Напоминание

Учим детей трудиться в природе


Автор: Мещерякова Алена Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО детский сад №1 комбинированного вида
Населённый пункт: Воронежская область, Борисоглебский район, г. Борисоглебск
Наименование материала: Статья
Тема: Учим детей трудиться в природе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учим детей трудиться в природе.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у

детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в

природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим

обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его

необходимости. Но воспитывать ответственное отношение к труду в природе

возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками,

понимают значение своего труда.

Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания

дошкольников. Учу детей при достижении целей и результатов труда

ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить,

нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние –

упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние

почвы – ее влажность, плотность и т.д.

В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от

условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно

влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и

зависимостей оказывает влияние на отношение к труду: он становится более

осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый

интерес к труду, трудолюбие.

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности.

Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его

результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.

Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и

образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда,

свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных

стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни

растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах

передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они

учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни

животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Существуют следующие формы организации детей в природе. Труд

детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как

коллективный.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах

детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно

руководить действиями детей – оказать прямую помощь тем, кто нуждается в

ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать

выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию

навыков и умений, а также воспитанию ответственности за полученное дело,

привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и

умения одновременно у всех детей в группы. Эти формы труда необходимы

для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения

принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия,

сообща планировать работу, помочь друг другу, оценить его труд;

воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде

участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно

какое – либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка

природы они моют растения, другие вытирают пыль, третьи протирают

подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Также коллективный

труд может быть организован для одной небольшой подгруппы: например, 5-

6 ребятам полить цветник или собрать плоды гороха, фасоли.

Одной из важных форм организации труда являются дежурства. По уголку

природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда

позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные

мотивы труда.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники