Напоминание

"Значение трудового воспитания в семье"


Автор: Омельницкая Елена Павловна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУДСКВ№40
Населённый пункт: ГОРОД ОДИНЦОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: Работа с родителями
Тема: "Значение трудового воспитания в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на сайт ДДУ подготовила : воспитатель Омельницкая Е.П.

Значение трудового воспитания в семье.

Трудовое воспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия

у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность,

занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов,

экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, игры.

Но главное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без

собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка

трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда,

при активном участии ребенка в практических делах воспитывается

трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер,

формируются трудовые умения и навыки.

А.С.Макаренко, говоря о значении воспитания детей в труде, показал: дети –

будущие граждане общества, и ценность их в этом обществе будет

определяться тем, насколько они готовы к нему. Нашему обществу нужна

творческая личность. Поэтому дети должны относиться к труду не как к

принудительному бремени, а как к деятельности, которая требует усилий,

напряжения, но доставляет радость, осознается как общественно полезная.

Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в наши дни.

Трудовое воспитание в семье – обязанность родителей, от сохранения

которой зависит нравственная ценность человека и общества.

В труде рождается коллективизм, который во многом определяет суть

внутрисемейных отношений — супружеских, родительских, родственных.

В раннем детстве обязанности касаются скорее личности ребенка,

формирования его трудовых навыков и умений, чем реальной помощи

по дому.

Наукой и практикой доказано, что трудолюбие не дается от природы, а

воспитывается с самого раннего детства. Задача трудового воспитания детей

в семье — приучить детей к труду независимо от пола и возраста, научить

выполнять в семье посильную работу, привить им нужные навыки.

Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности,

ребенок становится более выносливым и терпеливым, наблюдательным,

учится быстро и точно выполнять порученное дело. Воспитанный в труде,

он, как правило, увереннее ориентируется в жизни и всегда находит способы

преодолеть трудности на своем пути.

Однако родители не должны думать, что под трудом понимается только

физический труд, мускульная работа. С развитием современного машинного

производства человек постепенно становится участником больших,

организованных механических процессов, от него всё больше требуются

не только физические, но и умственные силы. Другими словами, в своей

семье родители должны стремиться воспитывать не ломовую рабочую силу,

а интеллектуально, творчески мыслящих граждан.

Любовь к разным видам труда воспитывается в семье. Работа бывает не

только интересной и приятной, но и тяжелой, утомительной, грязной. Важно

приучать детей доводить начатое дело до конца, даже если работа не

доставляет удовольствия. В этом проявляется трудовая дисциплина и сила

воли.

Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю

последующую жизнь.

Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше.

Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка

квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в

радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть

выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к

окружающим людям.

Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом

семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может

собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…Это его

не затруднит ,но привьет навык самообслуживания. .Все дети независимо от

пола должны приобретать навыки самообслуживания.

С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки

самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно

одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки

самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических

особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…)

любое дело дается малышу с трудом.

До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему

сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять

спокойствие, терпение и доброжелательность. Важно позволить малышу

выполнять то дело, которое он может сделать сам.

Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может

привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка

родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность,

может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс

неполноценности.

Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им

незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап

взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.

По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять

лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему

осознать ее значимость.

При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию.

Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка.

Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ

решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам.

Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку

и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после

себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель,

вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для

этого место…

Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними

питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты,

любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.

Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок,

собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей

вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.

Все, что мы передаем детям, обязательно им пригодится в жизни. Наша

обязанность – сделать так, чтобы труд у детей вошел в привычку. Не зря

гласит пословица «Счастье родителей – честность и трудолюбие

детей».Нравственная ценность любого человека измеряется его отношением

к труду.

В любом воспитании важен пример. Нельзя достичь успеха в семье, где мать

работает, а отец ведет праздный образ жизни. Родители обязаны четко

определить, что в их семье «можно», «нужно» и «нельзя» делать. От позиции

взрослых зависит какую обстановку (расхлябанности или порядка) создадут

дети в своей будущей семье .

.Понятия «можно», «нужно», «нельзя» необходимо закреплять в раннем

детстве. Важно донести до ребенка значимость прекрасных слов «надо» и

«нельзя». Эти волшебные слова помогают людям воспитать в себе силу воли.

В момент усталости и плохого настроения человек призывает на помощь

чувство долга и говорит себе: «Я должен это сделать».Важно с детства

научить детей сдерживать свои желания, то есть привить им навыки

самоконтроля и самоорганизации.

Рекомендации для родителей:

Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте

из

него

потребителя.

Не

забывайте

известную

поговорку

«Родители

трудолюбивы – дети не ленивы».

Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.

Любое новое дело нужно выполнять совместно.

Вырабатывайте

у

детей

привычку

к

постоянной

занятости.

Не

позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной

жизни.

Соблюдайте

последовательность

в

своих

требованиях.

Проявляйте

тактичность при оценивании результатов детского труда.

Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное

для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки

при их решении.

Предлагайте

такие

дела,

в

которых

чередовались

бы

сложные

и

простые,

интересные

и

скучные

операции,

предоставляйте

им

роль

организатора и исполнителя дела.

Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения

должны

соответствовать

возрасту

ребенка

и

доставлять

удовольствие.

Учитывайте его индивидуальные особенности.

Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем

привычку заботиться об окружающих его людях.

Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его

стремления к самостоятельности.

Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об

особенностях

своей

профессии

и

профессиях

близких

родственников,

соседей, друзей.

Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая

помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.

Литература:

1. . Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М.: Педагогика, 1981

2.Файзиева Е.Б. Семья и семейное воспитание. Краткий словарь: учеб. пособие для студентов

высших учебных заведений.— Электросталь: Филиал РГСУ, 2014. — 88 с

3. Зимникова И.А. Трудовое воспитание в условиях дополнительного образования [Электронный

ресурс

4. СЕМЬЯ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ

СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА Под

редакцией д-ра полит. наук, профессора Г.И. Климантовой Москва КВАНТ МЕДИА 2017г.

5 Интернет ресурсы.



В раздел образования