Напоминание

Нетрадиционные техники рисования "Если дома нет кисточки"


Автор: Петракова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с №193
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Нетрадиционные техники рисования "Если дома нет кисточки"
Дата публикации: 11.07.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Нетрадиционные

формы рисования

«Если дома нет

кисточки»

1

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в

этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького

исследователя, который открывает для себя незнакомый и удивительный

окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее

идет разностороннее развитие ребенка, реализация потенциальной

возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из

наиболее доступных и близких видов работы с детьми является

изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая

условия для вовлечения ребенка в собственное творчество. Этому нужно

учить шаг за шагом, от простого к сложному. Изобразительная деятельность

приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании у детей на

генетическом уровне. Копируя, окружающий мир, они изучают его. Учитывая

огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения,

стандартного набора и традиционных способов недостаточно для развития

творческих способностей. Наша задача – научить детей манипулировать

разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать

нетрадиционные методы изображения.

Рисование необычными материалами и новыми техниками позволяют

детям получить незабываемые положительные эмоции. Как известно, это и

процесс, и результат практической деятельности, прежде всего

художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный

момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что

характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Работа с

нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную

мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у

детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом

рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют

повышению уровня развития зрительно–моторной координации. Данные

техники не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность,

работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на

2

выполнение задания. Оригинально рисование раскрывает креативные

возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и

настроение.

Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям

самостоятельно решать многие изобразительные задачи, формируют у них

свободно выражать свой замысел, развивают уверенность в собственных

силах, навыки мелких движений пальцев, кистей рук. Способствуют

формированию положительных черт характера: аккуратность, трудолюбие,

самостоятельность, усидчивость, активность. Развивают память, психику,

творчество, подготавливают ребенка к школе, а также способствуют

развитию детской художественной одаренности, личностному,

интеллектуальному развитию детей. Например, какому ребёнку будет

неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой,

ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит

быстро достигать результата в своей работе.

Существует много техник нетрадиционного рисования: «Кляксография»,

«Граттаж», «Набрызг», рисование штрихами, свечой, шишкой, маком,

колосочком, мыльными пузырями, зубной щеткой с расческой, помадой,

рисование по ткани палочкой, перышком, нитками и пр.

Вот некоторые примеры приемов рисования.

Веселые брызги.

Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать.

Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой

ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего

рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны -

фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца,

цветов, зверюшек... Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми

или раскрасить.

Отпечатки листьев.

3

На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных

форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были

достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте

его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и

разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что

получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а

потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с

помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску

нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из

отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать

можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые

детали можно потом дорисовать карандашом.

Каракули.

Вместе с ребенком по очереди рисуйте на листке бумаги прямые и

кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки,

ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного

цвета, заполнить их штрихами, крапинками, клеточками.

Картофельные штампы.

Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте

простой рельеф - цветок, сердечко, рыбку, звездочку... Пропитайте краской

штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки.

Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить

краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных

штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки

или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие -

хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими

формами: кругом, квадратом и т. д.

Рисование губкой.

4

Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная.

Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы

удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими

прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.

«Близнецы».

Этим вы, конечно, сами не раз занимались в детстве. Остается только

показать своему малышу, как это делается. Лист бумаги складываем пополам,

на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы,

затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху

рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного

блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, диковинный цветок.

Прекрасное занятие для развития воображения.

Закрашивание рельефов.

Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем

сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется

рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной

фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом

скатерть, металлический значок... - просто посмотрите вокруг. Это не только

увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура,

цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения

изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской

и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и

поролон.

Оттиск мятой бумагой.

Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура,

цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена

5

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения

изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с

краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и

блюдце и смятая бумага.

Обучая ребенка рисованию главное не переусердствовать! Не стоит

постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него

положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Детям

лучше внушить: в творчестве нет правильного пути, нет неправильного

пути, есть только свой собственный путь!

Чтобы занятия с ребенком были интересными и увлекательными нужно

использовать дидактические игры, игровые приемы, сюрпризные моменты.

1.

«Сказки наизнанку» (Е. Синицина).

Игра научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Взрослый

предлагает поменять главных героев известной сказки местами, добрых

сделать злыми, веселых грустными, трусливых смелыми, и на основе этого

сочинить новую сказку, а затем ее нарисовать.

2.

«Смешные истории» (Е.Синицина)

Игра научит анализировать, сочинять, рассказывать. Взрослый

предлагает придумать сказку, где герои носили бы смешные имена и

нарисовать ее. Например: «Жили на свете госпожа Плюшка и господин

Крендель» и т.д.

3.

«Чего в жизни не бывает?» (Н. Алексеевская)

Взрослый предлагает пофантазировать, чего в жизни не бывает и

нарисовать того чего не может быть.

4.

«Ожившие предметы» (Н. Алексеевская)

Суть этой игры-рисунка заключается в следующем. Надо представить,

что самые обыкновенные вещи, окружающие вас оживают. Что произойдет с

ними? Нарисовать, например, дом, лампочка, шкаф так, если бы у них были

ножки и ручки…

6

5.

Можно поиграть в игру «Мама, папа, я – красивая рука».

Рисование руками.

6.

Рисование ногами и другими частями тела.

7.

Игра-задание «Обведи силуэт». Ребенок ложится на большой

лист бумаги, взрослый обводит его тело по контуру в разных позах, затем

раскрашивают и составляют различные композиции.

8.

Рассказывание сказки, выдумывание собственных историй и

обыгрывание их, а затем рисование.

Уважаемые родители! Дерзайте, фантазируйте и к Вам придет радость

творчества, удивления и единения с вашими детьми. Основная наша с Вами

цель: научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и

свободно, в полной мере проявляя свои способности и свою

индивидуальность.

Литература.

1.

Белобрыкина О.А. «Маленькие волшебники или на пути к

творчеству», Новосибирск: Гос.пед.институт, 1993.

2.

Горичева В.С. «Художественно-дидактичечкие игры». Ярославль:

ЯГПУ, 2000.

3.

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в д/с».

Москва 2007.

4.

Лыкова И.А. «Цветные ладошки», Москва. 1996.

5.

Полякова Э.Н. «Нетрадиционные техники рисования», метод

пособие для родителей и воспитателей ДОУ. Москва, 2005.

6.

Соколов Н.П., Соколова Е.А. «Первые шаги в искусство», 2004

7.

Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с

детьми». Москва, 2001.

8.

Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, Академия

развития, 2009.

9.

Ямова Л.Р. «Детские радости в рисунке». СПб, «Палитра», 2004.

7

8



В раздел образования