Автор: Южакова Оксана Сергеевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МАОУ В(С)ОШ Населённый пункт: город Березники, Пермский край Наименование материала: статья Тема: Проблемы образования в России Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СТАТЬЯ
«Проблемы образования в России»
Выполнила: Южакова Оксана Сергеевна
учитель истории и обществознания
Березники, 2016
Актуальность
данной
темы
связана
с
несколькими
аспектами.
С
эволюцией
человеческого
общества
происходит
изменение
всех
форм
жизнедеятельности.
Развитие
науки
и
техники,
медицины
и
других
неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать
эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в российском
социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам
ученых
и
учителей,
государственных
и
общественных
деятелей,
глубокий
кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в
неопределенности
целей
и
содержания
самого
образования.
Предметом
исследования этой работы является образование и его проблемы в контексте
социологии образования. Цель работы - выявление наиболее сложных проблем
современного
образования
в
России,
а
так
же
обоснование
значимости
образования
как
социокультурного
феномена
в
формировании
духовного
потенциала
нации.
Благодаря
образованию
в
жизни
индивида
происходят
социализация и инкультурация. Именно поэтому решение проблем образования
имеет столь актуальный характер. Образование играет огромную роль в жизни
индивида и общества. Процесс передачи социального опыта и культурного
наследия происходит через его механизмы. На первичной стадии образования,
которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления,
создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование
даёт человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему
стать специалистом в той или иной области.
Право
на
образование
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых
конституционных
прав
граждан
Российской
Федерации.
Образование
в
Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и нормами международного права. Федеральный закон
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской
Федерации» (29 декабря 2012 г.) закрепляет: «Под образованием понимается
целенаправленный
процесс
воспитания
и
обучения
в
интересах
человека,
общества,
государства,
сопровождающийся
констатацией
достижения
гражданином
(обучающимся)
установленных
государством
образовательных
уровней
(образовательных
цензов)»
[1].
Данное
подтверждает,
что
область
образования является приоритетной.
Как целенаправленный процесс образование охватывает все возможные
сферы
развития
личности:
ценностно-смысловую
сферу
личности,
формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к
себе,
другим
людям,
обществу,
государству,
миру
в
целом
на
основе
общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, семейные ценности,
культурную, духовную и другие сферы.
Потеря
истинного
смысла
понятий
«духовность»,
«нравственность»
в
рамках
образовательной
системы,
разрушение
традиционной
системы
ценностей
(патриотизм
высмеян,
воспитание
целомудрия
заменилось
сексуальным воспитанием, семейные ценности изменены, в средствах массовой
информации пропагандируется образ вольной жизни подростка, основанный на
непослушании
своим
родителям)
привело
к
практическому
отсутствию
духовного
воспитания
и
образования
в
государственном
масштабе.
Статистические
данные
показывают,
что
важнейшими
для
россиян
личностными качествами, которые следует воспитывать в детях, традиционно
являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствовать
уверенно себя в обществе [2]. Так, первое место отводится «умению добиваться
своих
целей»,
это
отмечает
почти
половина
россиян
(48
%).
При
этом
достижение цели в представлении респондентов не связывается напрямую со
стремлением к успеху: лишь 20 % отмечают это качество (год от года это
количество растет). На втором месте – «чувство ответственности» (41 %), на
третьем – качества, способствующие взаимодействию с другими людьми –
хорошие манеры и умение общаться, их назвали более трети населения (по 38
%), далее идет «добросовестность в работе» (30 %) [2].
Отмечу,
что
духовное
воспитание
служит
воспитанию
целомудрия,
чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. В образовательной
системе в рамках учебного процесса наблюдается изменение учебного плана.
Краткий экскурс по учебным планам преподаваемых дисциплин в российских
школах
подтверждает,
что
в
образовательных
учреждениях
духовное
воспитание развивается плохо.
При этом нельзя однозначно утверждать, что государство не реагирует на
данную
проблему.
В
настоящее
время
в
России
наблюдается
стремление
законодательно
возродить
духовно-нравственную
сферу
в
государственных
школах.
Это
подтверждает
ряд
программных
документов
федерального
и
регионального уровней, которые стремятся реализовать духовно-нравственный
потенциал в сфере образования. Так, Проект Федерального государственного
стандарта
общего
образования
систематизирует
новую
область
«Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России».
Духовное
и
физическое
здоровье является одной из ключевых составляющих в структуре основной
образовательной программы, а его сохранение и укрепление – приоритетным
направлением деятельности образовательного учреждения [3].
Глобальные
социокультурные
перемены
в
мире,
так
называемые
цивилизационные
сдвиги,
все
резче
обнаруживают
несоответствие
между
сложившейся
системой
школьного
образования
и
формирующимися
общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности.
Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие
попытки
реформирования
общеобразовательной
школы.
Несмотря
на
эти
попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны
оценивать
как
критическое.
Школьный
кризис
закономерно
является
отражением
социально-экономических
процессов,
проявляющихся
в
образовании в следующем:
- утрате привычных целей школьного образования;
- остром недостатке финансирования;
- инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в
целом.
Но
если
бы
кризис
сводился
только
к
данному
ряду
проблем,
его
преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования
российского
общественного
устройства.
Однако
пристальное
внимание
отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего
связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной
картины
мира
ставит
человека
как
части
макрокосма.
И
тогда
проблемы
школьного
образования
выходят
на
первый
план,
поскольку
затрагивают
фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного
подхода к их рассмотрению [4]. К таким проблемам относятся:
- проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск
баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к
социально-психологической
автономии,
преодоление
противоречивости
«потребностей» социального заказа и интересов личности (ученика, учителя,
родителя);
- проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного
образования
в
процессе
создания
и
реализации
новой
социально-
образовательной
парадигмы,
способной
стать
отправной
точкой
в
деле
формирования у ученика целостной картины мира;
- проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;
-
проблема
развития
проблемного
мышления
у
учащихся
через
постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;
- проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных
типах
образовательных
учреждений
через
разработку
и
введение
единых
образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа
образовательного процесса
а) Проблема социальной дифференциации и качества образования
Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея,
как
правило,
среднее
образование.
Однако
образование
на
данный
момент
серьезно
различается
по
качеству.
Значительные
различия
зависят
от
социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением
отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем
в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным
отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения
образования
явно
становится
одним
из
показателей
социальной
дифференциации.
Желаемое
разнообразие
в
образовании
оборачивается
социальной
селекцией
с
помощью
образования.
Общество
переходит
от
сравнительно
демократической
системы
образования,
до ступной
представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия
со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи
автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте.
Сторонники этой концепции полагают, что образование — такая же сфера
предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому
должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность
внесения платы за образование учащимися, использование различных систем
для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.
б)
Проблемы
средней
и
высшей
школы.
Соотношение
овладения
профессиональными знаниями и общегуманитарной культуры
Ситуация в средней школе сейчас такова, что, сломав старую систему
среднего
образования
и
не
создав
новую,
общество
попало
в
очень
затруднительное
положение.
Отказ
от
деятельности
детских
общественных
организаций, сложное финансовое положение учителей привели к тому, что
образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях
подрастающее
поколение
лишено
устойчивых
нравственных
идеалов.
Этот
процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не
всегда сопровождается повышением качества обучения.
В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной
подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие
недостатки, не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и
профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было
до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных
работников еще далеко от необходимого уровня.
Профессиональное
образование
—
важный
этап
в
гражданском
становлении личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно
необходимой
связи
развитости
и
профессионализма
порождает
не
только
схоластические
споры
относительно
«противоречия»
того
и
другого,
но
и
серьезные
ошибки
в
практике
работы
с
молодежью,
когда
овладение
профессиональными
знаниями
и
навыками
в
той
или
иной
форме
противопоставляется
общегуманитарной
культуре.
В
результате
возникают
либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать
гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной
практики.
Особое
место
в
обогащении
интеллектуального
потенциала
страны
принадлежит
высшей
школе.
Однако
изменения
и
в
содержании,
и
в
направлениях,
и
в
структуре
ее
деятельности
происходят
очень
медленно.
Данные
социологических
исследований
свидетельствуют,
что
студенты
и
педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение
доли
самостоятельной
работы,
совершенствование
форм
экзаменов,
расширение
их
участия
в
управлении
вузом,
поддерживают
развитие
конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х
годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все
вузы имеют возможность с достоинством выбраться [5].
в) Формирование нравственных ориентиров у молодёжи
Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные
пути
своего
дальнейшего
развития.
Оценка
происходящих
изменений
неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются
самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения.
Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу
они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и
дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.
Наряду
с
воспитанием
уважения
к
труду
и
профессиональной
ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация
образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических
навыков к организаторской и общественной работе.
На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает
механизм
управления
учебным
заведением.
Строгое
соблюдение
норм
и
принципов законности и справедливости, еще в годы учения становится для
них
своеобразным
эталоном,
с
которым
они
в
дальнейшем
сверяют
свой
жизненный путь.
Однако далеко не всегда школьное воспитание содействует развитию и
закреплению
позитивного
социального
опыта
молодежи,
недостаточно
противостоит
проявлениям
нигилизма,
индифферентности,
равнодушия
к
общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.
Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос
формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как
межэтническое
общение.
Отсутствие
активного
противостояния
любым
проявлениям
национализма
и
шовинизма,
национальной
ограниченности,
недооценка
воспитательной
работы
делают
некоторые
группы
молодежи
доступным
объектом
националистической
пропаганды.
Более
того,
национальный
экстремизм
в
основном
паразитирует
на
искренних
заблуждениях молодых людей.
Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и
эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре».
Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается
незначительной.
Изучение
исторического
прошлого,
правдивое
освещение
сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с
самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает
жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным
самосознанием
приобретает
решающую
роль
в
гражданском
поведении
учащейся молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному
пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть
ядро — те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс
накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал.
г)
Понижение
социального
статус а
учителя.
П р о бл е ма
государственного финансирования
Совершенствование
народного
образования
немыслимо
без
измерения
той
ситуации,
в
которой
находится
учительство,
значительная
часть
педагогического корпуса.
Если придерживаться формальных критериев — наличия специального
образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему
назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать,
что многие из них отстали от требований времени.
Основная группа педагогов — женщины, Хотя давно стало очевидным,
что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую
нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена
зарплата
учителей,
средние
размеры
заработка
у
работников
народного
образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических
работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней
заработной платой в стране.
Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда.
Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета. Упорядочение
режима
труда
и
отдыха
педагогов
—
тоже
необходимая
предпосылка
их
гражданского
и
профессионального
роста.
Улучшения
требуют
жилищно-
бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы,
обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается
открытым вопросом [3].
Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной
техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение,
когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на
информационном поле.
Одна
из
функций
народного
образования
-
стимулирование
самообразования,
самоподготовки,
по стоянной
жажды
з н а н и й .
Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не
исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать
человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но
самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а
не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного
телевидения,
кассетной
видеотехники,
персональных
компьютеров,
дистанционного
обучения
предстоит
еще
широко
использовать
для
нужд
самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей
культурой
человека:
развитостью
логического
мышления,
языковой,
математической, компьютерной грамотностью.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать основные выводы:
1. В нормативно-правовые акты, характеризующие процесс российского
образования,
не
включены
мероприятия
по
реализации
сферы
духовно-
нравственного развития школьников.
2. Появляется такая проблема современного образования, как проблема
качества школьного образования в России, порождающая несовершенство в
таких
сферах,
как:
ценностно-смысловая
сфера
личности,
формирование
у
учащихся общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, семейных
ценностей, воспитание культурного, духовного и другого потенциала, развитие
бытовых
и
технических
сторон
процесса
обучения,
организация
учебного
процесса, изменение содержания учебного процесса.
3. Целью обучения и воспитания школьников становятся успешность,
карьера,
вхождение
в
общество
западного
типа.
Формируется
система
образования
адаптационного
типа,
позволяющая
молодому
человеку
приспособиться к условиям жизни в обществе. При этом исключаются условия
для его духовного, а значит личностного роста. Необходима такая система
образования,
которая
позволила
бы
в
полной
мере
передавать
от
одного
поколения
к
другому
знания,
опыт
творческой
деятельности,
ценности,
присущие народу, опыт духовной жизни. Попытка создать образ такой школы
неминуемо приведет к школе, основанной на духовно-нравственных традициях.
Образовательный
стандарт
должен
включать
в
себя
предметы
духовно-
нравственного
содержания,
которые
знакомят
молодых
людей
с
основами
духовно-нравственной, с православной культурой, с духовной историей России.
Литература.
1.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
N
273-ФЗ
(ред.
от
21.07.2014)
«Об
образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) – Ст. 150.
Книга:
2.
Иванов А.Е.. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. - М. :
Статут, 2011. – с. 160
3.
Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса.
М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2011. – с. 300
4.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. М.:
«Педагогика», 1989.
5.
Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы,
пути решения/ Ф.Г. Зиятдинова. М., 1992.
6.
Капуслен
Н.П.
Педагогические
технологии
адаптивной
школы/
Н.П.
Капуслен. - М., 1999.