Напоминание

Сюжетно-ролевая игра "Автосервис"


Автор: Виноградова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ СОШ п. Азанка
Населённый пункт: Свердловская область, Тавдинский район, поселок Азанка
Наименование материала: Проект
Тема: Сюжетно-ролевая игра "Автосервис"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект сюжетно-ролевой игры «Автосервис».

Цель:
формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Автосервис»; создание условий для игры, способствующей отражению знаний о профессиях своих родителей и воспитывающей положительно- эмоциональное отношение к любому виду труда. Задачи:  Обеспечить педагогически целесообразное руководство на основе партнерства и сотрудничества с детьми, способствующее реализации в игре познавательного опыта о работе автосервиса;  Учитывать возможности игрового общения для формирования поведенческих и коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации ребенка в социуме ближайшего окружения;  Развивать у детей творчество в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе предметных и ролевых способов их решения;  Дать детям возможность активизировать игру, дополняя её пособиями из подручного материала;  Развивать конструктивные способности и воображении;  Воспитывать умение принимать правильное решение в процессе игры.
Ресурсное обеспечение
: набор специальных игрушек-инструментов, самоделки, предметы заместители.
Актуальность проекта
. Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности; ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление,
воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Возраст (6 -7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Внимание: если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Память: к концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Развитие мышления: к концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развитие воображения: идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
Развитие речи: к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно- грамматические конструкции. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Научно-методическое обоснование
. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Игра – говорил К.Д. Ушинский, - основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития», Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький). Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высокую ступень развития (Д.Б. Эльконин). Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния на психическое развитие ребенка: - развитие мотивационно-потребностной сферы; - преобладание познавательного «эгоцентризма» ребенка; - формирование идеального плана; - развитие произвольности действий.
Ожидаемые результаты
:  Обогащение личного опыта детей;  Формирование у детей представлений о социальной действительности;  Расширение у детей круга ролевых действий.  Обогащение и расширение словарного запаса.
 Развитее диалогической и монологической речи.  Получение знаний о специалистах, работающих в автосервисе.
Этапы игровой деятельности
(подготовительная группа) Процесс Совместная деятельность педагога и детей Деятельность педагога
Подготовительный
Выявление проблемы Диагностика игровых и речевых навыков, игровой среды. Диагностика по методике Н.Н. Серовой. Диагностика по методике О.С. Ушаковой. Обрисовка сюжетной канвы Объявить конкурс на лучшего шофера. Выбрать экспертов для отбора претендентов. В жюри могут войти пешеходы, полицейский инспектор дорожного движения, представитель администрации . Принять на себя роль полицейского инспектора и объявить, что всем машинам необходимо срочно пройти технический осмотр (предварительно транспорт нужно отремонтировать и Изучение литературы: Лыкова И.А. «Играют мальчики: гендерный подход в образовании»- Москва-2013 г. Краснощекова Н.В Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс»-2008.
вымыть) Пригласить желающих на торжественное открытие магазина «Автозапчасти», прорекламировать услуги магазина, объявить о приеме на работу продавца, грузчик, шофера и др. Организационная работа
Лексическая тема
: Беседа с детьми о правилах дорожного движения. Сюжетно-дидактическая игра «Пешеходы и транспорт» (практическое освоение правил дорожного движения). Дидактическая игра «Дорожные знаки» Дидактическая игры: «Кто проедет первым?» «В магазине «Автозапчасти»» «Подбери груз к машине» «Разрешается-запрещается» Игры: игра-имитация «Ремонт Автомобиля» игра-соревнование «Кто быстрее найдет неполадку у автомобиля». Встреча с сотрудниками ГИБДД. Придумывание воспитателем материала для игры: для шофера, полицейского инспектора, авто мойщика, заправщика, продавца, слесаря. Планирование календарных планов. Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок по данной теме. Разработка конспекта игры «Автосервис».
Продуктивные виды деятельности: изготовление совместно с детьми атрибутов к игре из подручного материала: дорожных знаков, водительских прав, кабин, колес, рулей, фар, ключей зажигания и пр. Чтение художественной литературы: Некрасов Л. «Замечательный шофер», Садовский М. «Песенка таксиста», Ильин М., Сегал Е. «Машины на нашей улице». Пальчиковая гимнастика: «Как живешь?» Занятия Познавательное развитее: Беседы: «Транспорт и его виды», « Безопасность на дороге». Рисование «Перекресток» Лепка «Машина для друга» Аппликация «Моя любимая машина» Составление рассказов на тему «Чтобы
не было беды». Конкурс детских работ «Машины будущего» Работа с родителям Экскурсии: - в магазин «Автозапчасти» - в шиномонтажную мастерскую или автосервис -на автозаправочную станцию. Изготовление совместно с воспитателем: - игрушек замещающих профессиональные орудия труда: сварочный аппарат, болгарка, дрель и т.п. -пошив униформы мойщика машин, заправщика, полицейского, продавца, таксиста, пожарного, водителя «Скорой помощи». Консультации для родителей: «Правила поведения на проезжей части», «Безопасность детей в автомобиле».
Основной
Систематизация информации Организация игрового пространства автосервиса. Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. О б е с п е ч е н и е р у к о в о д с т в а . Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение
содержания игры. Р у ко в од с т в о организацией игрового пространства. Игровая деятельность Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. Изменение ролевого действия в ходе игры. Выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций (Лопнуло колесо, а запасного нет как быть? Сломался светофор что делать? Машины едут быстро и пешеходы не могут перейти улиц, как быть?) Заключительный Итог Подведение итогов конкурса на лучшего шофера и награждение памятными медалями («Самый вежливый», «Cамый аккуратный», и т.д.) Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе. Подведение итогов игры. Диагностика игровых и речевых умений.

План-схема конспекта

Сюжетно-ролевой игры «Автосервис»
(подготовительная группа)
Цель
: формировать умение распределятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
Задачи
: - побуждать детей боле широко и творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в автомастерской; - продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы- заместители; -обеспечить развитие игры; -учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; -развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру; -формировать навык речевого этикета; -развивать диалогическую речь, интонационную выразительность; -воспитывать уважение к людям разных профессий.
Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре



Задачи Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, о р и е н т и р у я с ь н а п а р т н е р о в - сверстников. Развивать умения детей играть с партнерами (шофер – автомойщик, полицейский – жители (пешеходы) и т.д.). Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете. Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры. Общая стратегия игровых взаимодействий Создать условия для возникновения игры. Обогатить игровое пространство. Создать заинтересовывающий момент. Предварительно обсудить содержание игры. Выслушивать мнения детей о том, как будут развиваться события рабочего дня, чем можно обогатить сюжет. Выстроить последовательность событий. П о м о ч ь д е т я м в р а з в и т и и и поддержании сюжета игры. Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п. Обсудить результат игры. В конце игры предложить обсудить действия специалистов (все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п.). Способы руководства Провести вступительную беседу, Задать вопросы о том, как поставлена работа в
игрой введя заинтересовывающий момент. автосервисе, какие услуги он может предоставить клиентам. Рассказать о предстоящем событии. Подвести детей к решению о необходимости посетить автосервис. Участвовать в распределении ролей. П р и н е о б х о д и м о с т и о к а з а т ь небольшую помощь в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям. При необходимости с помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры. При необходимости взять на себя роль. Взять на себя второстепенную роль. Если понадобиться, помочь в р а з в и т и и с ю ж е т н о й л и н и и , способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. В процессе игры, если понадобиться, направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли. Поощрять самостоятельность детей. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.
Словарный минимум
Часть словаря Подготовительная группа
Профессии Полицейский инспектор дорожного движения, слесарь станции техобслуживания, диспетчер, рабочие дорожной службы. Орудия труда Жезл полицейского, радар, сварочный аппарат, болгарка, дрель, мобильный телефон. Трудовые действия Информировать, согласовывать, заверять, рекомендовать, управлять, диагностировать. Качество труда Добросовестно, высококачественно, своевременно, организованно, четко. Общественная значимость Качественно обслуживать клиентов, правдивое информирование. Результаты труда Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с современными направлениями. Учреждения Автосервис, бензоколонка, кафе, диспетчерская. Вежливые слова Разрешите, прошу вас, примите мои извинения, приятно снова вас видеть, будьте любезны.
Построение ролевого диалога
Главные роли: Роли Ролевые действия Шофер (такси, «Скорой помощи», пожарной машины, легковой и грузовой) Проходят медосмотр у врача, техосмотр на станции технического обслуживания, приобретают запчасти в специализированном магазин, моют машины и заправляют бензином, сдают экзамены в ГИБДД и получают права, ремонтируют машины, перевозят грузы и людей. Директор автосервиса Контролирует работу подчиненных, следит за своевременной доставкой запчастей. Авто мойщик Моет машины, рекламирует моющие средства. Заправщик на бензоколонке Заправляет машины бензином, делает заказ на подвоз бензина, продает масло, тормозную жидкость и пр. Продавец магазина «Автозапчасти» Заказывает автозапчасти, консультирует покупателей, продает товар. Слесарь станции техобслуживания Принимает заказы, выезжает для устранения срочных неполадок, проводит техосмотр и ремонтирует машины. Проводит диагностику.
Второстепенные роли Полицейский инспектор дорожного движения Контролирует соблюдение правил дорожного движения, проверяет исправность машин и наличие документов, принимает заказы на права. Врач, медсестра Проводят осмотр шоферов и выписывают допуск к работе, выезжают на дорожно- транспортные происшествия. Официант кафе Обслуживает посетителей. Диспетчер Координирует грузоперевозки. Жители(пешеходы) Ездят на такси и автобусе, посещают больницу, кафе, покупают машины и запчасти к ним, строят гаражи. Рабочие ремонтной службы Осуществляют ремонт дороги, укладывают асфальт, устанавливают дорожные знаки, рисуют разметку.
Построение ролевого взаимодействия
Директор автосервиса Клиенты Шофер Общаются. Делает заказ. Рассчитывается за услуги получает сдачу. Общаются. Авто мойщик Организует работу контролирует её. Общаются. Передает пожелания клиентов. Делает заказ. Проверяет заказ благодарит за работу. Общаются. Рассчитывается за услуги проверяет сдачу. Заправщик на бензоколонке Организует работу. Контролирует. Общаются. Делает заказ. Рассчитывается за услуги получает сдачу. Общаются. Продавец магазина «Автозапчасти» Организует работу. Общаются. Рекламирует новые товары и инструменты. Делает заказ. Рассчитывается за товар получает сдачу. Дает советы. Слесарь станции техобслуживания Организует работу. Контролирует. Общаются. Передает пожелания клиентов. Делает заказ. Проверяет заказ рассчитывается за услуги. Благодарит за работу. Общаются. Дает
консультации.
Литература
: Веракса Н.Е, Васильева М.А, Комарова Т.С. Программа «От рождения до школы» 2010. Виноградова Н.А, Н. В. Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. Издательство- Айрис-пресс, 2009. Калинина Т.В. Николаева С.В. Павлова О.В. Смирнова И.Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. Волгоград. Издательство «Учитель»-2013. Краснощекова Н.В Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс»- 2008. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики гендерный подход в образовании. Москва. Издательство «Цветной мир»-2013. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр, Владос. 1999.


В раздел образования