Автор: Омельницкая Елена Павловна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУДСКВ№40
Населённый пункт: ГОРОД ОДИНЦОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: Работа с родителями
Тема: "Значение трудового воспитания в семье"
Раздел: дошкольное образование
Статья на сайт ДДУ подготовила : воспитатель Омельницкая Е.П.
Значение трудового воспитания в семье.
Трудовое воспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия
у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность,
занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов,
экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, игры.
Но главное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без
собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка
трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда,
при активном участии ребенка в практических делах воспитывается
трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер,
формируются трудовые умения и навыки.
А.С.Макаренко, говоря о значении воспитания детей в труде, показал: дети –
будущие граждане общества, и ценность их в этом обществе будет
определяться тем, насколько они готовы к нему. Нашему обществу нужна
творческая личность. Поэтому дети должны относиться к труду не как к
принудительному бремени, а как к деятельности, которая требует усилий,
напряжения, но доставляет радость, осознается как общественно полезная.
Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в наши дни.
Трудовое воспитание в семье – обязанность родителей, от сохранения
которой зависит нравственная ценность человека и общества.
В труде рождается коллективизм, который во многом определяет суть
внутрисемейных отношений — супружеских, родительских, родственных.
В раннем детстве обязанности касаются скорее личности ребенка,
формирования его трудовых навыков и умений, чем реальной помощи
по дому.
Наукой и практикой доказано, что трудолюбие не дается от природы, а
воспитывается с самого раннего детства. Задача трудового воспитания детей
в семье — приучить детей к труду независимо от пола и возраста, научить
выполнять в семье посильную работу, привить им нужные навыки.
Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности,
ребенок становится более выносливым и терпеливым, наблюдательным,
учится быстро и точно выполнять порученное дело. Воспитанный в труде,
он, как правило, увереннее ориентируется в жизни и всегда находит способы
преодолеть трудности на своем пути.
Однако родители не должны думать, что под трудом понимается только
физический труд, мускульная работа. С развитием современного машинного
производства человек постепенно становится участником больших,
организованных механических процессов, от него всё больше требуются
не только физические, но и умственные силы. Другими словами, в своей
семье родители должны стремиться воспитывать не ломовую рабочую силу,
а интеллектуально, творчески мыслящих граждан.
Любовь к разным видам труда воспитывается в семье. Работа бывает не
только интересной и приятной, но и тяжелой, утомительной, грязной. Важно
приучать детей доводить начатое дело до конца, даже если работа не
доставляет удовольствия. В этом проявляется трудовая дисциплина и сила
воли.
Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю
последующую жизнь.
Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше.
Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка
квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в
радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть
выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к
окружающим людям.
Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом
семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может
собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…Это его
не затруднит ,но привьет навык самообслуживания. .Все дети независимо от
пола должны приобретать навыки самообслуживания.
С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки
самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно
одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки
самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических
особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…)
любое дело дается малышу с трудом.
До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему
сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять
спокойствие, терпение и доброжелательность. Важно позволить малышу
выполнять то дело, которое он может сделать сам.
Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может
привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка
родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность,
может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс
неполноценности.
Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им
незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап
взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.
По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять
лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему
осознать ее значимость.
При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию.
Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка.
Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ
решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам.
Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку
и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после
себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель,
вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для
этого место…
Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними
питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты,
любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.
Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок,
собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей
вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.
Все, что мы передаем детям, обязательно им пригодится в жизни. Наша
обязанность – сделать так, чтобы труд у детей вошел в привычку. Не зря
гласит пословица «Счастье родителей – честность и трудолюбие
детей».Нравственная ценность любого человека измеряется его отношением
к труду.
В любом воспитании важен пример. Нельзя достичь успеха в семье, где мать
работает, а отец ведет праздный образ жизни. Родители обязаны четко
определить, что в их семье «можно», «нужно» и «нельзя» делать. От позиции
взрослых зависит какую обстановку (расхлябанности или порядка) создадут
дети в своей будущей семье .
.Понятия «можно», «нужно», «нельзя» необходимо закреплять в раннем
детстве. Важно донести до ребенка значимость прекрасных слов «надо» и
«нельзя». Эти волшебные слова помогают людям воспитать в себе силу воли.
В момент усталости и плохого настроения человек призывает на помощь
чувство долга и говорит себе: «Я должен это сделать».Важно с детства
научить детей сдерживать свои желания, то есть привить им навыки
самоконтроля и самоорганизации.
Рекомендации для родителей:
Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте
из
него
потребителя.
Не
забывайте
известную
поговорку
«Родители
трудолюбивы – дети не ленивы».
Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.
Любое новое дело нужно выполнять совместно.
Вырабатывайте
у
детей
привычку
к
постоянной
занятости.
Не
позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной
жизни.
Соблюдайте
последовательность
в
своих
требованиях.
Проявляйте
тактичность при оценивании результатов детского труда.
Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное
для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки
при их решении.
Предлагайте
такие
дела,
в
которых
чередовались
бы
сложные
и
простые,
интересные
и
скучные
операции,
предоставляйте
им
роль
организатора и исполнителя дела.
Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения
должны
соответствовать
возрасту
ребенка
и
доставлять
удовольствие.
Учитывайте его индивидуальные особенности.
Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем
привычку заботиться об окружающих его людях.
Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его
стремления к самостоятельности.
Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об
особенностях
своей
профессии
и
профессиях
близких
родственников,
соседей, друзей.
Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая
помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.
Литература:
1. . Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М.: Педагогика, 1981
2.Файзиева Е.Б. Семья и семейное воспитание. Краткий словарь: учеб. пособие для студентов
высших учебных заведений.— Электросталь: Филиал РГСУ, 2014. — 88 с
3. Зимникова И.А. Трудовое воспитание в условиях дополнительного образования [Электронный
ресурс
4. СЕМЬЯ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ
СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА Под
редакцией д-ра полит. наук, профессора Г.И. Климантовой Москва КВАНТ МЕДИА 2017г.
5 Интернет ресурсы.