Напоминание

"Нетрадиционные игры и упражнения для развития речи у детей с задержкой психического развития"


Автор: Бавтрук Светлана Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ДОУ Детский сад № 254
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные игры и упражнения для развития речи у детей с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хочется поделиться с вами методическими находками, применяемыми в работе с детьми

дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наши дети – особые. И поэтому

мы находимся в постоянном поиске способов, средств.форм поддержания интереса наших

детей к образовательной деятельности, повышения их познавательной активности.

Использование в своей работе платочков помогает нам хотя бы частично решить эту

проблему. Позволяет разнообразить формы работы над одним и тем же материалом.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания, мелкой моторики и

профилактики заболеваний глаз

«Парашютик»

И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой. Подуть сильно на

платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше. В данном

случае развивается развитие речевое дыхание, формируется сильная направленная

воздушная струя.

При выполнении следующих упражнений главное, чтобы ребенок голову держал ровно,

двигаться у него должны только глаза. Внимание фиксируется на определенной точке.

Перемещение платочка перед глазами и способствует профилактике заболеваний глаз.

«Посмотри на платочек»

И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на

вытянутых руках.

1–4 – поднести платочек к глазам (близко).

5–8 – выпрямить руки (далеко). Повторить 3–4 раза.

«Провожаем платочек глазами»

И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно.

1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек

взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону.

«Плотик»

-скатать платочки в трубочки-бревнышки, сделать из бревнышек плотик.

«Необычная пицца»

сложить платочки треугольниками – это кусочки пиццы, собираем пиццу, предлагаем

выбрать кусочек каждому и догадаться о содержании «пиццы»).

Игры и упражнения на развитие речи

«Сигнальщик»

Цель: развитие фонематических процессов, внимания, мышления

Ребёнку даётся задание стараться услышать в словах определённый звук. Взрослый называет

группу звуков, слогов, слов. Ребёнок, услышав заданный звук поднимает платочек вверх.

Следующая серия игр подобрана для платочков с картинками и сюжетами.

«Кто и что», «Назови признак, действие»

Цель:

совершенствование

и

пополнение

словаря

существительными,

глаголами

и

прилагательными.

Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «собака что делает?» —

лает, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар,

листья желтые с деревьев.

«Узнай и назови»

Цель: совершенствование и пополнение словаря, развитие воображения, стимуляция речевой

активности детей.

Взрослый описывает предмет, изображённый на платке, а ребёнок должен узнать его по

признакам (прилагательным) и по словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая,

кудрявая, стройная, белоствольная, растёт, тянется к солнцу, склонила веточки» — береза;

«круглое, жёлтое, яркое, горячее, сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

«Назови предметы со звуком»

Цель:

развитие

фонематического

восприятия,

автоматизация

звуков

в

словах,

фразах,предложениях.

Например, «Назови слова со звуком [ш]» – шапка, мишка, мышка и т.д. "Что он делает?

Составь (повтори)предложение»

«Составь предложение».

Цель: развитие связной речи, умение строить грамматически правильное высказывание.

Взрослый называет три слова, обозначающие предметы на платке и предлагает детям

составить предложения. Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч». Или дети

придумывают предложение самостоятельно о предмете, изображённом на платке.

«Придумай сказку»

Цель: развитие у детей творческого воображения и связной речи.

Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

«Что было дальше»

Цель:

развитие

детской фантазии, логического

мышления,

стимулирование

речевой

активности (придумывание конца недосказанного рассказа, продолжение которого взрослый

забыл на самом интересном месте).

Игра «Задом наперед»

Цель: развитие памяти, совершенствование навыка пересказа.

Взрослый и дети вместе пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа, начиная с

конца.

«Что не так?»

Цель: развитие связной речи, слухового внимания, мышления.

Пересказывая в очередной раз придуманные ранее произведения, взрослый умышленно

допускает ряд ошибок, а дети охотно стараются вспомнить, подсказать и исправить

неточности.

Детям всегда интересно играть. И мы порой и не догадываемся, что для занятий с детьми не

нужно специально что-то покупать – всё находится рядом … в нашем случае в кармане.

Используя средство личной гигиены, как предмет игр или развлечений, мы с нашими

воспитанниками доказали на практике, что носовой платок – многогранное средство

развития.

Такие игры не требуют много материальных затрат. Кроме экономической выгоды они

формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком, позволяют развивать

фантазию как больших, так и маленьких.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники