Напоминание

"В Петербурге Достоевского" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".)


Автор: Павлова Вера Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Уютненская средняя школа–гимназия"
Населённый пункт: с.Уютное Сакского района Республики Крым
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе в 10 классе
Тема: "В Петербурге Достоевского" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".)
Дата публикации: 10.08.2018
Раздел: полное образование





Назад




Урок литературы в 10 классе по теме «В Петербурге Достоевского» (по роману

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») составила Павлова Вера

Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия»

Сакского района Республики Крым.

Тема. В Петербурге Достоевского. Раскольников в мире бедных людей. Соня

Мармеладова.

Цель. Показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на

духовный мир героев романа;

- развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать

с текстом художественного произведения;

- способствовать воспитанию нравственных качеств.

Основное содержание урока.

I.

Организационный момент.

II.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Слово учителя. На страницах романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский

показывает, что идея Раскольникова органически связана с теми жизненными

условиями, которые окружают героя, бедного студента.

Беседа по вопросам.

- Где живёт Родион Раскольников? Расскажите об условиях его жизни, о

состоянии героя. (Зачитывается портрет, убранство каморки).

- Итак, находясь в болезненном состоянии, Раскольников появляется на улицах

Петербурга. Как выглядели эти улицы? (Учащиеся зачитывают описание).

III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя. Когда писал Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», он жил

в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники и торговцы,

студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных

петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и

Екатерининского канала возник перед ним образ бедного студента Родиона

Раскольникова, здесь и поселил его автор, в Столярном переулке, где в большом

доходном доме снимал квартиру сам.

Хочу познакомить вас с первым Петербургом, потому что во времена Достоевского

их было два. (Презентация). Один – город, созданный гениальными архитекторами,

Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне

своей вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал

его Пушкин. Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым

и ремесленным населением», Мещанские, Садовые, Подъяческие улицы, набережные

«Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и

лотки мелких торговцев, ночлежки…

Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и

украшенную многочисленными памятниками столицу» (как сказал на своём

оригинальном и выразительном языке герой «Преступления и наказания»

Мармеладов), несколько лет прожил он, воспитанник Инженерного училища, в одном

из этих дворцов – знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и

Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его

героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью. И напротив, в

каморках и на улицах другого Петербурга открылось Достоевскому такое

неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни – ситуации,

характеры, драмы, - такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература.

- Каким предстаёт Петербург в романе Достоевского?

Ответ: Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть».

Господствующий мотив всех описаний – безобразная теснота, духота, толчея, давка.

Это постоянные и единственные впечатления, которые оставляет Петербург

Достоевского – «город, в котором невозможно быть». Его атмосфера – это атмосфера

тупика и безысходности, которая чревата скандалом, катастрофой, преступлением.

Слово учителя. Тема Петербурга не исчерпывается общей картиной жизни города. В

судьбе семьи Мармеладова она получает дальнейшее конкретное развитие. Писатель

заглядывает в один из углов столицы, и ему открывается бездна.

- Что общего в изображении каморки Родиона Раскольникова и Петербургом

Достоевского?

Ответ: Каморка Раскольникова – крошечная клетушка шагов шесть длиной, с

жёлтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта

каморка – прообраз более грандиозной, но столь же душной «каморки» большого

города. Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга,

словно в комнатах без форточек.

2. Слово учителя. Достоевский продолжает начатую Пушкиным в литературе тему

«маленького человека». Это судьба Мармеладова и его семьи. Давайте познакомимся с

новыми героями.

- Что поведал Мармеладов Р.Раскольникову? В чём сущность жизненной драмы

Мармеладова? (Рассказы учащихся).

- Достоин ли он сострадания? (Ответы учащихся).

- Достойна ли сострадания Катерина Ивановна? Соня? (Ответы учащихся).

Слово учителя. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя,

Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник

Мармеладов, которому «больше некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает

от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать

своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

- Что означает высказывание Мармеладова «коли идти больше некуда»?

«Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»? (Ответы

учащихся).

- Какова судьба семьи Р.Раскольникова? (Ответы учащихся).

Вывод: мир, в котором живут герои Достоевского, - это мир «погибших и

погибающих», для человека нет никакой надежды на перемену. Чудовищная

преступность общества прежде всего проявляется в том, что льются детские слёзы.

IV. Итог урока.

Слово учителя. Достоевский не ограничивается состраданием к несчастным. Со

страниц романа раздаётся голос протеста и негодования. Он слышится в безнадёжном:

«Не к кому человеку пойти», - Мармеладова, в «отчаянном и ненавистном» крике

Катерины Ивановны: «Уездили клячу! Надорвалась!» Положение героев таково, что у

читателя возникает настоящая потребность в решительных и скорых действиях.

Что делать? Как спастись от гибели? С этого и начинается основная тема романа –

тема протеста, связанная с образом главного героя Р.Раскольникова.

- Каковы причины, толкнувшие Р.Раскольникова на преступление?

Ответ: а) социальные; б) мировоззренческие; в) психологические.

V. Домашнее задание. Дочитать I часть романа. Подготовить сообщения по теме

«Теория «разрешения крови по совести».



В раздел образования