Автор: Мещерякова Алена Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО детский сад №1 комбинированного вида
Населённый пункт: Воронежская область, Борисоглебский район, г. Борисоглебск
Наименование материала: Статья
Тема: Учим детей трудиться в природе
Раздел: дошкольное образование
Учим детей трудиться в природе.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у
детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в
природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим
обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его
необходимости. Но воспитывать ответственное отношение к труду в природе
возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками,
понимают значение своего труда.
Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания
дошкольников. Учу детей при достижении целей и результатов труда
ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить,
нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние –
упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние
почвы – ее влажность, плотность и т.д.
В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от
условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно
влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и
зависимостей оказывает влияние на отношение к труду: он становится более
осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый
интерес к труду, трудолюбие.
Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности.
Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его
результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.
Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и
образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда,
свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных
стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни
растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах
передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они
учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни
животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Существуют следующие формы организации детей в природе. Труд
детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как
коллективный.
Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах
детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно
руководить действиями детей – оказать прямую помощь тем, кто нуждается в
ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать
выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию
навыков и умений, а также воспитанию ответственности за полученное дело,
привычки к трудовому усилию.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и
умения одновременно у всех детей в группы. Эти формы труда необходимы
для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения
принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия,
сообща планировать работу, помочь друг другу, оценить его труд;
воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.
При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде
участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно
какое – либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка
природы они моют растения, другие вытирают пыль, третьи протирают
подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Также коллективный
труд может быть организован для одной небольшой подгруппы: например, 5-
6 ребятам полить цветник или собрать плоды гороха, фасоли.
Одной из важных форм организации труда являются дежурства. По уголку
природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда
позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные
мотивы труда.