Напоминание

"Чтение с листа и транспозиция"


Автор: Шибанова Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Кировского колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина
Населённый пункт: Город Киров
Наименование материала: Рабочая программа учебной практики
Тема: "Чтение с листа и транспозиция"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кировское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Кировский областной колледж музыкального искусства имени И. В. Казенина

Рабочая программа

учебной практики

УП.03 «Чтение с листа и транспозиция»

(раздел учебной практики УП.03, специальность

073101 /53.02.03

«Инструментальное исполнительство»,

вид «Фортепиано»)

г. Киров

2014 г.

Рабочая программа учебной практики «Чтение с листа и транспозиция» разработана

на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по

специально сти

среднего

профе ссионального

образования:

0 7 3 1 0 1 /53.02.03

«Инструментальное исполнительство», вид «Фортепиано».

Организация-разработчик:

Кировское

областное

государственное

бюджетное

образовательное учреждение среднего профессионального образования Кировский областной

колледж музыкального искусства имени И. В. Казенина

Разработчик:

Шибанова Т. А., преподаватель предметно-цикловой комиссии «Специальное фортепиано»

Кировского областного колледжа музыкального искусства имени И. В. Казенина.

Рекомендована предметно-цикловой комиссией «Специальное фортепиано».

Протокол №____________от «____»__________20__ г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Паспорт программы учебной практики

4

2. Структура и примерное содержание учебной практики

6

3. Условия реализации программы учебной практики

4.

Контроль и оценка результатов освоения

учебной практики

12

17

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Чтение с листа и транспозиция

1.1. Область применения программы

Программа Чтение с листа и транспозиция является частью основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по

с п е ц и а л ь н о с т и

С П О 0 7 3 1 0 1 /53.02.03

«Инструментальное

исполнительство», вид «Фортепиано».

Программа

учебной

практики

может

быть

использована

для

профессиональной подготовки по данной специальности.

1.2.

Место

УП

в

структуре

основной

профе ссиона льной

образовательной программы:

Раздел Учебная практика УП. 03

1.3. Цели и задачи УП – требования к результатам освоения УП:

Целью курса является:

- расширение профессионального кругозора студентов;

- развитие и закрепление необходимых пианистических навыков.

Задачами курса являются:

- разъяснение этапов, на которые делится процесс чтения с листа;

- изучение основных приемов чтения с листа;

- изучение основных приемов транспозиции.

В результате освоения учебной практики обучающийся должен:

иметь практический опыт:

- чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм на

фортепиано;

- транспонирования вокальных произведений.

уметь:

-

читать

с

листа

музыкальные

произведения

в

соответствии

с

программными требованиями;

- транспонировать вокальные произведения;

- использовать основные приемы чтения с листа для ускорения темпов

прохождения музыкального материала.

В результате освоения учебной практики обучающийся должен знать:

4

- основные этапы, на которые делится процесс чтения с листа;

- принципы транспозиции;

В

результате

освоения

рабочей

программы

у

обучающегося

должны

быть

сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК

3.

Решать

проблемы,

оценивать

риски

и

принимать

решения

в

нестандартных ситуациях.

ОК

8.

Самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать повышение квалиф

икации

.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные

произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и

ансамблевый репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ

музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в

процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 2.8. Владеть профессиональной терминологией

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы УП:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 244 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 163 часа;

самостоятельной работы обучающегося 81 час.

5

2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 03

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА И ТРАНСПОЗИЦИЯ

2.1. Объем учебной практики и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

244

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

163

в том числе:

практические занятия

117

контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

81

в том числе:

Чтение с листа:

- сольных и ансамблевых произведений

- вокальной музыки (аккомпанемента)

- транспозиция вокальных произведений

29

35

17

Текущий контроль 1-5, 7,8 семестры.

Итоговая аттестация: экзамен -6 семестр

6

2.2. Тематический план и содержание учебной практики УП. 03 «Чтение с листа и транспозиция».

Наименование разделов учебной

практики и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

УП. 03 Чтение с листа и транспозиция

244

Раздел 1. Формирование навыков

чтения с листа.

163

Тема 1.1 Разъяснение этапов, на

которые делится процесс чтения с

листа.

Содержание

24

1

Выбор музыкального материала.

2

1

2

Краткий анализ текста: совместный разбор и обучение приемам «эскизного

анализа».

2

1

3

Мысленная игра произведения, разъяснение способа действий.

2

1

4

Реальное озвучивание текста на инструменте.

2

1

5

Анализ исполнения, выявление и разбор ошибок.

2

1

Практические занятия

1

Историко – стилевой принцип отбора музыкальной литературы для чтения с

листа.

1

2

2

Практическая работа по обучению приемам «эскизного анализа».

2

2

3

Тренировка мысленного озвучивания текста на инструменте.

1

2

4

Тренировка реального звучания текста на инструменте.

1

2

Контрольные работы

1

Дифференцированный зачет

1

3

7

Самостоятельная работа

Упражнения по краткому анализу сочинений, мысленному озвучиванию

произведения.

Чтение с листа 5 – 6 произведений одного автора с последующей беседой на

уроке об особенностях его стиля.

8

Тема 1.2

Выработка первоначальных навыков

чтения с листа

Содержание

30

Практическая работа

1

Умение выразительно исполнить с соблюдением стилевых и жанровых

особенностей произведения, всех музыкальных обозначений характера и

темпа, динамического плана произведения и штрихов.

3

2

2

Умение выразительно исполнить с соблюдением всех музыкальных

обозначений характера и темпа.

4

2

3

Умение выразительно исполнить с соблюдением динамического плана

произведения..

3

2

4

Умение выразительно исполнить с соблюдением штрихов.

3

2

5

Работа над слуховым самоконтролем.

3

2

6

Работа над способностью к самооценке.

3

2

Контрольные работы

1

Текущий контроль. Задание на усмотрение преподавателя

1

3

Самостоятельная работа

Упражнения по краткому анализу сочинений, мысленному озвучиванию

произведения.

Чтение с листа 5 – 6 произведений одного автора с последующей беседой на

уроке об особенностях его стиля.

10

Тема 1.3 Знакомство с основными

приемами чтения с листа.

Содержание

54

1

Выявление и распознавание известных фактурных формул, ритмо –

интонационных оборотов, аккордовых стереотипов.

3

1

2

«Забегание глазами вперед».

3

1

3

Свободная ориентировка на клавиатуре (не глядя на клавиши).

3

1

4

Упрощение фактуры.

3

1

5

Непроизвольный выбор аппликатуры.

3

1

8

Практические занятия

1

Выработка умения анализировать фактуру, определять тип фактуры –

гомофонный или полифонический, их виды. Выработка умения

распознавать аккордовые стереотипы, формулы фортепианной техники,

ритмо-интонационные обороты, характерные для разных жанров (вальса,

скерцо, баркаролы, колыбельной песни, хорала, сицилианы).

4

2

2

Тренировка навыка «забегания глазами вперед», предугадывания развития

музыкальной мысли. Упражнения на произвольное перемещение взгляда на

соседний такт. Умение включать моменты игры «по слуху».

4

2

3

Отработка навыка игры «вслепую» (закрывание клавиш, игра в сумерках).

4

2

4

Отработка вариантов облегчения усложненного изложения (сокращение

подголосков, упрощение мелизмов, замена широкого расположения

аккордов на тесное). Умение исполнять 3-х строчную фактуру вокальных

произведений.

4

2

5

Умение выбрать удобную и верную аппликатуру.

4

2

Контрольные работы

1

Текущий контроль. Задание на усмотрение преподавателя

1

Самостоятельная работа.

Упражнения по упрощению фактуры, переложению 3-х строчной фактуры.

Упражнения для свободной ориентировки на клавиатуре..

Отработка навыка «забегания глазами вперед».

Упражнения на определенные формулы фортепианной техники и на

непроизвольный выбор аппликатуры.

18

Тема 1.4 Принципы ускоренного

освоения материала.

Содержание

84

1

Умение ориентироваться на левую руку при одинаковых в обеих руках

аккордах, чтобы избежать необходимости подсчитывания верхних

добавочных линеек в аккордах правой руки (если добавочные линейки

имеются в тексте).

3

1

2

Умение ориентироваться для облегчения «счета» при наличии в тексте очень

мелких длительностей на более крупные длительности.

3

1

3

Умение упрощать фактуру.

3

1

4

Необходимость развития чувства координации между глазом, нотным

листом и клавиатурой.

3

1

9

5

Для более интенсивной мобилизации воли и внимания – ансамблевое чтение

с листа вдвоем.

3

1

Практические занятия

1

Тренировка умения ориентироваться на левую руку (при одинаковых

аккордах).

6

2

2

Тренировка умения ориентироваться на более крупные длительности.

6

2

3

Упражнения на упрощение фактуры.

6

2

4

Тренировка координации между глазом, нотным текстом и клавиатурой.

10

2

5

Чтение с листа вдвоем – в ансамбле.

10

2

6

«Мини – конкурс» на лучшее прочтение произведения.

2

3

Контрольные работы

1

Дифференцированный зачет

1

3

Самостоятельная работа.

Закрепление навыка ориентировки на левую руку (при одинаковых

аккордах).

Дальнейшая отработка умения ориентироваться на более крупные

длительности.

Продолжение отработки упрощения фактуры.

Продолжение упражнений на координацию между глазом, нотным текстом и

клавиатурой.

Чтение с листа вдвоем.

28

Раздел 2. Транспозиция

52

Тема 2.1 Формирование навыка

транспозиции.

Содержание

35

1

Проверка остаточных знаний по теме.

Теоретический материал: что такое транспозиция?

Транспонирование на интервал увеличенной примы, большой или малой

секунды. Ознакомление с приемами транспозиции

1

1

Практические занятия

1

Выработка навыка транспонирования на материале несложных

аккомпанементов камерно – вокальных произведений (на интервал

увеличенной примы вверх).

3

2

10

2

Выработка навыка транспонирования на материале несложных

аккомпанементов камерно – вокальных произведений (на интервал

увеличенной примы вниз).

3

2

3

Выработка навыка транспонирования на материале несложных

аккомпанементов камерно – вокальных произведений (на интервал малой

секунды вверх).

3

2

4

Выработка навыка транспонирования на материале несложных

аккомпанементов камерно – вокальных произведений (на интервал малой

секунды вниз).

3

2

5

Выработка навыка транспонирования на материале несложных

аккомпанементов камерно – вокальных произведений (на интервал

большой секунды вверх).

3

2

6

Выработка навыка транспонирования на материале несложных

аккомпанементов камерно – вокальных произведений (на интервал

большой секунды вниз).

3

2

7

Овладение основными приемами транспозиции: мысленным

воспроизведением пьесы в новой тональности.

3

2

8

Овладение основными приемами транспозиции: умением осознать

функциональные связи гармонического сопровождения.

3

2

9

Овладение основными приемами транспозиции: определить вид аккорда.

3

2

10

Овладение основными приемами транспозиции: определить интервал

мелодического скачка.

3

2

11

Овладение основными приемами транспозиции: знанием аппликатурных

формул гамм, арпеджий и аккордов.

3

2

Контрольные работы

1

Текущий контроль. Задание на усмотрение преподавателя

1

3

Самостоятельная работа.

Закрепление навыка транспозиции несложных аккомпанементов.

17

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

не предусмотрено

Всего:

244

11

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Требования к минимальному

материально-техническому обеспече-

нию

Реализация программы учебной практики требует наличия

учебного кабинета фортепиано

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места студентов,

- рабочее место преподавателя,

- рояли (пианино),

- комплект учебно-методической документации,

- нотный материал для выполнения практических заданий,

- справочная, нотная и методическая литература

Технические средства обучения:

- звуковоспроизводящая аппаратура,

- метроном

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1.

«Библиотека юного пианиста», Москва, «Советский композитор», 1958.

2.

«Благослови зверей и детей», С.-Петербург, «Северный олень», 1993.

3.

«В музыку с радостью», С.-Петербур, «Композитор», 1993.

4.

«Детский бал», 6 легких пьес в 4 руки, Москва, «Музгиз», 1960.

5.

«Детские пьесы», Парцхаладзе., тетр.1,2 Москва, «Сов. композитор»,

1983.

6.

«Зарисовки». Гаврилин, Москва, «Сов. композитор» 1994.

7.

«Избранные вальсы». Штраус, С.-Петербург, «Северный олень», 1994.

8. «Калинка». Альбом начинающего пианиста. Москва, «Советский

композитор», 1990.

9.

«Маленькому любителю музыки» Ляховицкая, «Музыка», 1972.

10.

«Музыка вокруг нас», Бахмацкая О., Москва, «Музыка», 1986.

13

11.

«Музыка для детей», выпуск 1,2,3. Москва, «Сов. композитор», 1988.

12.

«Слон бостон». Ленинград, «Сов. композитор», 1991.

13.

«То, что хочется играть». Петров А. С-Петербург, «Союз художников»,

2004.

14.

«Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа»,

сост. Криштоп Л., С.-Петербург 1994.

15.

«Фортепианные акварели». Шишова Н., Киров, 2004.

16.

«Советские композиторы детям», хрестоматия. Москва, Сов. комп.,

1968.

17.

«Юный пианист». Сост. Ройзман, Москва, «Музыка», 1964.

18. «Юный пианист», выпуск 2, Москва, Сов. композитор, 1989.

19. «Этюды для фортепиано», 1 класс, Киев, Музична Украина, 1973.

18.

Черни. «Ежедневная разминка юного пианиста», Москва,

«Композитор», 1992.

21. Прокофьев «Избранные пьесы», Москва, «Сов. композитор», 1991.

22. Хрестоматия для фортепиано. Произведения крупной формы, 7класс.

Москва, «Музыка», 1991.

23. Хрестоматия для фортепиано. Произведения крупной формы, 6 класс,

Москва, Музыка, 1991.

24. Хрестоматия для фортепиано. Произведения крупной формы, 3 класс,

Москва, Музыка, 1991.

25. Хрестоматия для фортепиано. Произведения крупной формы, 5класс,

Выпуск 1, Москва, «Музыка» 1991.

26. Маленькому любителю музыки, Ленинград, Музыка, 1978.

27. Милич. «Маленькому пианисту», Москва, «Кифара», 1996.

28. Черни «Первый учитель и первый урок» Москва, «КОМИ», 1992.

29. И.Бах «Инвенции», Москва, «Музыка», 1991.

30. Легкие пьесы для фортепиано, 2 класс, Москва, «Музыка», 1965.

31. «Хрестоматия для фортепиано», 2 класс, Москва, «Музыка», 1991.

32. Чайковский, «Детский альбом», Москва, «Музыка», 1990.

14

33. Агафонников, «Детский альбом для фортепиано». Москва,

«Музыка», 1978.

34. «Школа фортепианной техники», выпуск 2, Москва, «Музыка», 1966.

35. И.С.Бах. «12 маленьких пьес для фортепиано», «Государственное

Музыкальное издательство», 1951.

36. «Хрестоматия для фортепиано», Этюды, 5 класс, Москва, «Музыка»,

1991.

37. «Хрестоматия для фортепиано. Пьесы», 5 класс, Москва, «Музыка»,

1991.

38. «Хрестоматия для фортепиано», 4 класс, Москва, «Музыка», 1991.

39. «Хрестоматия для фортепиано», 3 класс, Москва, «Музыка», 1991.

40. Французская фортепианная музыка XVIII-XIX веков для фортепиано»,

Москва, «Музыка», 1977.

41. Ю.Болденков. «Дымковские игрушки», сюита для фортепиано,

«Ижевск», 2005.

42. Л. Бетховен «Две легкие сонаты», соч. 49, Москва, «Музыка», 1983.

43. Моцарт «Сонаты» для фортепиано, «Будапешт», 1963.

44. Глинка «Пьесы для фортепиано», Москва, «Музыка», 1979.

45. «Хрестоматия для фортепиано». Произведения крупной формы.

6 класс, «Торговый дом Юргенсона», 1992.

46. Прокофьев. «Сказки старой бабушки», Москва, «Музыка», 1983.

47. Ветлугина. «Музыкальный букварь», Москва, «Музыка», 1988.

48. Гедике «60 легких пьес для начинающих», «Ленинград», 1948.

49. «Лирический альбом». Пьесы русских композиторов для фортепиано

С.-Петербург, 1997.

50. «Любимые пьесы». Выпуск 1. Москва, «Музыка», 1992.

51. «Любимые пьесы». Выпуск 2. Москва, «Музыка», 1997.

52. «Фортепианная миниатюра». Вып.1. Москва, «Музыка», 1980.

53. Шостакович «Нетрудные пьесы». Москва, «Сов. композитор», 1975.

15

54.

Смирнова Т.И. «Аллегро». Интенсивный курс в 3-х частях,

Москва, «ЦСДК», 1996.

Дополнительные источники:

1.

Ф. Брянская, Л. Ефимова, С. Ляховицкая «Пособие по чтению с листа

на фортепиано». Часть 1, 2. Ленинград, «Музыка», 1969.

2.

«Музыка вокруг нас». Отрывки из камерных и симфонических произве-

дений в облегченном переложении для фортепиано в четыре руки,

«Музыка», 1986.

3.

Римский Корсаков, «Садко». Облегченное переложение для фортепиано

в четыре руки Ю. Оленева и С. Павчинского, «Музгиз», 1949.

4.

С. Прокофьев, «Фрагменты из музыки к кинофильмам и драматическим

спектаклям». Переложения для фортепиано в четыре руки. «Музгиз»,

1963.

5.

А. Бородин, «Князь Игорь». Фрагменты из оперы. «Музыка», 1965.

6.

Э. Григ, «Норвежские танцы». Для фортепиано в четыре руки. «М», 1991.

7.

Произведения французских композиторов в нетрудных переложениях для

фортепиано в четыре руки. Москва, 1965.

8.

Полифонические ансамбли для фортепиано в четыре руки. «Советский

композитор», Москва, 1963.

9.

Балеты – сказки П. Чайковского в облегченном переложении для форте-

пиано. Н. Адлер. «Музыка», Москва, 1978.

10. Моцарт В, «Избранные оперные увертюры». Переложение для фортепи-

ано в четыре руки. Л., 1981.

11. Вокальная музыка итальянских композиторов XIV-XVIII веков. «Музы-

ка», Москва, 1978.

12. В. Моцарт, «Песни». «Музыка», Москва, 1967.

13. А. Гурилев, « Избранные романсы и песни». «Музыка», Москва, 1980.

14. М. Глинка. «Романсы и песни». «Музыка», Москва, 1986.

15. Р. Шуман, «Песни». «Музгиз», Москва, 1962.

16.

А. Варламов, «Избранные романсы и песни». «Музгиз», Ленинград,

1949.

16

Литература для транспонирования:

1.

Русский бытовой романс II половины XIX века. «Музгиз», М., Л., 1949.

2.

«Минувших дней очарованье». Старинные русские романсы, 1, 4 выпус-

ки, «Музыка», 1987.

3.

П. Булахов, «Песни и романсы». «Музыка», Москва, 1977.

4.

Моцарт В., «Песни». «Музыка», Москва, 1967.

5.

Бетховен Л., «Песни». Москва, 1967.

6.

Шуберт Ф., «Избранные песни». Москва, 1980.

7.

А. Гурилев, «Избранные романсы и песни». «Музыка», Москва 1980.

8.

М. Глинка, «Романсы и песни». «Музыка», Москва, 1986.

9.

А. Варламов, «Избранные романсы и песни». «Музгиз», Ленинград, 1949.

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется преподавателем в процессе проведения

практических

занятий,

тестирования,

а

также

выполнения

обучающимися

индивидуальных

заданий,

проектов,

исследований.

Вид

результатов

результаты

Форма контроля

(диагностической

деятельности

/ситуации для

проверки

достижения

обучаемого

указанного

результата), вид

задания

Методы, способы

оценивания,

средства

измерения

показатели

критерии

Наполнение

ФОС

Умения

читать с листа и

транспонировать

музыкальные

произведения

разных жанров и

форм;

Дифференцирован

ный зачет в форме

конкурса (8

семестр)

Текущий контроль

Наблюдение,

экспертная оценка

Выполнение всех

ритмических,

динамических,

фразировочных и

художественных

требований

«8-10 баллов»

-

целостное, гра-

мотное и каче-

ственное испол-

нение програм-

мы на высоком

эмоциональном

и техническом

уровне

«5-7 баллов»

– це-

лостное и гра-

мотное исполне-

ние программы с

некоторыми тех-

Список произведений для

чтения с листа, задания по

транспонированию и

анализу

использовать

технические

навыки и приемы,

средства

исполнительской

выразительности

для грамотной

интерпретации

нотного текста;

18

ническими по-

грешностями

«3,4 балла» -

исполнение

нотного текста

без

эмоциональной

окраски, с

некоторыми

техническими

погрешностями

анализировать

музыкальные

произведения для

грамотного чтения

с листа и

транспонирования;

Выявление и

распознавание

известных

фактурных

формул,

ритмических и

интонационных

оборотов,

аккордовых

стереотипов;

упрощения

фактуры;

Опыт

- чтения с листа

музыкальных

произведений

разных жанров и

форм на

фортепиано;

транспонирования

вокальных

произведений.

Квалификационн

ый

экзамен

по

конц.

классу

в

форме

чтения

с

листа

в

ансамбле

с вокалистом

Текущий контроль

Т р а н с п о р т

н а

малую

с екунду

лёгких романсов

Наблюдение,

экспертная оценка

Правильность

исполнения

произведения.

Ансамблевая

слаженность.

Своевременное

реагирование на

отклонения в

исполнении

сольной партии

«8-10 баллов» -

грамотное

воспроизведение

партии

аккомпанемента

при игре вместе

(темп, ритм,

штрихи, стиль,

ансамблевая

слаженность).

«5-7 баллов» -

неполное

ансамблевое

соответствие

исполнителей.

«3-4 балла» -

отклонения в

темпе,

ритмические и

текстовые

погрешности

Список произведений для

ЧСЛ и транспорта

19

Общие

компетенции

О К

3 .

Р е ш а т ь

проблемы,

оценивать

риски

и

принимать решения

в

нестандартных

ситуациях.

Квалификационн

ый

экзамен

по

конц.

классу

в

форме

чтения

с

листа

в

ансамбле

с вокалистом

Наблюдение,

экспертная оценка

Правильность

исполнения

произведения.

Ансамблевая

слаженность.

Своевременное

реагирование на

отклонения в

исполнении

сольной партии

«8-10 баллов» -

грамотное

воспроизведение

партии

аккомпанемента

при игре вместе

(темп, ритм,

штрихи, стиль,

ансамблевая

слаженность).

«5-7 баллов» -

неполное

ансамблевое

соответствие

исполнителей.

«3-4 балла» -

отклонения в

темпе,

ритмические и

текстовые

погрешности

Список произведений для

ЧСЛ

20

ОК 4.

Осуществлять по-

иск, анализ и оцен-

ку информации,

необходимой для

постановки и реше-

ния профессио-

нальных задач, про-

фессионального и

личностного разви-

тия

ОК 8. Самостоя-

тельно определять

задачи профессио-

нального и лич-

ностного развития,

заниматься самооб-

разованием, осо-

знанно планировать

повышение квалиф

и

кации

.

Текущий контроль

Самостоятельный

подбор

музыкального

репертуара для

обеспечения

своего

профессиональног

о развития

Поурочное

наблюдение

Соответствие

подобранного

музыкального

материала

различных стилей

и жанров задачам

профессиональног

о

и

личностного

развития

«8-10 баллов» -

полное соответ-

ствие подобран-

ного музыкаль-

ного материала

задачам профес-

сионального и

личностного раз-

вития

«5-7 баллов» –

подобранные ма-

териал частично

соответствует

задачам профес-

сионального и

личностного раз-

вития

«3,4

балла»

-

недостаточный и

одноплановый

подбор

произведений

Список рекомендуемых

музыкальных произведений

различных стилей и

жанров для чтения с листа

21

Профессион

альные

компетенции

ПК 1.1. Целостно и

грамотно

во спринимать

и

исполнять

музыкальные

произведения,

самостоятельно

осваивать сольный,

о р к е с т р о в ы й

и

ансамблевый

репертуар.

Квалификационн

ый

экзамен

по

конц.

классу

в

форме

чтения

с

листа

в

ансамбле

с вокалистом

Наблюдение,

экспертная оценка

Правильность

исполнения

произведения.

Ансамблевая

слаженность.

Своевременное

реагирование на

отклонения в

исполнении

сольной партии

«8-10 баллов» -

грамотное

воспроизведение

партии

аккомпанемента

при игре вместе

(темп, ритм,

штрихи, стиль,

ансамблевая

слаженность).

«5-7 баллов» -

неполное

ансамблевое

соответствие

исполнителей.

«3-4 балла» -

отклонения в

темпе,

ритмические и

текстовые

погрешности

Список произведений для

ЧСЛ

22

ПК 1.4. Выполнять

теоретический

и

исполнительский

анализ

музыкального

произведения,

применять

базовые

теоретические

знания

в

процессе

поиска

интерпретаторских

решений.

Дифференцирован

ный зачет в форме

конкурса (8

семестр)

Текущий контроль

Наблюдение,

экспертная оценка

В ы я в л е н и е

и

распознавание

известных

фактурных

формул,

ритмиче ских

и

интонационных

оборотов,

аккордовых

стереотипов;

упрощения

фактуры

«8-10 баллов» -

целостное и гра-

мотное, каче-

ственное испол-

нение программы

на высоком эмо-

циональном и

техническом

уровне

«5-7 баллов» –

выполнение всех

умений с некото-

рыми погрешно-

стями

«3,4

балла»

-

исполнение

нотного

текста,

нет

ансамблевой

слаженности,

присутствие

заметного

волнения

Перечень практических за-

даний по чтению с листа и

транспонированию

ПК 2.8. Владеть

профессиональной

терминологией

Дифференцирован

н ы й

з а ч е т

п о

дисциплине

( 8

семестр) в форме

устного опроса

С р а в н е н и е

с

эталоном

Знание

перевода

профессиональны

х терминов

«8-10 баллов»

-

70% - 100%

правильных от-

ветов

«5-7 баллов»

50% - 70% пра-

вильных ответов

«3,4

балла»

-

м е н е е

5 0 %

правильных

ответов

Контрольные задания по

профессиональной термино-

логии для устного опроса

23

Приложение №1

Контрольные задания по дисциплине «Чтение с листа и транспозиция

»

Курс

Вариант

Произведения

1

1

1.

Дюбюк «Русская песня с вариацией».

2.

Белорусская народная песня «Бульба».

3.

Транспозиция: Алябьев «Я вас любил».

1

2

1.

Дюран «Вальс»

2.

Черни «Романс» (№38)

3.

Транспозиция: Глинка «Скоро узы Гименея»

1

3

1.

Майкопар «Вальс».

2.

Сабзанов «Грустная песня».

3.

Транспозиция: Чести «Ариэтта»

1

4

1.

Бетховен «Контрданс».

2.

Немецкая народная песня «Прилетай птичка».

3.

Транспозиция: Лудзаски «Мадригал».

2

1

1.

Гайдн «Скерцо».

2.

Моцарт «Менуэт».

3.

Транспозиция: Кариссими «Канцона».

2

2

1.

Савельев «Раздумье».

2.

Черни «Немецкий мотив».

3.

Транспозиция: Глинка «Только узнал я тебя».

2

3

1.

Россини «Песня пастушка».

2.

Глинка «Полька».

3.

Транспозиция: Глинка «Ах ты ночь ли, ноченька».

2

4

1.

Гедике «В лесу ночью».

2.

Шпиндлер «Сонатина», 1 часть.

3.

Транспозиция: Глинка «Ночь осенняя».

3

1

1.

Исакова «Виолончель поет».

2.

Сафаралиева «Весенний ливень».

3.

Транспозиция: Страделла «Канцонетта».

3

2

1.

Ройтерштейн «Цветок на могилу Шопена».

2.

Шуберт «Экспромт Си – бемоль мажор» (отрывок).

3.

Транспозиция: Глинка «Дедушка! – Девицы раз мне

говорили».

3

3

1.

Титов «Вальс».

2.

Хейф «У памятника герою».

3.

Транспозиция: Глинка «Как в вольных просторах».

3

4

1.

Глинка «Мазурка».

2.

Пахульский «Мечты».

3.

Транспозиция: Глинка «Смертный час настал нежданный.

4

1

1.

Моцарт «Менуэт» (из сонатины До мажор).

2.

Бах «Рондо из сюиты №2 для оркестра» (переложение

для фортепиано в четыре руки).

3.

Транспозиция: Панчин «Тень высокого старого дуба».

4

2

1.

Моцарт «Полонез» (из сонатины Фа мажор).

2.

Шуман «Романс из симфонии №4 (переложение для

фортепиано в четыре руки).

3.

Транспозиция: Гурилев «Домик - крошечка».

24

4

3

1.

Моцарт «Романс из сонатины Си – бемоль мажор».

2.

Шуман «Скерцо из симфонии №4» (Переложение для

фортепиано в четыре руки).

3.

Транспозиция: Глинка «Я люблю, ты мне твердила».

4

4

1.

Моцарт «Рондо из сонатины До мажор».

2.

Прокофьев «Анданте из музыки к спектаклю «Евгений

Онегин» (переложение для фортепиано в четыре руки).

3.

Транспозиция: Булахов «Не пробуждай воспоминания».

25

Приложение №2

Примерные репертуарные списки.

I

курс, I

семестр.

Первая степень трудности.

Итальянская клавирная музыка – Будапешт, 1974, Французская клавирная

музыка – Будапешт, 1974, Английская клавирная музыка – Будапешт, 1974,

Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XVIII вв.

(Под редакцией Н. Копчевского – М., 1975 – вып. 1

– М., 1976 – вып. 2

Гайдн.

Легкие сонаты – М., 1976:

- №11

- №35 ч.1

Моцарт В. 6 сонатин:

- №1 (1, 2 ч.)

- №3 (все части)

- №6 (все части)

Черни. – Гермер. Избранные этюды.

Лемуан. Этюды ор. 37

Ансамблевая музыка в четыре руки

Сборник

«Фортепианный

дуэт» М. 1988

Диабелли А. Сонатина ор. 163 (II ч.)

Кожелух Л. Соната ор. 12 № I (II ч.)

Клементи. Соната №2 (ч. I)

Эльперин Л. Я. «Чтение с листа» (сборник)

Альбом нетрудных переложений в четыре руки – М., 1989.

Легкие пьесы для фортепиано в четыре руки - Л., 1978.

Полифонические ансамбли для фортепиано в четыре руки

– М., 1963.

Вокальная музыка

Гурилев.

Избранные романсы и песни. М., 1980.:

- «Вьется ласточка сизокрылая»

- «Домик крошечный»

- «Вам не понять моей печали»

- «Воспоминание».

Варламов.

Избранные романсы и песни. «Музгиз», Л., 1949:

- «Напоминание»

- «Горные вершины»

26

I курс, I семестр.

Вторая степень трудности.

Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XVIII вв.

(Под редакцией Н. Копчевского – М., 1976. Выпуск 2. (разд. II)).

Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XVIII вв.

(Под редакцией Н. Копчевского – М., 1977. Выпуск 3. (разд. II)).

Бах И. С. «Шесть маленьких прелюдий» (по выбору).

Гайдн И. «Легкие сонаты» – М., 1976:

- №11 (II, III чч.)

- №35 (III ч.)

- №34 (I, III чч.)

Гайдн И. Сонаты. Издательство Петерс, Лейпциг

Т.3 - №31 (II ч.)

Т.4 - №38 (I ч.)

- №41 (1, 2, 3 чч.)

- №42 (III ч.)

- №43 (1, 2, 3 чч.)

Моцарт В. Шесть сонатин.

- №1 (III, IVчч.)

- №2 (все части)

- №3 (все части)

Бетховен. Сонатины (по выбору)

Черни – Гермер. Избранные этюды.

Лемуан. Этюды ор. 37

Эльперин Л. Я. «Чтение с листа»

Майкапар. «Бирюльки».

Вокальная музыка.

Бетховен Л. Песни. М., 1967.

- ор. 32 №1

- ор. 48 №№ 1, 2, 3,4

27

- ор. 75 №№ 4, 5, 6

- ор. 52 №№ 4, 5, 7, 8

Шуберт Ф. Избранные песни. М., 1980.

- «Песнь Норны»

- «Застольная песнь»

- «Портрет»

- «Двойник»

I курс, II

семестр.

Первая степень трудности.

Шуман Р. «Альбом для юношества»

Чайковский П. «Детский альбом», (выборочно).

Черни К. «Сто пьес для удовольствия и отдыха», М., «Композитор», 1992.

Вокальная музыка

Бетховен Л. Песни. М., 1967.

- ор. 52 №№ 2, 3.

Шуберт Ф. Избранные песни. М., 1980. Т. 5.

Глинка М. Романсы и песни Т.т. 1, 2.

«Прощание с Петербургом»

- №№ 1, 2, 9, 10, 11.

Музыка к трагедии «Князь Холмский»

- №1, 2.

Гурилев А. Избранные романсы. М., 1973.

Алябьев А. Романсы и песни. Т.т. 1, 2, 3, 4.

Варламов А. Романсы и песни. Т. 4.

Ансамблевая музыка в четыре руки

Моцарт В. Избранные оперные увертюры, переложение для фортепиано в

четыре руки. Л., 1981.

28

- «Индоменей»

- «Директор театра»

- «Милосердие Тита»

- «Все они таковы»

- «Мнимая садовница»

Римский Корсаков Н. "Садко", облегчённое переложение для фортепиано в 4

руки под редакцией Ю. Оленева и С. Павчинского.

Бах И.В. Соната (ч.II)

Гайдн И. Симфонии (менуэты)

Альбом нетрудных переложений в 4 руки.

Сборник ансамблей в 4 руки (переложение романсов Шуберта, Мендельсона,

Шумана, Грига, Глинки, Рахманинова.)

Транспозиция.

Алябьев. «Я вас любил».

Глинка. Романсы и песни, «Музыка», М., 1986.

- «Скоро узы Гименея»

- «Ах ты ночь ли ноченька».

I

курс, II семестр.

Вторая степень трудности.

Бетховен Л. Сонаты (Отд. части по выбору).

Чайковский П. “Детский альбом” (выборочно).

Балеты-сказки П.Чайковского, переложение для фортепиано Н.Адлер.

Калинников «Пьесы», «Музгиз», 1960. (выборочно).

Вокальная музыка.

Глинка М. Романсы и песни. T.T.1,2:

29

- №№ 3,4,5,6,8

Гурилёв А. Избранные романсы. М. ,1973

Варламов А. Романсы и песни. Т.т.2,3

Алябьев А. Романсы и песни. Т.т.1,2,3,4

Ансамблевая музыка в 4 руки

Гайдн И. Симфонии.

Моцарт В. Симфонии (менуэты)

Переложения русских опер. (Обр. Белова и Сорокина). М.,1958.

Мошковский “Испанские танцы”.

Произведения Французских композиторов в нетрудных переложениях

для фортепиано в 4 руки . M.,1965.

Транспозиция

Вокальная музыка итальянских композиторов XIV-XVIII вв.

- Чести. «Ариэтта».

- Лудзаски. «Мадригал».

II курс, III семестр

Первая степень трудности

Шуман Р. «Альбом для юношества» (по выбору).

«Детские сонаты» ор. 118 (ч. I, II)

Григ. Избранные произведения. «Музгиз», М., 1962 (выборочно).

Мендельсон Ф. Песни без слов:

- ор. 19 №№ 4, 6

- ор. 30 №№ 3, 6

- ор. 62 № 4

30

- ор. 102 №№ 3, 4.

Калинников. Пьесы. «Музгиз», М., 1960 (выборочно).

Ансамблевая музыка в 4 руки

Шуберт Ф. «Военный марш».

Шуман Р. «Восточные картинки» оп. 66 (по выбору).

Брамс И. «Венгерские танцы» (по выбору).

Вокальная музыка

Лист Ф. Песни. Т.3 (по выбору).

Транспозиция

Кариссими. «Канцона». (Вокальная музыка итальянских композиторов XIV-

XVIII вв.).

Глинка. Романсы и песни, «Музыка», М., 1986.

- «Скоро узы Гименея»

- «Ах ты ночь ли, ноченька».

II курс, III семестр.

Вторая степень трудности.

Шуман Р. «Пестрые листки» ор. 99.

«3 маленькие пьесы» (№№ 1, 3).

«Листки из альбома» (№ 5).

Шуман Р. «Альбом для юношества»:

№№ 15, 17, 22, 25, 27, 32, 43.

Шуберт Ф. «Музыкальные моменты»:

- ор. 94 №№ 1, 2, 3, 5, 6.

- ор. 142 № 2.

31

Мендельсон Ф. Песни без слов:

- ор. 19 №№ 1, 2, 3

- ор. 30 № 4

- ор. 38 №№ 1, 2

- ор. 53 №№ 1, 2, 4, 5

- ор. 62 №№ 1, 2, 6

- ор. 67 №№ 3, 4

- ор. 85 №№ 1, 2, 3.

Ансамблевая музыка

Григ Э. «Норвежские танцы» (выборочно).

Шуман Р. «Восточные картинки» ор. 66 (по выбору).

Вокальная музыка

Лист Ф. Песни. Т.3 (выборочно).

Брамс И. Десять песен (выборочно).

Транспозиция

Гурилев. Избранные романсы и песни. «Музыка», М., 1980.

- «Домик – крошечка».

- «Вьется ласточка».

Бетховен. Песни. «Музыка», М., 1978.

- «Гимн природы».

II курс, IV семестр.

Первая степень трудности.

Григ Э. Лирические пьесы:

- Странник

32

- Ариэтта

- Вальс

- Танец эльфов

- Народный напев.

Григ Э. Избранные произведения (выборочно).

Глинка М. Пьесы. «Музыка», М., 1974 (выборочно).

Ансамблевая музыка в 4 руки

Дебюсси К. Шесть античных эпиграфов (по выбору).

Отрывки из камерных и симфонических произведений в облегченном

варианте. Переложение для фортепиано в четыре руки:

- Гендель. Финал кончерто гроссо №12

- Гайдн. Менуэт из квартета ре минор.

- Гайдн. Скерцо из квартета ми бемоль мажор.

- Шуберт. Финал квинтета.

Вокальная музыка

Григ Э. Романсы и песни.

Бизе Ж. Романс Надира (“В сияньи лунной … ”) из оперы “Искатели жемчуга”.

Верди Д. Ариозо Альфреда из 1 акта оперы “Травиата”.

- Ариозо Герцога из оперы “Риголетто”.

- Ария графа Ди Луна из II акта оперы “Трубадур”.

Транспозиция

Кариссими. «Канцона». (Вокальная музыка итальянских композиторов XIV-XVIII

вв.

Глинка. Романсы и песни, «Музыка», М., 1986.

- «Только узнал я тебя»

- «Ах ты ночь ли, ноченька».

33

II курс, IV семестр

Вторая степень трудности.

Григ Э. Лирические пьесы:

- ор. 38 Элегия, Мелодия, Вальс

- ор. 57 Гаде

- ор. 43 Поэма.

Пахульский. «В листах»

Гладковский. «Маленькая танцовщица»

Барток. «Вечер в деревне»

Гайдн. Избранные пьесы для фортепиано. «Композитор», М., 1992.

(выборочно).

Ансамблевая музыка

Дебюсси К. Балетная сюита:

- «В лодке»

- «Менуэт».

Отрывки из камерных и симфонических произведений в облегченном

варианте. Переложение для фортепиано в четыре руки:

- Брамс. Финал квартета №2.

- Григ. Две части сонаты №1 для скрипки и фортепиано.

- Григ. Романс из квартета ор. 27.

- Чайковский. Итальянское каприччио.

- Прокофьев. Финал концерта №7.

Вокальная музыка

Григ Э. Романсы и песни.

34

Малер Г. Песни странствующего подмастерья (№ 1).

Штраус Р. Избранные песни.

Транспозиция

Глинка М.

«Ночь осенняя».

«Смертный, час настал нежданный».

«Дедушка! – Девицы раз мне говорили».

Сарторио. Ария из оперы «Аделаида».

III курс, V

семестр

Первая степень трудности.

Глинка М. Сочинения для фортепиано. - М., 1976:

- Вальс ми-бемоль мажор

- Контрданс

- Галоп

- Мазурки: до минор, ля минор

- Барток Б. Микрокосмос: I, II, III тетради (по выбору)

Клементи. Сонатины (выборочно).

Кулау Ф. Сонатины (выборочно)

Ансамблевая музыка в 4 руки

Гайдн. Ария Уриэля из оратории «Сотворение мира». Переложение для

фортепиано в четыре руки.

Моцарт В. Романс Педрилло из оперы «Похищение из сераля». Переложение

для фортепиано в четыре руки.

Моцарт В. Хор янычар из оперы «Похищение из сераля». Переложение для

фортепиано в четыре руки.

Вокальная музыка

35

Глинка М. Романсы и песни. Т. т. 1, 2 (по выбору)

«Прощание с Петербургом»:

- №№ 1,2,9, 10, 11

Музыка к трагедии "Князь Холмский":

-№№ 1, 2

Гурилев А. Избранные романсы. - М., 1973 (по выбору)

Алябьев А. Романсы и песни. Т. т. 1, 2, 3, 4 (по выбору)

Варламов А. Романсы и песни. Т. 4 (по выбору)

Транспозиция

Страделла. Канцонетта.

Глинка М.

«Не пой, красавица…».

«Я в волшебном сновиденье!..».

«Что, красотка молодая …».

III курс, V семестр

Вторая степень трудности.

Глинка М. Сочинения для фортепиано. — М., 1976;

- Ноктюрн

- Мазурка

- Вальс си-бемоль мажор

- Полонез

- Монастырка

- Разлука

- Тарантелла

- Баркаролла

36

- Детская полька

- Андалузский танец

Вилла-Лобос Э. «Мир ребенка» (по выбору).

Кодай 3. «Двенадцать детских танцев»:

-№№9, 12

Мартину Б. «Из жизни детей» (по выбору)

Ансамблевая музыка

Вольф. «Музыкант». Переложение для фортепиано в четыре руки.

Равель М. «Волшебный сад» из балета «Моя мать Гусыня». Переложение для

фортепиано в четыре руки.

Барток. «Медвежий танец».

Вокальная музыка

Глинка М. Романсы и песни. Т. т. 1, 2 (по выбору)

«Прощание с Петербургом»:

-№№3,4,5,6 8

Гурилев А. Избранные романсы. - М., 1973 (по выбору)

Варламов А. Романсы и песни. Т. т. 2, 3 (по выбору)

Алябьев А. Романсы и песни. Т. т. 1, 2, 3, 4 (по выбору)

Транспозиция

Глинка М.

«Как в вольных просторах».

«Я люблю, ты мне твердила».

«Ах ты, душечка, красна девица…».

III курс, VI семестр

Первая степень трудности.

Чайковский П. «Детский альбом» (по выбору).

37

Лядов А. Бирюльки (по выбору).

Пьесы:

- ор. 17. №1

- ор. 26 № 1

- ор. 31,№2

- ор. 40. № 3

- ор. 46, № 4

- ор. 57, №3

- ор. 64, №№ 1,2

Пьесы современных зарубежных композиторов:

Вып. 4. - Л., 1966 (по выбору).

Вып. 5. - Л., 1968 (по выбору).

Крестон П. Пять маленьких танцев, ор. 24:

-№ 1

Ансамблевая и вокальная музыка

Кюи Ц. Романсы:

- Я помню вечер

- Зайка

- Из слез моих

- Ласточка

- Тучка

- Наперсник

- Осень

Донауров С. «Ожидание»

Вильбоа К. «Взошел на небо месяц ясный».

Булахов П. «Прощаясь, в аллее мы долго сидели».

«Тройка».

Даргомыжский А. Романсы. Т. 1:

- №№ 1-4, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 16,20,22-30,47-50

Чайковский П. Пятьдесят русских народных песен для фортепиано

в четыре руки (по выбору).

Балакирев М. Четырнадцать избранных русских народных песен

в четыре руки (по выбору).

Гершвин Д. «Колыбельная из оперы «Порги и Бес». Переложение для

фортепиано в четыре руки.

Стравинский И. Танец балерины из балета «Петрушка». Переложение для

фортепиано в четыре руки.

38

Прокофьев С. «Зеленая рощица». Переложение для фортепиано в четыре руки.

Транспозиция

Булахов П. «Надуты губки для угрозы…».

Малашкин Л. «Где вы дни мои».

«Серп».

Кашперов В. «С радости – веселья».

III курс, VI семестр

Вторая степень трудности.

Чайковский П. Сентиментальный вальс, ор. 51, № 6

Ната-вальс, ор. 51, № 4

Грустная песенка

Времена года:

- Май

- Январь

Лядов А. Пьесы:

- ор. 3, № 4

- ор. 4, №4

Клементи М. Сонатины (выборочно).

Глиэр Р.

Шесть пьес ор.26 (по выбору).

Альбом фортепианных пьес ор.31 (по выбору)

Ансамблевая и вокальная музыка

Кюи Ц. Романсы:

- О чем в тиши ночей

- Истомленная горем

- Сожженное письмо

- Царскосельская статуя

39

Даргомыжский А. Романсы. Т. 1:

- №№ 14, 15, 17, 18, 19, 21, 28, 31, 36, 40, 41, 46

Римский-Корсаков Н. «На холмах Грузии»

- «О чем в тиши ночей»

- «Не ветер, вея с высоты»

- «Октава».

Пейко Н. «В пути». Переложение для фортепиано в четыре руки.

Свиридов Г. «Молотьба» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Переложение

для фортепиано в четыре руки.

Бах И. С. Ария почтальона из «Каприччио на отъезд любимого брата».

Полифонический ансамбль для фортепиано в четыре руки.

Мусоргский М. Пролог из оперы «Борис Годунов». Переложение для

фортепиано в четыре руки.

Моцарт В. «Жига». Переложение для фортепиано в четыре руки.

Транспозиция

Булахов П. «Свидание».

«Не хочу».

Бахметьев Н. «Колечко».

Соколов В. «Зашумела, разгулялась».

IV курс, VII семестр

Первая степень трудности.

Бетховен Л. «Семь народных танцев» (по выбору).

Глиэр Р. «Шесть пьес» соч. 26 (по выбору).

Григ Э. «Лирические пьесы» соч. 12 (по выбору).

Чайковский П. «Детский альбом» соч. 39 (по выбору).

Шуман Р. «Альбом для юношества» соч. 68 (по выбору).

40

Ансамблевая музыка

Хачатурян А. Танец Айши из балета «Гаяне». Полифонический ансамбль для

фортепиано в четыре руки.

Произведения французских композиторов в нетрудных переложениях для

фортепиано в четыре руки:

Куперен Ф. «Сицилиане».

Рамо Ж. Ария из кантаты «Аквалон и Ерифия».

Берлиоз Г. Танец Сильфов

Бизе Ж. Серенада из оперы «Иван IV».

Вокальная музыка

Моцарт. В «Приход весны».

«Тоска по весне».

«Маленькая пряха».

«К Хлое».

«Вечерние думы».

Дюбюк. А «Много добрых молодцев».

«Ах, мороз, мороз».

Дютш. «Не горюй, не тоскуй».

«Новгород».

Транспозиция

Донауров. «Я встретил вас…».

Дюбюк А. «Много добрых молодцев».

Панчин. «Песнь высокого старого дуба».

Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний».

IV курс, VII семестр

41

Вторая степень трудности.

Бетховен Л. Багатели. Соч. 33

№3 Фа мажор.

№6 Ре мажор.

Бетховен Л. Багатели. Соч. 119

№3 Ре мажор.

№5 До минор.

Глазунов А. «Юношеские пьесы» (по выбору).

Мендельсон. «Шесть детских пьес для фортепиано» соч. 72 (по выбору).

Николаева Т. «Детский альбом» (выборочно).

Прокофьев С. «Детская музыка. Фортепианные пьесы для юношества» соч. 65

Свиридов Г. «Альбом пьес для детей».

Ансамблевая музыка

Франк С. «Agnus Dei». Переложения французских композиторов в нетрудном

переложении для фортепиано в четыре руки.

Форе Г. «Менуэт». Переложения французских композиторов в нетрудном

переложении для фортепиано в четыре руки.

Бородин А. «Князь Игорь». Фрагменты из оперы. Переложение для

фортепиано в четыре руки.

Прокофьев С. Фрагменты из музыки к кинофильмам и драматическим

спектаклям.

Вокальная музыка

Пасхалов В. «Ты не спрашивай».

«Дитятко, милость господня с тобой».

Малашкин Л. «Лес».

Кашнеров В. «Цыганские песни Земфирры».

Григ Э. Романсы (выборочно).

42

Транспозиция

Дюбюк А. «Поцелуй же меня, моя душечка».

Малашкин Л. «Серп».

Глинка М. «Я люблю, ты мне твердила».

IV курс, VIII семестр

Первая степень трудности.

Гайдн И. Избранные пьесы.

Моцарт В. «Пьесы» (выпуск 2).

Прокофьев С. «Гавот» из «Классической симфонии».

Мясковский Н. «Причуды» №1.

Шуберт Ф. «Экспромт ля бемоль мажор».

Григ Э. «Листок из альбома».

«Элегия».

Ансамблевая музыка

Переложения французских композиторов в нетрудном переложении для

фортепиано в четыре руки:

- Люлли Ж. Б. Квартет лесных духов из оперы «Беллерофент».

- Дебюсси К. «Серенада».

Сати Э. Преамбула для «Сна в летнюю ночь».

Вокальная музыка

Мендельсон. Избранные романсы.

Гранадос. Избранные песни.

Гайдн. Песни (выборочно).

Моцарт. Песни (выборочно).

Бетховен. Песни (выборочно).

43

Транспозиция

Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний».

Глинка М. «Гуде витер».

Гурилев А. «Грусть девушки».

IV курс, VIII семестр

Вторая степень трудности.

Шуман. «Листки из альбома» ор.124 (выборочно).

Бородин Н. «Грезы» из «Маленькой сюиты».

Чайковский П. «Май» из «Времена года».

Григ Э. «Пастушок».

«Смирение».

Чайковский П. «Евгений Онегин». Облегченное переложение для фортепиано

в две руки.

Мусоргский М. «Сорочинская ярмарка». Облегченное переложение для

фортепиано в две руки.

Римский - Корсаков. «Майская ночь». Облегченное переложение для

фортепиано в две руки.

Ансамблевая музыка

Руссель А. «Сарабанда».

Шуберт Ф. Избранные произведения для фортепиано в четыре руки

(выборочно).

Григ Э. Норвежские танцы. Для фортепиано в четыре руки.

Вокальная музыка

Шуман Р.

«Круг песен» (выборочно).

«Мирты» (выборочно).

Григ Э. «Избранные романсы» (выборочно).

44

Шуберт Ф. «Избранные романсы (выборочно).

Транспозиция

Даргомыжский А. «Я вас любил».

«Юноша и дева».

Шуберт Ф. «К музыке».

45



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники