Автор: Асадуллина Лилия Назимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Башкортостан "Туймазинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Туймазы
Наименование материала: Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности
Тема: Формирование творческих профессиональных качеств студентов медицинских колледжей в процессе обучения
Раздел: среднее профессиональное
Л.Н.Асадуллина (Башкирия, Туймазы)
ГАПОУ РБ «Туймазинский медицинский колледж»
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов
методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя,
прежде всего, открытие нового звена между теорией и практикой. Феномен проявления
человеком творческих способностей, раскрывающихся при поиске и принятии
нестандартных, оригинальных решений, издавна привлекал внимание ученых.
Философский подход имеет гносеологическую и метафизическую разновидности.
Творческая познавательная деятельность студентов - процесс усвоения теоретического
материала и выполнение заданий по применению знаний на практике на основе
самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования как результатов ,так и
способов, процессов деятельности. Творческая познавательная деятельность студентов
-это высшая форма их самостоятельной деятельности. Наиболее ярко проявляются
творческие способности у студентов при работе в предметных научно-исследовательских
кружках.
На базе кружка «Химик» и « Сестричка» образовалось волонтерское движение по
пропаганде здорового образа жизни студентов Туймазинского медицинского колледжа и
молодежи города. Студентами кружка была проведена исследовательская работа среди
подростков колледжа, школ и ссузов города, целью которой явилась разработка и
внедрения здоровьесберегающих технологий среди несовершеннолетних как
профилактическая деятельность независимости от психоактивных веществ (ПАВ).
Объектом исследования выбрано личностное и социальное развитие молодежи и
подростков в системе нравственного и социального здоровья, а предметом исследования –
основы получения знаний по навыкам здорового образа жизни как профилактика
зависимости от ПАВ. Гипотеза исследования состояла в том, что эффективность
профилактических программ заболеваний социального характера повысится, а в основе
их организации лежит ранняя профилактика зависимостей от ПАВ подростков и
молодежи. Студенты с определенного возрастного периода, выступают субъектами
профилактической работы, реализуя профилактические программы, как «Ровесник-
ровеснику». Цель и выдвинутая гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
анализ основных показателей деятельности наркологической службы Республики
Башкортостан и города Туймазы и Туймазинского района - по данным официальной
статистики; уровень знаний студентов и молодежи в области профилактики заболеваний
социального характера – путем предварительного анкетирования; разработка программы
волонтерского движения студентов Туймазинского медицинского колледжа и работы в
подростково-молодежной среде; организация практической деятельности волонтеров
учебных заведениях города Туймазы и Туймазинского района. На первом этапе
исследовательской работы выполнен обзор литературы и провидено анонимное
анкетирование подростков и молодежи. На втором этапе проведен анализ статистических
данных. Пропаганда здорового образа жизни была организована с подростками и
молодежью в возрасте от 14 до 19 лет. Работа базировалась на двустороннем диалоге
«Ровесник-ровеснику». Работа велась в различных форматах: агитбригад, тренингов,
применения игровых вариантов, демонстрации видеофильмов.
Так в колледже в полную силу многие годы работала агитбригада «Шанс» - шаги
активного нравственного совершенствования под руководством Асадуллиной Л.Н. С
марта текущего года, ввиду объявления года волонтера (добровольца), агитбригада
переименована «Волонтер медик». По результатам проведенной кружковой работы были
сделаны следующие выводы: детско-подростковой среде распространена достаточная
информированность о видах наркотических средств и эффектах их действия.
Осведомленность сочетается с пассивным отношением к приему ПАВ; в учебных
заведениях используются как резервы по обучению молодежи навыкам здорового образа
жизни; профилактическая деятельность как правило строится на комплексной основе и
обеспечивается совместными усилиями педагогов, медиков и правоохранительных
органов. Однако, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является более
уязвимым местом; плановая и систематическая работа по программам волонтерского
движения и здоровьесберегающим программам является эффективной формой
профилактики зависимости от психоактивных веществ и пропагандой среди подростков и
молодежи. По результатам проведенной исследовательской и профилактической работы
выработаны рекомендации для образовательных учреждений и учреждений
здравоохранения по организации волонтерского движения в учебных заведениях города и
района с целью профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни
сохранения и укрепления здоровья подростков и молодых людей; по повышению уровня
квалификации педагогов, медицинских и социальных работников по валеологии. Таким
образом, в процессе научно-исследовательской работы в кружках у студентов
формируются такие творческие качества, как самоорганизация, самореализация,
системное творческое мышление, эрудиция, ассоциативное поведение; проявляется
творческое отношение к учебе, самостоятельность и активность в процессе приобретения
знаний и умений. Студенты стремятся к постоянному повышению своего
профессионального уровня, своей познавательной и творческой активности, что
приводит к качественному изменению личности, готовой к дальнейшей
профессиональной деятельности.