Автор: Гулак Мирослава Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ центр развития ребенка детский сад №83
Населённый пункт: Г. Хабаровск
Наименование материала: конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: "Волшебный цветок"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ № 83 «Центр развития ребенка» г. Хабаровск
Конспект по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Колокольчики»
Тема: «Волшебный цветок»
Подготовила: Гулак М.А
.
2018 г.
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Закрепить
представление о слиянии слогов в слова.
1
Задачи:
Обучающие:
1.
Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их
качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие,
согласные звонкие и глухие).
2.
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять
его место в слове.
3.
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с
указанием их последовательности.
4.
Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
5.
Упражнять в графическом изображении звука – букве.
6.
Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
Развивающие:
1.
Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
2.
Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
1.
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
2.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3.
Формировать чувство товарищества.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):
Наглядный материал: Цветок с семью лепестками, медиа проектор, ноутбук, презентация
к занятию, конверт с письмом.
Раздаточный материал: конверты с заданиями:
•
буквы – ш,к,о,л,а,с,н,у,п,и;
•
цветные квадратики (красные, синие, зеленые);
•
карточки с цифрами 1,2,3;
•
карточки с недорисованными буквами.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое
хорошее настроение.
Дети становятся в круг
Воспитатель.
2
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!- солнцу и птицам,
- Доброе утро! - приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро пусть длится до вечера.
Молодцы!
(Звенит звонок)
Воспитатель.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Все садимся на места,
Ждут нас славные дела.
Дети садятся на свои места
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный
цветок. А к нему приколото
письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть
конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает
конверт,
достает
письмо,
читает: «Дорогие ребята, скоро вы
идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный
цветок с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы
готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся
очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще
есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы
в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)
Воспитатель. Вот
так
сюрприз. Мудрая
Сова
прислала
нам
свои
задания.
Ну
что,
постараемся выполнить эти задания? (Да)..
Итак, отрываем лепесток и читаем, что же за задание в нем находится.
1.
«Отгадай загадку»
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Воспитатель. Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо определить первые звуки
в словах – картинках и составить из них слово. Найдите на своих столах конвертики под №
1. Посмотрите, что лежит в этих конвертах.
Дети. Буквы.
Воспитатель. Мы с вами знаем, что буква – это графическое изображение звука. Сейчас
на экране вы увидите картинки, определите первый звук слова – предмета, изображенного
на картинке, найдете букву, соответствующую данному звуку и выложите перед собой.
Задание понятно?
(один ребенок выполняет задание у доски).
На слайде по очереди отображаются картинки:
3
шар, котенок, обруч, лимон, арбуз.
Воспитатель. Ребята, что вы видите на экране?
Дети. Шар.
Воспитатель. Какой первый звук в слове «Шар»?
Дети. Звук [ш].
Воспитатель. Найдите букву, которая обозначает звук [ш] и положите её перед собой. Это
первая буква слова – отгадки.
Продолжаем выполнять задание.
Дети выполняют аналогичные действия с другими картинками и выкладывают перед
собой буквы: Ш К О Л А
Воспитатель. Что за слово у нас получилось, прочитайте его?
Дети. Школа.
Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы
отгадали и с этим заданием справились.
А вот и следующее задание.
2.
«Отгадай загадку и составь звуковой домик для слова - отгадки».
Он для ручек домом стал.
Называется... (пенал).
На слайде отображается картинка – отгадка: картинка ПЕНАЛ
Воспитатель. Открываем конверт под № 2. Что там лежит?
Дети. Разноцветные квадратики для составления звукового домика.
Воспитатель. Итак,
начнем
звуковой
разбор
слова
ПЕНАЛ.
Назовите,
пожалуйста,
первый звук в слове ПЕНАЛ.
Дети. Звук [п’].
Воспитатель. Кто даст характеристику этому звуку?
Ребенок. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
Воспитатель. Какого цвета квадрат мы подберем для этого звука?
Дети. Зеленого цвета.
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой
звуковой домик для слова ПЕНАЛ.
Воспитатель. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Молодцы! С
этим заданием вы тоже справились. Приступаем к следующему лепестку . А там задание
такое:
3.
«Собери из букв слова»
На слайде появляются слова и у каждого ребенка на столе задание
Воспитатель: Ребята, посмотрите у Вас у каждого на столах лежат листочки с заданием,
где перепутаны все буквы, Ваша задача в правильной последовательности поставить их
так, чтобы получилось слово. Приступаем
Дети на местах выполняют задание, называя слова.
4.
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились!
Физминутка.
Теперь немного отдохнём,
Физминутку проведем.
Все сейчас тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
4
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание.
4.
«Где прячется звук [р]?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет
в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки на слайдах. Дети отгадывают загадки, после чего
рядом появляется картинка – отгадка.
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый... (ранец)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен... (букварь)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В конце слова.
Будем весь урок писать,
Пригодится нам... (тетрадь).
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В середине слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Отрываем следующий лепесток. А там вот такое задание.
5.
«Допиши буквы».
Воспитатель.
Откройте
конверты
под
номером
3.
Там
находятся
карточки
с
недорисованными буквами. Внимательно посмотрите и допишите эти буквы.
Дети выполняют задания на карточках самостоятельно. Каждому ребенку
предлагается индивидуальная карточка.
Воспитатель. Закончили? Хорошо. Подпишите ваше имя на карточке.
А нас ждет следующий лепесток. Что же в нем за задание?
6.
«Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. В конверте под цифрой 4 вы найдете таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас на
экране будут появляться картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько
слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога –
табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.
На слайде появляются картинки.
Дети определяют количество слогов в данных словах.
5
Воспитатель. Молодцы. Все верно. И вот, наконец-то, остался последний лепесток с
последним заданием. Отрываем и читаем.
7.«Составь слова из слогов».
Слоги эти вы прочтите,
И слова из них сложите.
Воспитатель. Итак, сейчас на экране вы видите слоги. Ваша задача, прочитать слоги и
составить из них разные слова. Кто смелый?
На слайде слоги, расположенные вразброс.
Дети читают и составляют из них слова.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело
написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким?
А какое самым трудным?
Зазвенит сейчас звонок,
Вот окончен наш урок!
.
6