Напоминание

Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своему родному городу


Автор: Логинова Ольга Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС № 52 "Самолётик"
Населённый пункт: город Нижневартовск Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своему родному городу
Дата публикации: 08.08.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Воспитание у детей дошкольного возраста

любви к своему родному городу.»

Воспитатель Логинова Ольга Васильевна

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 52 «Самолётик»

Где прошло детство, там и начинается Родина.

Кузьма Чорный

Проблема

патриотического

воспитания

подрастающего

поколения

сегодня одна из наиболее актуальных.

Содержание

и

направленность

патриотизма

определяются,

прежде

всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими

корнями,

питающими

общественную

жизнь

поколений.

Между

тем

в

обществе продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к

Родине. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет

нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба

Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его

любви, по крайней мере неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем.

Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из

поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

Сейчас

возникает

необходимость

вернуться

к

лучшим

традициям

нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,

родство, Родина.

Быть

патриотом

значит

ощущать

себя

неотъемлемой

частью

Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда

закладываются

основы

ценностного

отношения

к

окружающему

миру,

и

формируется

в

ребёнке

постепенно,

в

ходе

воспитания

любви

к

своим

ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом

месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего

материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем

славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей

историей,

традициями,

достопримечательностями,

памятниками,

лучшими

людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, и особенно – близких людей.

Можно рассказать детям о своих любимых местах в городе, постараться

через

иллюстрации,

фотографии,

открытки

показать

им

не

только

всю

панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед,

например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает

сам,

опираясь

на

местные

условия.

Важно

лишь,

чтобы

познавательный

материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.

В обобщающей беседе «За что я люблю свой город» дети вспомнят то, что о

нем узнали.

Необходимо,

чтобы

дети

принимали

участие

в

праздновании

Дня

города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в

атмосферу общей радости, веселья.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их

к пониманию, что их город – частица Родины.

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует

большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на

которой находится детский сад.

Детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на

ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их

назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Взрослые должны рассказать о городе, показать его. Надо рассказать

ребёнку,

что

родной

город

славен

своей

историей,

традициями,

достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе со

взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организуются детским садом.

Взрослые

рассказывают

детям

о

своих

любимых

местах,

гуляя

с

дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Сколько радости

возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной

флагами,

транспарантами,

гирляндами

цветов

и

огней!

Так

ребенок

с

помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и

праздничную жизнь родного города.

Воспитатель

может

провести

беседы

о

памятниках,

театрах

и

т.д.

Важно,

чтобы

познавательный

материал

был

понятен

детям,

вызывал

интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня

города.

Свои

впечатления

дети

должны

отразить

в

рисовании,

конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Объекты, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяются –

это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и

памятники.

Детям

объясняют,

в

честь

кого

они

воздвигнуты.

Старший

дошкольник

должен

знать

название

своего

города,

своей

улицы,

прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют,

что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для

этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом

взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет

людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические

занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.

Этому

помогают

приемы

сравнения

(город

раньше

и

теперь),

вопросы,

индивидуальные

задания.

Нужно

приучать

детей

самостоятельно

анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить

найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста

характерны

кратковременность

интересов,

неустойчивое

внимание,

утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме

лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению

интереса к одной теме.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из

жизни

старших

членов

семьи

необходимо

привить

детям

такие

важные

понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к

врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь

за

счастье

людей.

Их

имена

увековечены

в

названиях

городов,

улиц,

площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (в

прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться

различными

играми,

продуктивными

видами

деятельности

(изготовление

коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над

темой,

объединяющей

знания

детей,

могут

быть

представлены

во

время

общих праздников, семейных развлечений.



В раздел образования