букв в современном алфавите? (33)

10.Когда отмечают праздник День славянской письменности и культуры

(24 мая)

11. Где используют алфавитный порядок? ( записная книга, энциклопедия,

библиотека…)

Подведение итогов викторины. Вручение медалей.

Я поздравляю вас, дети, с наступающим праздником Днем славянской

письменности и культуры, который мы отмечаем 24 мая. Ведь письменность

– это настоящее сокровище, которым владеет каждый человек. Ведь не зря

есть русская пословица «Сперва Аз да Буки, а потом другие науки».

С азов

начинается путь каждого из вас в мир знаний.

Русский язык, на котором мы с

вами говорим, очень красивый. Русских писателей и поэтов знает и любит

весь мир. Умные, красивые русские люди говорят красивым русским языком,

дурные люди, употребляют плохие слова. Вы маленькие, чистые и красивые

дети, говорите только красивые слова, берегите свой родной

красивый

русский язык!

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Вот вам от меня в память о нашей сегодняшней встрече печенье «Алфавит».



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники