Автор: Павлова Вера Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Уютненская средняя школа–гимназия"
Населённый пункт: с.Уютное Сакского района Республики Крым
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе в 10 классе
Тема: "В Петербурге Достоевского" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".)
Раздел: полное образование
Урок литературы в 10 классе по теме «В Петербурге Достоевского» (по роману
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») составила Павлова Вера
Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия»
Сакского района Республики Крым.
Тема. В Петербурге Достоевского. Раскольников в мире бедных людей. Соня
Мармеладова.
Цель. Показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на
духовный мир героев романа;
- развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать
с текстом художественного произведения;
- способствовать воспитанию нравственных качеств.
Основное содержание урока.
I.
Организационный момент.
II.
Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Слово учителя. На страницах романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский
показывает, что идея Раскольникова органически связана с теми жизненными
условиями, которые окружают героя, бедного студента.
Беседа по вопросам.
- Где живёт Родион Раскольников? Расскажите об условиях его жизни, о
состоянии героя. (Зачитывается портрет, убранство каморки).
- Итак, находясь в болезненном состоянии, Раскольников появляется на улицах
Петербурга. Как выглядели эти улицы? (Учащиеся зачитывают описание).
III. Работа по теме урока.
1. Слово учителя. Когда писал Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», он жил
в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники и торговцы,
студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных
петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и
Екатерининского канала возник перед ним образ бедного студента Родиона
Раскольникова, здесь и поселил его автор, в Столярном переулке, где в большом
доходном доме снимал квартиру сам.
Хочу познакомить вас с первым Петербургом, потому что во времена Достоевского
их было два. (Презентация). Один – город, созданный гениальными архитекторами,
Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне
своей вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал
его Пушкин. Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым
и ремесленным населением», Мещанские, Садовые, Подъяческие улицы, набережные
«Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и
лотки мелких торговцев, ночлежки…
Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и
украшенную многочисленными памятниками столицу» (как сказал на своём
оригинальном и выразительном языке герой «Преступления и наказания»
Мармеладов), несколько лет прожил он, воспитанник Инженерного училища, в одном
из этих дворцов – знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и
Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его
героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью. И напротив, в
каморках и на улицах другого Петербурга открылось Достоевскому такое
неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни – ситуации,
характеры, драмы, - такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература.
- Каким предстаёт Петербург в романе Достоевского?
Ответ: Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть».
Господствующий мотив всех описаний – безобразная теснота, духота, толчея, давка.
Это постоянные и единственные впечатления, которые оставляет Петербург
Достоевского – «город, в котором невозможно быть». Его атмосфера – это атмосфера
тупика и безысходности, которая чревата скандалом, катастрофой, преступлением.
Слово учителя. Тема Петербурга не исчерпывается общей картиной жизни города. В
судьбе семьи Мармеладова она получает дальнейшее конкретное развитие. Писатель
заглядывает в один из углов столицы, и ему открывается бездна.
- Что общего в изображении каморки Родиона Раскольникова и Петербургом
Достоевского?
Ответ: Каморка Раскольникова – крошечная клетушка шагов шесть длиной, с
жёлтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта
каморка – прообраз более грандиозной, но столь же душной «каморки» большого
города. Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга,
словно в комнатах без форточек.
2. Слово учителя. Достоевский продолжает начатую Пушкиным в литературе тему
«маленького человека». Это судьба Мармеладова и его семьи. Давайте познакомимся с
новыми героями.
- Что поведал Мармеладов Р.Раскольникову? В чём сущность жизненной драмы
Мармеладова? (Рассказы учащихся).
- Достоин ли он сострадания? (Ответы учащихся).
- Достойна ли сострадания Катерина Ивановна? Соня? (Ответы учащихся).
Слово учителя. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя,
Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник
Мармеладов, которому «больше некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает
от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать
своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.
- Что означает высказывание Мармеладова «коли идти больше некуда»?
«Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»? (Ответы
учащихся).
- Какова судьба семьи Р.Раскольникова? (Ответы учащихся).
Вывод: мир, в котором живут герои Достоевского, - это мир «погибших и
погибающих», для человека нет никакой надежды на перемену. Чудовищная
преступность общества прежде всего проявляется в том, что льются детские слёзы.
IV. Итог урока.
Слово учителя. Достоевский не ограничивается состраданием к несчастным. Со
страниц романа раздаётся голос протеста и негодования. Он слышится в безнадёжном:
«Не к кому человеку пойти», - Мармеладова, в «отчаянном и ненавистном» крике
Катерины Ивановны: «Уездили клячу! Надорвалась!» Положение героев таково, что у
читателя возникает настоящая потребность в решительных и скорых действиях.
Что делать? Как спастись от гибели? С этого и начинается основная тема романа –
тема протеста, связанная с образом главного героя Р.Раскольникова.
- Каковы причины, толкнувшие Р.Раскольникова на преступление?
Ответ: а) социальные; б) мировоззренческие; в) психологические.
V. Домашнее задание. Дочитать I часть романа. Подготовить сообщения по теме
«Теория «разрешения крови по совести».