Автор: Дементьева Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Машенька»
Населённый пункт: Королёв,Московская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Сперва аз да буки, затем другие науки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королём Московской области
«Детский сад комбинированного вида №20 «Машенька»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по
формированию целостной картины мира и развитию
речи с использованием ИКТ по теме:
«Сперва аз да буки, затем другие науки»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель
Дементьева В.А.
г.о.Королёв М.О.
Цель:
Познакомить детей с появлением письменности, с праздником
славянской письменности и культуры. Рассказать о святых
равноапостольных Кирилле и Мефодии и раскрыть значение их
просветительного подвига.
Рассказать о красоте русского языка.
Воспитание у детей уважение к подвижникам, людям науки.
Воспитание чувства уважения к своему Отечеству, бережного
отношения к родному языку.
Развивать воображение при изображении своей буквы с вензелями.
Активизировать в речи слова: наскальные рисунки, глаголица,
кириллица, берестяные грамоты, алфавит.
Воспитывать активность при ответах на вопросы викторины.
Здравствуйте, дети. Сегодня я пришла к вам с необычным письмом.
Показать поднос на котором лежат: птица, мышь, лягушка и пять стрел.
Хотите, я расскажу вам притчу из далекого-далекого прошлого?
«К персидскому царю Дарию пришел скифский гонец и принес подарки.
- Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои
вожди?
- Мне велено передать молча и уйти. Если у тебя достаточно мудрости,
ты сам поймешь, что хотел сказать мой народ.
И царь стал думать.
«Мышь живет в земле, лягушка – на земле, птица - в воздухе. Значит, они
отдают нам свои земли, а вместе со стрелами – свою храбрость».
Но тут встал военачальник и сказал:
- Царь, я знаю этот народ, они свободные и гордые. И скорее всего, их
письмо надо читать так: « Если вы не улетите, подобно птицам; не
зароетесь в землю, как мыши; не ускачите, подобно лягушкам, то вы
падете под ударами наших стрел».
Вот так в древности люди обменивались информацией, ведь не было ни
телефонов, ни телевизоров, ни компьютеров с интернетом. Получалось
громоздко и не совсем понятно, ведь такой набор предметов можно понять
по-разному. Теперь представьте, что вы получили такое письмо, как вы его
«прочитаете»?
(Варианты ответов детей)
Вот мой вариант этого письма: «Сидите тихо, как мышки; отвечайте красиво,
как поет птица; будьте умными, как царевна лягушка и тогда вы получите
пятерки за знания»
Люди поняли, что обмениваться предметами- посланиями не всегда понятно
и очень громоздко. И тогда они стали рисовать предметы.
(слайд наскальные рисунки 1,2,3,4)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых жили древние
люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Потом древние
люди стали заменять рисунки символами.
(слайд 5)
Такие надписи делались на камнях, скалах, на доске. Опять переносить такие
«письма» на дальние расстояния было неудобно, да и понять такие знаки
можно было по- разному.
Но шло время. Постепенно от рисунков люди перешли к знакам, которые
стали называть буквами.
Так зародилась письменность.
(слайд 7 «Возникновение письменности»)
(слайд 8,9, 10 «Кирилл и Мефодий»)
На экране вы видите двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в
миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом они из Греции, из
города Салоники (Солуни). Они были очень образованными людьми своего
времени. Их отец был военачальником. И Кирилл и Мефодий учились в
школе, знали много языков, переводили книги. Их отправили с
просветительской миссией к славянам, обучать наукам.
Но это было не возможно, потому что у славян не было своей азбуки. И тогда
Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. Работа была
очень трудной, потому что братья хотели, чтобы буквы были простыми в
написании и красивыми.
И вот 24 мая 863 года они объявили о создании славянского алфавита.
(слайд 11, 12, 13 «Азбука», «Глаголица и Кириллица»)
Это первые славянские азбуки.
«Глаголица» от слова глагол, что означает речь.
«Кириллица» названа в честь ее создателя.
В древней Руси глаголица использовалась для написания церковных книг, а
кириллица в бытовой письменности, она и стала основой русского алфавита.
Рассмотреть изображение написания нескольких букв.
Каждая буква имела свое название – «аз» - А; «буки» - Б; «веди» - В; «глагол»
- Г; «добро» - Д.
«Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки». Слово Азбука появилось из
первых двух букв алфавита. Всего в кириллице было 43 буквы.
Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I. В
1918 году из русского алфавита ушли 5 букв. За тысячу лет из нашего
алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё», и вот,
наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.
А сейчас возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Напишите первую
букву своего имени и украсьте ее вензелями, или в виде зверя, или в виде
птицы, или в виде человека. Кто как хочет, чтобы его буква выглядела очень
красиво и необычно, как в Глаголице и Кириллице.
Самостоятельная работа детей. рассмотреть рисунки, выбрать самые
необычные.
На Руси стали появляться первые книги. Они были очень дорогими. Их
делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом
втирали мед.
(слайд 16 «Книга на пергаменте»)
Еще на Руси использовали другой материал – бересту. Знаки на берестяную
книгу наносили костяным стерженьком.
(слайд 17.18,19 «Берестяные грамоты»)
Первыми книгами были церковные книги, ученые труды, поученья
(слайд 20,21,22,23,24,25,26 «Первые рукописные книги»)
А писали такие книги вручную летописцы.
(слайд 27.28)
Потом появились печатные станки и современная азбука.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
А тому, что у нас есть своя азбука, свой алфавит, мы обязаны двум братьям,
просветителям славян – Кириллу и Мефодию.
В их честь был учрежден этот праздник День славянской письменности и
культуры, который мы отмечаем 24 мая. В Москве есть памятник Кириллу и
Мефодию (слайд 33).
А теперь мы поиграем, устроим викторину. Я буду задавать вопросы, а вы –
отвечать. За каждый правильный ответ получаете вот такую фишку. Кто
наберет больше фишек – тот победитель.
Вопросы викторины:
1.
Как древние люди обменивались информацией? (предметами)
2.
Что они рисовали на скалах? (рисунки, значки-символы)
3.
Что появилось после значков-символов? Это 33 богатыря, мудрецов –
богатырей знает каждый грамотей! (буквы)
4.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построились в ряд. (алфавит)
5.
Как звали создателей славянского алфавита? (Кирилл и Мефодий )
6.
Как назывались славянские азбуки? (Глаголица и Кириллица)
7.
Языка нет, а рассказывает? (книга)
8.
На чем писались древние книги? ( на пергаменте и бересте)
9.
Сколько букв в современном алфавите? (33)
10.Когда отмечают праздник День славянской письменности и культуры
(24 мая)
11. Где используют алфавитный порядок? ( записная книга, энциклопедия,
библиотека…)
Подведение итогов викторины. Вручение медалей.
Я поздравляю вас, дети, с наступающим праздником Днем славянской
письменности и культуры, который мы отмечаем 24 мая. Ведь письменность
– это настоящее сокровище, которым владеет каждый человек. Ведь не зря
есть русская пословица «Сперва Аз да Буки, а потом другие науки».
С азов
начинается путь каждого из вас в мир знаний.
Русский язык, на котором мы с
вами говорим, очень красивый. Русских писателей и поэтов знает и любит
весь мир. Умные, красивые русские люди говорят красивым русским языком,
дурные люди, употребляют плохие слова. Вы маленькие, чистые и красивые
дети, говорите только красивые слова, берегите свой родной
красивый
русский язык!
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Мы Отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине твоей!
Вот вам от меня в память о нашей сегодняшней встрече печенье «Алфавит».