Напоминание

Развитие творческих способностей на уроках математики


Автор: Нарбекова Асия Ракибовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Татарско–Шмалакская средняя школа
Населённый пункт: село Татарский Шмалак Павловского района Ульяновской области
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей на уроках математики
Дата публикации: 12.07.2018
Раздел: полное образование





Назад




Развитие творческих способностей на уроках

математики

Преподавание математических дисциплин в школе всегда связано с

множеством проблем. Обязательно нужно выявить различный потенциал у

каждого учащегося, раскрыть его способности, определить индивидуальные

особенности мышления. Не всегда получается завлечь учащихся. В таком

случае нужно ориентироваться на творческое начало. Для этого нужно

глубоко продумывать материал. Сейчас возникает потребность усиливать

общечеловеческое и гуманистическое направление в математике, так что

очень важно обеспечить развитие творческих способностей у ребенка в

процессе освоения материала по математическим дисциплинам.

Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо,

чтобы

он

почувствовал

удивление

и

любопытство,

повторил

путь

человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности

в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок

может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек,

нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших

задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои

возможности – это, то направляющее начало, которое проявляется во всех

формах

человеческой

жизни

стремление

к

развитию,

расширению,

совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех

способностей

организма

и

«я».

Развитие

поисковой

активности

и

познавательного

интереса

это

главное

условие

уверенности

в

себе.

Организуя

учебный

процесс,

мы

должны

обязательно

учитывать

все

те

условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный

интерес.

Тогда

можно

гарантировать,

что

в

школьнике

развивается

уверенность

в

себе,

а

значит,

сформируется

личность,

обладающая

необходимыми

качествами.

Но,

чтобы

формирование

личности

было

завершенным,

необходимо

еще,

чтобы

у

нее

были

сформированные

определенные способности.

Учеников можно увлечь математикой, если знать подход к ним. К

примеру, в пятых классах можно предложить детям самостоятельно

разработать интересные задачи.

Составление задач учащимися имеет огромное значение не только для

проверки усвоенных знаний, но и способствует развитию творческой

активности учащихся. Составление задачи требует от ученика актуализации

образов прошлого опыта, применения ранее полученных знаний, умений и

навыков в иных связях и отношениях.

Задачи составляются по: краткой записи; выражениям и уравнениям;

указанной зависимости между величинами; аналогии; числовым данным,

собираемыми самими учащимися; графикам и диаграммам; заданному

дополнительному вопросу и т.д.

Еще один вариант – создание задач на основе сказок. К тому же к

этому процессу можно подключить и детей. Это поможет развить их

воображение. Как говорил Сухомлинский В.А., разработка сказок является

одним из наиболее интересных для ребенка видов поэтического творчества. К

тому же осуществляется еще и умственное развитие. Мои ученики очень

любят сочинять сказки о различных математических понятиях, но больше

всего они сочинили сказок о Точке, Прямой и «их многочисленном

потомстве» Кроме сказок можно создавать стихотворения, загадки.

Благодаря такой работе сухой математический язык становится

сказочным и загадочным. К тому же дети видят, что все навыки, полученные

на уроках математики можно применять в современной жизни.

И, конечно же, творчество невозможно без умения наблюдать, замечать

особенности чисел, понятий. на уроках математики в 5-6-х классах дети с

удовольствием слушают увлекательные истории о математике и математиках

Еще один инструмент – это интеллектуальные и творческие игры, которые

тоже помогут развить личность каждого учащегося. Под интеллектуальными

играми понимают коллективные или индивидуальные работы, которые

требуют продуктивного мышления за ограниченное время. Причем такая

работа является не только учебной, но и игровой. Благодаря этому

развиваются основные мыслительные операции. Все игры интеллектуального

характера можно условно разделить на простые и комплексные. Примером

простых являются игры, где нужно отвечать быстро на тестовые вопросы.

Комплексные интеллектуальные игры предполагают одновременное введение

в работу нескольких элементов.Что касается творческих игр, то они

предполагают наличие заданий, которые имеют открытую форму ответ.

Другими словами, отсутствует только одно решение, так что в процессе игры

каждый ученик сможет разработать свои методы.

Чтобы привлечь внимание ребенка к творческой активности, которая

поможет в интеллектуальном и личностном развитии, требуется составить

индивидуальную программу в зависимости от возраста учащихся

Все приёмы должны быть направлены на развитие у обучающихся самой

потребности в творческой деятельности. Применять различные способы,

методы, средства обучения для развития креативности и творческих

способностей необходимо как на уроках математики, так и во внеурочной

деятельности. На уроках учитель учит учащихся самостоятельно работать,

высказывать свою точку зрения, обобщать, творчески применять знания.

Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету.

Поэтому чаще нужно проводить нестандартные уроки: урок-игра, урок-

исследование, проблемно-эвристический урок и т.п. С большим интересом

дети проявляют творчество при выполнении домашнего задания: составление

и красочное оформление задачи, математического кроссворда, сказки,

рисунков на координатной плоскости. Познавательный интерес вместе с

творческими способностями развивается в проектной и исследовательской

деятельности. Например, создание сборника задач с краеведческим,

астрофизическим, межпредметным или техническим содержанием; проекты,

связанные с историей математики. Во внеурочной деятельности творческие

способности развиваются с помощью задач-шуток, математических ребусов,

головоломок, криптограмм, создания рисунков из геометрических фигур,

цифр; модели здания или города из многогранников, решения логических

задач.

Подводя итоги, следует сказать, что математика является предметом,

который лучше всего подходит для творческого развития ребенка. Это

объясняется логическим построением всех тем и курса в целом,

использованием специальных упражнений и задач, чтобы закрепить

материал, а также абстрактностью математического языка. Развивать

творческий потенциал должен каждый человек, так как это дает возможность

быть самостоятельным в своих суждения. В итоге, ребенок в дальнейшем

сможет отстаивать собственное мнение, хорошо аргументируя свою точку

зрения. Кроме того, повышается работоспособность. Но самое главное –

ребенок формируется в человека не только думающего, но и чувствующего.

Развитые творческие способности помогают учащимся выбрать своё

дальнейшее обучение как в гуманитарном, математическом или техническом

направлении



В раздел образования