Автор: Бавтрук Светлана Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ДОУ Детский сад № 254
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные игры и упражнения для развития речи у детей с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование
Хочется поделиться с вами методическими находками, применяемыми в работе с детьми
дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наши дети – особые. И поэтому
мы находимся в постоянном поиске способов, средств.форм поддержания интереса наших
детей к образовательной деятельности, повышения их познавательной активности.
Использование в своей работе платочков помогает нам хотя бы частично решить эту
проблему. Позволяет разнообразить формы работы над одним и тем же материалом.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания, мелкой моторики и
профилактики заболеваний глаз
«Парашютик»
И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой. Подуть сильно на
платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше. В данном
случае развивается развитие речевое дыхание, формируется сильная направленная
воздушная струя.
При выполнении следующих упражнений главное, чтобы ребенок голову держал ровно,
двигаться у него должны только глаза. Внимание фиксируется на определенной точке.
Перемещение платочка перед глазами и способствует профилактике заболеваний глаз.
«Посмотри на платочек»
И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на
вытянутых руках.
1–4 – поднести платочек к глазам (близко).
5–8 – выпрямить руки (далеко). Повторить 3–4 раза.
«Провожаем платочек глазами»
И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно.
1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек
взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону.
«Плотик»
-скатать платочки в трубочки-бревнышки, сделать из бревнышек плотик.
«Необычная пицца»
сложить платочки треугольниками – это кусочки пиццы, собираем пиццу, предлагаем
выбрать кусочек каждому и догадаться о содержании «пиццы»).
Игры и упражнения на развитие речи
«Сигнальщик»
Цель: развитие фонематических процессов, внимания, мышления
Ребёнку даётся задание стараться услышать в словах определённый звук. Взрослый называет
группу звуков, слогов, слов. Ребёнок, услышав заданный звук поднимает платочек вверх.
Следующая серия игр подобрана для платочков с картинками и сюжетами.
«Кто и что», «Назови признак, действие»
Цель:
совершенствование
и
пополнение
словаря
существительными,
глаголами
и
прилагательными.
Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «собака что делает?» —
лает, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар,
листья желтые с деревьев.
«Узнай и назови»
Цель: совершенствование и пополнение словаря, развитие воображения, стимуляция речевой
активности детей.
Взрослый описывает предмет, изображённый на платке, а ребёнок должен узнать его по
признакам (прилагательным) и по словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая,
кудрявая, стройная, белоствольная, растёт, тянется к солнцу, склонила веточки» — береза;
«круглое, жёлтое, яркое, горячее, сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.
«Назови предметы со звуком»
Цель:
развитие
фонематического
восприятия,
автоматизация
звуков
в
словах,
фразах,предложениях.
Например, «Назови слова со звуком [ш]» – шапка, мишка, мышка и т.д. "Что он делает?
Составь (повтори)предложение»
«Составь предложение».
Цель: развитие связной речи, умение строить грамматически правильное высказывание.
Взрослый называет три слова, обозначающие предметы на платке и предлагает детям
составить предложения. Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч». Или дети
придумывают предложение самостоятельно о предмете, изображённом на платке.
«Придумай сказку»
Цель: развитие у детей творческого воображения и связной речи.
Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.
«Что было дальше»
Цель:
развитие
детской фантазии, логического
мышления,
стимулирование
речевой
активности (придумывание конца недосказанного рассказа, продолжение которого взрослый
забыл на самом интересном месте).
Игра «Задом наперед»
Цель: развитие памяти, совершенствование навыка пересказа.
Взрослый и дети вместе пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа, начиная с
конца.
«Что не так?»
Цель: развитие связной речи, слухового внимания, мышления.
Пересказывая в очередной раз придуманные ранее произведения, взрослый умышленно
допускает ряд ошибок, а дети охотно стараются вспомнить, подсказать и исправить
неточности.
Детям всегда интересно играть. И мы порой и не догадываемся, что для занятий с детьми не
нужно специально что-то покупать – всё находится рядом … в нашем случае в кармане.
Используя средство личной гигиены, как предмет игр или развлечений, мы с нашими
воспитанниками доказали на практике, что носовой платок – многогранное средство
развития.
Такие игры не требуют много материальных затрат. Кроме экономической выгоды они
формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком, позволяют развивать
фантазию как больших, так и маленьких.