Автор: Батаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Солнышко" ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина
Населённый пункт: Самарская область, ст.Клявлино
Наименование материала: статья
Тема: Как приучить ребенка к труду.
Раздел: дошкольное образование
Как приучить ребенка с ранних лет.
Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему
развитию ребенку.
Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению
выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в
процессе труда развивают различные группы мышц.
Труд всегда связан с работой мысли, воображения выполняя работу ребенок
задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда материалы
использовать. Работая ребенок непосредственно знакомиться со свойствами
предметов материалов.
Систематически выполняя посильные трудовые обязанности ребенок
закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца
настойчивость, ответственность инициатива. А эти качества необходимы
человеку в любом виде деятельности.
Сам утрачивая усилия в труде ребенок начинает с уважением относиться к
труду других людей.
Посильно участвуя в домашнем труде, в семье ребенок приучается
заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремиться быть полезным
окружающим.
Ребенок должен сам раздеваться и одеваться, застегивать пуговицы,
шнуровать ботинки, аккуратно складывать и вешать одежду, аккуратно мыть
лицо, чистить зубы.
Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок вместе со
взрослыми он моет игрушки , стирает кукольное белье. По мере овладения
навыками ребенок делает это самостоятельно. Ребенок участвует в
накрывании на стол и уборки со стола. Со временем это может стать его
обязанностью.
Воспитатель предупреждает родителей, что он будет давать детям «На дом»
трудовые поручения: постирать кукольное белье, помыть резиновые
игрушки, подклеить книги, посадить лук и ухаживать за ним. Задача
родителей- помочь ребенку выполнить эти поручения и проверять, чтобы он
не забывал о них. Родители так же должны поддерживать стремление
ребенка посильно помогать им в домашнем труде. Этому учат в детском
саду. Порученная ребенком работа должна быть для него посильной, чтобы
выполнить его ребенку, ребенку придется приложить усилия, но он не
должен переутомляться. Лучше прервать работу, когда у ребенка еще есть
желание продолжать ее, а после отдыха предложить закончить ее.
Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда, похвалы
заслуживает прежде всего старание ребенка, стремление сделать
порученное хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо
поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что еще
ему совсем не удалось.
Недопустимо наказывать ребенка трудом: «за то, что насорил, теперь сам все
будешь убирать». Ребенка необходимо приучить к тому, что, если он что-то
разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать.
Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой.
Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнить
поручение, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить
радость.