Автор: Малышева Надежда Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №17 "Затейники"
Населённый пункт: Балаково
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей
Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста.
Д. Б. Эльконин называл игру
и г
р ы
кладовой настоящей
и гр ы
творческой мысли
н а
и б о
л
е
е
будущего человека. Предмет
о блегч а
ю т
этой деятельности
д е
я
т
е
л
ь
н о стью
составляет взрослый
ср авн и в
а
т
ь
человек как
т
а
к
и м
носитель определенных
ум ен и е
общественных функций,
зам еч а
е
т
с
я
вступающий в отношения
во зм о
ж н а
с другими людьми,
и гр ы
использующий в своей
д ети
деятельности определенные
в
о зм о
ж н а
правила.
В игре
р е
б
е
н о к
ребенок сначала
т
р еб о ван и я
эмоционально, а затем интел
т
р еб о в
а
н и я
лектуально осваивает
хо р о ш а
всю систему
это й
человеческих отношений. Игра — это
о б щ ествен н о г
о
особая форма
м е
ж д у
освоения действительности
у
м ен и е
путем ее воспроизведения,
а
к
т
и ви зи р
у ю т
моделирования. Как
во с
п р и я
т
и ем
показали исследования
о б
л
е
г
ч аю т
Д. Б. Эльконина, игра — это
д ву х
не всеобщая форма
д и д акти ч е
с
к
и е
жизни всех детей,
р а
з
в
и т
и и
она - образование
и г
р а
историческое. Игра возникает
о с
н о ве
только на определенных
сен со р н о е
этапах развития
о сн о в
е
общества, когда
сло в
е
с
н ы е
ребенок не может
о сн о ве
принять непосредственное участие
и гр ы
в системе общественного
д е
т
и
труда, когда
вы сту п а
е
т
возникает промежуток
со зд а
е
т
времени, когда
м е
ж д у
надо подождать,
р е
б
е
н о к
чтобы ребенок
у
м е
н и е
подрос. У ребенка
д е
я
т
е
л
ь
н о стью
имеется тенденция
если
в эту жизнь
р азви ти и
активно входить,
во сп р и я
т
и ем
на этой почве
о с
н о ве
и возникает игра.
Итак, игра — это
тр е
б о ван и я
деятельность по ориентации
п р е
д м етам и
в смыслах человеческой
д о п о
л
н ять
деятельности. Она
н аи б о
л
е
е
ориентировочная по своему
о бу ч а
ю щ ем у
существу. Именно
э
т
о й
поэтому она
д е
т
ь
м и
и выносит ребенка
и г
р ы
на девятый вал
тр е
б о в
а
н и я
его развития
д е
т
е
й
и становится ведущей
р азви ти и
деятельностью в дошкольном
ц ель
возрасте.
Сущность дидактической игры
ло ги ч е
с
к
а
я
заключается в том,
и сп ользу ю т
с
я
что дети
с
р авн и в
а
т
ь
решают умственные
р азви ти и
задачи, предложенные
д и д а
к
т
и ч ески е
им в занимательной игровой
во зн и к
а
е
т
форме, сами
хо р о ш а
находят решения,
д ву х
преодолевая при
п о и ск
этом определённые
и гр ы
трудности.
Сенсорное развитие
м о
ж ет
ребёнка в дидактической игре
с
л
о весн ы е
происходит в неразрывной
д е
т
ь
м и
связи с развитием
р ебен о к
у него логического
о блегч а
ю т
мышления и умения
в
о зн и к
а
е
т
выражать свои
у
м е
н и я
мысли словами. Чтобы
д и д акти ч еско е
решить игровую
п о
л
у ч и ть
задачу требуется
у
м ен и я
сравнивать признаки
т
р еб о ван и я
предметов, устанавливать
у
м ен и е
сходство и различие,
д и д акти ч ески е
обобщать, делать
во с
п р и я
т
и ем
выводы. Таким
и г
р ы
образом, развивается
о сн о в
е
способность к суждениям,
во сп р и я
т
и ем
умозаключению, умению
ч ело веч еско й
применять свои
со з
д ает
знания в разных
ло г
и ч е
с
к
а
я
условиях. Это
о сн о ве
становится возможным
во сп р и яти е
м
лишь в том
и гр о в
а
я
случае, если
зам еч а
е
т
с
я
у детей есть
ум ен и я
конкретное знание
и г
р а
о предметах и явлениях,
у
м ен и е
которые составляют
п р ед м е
т
а
х
содержание игры.
Дидактическая
ло ги ч еская
игра выступает
таки м
как один
вы н о си т
из основных факторов
п олу ч и ть
развития ребенка.
Виды дидактических
п е
р вом
игр.
Дидактические игры
вы сту п ает
различаются по обучающему
и гр ы
содержанию, познавательной
д и д а
к
т
и ч ески е
деятельности детей, игровым
в
м есте
действиям и правилам,
е
с
л
и
организации и взаимоотношениям детей,
н аи б олее
по роли педагога
д и д а
к
т
и ч еско е
в них. Перечисленные
д ети
признаки присущи
о б
у ч а
ю щ ем у
всем играм, однако,
п р ед м е
т
а
м и
в одних играх отчётливее
н аи б олее
выступают одни
ц е
л
ь
признаки, в других – иные.
Часто дидактические игры
д и д акти ч ески е
соотносят с содержанием обучения:
м е
ж д у
игры по сенсорному восприятию,
вм е
с
т
е
словесные игры,
д о п о
л
н я
т
ь
игры по ознакомлению
вм есте
с природой и другие.
Иногда
сло весн ы е
игры соотносят
с
о о
т
н о с
я
т
с материалом:
1. Игры
и г
р о вая
с предметами (игрушки, природные
д е
я
т
е
л
ь
н о стью
материалы и т. д.) наиболее
д и д а
к
т
и ч ески е
доступны детям,
во сп р и я
т
и ем
так как
п о
л
а
г
а
я
с
ь
они основаны
и гр а
на непосредственном восприятии,
п о и с
к
соответствуют стремлению
во зм о
ж н а
ребёнка действовать
с
е
н со р н о е
с вещами и таким
со з
д ает
образом знакомиться
и гр о вая
с ними.
2. Настольно–печатные
со отн о с
я
т
игры, также
это й
как и игры
со о
т
н о с
я
т
с предметами, основаны
д ву х
на принципе наглядности,
з
а
м еч ается
но в этих играх детям
зан и м ательн о й
даётся не сам
и г
р ы
предмет, а его
п о н и м а
н и я
изображение. Как
д и д акти ч е
с
к
и х
и дидактическая игрушка,
о сн о ве
настольно-печатная игра хороша
е
с
л
и
лишь в том
зн ан и я
случае, когда
и г
р ы
она требует
вы н о си т
самостоятельной работы.
3. Словесные
д е
т
и
игры наиболее
во зн и к
а
е
т
сложны, Они
вы сту п ает
не связаны с непосредственным
п р е
д м етах
восприятием предмета. В
п р о и с
х
о
д и т
них дети
со о
т
н о сят
должны оперировать
это й
представлениями. Эти
д и д а
к
т
и ч еско е
игры имеют
д и д акти ч е
с
к
о е
большое значение
з
а
м еч ается
для развития
о сн о ве
речи ребёнка,
в
ы сту п аю т
так как
ум е
н и е
в них дети
ф о рм и рует
учатся высказывать
р азви ти и
самостоятельные суждения,
и гр ы
делать выводы
у
м ен и е
и умозаключения, не полагаясь
п олагаясь
на суждения других,
п олу ч и ть
замечать логические
в
ы сту п а
ю т
ошибки. /Л. В. Артемова,
во зн и кает
Л. А. Абрамян/
Возможна и такая
в
ы сту п аю т
группировка дидактических игр:
е
с
л
и
игры-путешествия, игры-поручения,
в
о з
н и кает
игры-предположения, игры-загадки,
ум е
н и я
игры-беседы.
1. Игры-путешествия
и гр ы
всегда несколько
хо р о ш а
загадочны. Именно
б ы ло
это вызывает
зн а
н и я
интерес и активное
д е
т
ь
м и
участие в развитии
д етьм и
игры, обогащение
д и д а
к
т
и ч еская
игровых действий,
и г
р ы
стремление овладеть
п р ед м етам и
правилами игры
в
о з
н и к
а
е
т
и получить результат: решить
р е
б
е
н о к
проблему, чему-то
ц ель
научиться. Цель
р оли
игры-путешествия – усилить
п о н и м ан и я
впечатление, придать
п олагаясь
содержанию сказочную
п о и ск
необычность, обратить
вм есте
внимание детей на то, что
и гр ы
находится рядом,
и г
р ы
но не замечается ими. Игры-путешествия
ч ело в
е
ч еско й
развивают внимание,
и гр о вы м
речь, наблюдательность,
о бу ч аю щ ем у
осмысление игровых
всегд а
задач, облегчают
и гр ы
преодоление трудностей
д и д акти ч е
с
к
и е
и достижение успеха.
2. Игры-поручения. В
м еж д у
основе их лежат
в
м есте
действия с предметами,
ц е
л
ь
игрушками, словесные
ср авн и в
а
т
ь
поручения (собрать
ч ело веч еско й
вместе все
т
а
к
и м
предметы одного
д о г
а
д ы ваться
цвета, разложить
п р ед м е
т
а
х
предметы по величине,
это й
форме).
3. Игры-предположения. “Что
зам е
ч ается
было бы… ?” или “Что
д ву х
бы я сделал?” и др. Дидактическое содержание
и гр ы
игры заключается
д и д а
к
т
и ч еская
в том, что
тр е
б о в
а
н и я
перед детьми
п е
р вом
ставится задача
п ер вом
и создаётся ситуация,
и гр о в
а
я
требующая осмысления
и г
р ы
последующего действия. Эти
д о г
а
д ы в
а
т
ь
с
я
игры требуют
и г
р ы
умения соотнести
и гр ы
знания с обстоятельствами,
в
о сп р и яти ем
установления причинных
во з
м ож н а
связей.
4. Игры-загадки
о б щ ествен н о го
используются для
и г
р ы
проверки знаний,
вы с
т
у п а
ю т
умений, находчивости. Главной
д ети
особенностью игр-загадок
сло в
е
с
н ы е
является логическая
д и д акти ч ески е
задача. Способы
п о и с
к
построения логических
если
задач различны,
д в
у х
но все они
и гр ам
активизируют умственную
и гр о в
ы м
и речевую деятельность
д и д акти ч еская
ребёнка. Детям
о б щ ествен н о го
нравятся игры-загадки. Необходимость
д и д акти ч е
с
к
и х
сравнивать, припоминать,
у
м ен и я
думать, догадываться
р оли
составляет радость. Разгадывание
ф о р
м и рует
загадок развивает
д и д акти ч е
с
к
и х
способность к анализу,
и г
р ы
обобщению, формирует
п р е
д м е
т
а
х
умение рассуждать,
и гр ам
делать выводы,
о блегч а
ю т
умозаключения.
5. Игры-беседы (диалоги). В
с
л
о весн ы е
их основе лежит
ср а
в
н и в
а
т
ь
общение педагога
и гр ы
с детьми и детей
ф о р
м и рует
между собой. Игра-беседа
п р о и сход и т
воспитывает умение
вы сту п аю т
слушать вопросы
ум е
н и е
педагога, вопросы
ф о рм и р
у
е
т
и ответы детей, умение сосредотачивать внимание
у
м е
н и е
на содержании разговора,
п р о и сход и т
дополнять сказанное, высказывать
р оли
суждение. Всё это
в
ы н о си т
характеризует активный
во з
м ож н а
поиск решения
и гр ы
задачи. /А. Д. Саар,
и с
п ользу ю тся
К. Д. Сергеева/
Дидактическая игра
если
как игровой
о б
у ч аю щ е
м у
метод обучения рассматривается
и гр ам
в двух видах: игры - занятия
ср а
в
н и вать
и дидактические или автодидактические игры. В
п р ед м е
т
а
м и
первом случае
тр еб о в
а
н и я
ведущая роль
о б щ ествен н о го
принадлежит педагогу,
у
м ен и я
который использует
вы н о си т
игровые приемы,
д и д акти ч е
с
к
а
я
создает игровую
зам еч ается
ситуацию, вносит
а
к
т
и ви з
и р
у ю т
элементы соревнования. Дидактическая
и гр ы
игра как
п о н и м ан и я
самостоятельная игровая
в
ы сту п а
е
т
деятельность основана
и гр ы
и осуществляется лишь
д и д а
к
т
и ч ески х
в том случае,
п р е
д м е
т
а
х
если дети
с
о о
т
н о сят
проявляют интерес
и г
р о вая
к игре, ее правилам
з
а
н и м ательн о й
и действиям.
Из понимания
р а
з
в
и ти и
значения дидактических игр
б ы ло
вытекают следующие
и сп ользу ю тся
требования к ним:
1. Каждая дидактическая
и гр ы
игра должна
с
о отн о сят
давать упражнения,
в
ы н о си т
полезные для
д и д а
к
т
и ч еская
развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре
д еятельн о с
т
ь
ю
обязательно наличие
всегд а
увлекательной задачи,
п ер вом
решение которой
б ы ло
требует умственного
и г
р ы
усилия, преодоления
п олагаясь
некоторых трудностей.
3. Дидактизм в
во зм о
ж н а
игре должен
т
р е
б о ван и я
сочетаться с занимательностью,
о б щ ествен н о г
о
шуткой, юмором. Увлечение
р ебен о к
игрой мобилизует
д и д акти ч ески е
деятельность, облегчает
о блегч а
ю т
выполнение задачи. /по
и г
р ы
С. Л. Новоселовой/
Таким образом, дидактическая
в
о з
н и кает
игра представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое явление:
она
является
и
игровым
методом обучения
детей,
и
формой обучения,
и
самостоятельной
игровой
деятельностью,
и средством речевого
развития
ребенка