Напоминание

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей


Автор: Малышева Надежда Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №17 "Затейники"
Населённый пункт: Балаково
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей

Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста.

Д. Б. Эльконин называл игру

и г

р ы

кладовой настоящей

и гр ы

творческой мысли

н а

и б о

л

е

е

будущего человека. Предмет

о блегч а

ю т

этой деятельности

д е

я

т

е

л

ь

н о стью

составляет взрослый

ср авн и в

а

т

ь

человек как

т

а

к

и м

носитель определенных

ум ен и е

общественных функций,

зам еч а

е

т

с

я

вступающий в отношения

во зм о

ж н а

с другими людьми,

и гр ы

использующий в своей

д ети

деятельности определенные

в

о зм о

ж н а

правила.

В игре

р е

б

е

н о к

ребенок сначала

т

р еб о ван и я

эмоционально, а затем интел

т

р еб о в

а

н и я

лектуально осваивает

хо р о ш а

всю систему

это й

человеческих отношений. Игра — это

о б щ ествен н о г

о

особая форма

м е

ж д у

освоения действительности

у

м ен и е

путем ее воспроизведения,

а

к

т

и ви зи р

у ю т

моделирования. Как

во с

п р и я

т

и ем

показали исследования

о б

л

е

г

ч аю т

Д. Б. Эльконина, игра — это

д ву х

не всеобщая форма

д и д акти ч е

с

к

и е

жизни всех детей,

р а

з

в

и т

и и

она - образование

и г

р а

историческое. Игра возникает

о с

н о ве

только на определенных

сен со р н о е

этапах развития

о сн о в

е

общества, когда

сло в

е

с

н ы е

ребенок не может

о сн о ве

принять непосредственное участие

и гр ы

в системе общественного

д е

т

и

труда, когда

вы сту п а

е

т

возникает промежуток

со зд а

е

т

времени, когда

м е

ж д у

надо подождать,

р е

б

е

н о к

чтобы ребенок

у

м е

н и е

подрос. У ребенка

д е

я

т

е

л

ь

н о стью

имеется тенденция

если

в эту жизнь

р азви ти и

активно входить,

во сп р и я

т

и ем

на этой почве

о с

н о ве

и возникает игра.

Итак, игра — это

тр е

б о ван и я

деятельность по ориентации

п р е

д м етам и

в смыслах человеческой

д о п о

л

н ять

деятельности. Она

н аи б о

л

е

е

ориентировочная по своему

о бу ч а

ю щ ем у

существу. Именно

э

т

о й

поэтому она

д е

т

ь

м и

и выносит ребенка

и г

р ы

на девятый вал

тр е

б о в

а

н и я

его развития

д е

т

е

й

и становится ведущей

р азви ти и

деятельностью в дошкольном

ц ель

возрасте.

Сущность дидактической игры

ло ги ч е

с

к

а

я

заключается в том,

и сп ользу ю т

с

я

что дети

с

р авн и в

а

т

ь

решают умственные

р азви ти и

задачи, предложенные

д и д а

к

т

и ч ески е

им в занимательной игровой

во зн и к

а

е

т

форме, сами

хо р о ш а

находят решения,

д ву х

преодолевая при

п о и ск

этом определённые

и гр ы

трудности.

Сенсорное развитие

м о

ж ет

ребёнка в дидактической игре

с

л

о весн ы е

происходит в неразрывной

д е

т

ь

м и

связи с развитием

р ебен о к

у него логического

о блегч а

ю т

мышления и умения

в

о зн и к

а

е

т

выражать свои

у

м е

н и я

мысли словами. Чтобы

д и д акти ч еско е

решить игровую

п о

л

у ч и ть

задачу требуется

у

м ен и я

сравнивать признаки

т

р еб о ван и я

предметов, устанавливать

у

м ен и е

сходство и различие,

д и д акти ч ески е

обобщать, делать

во с

п р и я

т

и ем

выводы. Таким

и г

р ы

образом, развивается

о сн о в

е

способность к суждениям,

во сп р и я

т

и ем

умозаключению, умению

ч ело веч еско й

применять свои

со з

д ает

знания в разных

ло г

и ч е

с

к

а

я

условиях. Это

о сн о ве

становится возможным

во сп р и яти е

м

лишь в том

и гр о в

а

я

случае, если

зам еч а

е

т

с

я

у детей есть

ум ен и я

конкретное знание

и г

р а

о предметах и явлениях,

у

м ен и е

которые составляют

п р ед м е

т

а

х

содержание игры.

Дидактическая

ло ги ч еская

игра выступает

таки м

как один

вы н о си т

из основных факторов

п олу ч и ть

развития ребенка.

Виды дидактических

п е

р вом

игр.

Дидактические игры

вы сту п ает

различаются по обучающему

и гр ы

содержанию, познавательной

д и д а

к

т

и ч ески е

деятельности детей, игровым

в

м есте

действиям и правилам,

е

с

л

и

организации и взаимоотношениям детей,

н аи б олее

по роли педагога

д и д а

к

т

и ч еско е

в них. Перечисленные

д ети

признаки присущи

о б

у ч а

ю щ ем у

всем играм, однако,

п р ед м е

т

а

м и

в одних играх отчётливее

н аи б олее

выступают одни

ц е

л

ь

признаки, в других – иные.

Часто дидактические игры

д и д акти ч ески е

соотносят с содержанием обучения:

м е

ж д у

игры по сенсорному восприятию,

вм е

с

т

е

словесные игры,

д о п о

л

н я

т

ь

игры по ознакомлению

вм есте

с природой и другие.

Иногда

сло весн ы е

игры соотносят

с

о о

т

н о с

я

т

с материалом:

1. Игры

и г

р о вая

с предметами (игрушки, природные

д е

я

т

е

л

ь

н о стью

материалы и т. д.) наиболее

д и д а

к

т

и ч ески е

доступны детям,

во сп р и я

т

и ем

так как

п о

л

а

г

а

я

с

ь

они основаны

и гр а

на непосредственном восприятии,

п о и с

к

соответствуют стремлению

во зм о

ж н а

ребёнка действовать

с

е

н со р н о е

с вещами и таким

со з

д ает

образом знакомиться

и гр о вая

с ними.

2. Настольно–печатные

со отн о с

я

т

игры, также

это й

как и игры

со о

т

н о с

я

т

с предметами, основаны

д ву х

на принципе наглядности,

з

а

м еч ается

но в этих играх детям

зан и м ательн о й

даётся не сам

и г

р ы

предмет, а его

п о н и м а

н и я

изображение. Как

д и д акти ч е

с

к

и х

и дидактическая игрушка,

о сн о ве

настольно-печатная игра хороша

е

с

л

и

лишь в том

зн ан и я

случае, когда

и г

р ы

она требует

вы н о си т

самостоятельной работы.

3. Словесные

д е

т

и

игры наиболее

во зн и к

а

е

т

сложны, Они

вы сту п ает

не связаны с непосредственным

п р е

д м етах

восприятием предмета. В

п р о и с

х

о

д и т

них дети

со о

т

н о сят

должны оперировать

это й

представлениями. Эти

д и д а

к

т

и ч еско е

игры имеют

д и д акти ч е

с

к

о е

большое значение

з

а

м еч ается

для развития

о сн о ве

речи ребёнка,

в

ы сту п аю т

так как

ум е

н и е

в них дети

ф о рм и рует

учатся высказывать

р азви ти и

самостоятельные суждения,

и гр ы

делать выводы

у

м ен и е

и умозаключения, не полагаясь

п олагаясь

на суждения других,

п олу ч и ть

замечать логические

в

ы сту п а

ю т

ошибки. /Л. В. Артемова,

во зн и кает

Л. А. Абрамян/

Возможна и такая

в

ы сту п аю т

группировка дидактических игр:

е

с

л

и

игры-путешествия, игры-поручения,

в

о з

н и кает

игры-предположения, игры-загадки,

ум е

н и я

игры-беседы.

1. Игры-путешествия

и гр ы

всегда несколько

хо р о ш а

загадочны. Именно

б ы ло

это вызывает

зн а

н и я

интерес и активное

д е

т

ь

м и

участие в развитии

д етьм и

игры, обогащение

д и д а

к

т

и ч еская

игровых действий,

и г

р ы

стремление овладеть

п р ед м етам и

правилами игры

в

о з

н и к

а

е

т

и получить результат: решить

р е

б

е

н о к

проблему, чему-то

ц ель

научиться. Цель

р оли

игры-путешествия – усилить

п о н и м ан и я

впечатление, придать

п олагаясь

содержанию сказочную

п о и ск

необычность, обратить

вм есте

внимание детей на то, что

и гр ы

находится рядом,

и г

р ы

но не замечается ими. Игры-путешествия

ч ело в

е

ч еско й

развивают внимание,

и гр о вы м

речь, наблюдательность,

о бу ч аю щ ем у

осмысление игровых

всегд а

задач, облегчают

и гр ы

преодоление трудностей

д и д акти ч е

с

к

и е

и достижение успеха.

2. Игры-поручения. В

м еж д у

основе их лежат

в

м есте

действия с предметами,

ц е

л

ь

игрушками, словесные

ср авн и в

а

т

ь

поручения (собрать

ч ело веч еско й

вместе все

т

а

к

и м

предметы одного

д о г

а

д ы ваться

цвета, разложить

п р ед м е

т

а

х

предметы по величине,

это й

форме).

3. Игры-предположения. “Что

зам е

ч ается

было бы… ?” или “Что

д ву х

бы я сделал?” и др. Дидактическое содержание

и гр ы

игры заключается

д и д а

к

т

и ч еская

в том, что

тр е

б о в

а

н и я

перед детьми

п е

р вом

ставится задача

п ер вом

и создаётся ситуация,

и гр о в

а

я

требующая осмысления

и г

р ы

последующего действия. Эти

д о г

а

д ы в

а

т

ь

с

я

игры требуют

и г

р ы

умения соотнести

и гр ы

знания с обстоятельствами,

в

о сп р и яти ем

установления причинных

во з

м ож н а

связей.

4. Игры-загадки

о б щ ествен н о го

используются для

и г

р ы

проверки знаний,

вы с

т

у п а

ю т

умений, находчивости. Главной

д ети

особенностью игр-загадок

сло в

е

с

н ы е

является логическая

д и д акти ч ески е

задача. Способы

п о и с

к

построения логических

если

задач различны,

д в

у х

но все они

и гр ам

активизируют умственную

и гр о в

ы м

и речевую деятельность

д и д акти ч еская

ребёнка. Детям

о б щ ествен н о го

нравятся игры-загадки. Необходимость

д и д акти ч е

с

к

и х

сравнивать, припоминать,

у

м ен и я

думать, догадываться

р оли

составляет радость. Разгадывание

ф о р

м и рует

загадок развивает

д и д акти ч е

с

к

и х

способность к анализу,

и г

р ы

обобщению, формирует

п р е

д м е

т

а

х

умение рассуждать,

и гр ам

делать выводы,

о блегч а

ю т

умозаключения.

5. Игры-беседы (диалоги). В

с

л

о весн ы е

их основе лежит

ср а

в

н и в

а

т

ь

общение педагога

и гр ы

с детьми и детей

ф о р

м и рует

между собой. Игра-беседа

п р о и сход и т

воспитывает умение

вы сту п аю т

слушать вопросы

ум е

н и е

педагога, вопросы

ф о рм и р

у

е

т

и ответы детей, умение сосредотачивать внимание

у

м е

н и е

на содержании разговора,

п р о и сход и т

дополнять сказанное, высказывать

р оли

суждение. Всё это

в

ы н о си т

характеризует активный

во з

м ож н а

поиск решения

и гр ы

задачи. /А. Д. Саар,

и с

п ользу ю тся

К. Д. Сергеева/

Дидактическая игра

если

как игровой

о б

у ч аю щ е

м у

метод обучения рассматривается

и гр ам

в двух видах: игры - занятия

ср а

в

н и вать

и дидактические или автодидактические игры. В

п р ед м е

т

а

м и

первом случае

тр еб о в

а

н и я

ведущая роль

о б щ ествен н о го

принадлежит педагогу,

у

м ен и я

который использует

вы н о си т

игровые приемы,

д и д акти ч е

с

к

а

я

создает игровую

зам еч ается

ситуацию, вносит

а

к

т

и ви з

и р

у ю т

элементы соревнования. Дидактическая

и гр ы

игра как

п о н и м ан и я

самостоятельная игровая

в

ы сту п а

е

т

деятельность основана

и гр ы

и осуществляется лишь

д и д а

к

т

и ч ески х

в том случае,

п р е

д м е

т

а

х

если дети

с

о о

т

н о сят

проявляют интерес

и г

р о вая

к игре, ее правилам

з

а

н и м ательн о й

и действиям.

Из понимания

р а

з

в

и ти и

значения дидактических игр

б ы ло

вытекают следующие

и сп ользу ю тся

требования к ним:

1. Каждая дидактическая

и гр ы

игра должна

с

о отн о сят

давать упражнения,

в

ы н о си т

полезные для

д и д а

к

т

и ч еская

развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре

д еятельн о с

т

ь

ю

обязательно наличие

всегд а

увлекательной задачи,

п ер вом

решение которой

б ы ло

требует умственного

и г

р ы

усилия, преодоления

п олагаясь

некоторых трудностей.

3. Дидактизм в

во зм о

ж н а

игре должен

т

р е

б о ван и я

сочетаться с занимательностью,

о б щ ествен н о г

о

шуткой, юмором. Увлечение

р ебен о к

игрой мобилизует

д и д акти ч ески е

деятельность, облегчает

о блегч а

ю т

выполнение задачи. /по

и г

р ы

С. Л. Новоселовой/

Таким образом, дидактическая

в

о з

н и кает

игра представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление:

она

является

и

игровым

методом обучения

детей,

и

формой обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью,

и средством речевого

развития

ребенка



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники