Автор: Пономарева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №58 "Жемчужинка"
Населённый пункт: город Озерск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развивающие и проективные игры в песочнице и на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой
формы развития детей дошкольного возраста»
Уважаемые родители!
Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему
новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный период, как
готов к школе. Обсуждая данный вопрос, необходимо помнить, что на
данном этапе развития общества, необходимые для поступления в школу
навыки чтения, счета, письма, психологическая готовность, являются лишь
частью целостной готовности ребенка к дальнейшему обучению, жизни.
Общая тенденция развития современного мира такова, что главным
критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка
как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории, а
творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью
любой профессии.
Детство само по себе полноценный период человеческого
существования. А это значит, что любое образование, в том числе и
дошкольное, должно давать не только знания, которые понадобятся в
будущем взрослому, а также знания, умения и навыки, способные уже
сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.
Одним из способов решения этой задачи является метод проектов.
Сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе
деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать
новые знания в процессе решения жизненных проблем.
Работа над проектом имеет большое значение для развития
познавательных интересов ребенка. В этот период дети ищут способы
решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной,
речевой, художественной и др. видами деятельности. Происходит
представление результатов своего труда и хода работы в различных
формах (макетах, плакатах, моделях, театрализации и т. д.) а также
практическое их применение в различных (в том числе и нестандартных)
ситуациях. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность
проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело
развивает коммуникативные и нравственные качества.
Для любого ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко
проявляется в его потребности в активных действиях, общении,
самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к
личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов,
интересов, создание условий для самоопределения, самореализации,
удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного
мира детства, способствуют развитию его творчества.
В развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста
можно выделить 3 этапа:
1-й этап – подражательско-исполнительский (его реализация возможна с
детьми 3,5-5 лет). На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых
ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем
подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.
2-й этап – развивающий (характерен для детей 5-6 лет). Ребята уже
имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать
действия, оказывать друг другу помощь. У них развиваются самоконтроль и
самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как
собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети
принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые
средства для достижения результата деятельности.
3-й этап – творческий (характерен для детей 6-7 лет). Взрослым на этом
этапе очень важно развивать и поддерживать творческую активность детей,
создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и
содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над
проектом и возможности организовать ее.
Проектирование как деятельность строится на уникальных
отношениях «ребенок – взрослый», на со-участии взрослого и ребенка.
Со-участие в деятельности – общение на равных, где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. И здесь
очень важно ваше, уважаемые родители, со-участие. Вы всегда можете
стать полноправными участниками любого проекта, который мы выполняем
с детьми. Ваше со-участие сделает педагогический процесс целостным,
принесет радость и удовлетворение от совместной деятельности малышу.
Взрослый ведет ребенка к со-участию постепенно, от наблюдений за его
деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и,
наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирование проектной
деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые
могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе,
подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение
решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь
участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности,
оценивать действия каждого. Важно, чтобы у детей создавались интерес и
увлечение, а основные виды детской деятельности концентрировались на
живом и жизненном материале.
Таким образом, в проектной деятельности происходит
формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его
индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою
очередь способствует личностному развитию детей.