Напоминание

«Инновационные формы работы по реализации нравственно–патриотического воспитания дошкольников»


Автор: Утешкалиева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д⁄с"Тополек"
Населённый пункт: р.п.Дергачи Саратовская область
Наименование материала: ПЕДСОВЕТ
Тема: «Инновационные формы работы по реализации нравственно–патриотического воспитания дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на педсовете

«Инновационные формы работы по реализации

нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Воспитатель Утешкалиева Елена Анатольевна

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является

состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания

поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового

физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции

образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них

«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет

этнокультурной ситуации развития детей».

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет

ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами,

педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач

нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится и

в официальном проектном документе Минобрнауки России «Стратегия развития воспитания в

Российской Федерации до 2025 года». Создатели проекта называют приоритетной задачу

«формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями XXI века, разделяющих

традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая

большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные

ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте,

милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень

детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает

эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности,

происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям,

призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия –

формирование личности юного человека.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду определяется

парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности и

общения продуктивного, творческого характера усваиваются знания, происходит овладение

умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает

формирование интеллектуальной и субъективной активности, духовно-нравственного сознания. В

дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного

самоопределения и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское

воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики. В Государственной программе

«Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как

«систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций

по формированию граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,

готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите

интересов Родины». С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления

ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию

сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям,

товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать

художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Нравственно-патриотическое воспитание

можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная

и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному

участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей,

лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического

общества. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое

внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в

ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств:

доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал,

что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с

интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и

справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из

направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям

отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций,

уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть главное условие

выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности.

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе

своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти

нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда

закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об

окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми

сторонами жизни ребенка. Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед

специалистами дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по

воспитанию гражданственности в новых условиях.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической

литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-

патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и, нет стройной системы,

отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство

патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и

ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать

богатство своей страны.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание

(доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие

методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе. Цель

патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в

детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,

созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание

патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,

включающего в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной

стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в

рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и

незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего

народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность

эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него

проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут

возникнуть после нескольких занятий.

Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в

быту. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким

людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет,

детскому саду, городу.

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи огромное значение

имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим,

природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным поселком, его

достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной

период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам

национальной и мировой культуры.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране. Любовь к родному

поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без

любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота

своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств

личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они

– граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой

родиной, - местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту

тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что поселок

– часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который

признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну. Главной целью ДОУ в

патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с

активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию,

гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и

трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу;

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- Воспитание уважения к труду;

- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- Формирование элементарных знаний о правах человека;

- Расширение представлений о городах России;

- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время проведения НОД, в

играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и

формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу в

соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических

особенностей, возможностей и интересов;

- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс

интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематика, которой мы придерживаемся следующая: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский

сад», «Мой город», «Моя страна». Работа по каждой теме должна включать ООД, игры, экскурсии,

НОД, а по некоторым темам – праздники.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются такиеметоды:

- Целевые экскурсии.

- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.

- Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным

наблюдением детей.

- Беседы с детьми о родном городе, районе, о Севастополе.

- Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин,

иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание

музыкальных произведений.

- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей

окружении.

- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в

ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное

выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

- Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная

жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми

знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в

каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность,

следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурачиваются к конкретным событиям и

праздникам (День защитника Отечества, День Победы, встреча с ветеранами ВОВ, и др., а также

национальные праздники).

Формы работы:

- Наблюдения.

- Организация экскурсий и целевых прогулок.

- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и

сувениров для взрослых и сверстников).

- Проектная деятельность.

- Моделирование и решение проблемных ситуаций.

- Придумывание сказок, историй и их театрализация.

- Трудовая деятельность.

- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).

- Познавательно-исследовательская деятельность.

- Чтение.

- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым).

- Игровая деятельность.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические

занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы

сравнения (труд в колхозе – раньше и теперь; счеты и компьютеры и т. п., вопросы, индивидуальные

задания. Важно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения,

выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность

интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той

же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной

теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по

ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (интегрированный подход) (например, «Мой

любимый город Севастополь», «Столица нашей Родины – Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов,

которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы

НОД. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого

материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой

интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия».

Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это

воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина

начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти»

будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по

данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и

культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим

направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.

Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой

духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим

людям.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому,

детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором

будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Использование инновационных технологий в нравственно-

патриотическом воспитании.

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда

занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-

экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют

очередной раз задуматься о будущем России, о ее подрастающем поколении. В

настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в

бездуховности, безверии, агрессивности.

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу,

родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в

познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Большую помощь в реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию

оказывают инновационные технологии.

Музейная педагогика в ДОУ.:

Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ представляется

возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для

проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение

опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный

мир ( « музей – лаборатория», « музей – театр», « музей – игровое пространство»).

Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно –

ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная

педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной

образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные

категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Создание мини- музеев в ДОУ дает возможность практического претворения новых

педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной

среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию.

Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и

деятельности педагогов и детей.

Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания

( при создании музейно – образовательного пространства в ДОУ как одного из видов

культурно – воспитательной развивающей среды – среды родного города) путем

действенного познания.

В процессе создания модели музейно – образовательного пространства выделяют

следующие средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые,

деятельностные.

Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции

картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе,

области, природе родного края.

Социально – средовые средства – включают в себя семейную среду ( обычаи, традиции,

коллекции домашнего музея);среду мини – музея группы, ДОУ; среду музеев города и

области; субкультуру события в жизни ребенка.

Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой

деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

• Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой

деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского

сада;

• Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов,

схем , маршрутов;

• Экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения ( например, путешествие в

прошлое предмета).

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только

рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи,

слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи,

задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального

опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который

усваивается ребенком на протяжении детства.

Важны способы погружения ребенка в знания и овладения им миром через общение,

совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика

музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое

преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают

сформировать творческую личность, ценностно – ориентированную, коммуникабельную,

высоконравственную.

Тематические акции.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции

направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания

детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и

воспитания ребёнка. Основными целями проведения акций являлись: формирование

системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности

ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным

направлениям.

В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения

количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения

родителей к учреждению, растет потребность в организации семейного досуга.

В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного

воспитания: развитие ребёнка, трудовое воспитание, подготовка к семейной жизни.

Поставленные задачи решаются через организацию занятий родительского лектория,

конференций, дней открытых дверей, семейных праздников, часов общения.

Традицией детского сада может стать проведение различных тематических акций

совместно с родителями на различные темы: «Люблю тебя, мой край родной»; «Дворик

моей мечты» (проекты оформления участков детского сада); «Баночное королевство»

(изготовление учебных макетов); «Бабушкин сундук» (пошив мягкой куклы); «Сочиняем

сказку вместе» (создание авторских сказок); «Игра моего детства» (изготовление и

проведение игр родителями) и другие.

Метод проектов.

Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский)

по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога

Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека,

живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод

проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания

и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному

планированию и реализации намеченного.

Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания

считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников

проекта:

· педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в

соответствии со своим профессиональным уровнем;

· родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе

нравственно-патриотического воспитания детей;

· дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Информационно - компьютерные технологии.

Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях

совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых

программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит

информационно-компьютерным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и

средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют

и восполняют.

Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру

информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники

владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации.

Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в

образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими

средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем

мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в

образовательный процесс можно включать видеолектории – организационную форму

досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых

заданий. Тематика видеолекториев должна быть обширна, связана с реализуемыми

темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. Так же в

работе следует использовать компьютерные презентации, так как компьютерная

презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью

компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя

из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели,

структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики –

наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и

повышает мотивацию к деятельности.

Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более

интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода

наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать

явления в процессе и т.д.

Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в

соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-

эпидемиологическими требованиями.

Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и

эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому

воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются: положительная динамика

личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой

осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту

профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессиональной

компетентности воспитателей и специалистов детского сада в области теоретических

основ и практических методов нравственного воспитания дошкольников можно

разрабатывать обучающие семинары на основе презентаций.

Инновационные формы работы по реализации нравственно-

патриотического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста (из опыта работы)

Тема патриотического воспитания всегда была трудной, интересной и в то же время

актуальной.

Известна истина, что заложено в человеке с детства, то остается навсегда. Высокое

чувство патриотизма, гражданственности, нравственности не рождается само по себе,

его надо пробудить в детской душе как можно раньше. Почему именно эта тема так

волнует

многих

педагогов.

Думается,

основная

причина

просто

в

том,

что

нашем

обществе в последнее время прослеживается ослабление социальной духовности детей.

На первое место выдвигаются денежные и имущественные приоритеты.

Воспитание маленького патриота — это трудоемкий, многогранный процесс, который

требует от педагога знаний, умений и творческого потенциала.

Прежде

всего,

сам

педагог

должен

знать

свою

богатую

историю,

любить

ее,

приумножать, воспитывать чувство гордости за свое Отечество, следовать его обычаям,

традициям.

Поэтому я поставила перед собой основную цель:

Формирование

нравственно-патриотического

чувства

детей

старшего

дошкольного

возраста,

посредством

приобщения

к

ценностям

культурного

наследия,

его

исторического и героического прошлого и настоящего.

Для реализации основной цели я поставила следующие задачи:

· Развивать у детей и родителей интерес к жизни предков, через инновационные формы

работы.

· Обогащать знания детей о труде и быте русского народа.

· Развивать интерес к русским православным календарно-обрядовым праздникам.

· Формировать осознанное отношение к культурным ценностям русского народа.

· Воспитание любви: к семье, своему городу, краю, Родине.

·

Формирование

толерантности,

чувства

уважения

к

другим

народам

и

бережного

отношения к ценностям культурного наследия.

· Заложить в детях фундамент патриотических чувств.

· Взаимодействие с социумом.

Чтобы

реализовать

все

мои

начинания,

был

составлен

проект

по

данной

теме,

рассчитанный на два года.

В

детском

саду

создана

хорошая

предметно-развивающая

среда,

которая

помогла

воссоздать мир прошлого. Любимое место для многих встреч — это Горенка. Первое

посещение горенки оставило в душах ребенка восторг, восхищение и интерес. Детям

хотелось снова и снова побывать в ней, потрогать, поглядеть и поиграть старинными

предметами наших предков.

Для

детального

перевоплощения

в

русскую

самобытность

на

некоторые

встречи

я

наряжаюсь в русскую национальную одежду и становлюсь хозяйкой.

Всю деятельность я провожу с детьми в нетрадиционной игровой форме: русской игры,

хоровода,

посиделок,

чаепития

у

самовара,

фольклорного

праздника,

посещения

библиотеки.

Каждый раз стремлюсь, чтобы дети от каждого посещения получили не только знания, но

и удовольствие, желания еще раз прийти в горницу.

Зародилась хорошая традиция: при знакомстве с предметами старины заглядывать в

сундук. Сундук — это как открытие чего-то нового, необычного. Особый интерес дети

испытали при виде первого деревянного утюга. Предоставили возможность попытаться

погладить вещи. Играли с ухватом и чугунками, «доставали из печи деревянной лопатой

хлеб». Такие игры помогают ввести детей в мир прошлого.

В ходе своей работы я старалась привить детям не только интерес к жизни предков, но и

показать, какова была их тяжелая трудовая жизнь. Дети узнали, какая простая пища

была у наших предков на обед, что делали до приема пищи, чем занимались.

Одной из задач моей работы является воспитание у детей любви и уважения к старшему

поколению, чем я регулярно занимаюсь. Постоянно акцентирую внимание детей на то,

как

предки

уважали

старших,

прислушивались

к

их

совету,

почитали

старших,

заботились о них, всегда усаживали на лучшее место за столом. Как дань уважения

наших бабушек и дедушек я провела посиделки «Во имя добра», «Бабушка, дедушка и я

лучшие

друзья».

Дети

всегда

с

удовольствием

готовят

подарки

для

старших,

составляют рассказы, изготавливают поздравительные открытки, рисуют портреты. Часто

делаем различные выставки и конкурсы к праздникам. Бабушки являются самыми

активными участницами игр и аттракционов, конечно конкурсов.

В День пожилого человека наши бабушки приняли участие в конкурсе «Пальчики

оближешь», где приготовили разные овощные салаты, которые смогли дегустировать не

только взрослые, но и дети. К празднику 8 Марта отличились наши мамы, которые

участвовали в конкурсе «Самая лучшая мама». Мамы, изготовили для своих дочек платья

из нетрадиционной ткани, вспомнили совместно с детьми пословицы о маме, побывали в

роли «знахарки», где они узнавали лекарственную траву и советовали, как можно ей

лечиться, а в последнем конкурсе за пять минут изготовили совместно с детьми поделки

из бумаги. Дети испытали от этих встреч восторг и конечно уважение к своим мамам и

бабушкам. Такие праздники сближают семью, создают душевность, гостеприимность,

радушие, чувство уважение своим близким.

Несколько тем я посвятила хлебу. Дети узнали, каким трудом добывался хлеб в прошлом

и добывается в настоящем. Разучила с детьми пословицы о хлебе, его значении в жизни

человека, уважительного отношения к хлеборобам, которые выращивают хлеб.

Тема

«Блокадный

Ленинград»,

которая

была

проведена

совместно

с

библиотекой,

потрясла детей, особенно дневник Тани Савичевой, откуда дети узнали, как дорого

ценили хлеб маленькие ленинградцы в годы Великой Отечественной войны. Что значило

для каждого ребенка маленький блокадный кусочек хлеба.

Очень полюбились детям игры с караваем. Через данные игры воспитывали в детях

гостеприимство, которым славится русский народ. Дети учились подносить хлеб на

рушнике, приглашать гостей с поклоном, предлагать хлеб да соль.

Воспитывали

в

детях

чувство

сострадания,

не

только

к

детям

с

ограниченными

возможностями, но и к животным, пожилым людям. С этой целью провела этические

беседы:

«Что

такое

доброта»,

«Милосердие»,

«Наши

меньшие

братья»,

«Пернатые

друзья» и другие. Разучили много пословиц о труде, матери, Родине, дружбе. Провели

акции: «Помоги пернатым», «Посади дерево», «Собери макулатуру». Совместно с детьми

нарисовали плакаты «Береги птиц» Наши родители изготовили кормушки для птиц. Всю

зиму мы с детьми кормили птиц на участке и в парке, где мы тоже развесили кормушки.

Эта многогранная работа заложила в детях ростки сострадания, доброты, отзывчивости.

Было

приятно

слышать,

когда

дети

рассказывали,

как

они

накормили

бездомную

кошечку, собачку, уступили бабушке место, совместно с мамой перевели через дорогу

старушку. Самое главное для нас, что мы смогли заложить фундамент нравственности в

своих детях.

Наиболее любимая тема для детей — это православные календарные праздники. На

протяжении всего года я провела несколько календарных православных праздников:

«Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица». Детям очень полюбились

праздники, и они научились различать Православные праздники и общественные. Наши

родители стали нашими единомышленниками и помощниками в подготовке к праздникам.

Наиболее яркие праздники — это Масленица и Пасха, которые особенно нравятся детям.

На

Масленицу

обязательно

печем

блины

для

угощения

детей.

Провела

«широкую

Масленицу», где все дети повеселились на славу и проявили свою сноровку в играх и

аттракционах.

Обыграла

с

детьми

«Прощеное

воскресенье»,

где

каждый

из

детей

попросил прощения у своих товарищей. К Пасхе был проведен конкурс «Крашенки», где

родители

вместе

с

детьми

изготовили

яйца

из

нетрадиционного

материала,

а

на

посиделках совместно с детьми играли в различные игры с расписными яйцами.

Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют

сближению

всех

членов

семьи,

родственников.

Одновременно

выполняют

и

информационную функцию. При организации праздников, характерные для русского

досуга

это

душевное

возвышение,

просветление,

единение

людей

и

конечно

раскрытие у детей их творческого потенциала. Православная культура, ее обряды и

обычаи являются духовной культурой. В организации праздников я сотрудничаю с

библиотекой, где наши дети получают дополнительную информацию о праздниках.

Большое внимание я уделяю патриотическим чувствам, которые проявляются не только в

любви близким, но и к городу, краю, страны в целом. Посетили с детьми музей имени

Коновалова, где дети узнали не только историю своего города, но и о его замечательных

людях. Знакомлю детей с заслуженными жителями города Березники. Так, гуляя по

скверику В.Миндовского, я рассказала детям, в честь кого назван этот сквер, и какую

роль сыграл в жизни города этот человек, который всю свою жизнь посвятил озеленению

родных Березников.

Для того чтобы расширить и обогатить знания детей о родном городе провела не только

экскурсии, но и игры «Узнай свой город», «Памятные места». Была организована

выставка «Мой город» Дети знают, что наш детский сад находится по улице А.Суворова,

и как этот замечательный человек достиг почета и уважения, служа своему Отечеству.

Знакомила детей не только с родным поселком, но и Саратовской области и его столицей

городом Пермь. Обратила внимание на карту Пермского края, какой наш край огромный

и многонациональный. Дала понятие о православии и о том, что в нашем крае живут

люди разных национальностей, и все мы живем в мире, дружбе и согласии. Провела с

детьми

сюжетно-ролевую

игру

«Поездка

в

город

Пермь».

Цикл

познавательной

деятельности по разделу «Пермь — столица Пермского края» помог расширить знания

детей о своем крае. При посещении библиотеки дети узнали, откуда пошло название

«Пермяк соленые уши», провели викторину «Знаешь ли ты свой край».

Дети узнали, что в нашем крае проживают люди многих национальностей, у которых

тоже

есть

свои

обычаи,

праздники

и

есть

своя

культура.

Познакомила

детей

с

мусульманскими традициями, на примере татарского праздника «Сабантуй». С целью

ознакомления другой культуры посетили католический храм. Вся эта работа дала свои

положительные результаты. я сумела заложить в детях любовь к родному городу, ее

традициям. Пробудила интерес к изучению своего родного края.

Народ

России

всегда

любил

и

защищал

свое

отечество,

родную

землю.

Наиболее

значимое событие — это День Победы в Великой отечественной войне. Эта тема всегда

волнует людей, в связи с ее изучением был создан проект «Никто не забыт, ничто не

забыто». Прошел урок мужества, на котором дети узнали, что Победа далась огромными

потерями, мужеством и героизмом людей всей страны, которые не щадя своей жизни

ковали Победу.

К празднику 9 Мая, совместно с детьми изготовили поздравительные открытки, которые

мы вручили участникам войны на мемориале Победы у Вечного огня. Стараюсь воспитать

в детях чувство патриотизма через встречи с ветеранами войны и папами — бывшими

солдатами, служившими в Армии, которые рассказали о буднях в Армии и долге каждого

мальчика, будущего солдата и защитника. Играли в игры «Мы солдаты», «На учении».

Прошли тематические встречи: «Наша Армия родная», «Защитники земли русской»,

«Русские богатыри», «Города-герои». Много времени я уделила нашей столице городу —

герою

Москва.

Показали

значимость

столицы

в

годы

ВОВ.

Дети

узнали

историю

зарождения

города.

Прошел

цикл

тематических

дней:

Москва

деревянная,

Москва

белокаменная, Москва — военная, современная. Оформили альбом «Моя столица». Дети

имели возможность ознакомиться и с другими городами нашей Родины. Совместно с

детьми мы создали альбом «Уголок России», где сосредоточен материал городов России с

материалом о ремеслах и культуре каждого города.

Работая

по

этой

теме,

я

старалась

заложить

в

каждом

ребенке

фундамент

патриотических чувств. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, который мы

создаем для себя и других.

Родители откликнулись и понимают значение воспитания в детях любви к своей стране,

ее культуре, историческому прошлому и настоящему. Это меня радует, так как через год

наши дети переступят порог взрослой школьной жизни, и те традиции, любовь к

культуре, патриотические чувства, которые мы заложили в детском саду не пройдут

бесследно. Патриотизм призван дать новые стимулы культурному оздоровлению народа,

формированию здорового гражданского общества.

Литература:

1. Бударина

Т.А.,

Маркеева

О.А.

«Знакомство

детей

с

русским

народным

творчеством», г. С-Петербург «Детство-пресс» 2001

2. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

3. Гаврилова

И.Г.

«Истоки

русской

народной

культуры

в

детском

саду

С-

Петербург Детство-Пресс» 2008 г.

4. Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России» Москва, 2005 г.

5. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы», Москва 2010 г.

6. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России» Москва, 2005 г.

7. Кондарыкина

Л.А.

«Дошкольникам

о

защитниках

Отечества»

Творческий

центр, Москва 2005 г.

8. А. Иванов «Хребет России» С-Петербург, 2009 г.

9. Лаврова С. «Славянская мифология», Москва, 2012 г.

10. Шорыгина Т.А, «Наша Родина Россия», Москва, 2013 г



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники