Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников
Автор: Омельченко Наталья Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад "Огонёк" Населённый пункт: Хакасия, село Белый Яр Наименование материала: статья Тема: Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников Раздел: дошкольное образование
Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников.
Алтайский район, с.Белый Яр, МБДОУ Белоярский
детский сад «Огонёк»
Учитель-логопед Омельченко Наталья Николаевна
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать,
а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет
ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее
продуктивны. Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный
уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к
дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Различение
звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При отсутствии речевого
различения звуков ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему
сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла»
превращается в слово «мгла», «лес» в «лист» или «лису».
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного
развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый,
нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической
структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения
различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное
овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение
фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей
уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных
ритмов им, как правило, не доступно.
Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при
обучении письму и чтению, которые ответственны за оптимальное протекание процесса
любого обучения. Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха
педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко и успешно. Это можно
объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого
слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной
системы. Неречевой слух- восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки -
по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы
зависят от элементарных функций, лежащих в основе слова и составляющих «базу» для
их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с
узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.
При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием
чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог
догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать,
брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами,
анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует
начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихо - громко», «быстро -
медленно», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Для формирования неречевого звукового различения в логопедии и нейропсихологии
разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним
серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, не забывая, что
занятия должны стать интересными для ребенка. Предлагаемые игры не требуют
пунктуального выполнения, скорее всего это тема для свободной импровизации педагогов
и детей.
«Шумящие коробочки».
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить
их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В
коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные
шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее. Ребенок, закрыв
глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет
среди них ту, которая звучит аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут
найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой
несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не
забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь.
«Что как звучит»
Сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам,
находящимся в доме. Пусть все предметы вокруг зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам,
пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей
просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно
взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры - узнавание звуков
без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я стучала? На
какой звук похоже? Где вы слышали похожие звуки?»
«Где позвонили».
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий
предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок
должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой
показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где
звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем
хорошо известный - «Жмурки». Ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Выбери предмет».
Вы стучите, гремите, шелестите, играете на инструментах, а ребенок отгадывает, что вы
делали, что звучало, и показывает нужный предмет.
«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит
ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут
быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими
руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок
ногами; придумывает свои ритмические рисунки.
«Громко — тихо».
Попросите детей произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно,
потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните
каких-то сказочных героев, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте
небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
«Камертон».
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно
отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог - один удар), на
каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.