Автор: Филимонова Анастасия Николаевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы налогообложения предприятий АПК
Раздел: высшее образование
УДК: 336.2
А.Н. Филимонова – студент;
О.В. Тупицына – научный руководитель, к.э.н., доцент
ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, Россия
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Аннотация. В
статье
рассматриваются
проблемы
налогообложения
предприятий АПК и выбор оптимального режима налогообложения для
сельхозтоваропроизводителей.
Ключевые
слова: сельское
хозяйство,
налогообложение,
налоговые
режимы, налоговые ставки, ЕСХН.
Россия на всем протяжении своего исторического развития являлась
аграрным
государством.
Сельское
население
являлось
основной
производящей
частью
населения
и
основным
носителем
налогового
бремени.
Первоначально
налоги
на
Руси
являлись
насильственно
установленной обязанностью завоеванных племен и народностей перед
князем (дань, полюдье, подати). Современная система налогообложения
для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей
действует
с
1
января
2004 года, то есть после введения новой редакции главы 26.1 Налогового
кодекса Российской Федерации, установившей для сельскохозяйственных
товаропроизводителей
более
благоприятный
в
российских
условиях
налоговый
режим.
В
Пермском
крае
на
2016
год
числится
386
сельскохозяйственных
организаций,
1572
единицы
крестьянских
(фермерских)
хозяйств,
личное
подсобное
хозяйство
составляет
419,5
тысяч единиц и 2014 единиц некоммерческих объединений граждан.
На
сегодняшний
день
предусматриваются
следующие
режимы
н а л о г о о б л о ж е н и я ,
к о т о р ы е
м о г у т
и с п о л ь з о в а т ь
сельхозтоваропроизводители:
общий
режим
налогообложения
(ОРН),
предусматривающий
уплату
всех
предусмотренных
кодексом
налогов,
с и с т е м а
н а л о г о о б л о ж е н и я
д л я
с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы х
товаропроизводителей
(единый
сельскохозяйственный
налог)
и
упрощенная система налогообложения.
Поддержка сельскохозяйственных производителей является одним из
приоритетов внутренней экономической политики во многих странах мира.
Единый
сельскохозяйственный
налог
–
это
один
из
элементов
такой
политики.
Такой
специальный
налоговый
режим
может
использовать
только
сельскохозяйственный
производитель,
услуги
которого
должны
быть
оказаны
в
области
растениеводства
и
животноводства,
а
не
предприятия, основывающиеся на перерабатывающей промышленности. В
2017 году ЕСХН применяли около 100 тысяч хозяйствующих субъектов:
почти
75
тысяч
индивидуальных
предпринимателей
и
крестьянских
(фермерских) хозяйств и около 24 тысяч организаций. Но существует ряд
ограничений,
которые
распространяются
на
сельхозпроизводителей:
не
менее 70% от общего дохода предприятия должен составлять доход от
реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Поэтому
многие предприниматели, работающие в сельском хозяйстве, выбирают
схожий льготный режим – упрощенная система налогообложения.
Для того чтобы понять, что лучше выбрать сельхозпроизводителю,
с р а в н и м
н а л о г о в у ю
б а з у
и
н а л о г о в у ю
с т а в к у
е д и н о г о
сельскохозяйственного налога с упрощенной системой налогообложения и
с общей системой налогообложения. Объектом налогообложения являются
полученные доходы.
Таблица 1 – Виды налоговых режимов в РФ
Элемент системы
налогообложения
ЕСХН
ОРН
УСН Доходы
УСН Доходы
минус
расходы
Налоговая база
Денежное
выражение
доходов,
уменьшенных
на величину
Денежное
выражение
прибыли, т.е.
разницы
между
Денежное
выражение
доходов
Денежное
выражение
доходов,
уменьшенных
на величину
расходов
доходами и
расходами
расходов
Налоговая ставка
6%
20%
6%
от 5% до 15%
Анализируя виды налоговых режимов, можно сделать вывод, что
налоговая ставка ЕСХН и УСН Доходы составляет 6%, но налоговая база
на УСН Доходы больше (так как не учитывает произведенные расходы),
поэтому налог к уплате будет составлять больше. Если сравнить ЕСХН с
ОСНО, то налоговая ставка общей системы налогообложения больше в 3,3
раза, и это без учета необходимости платить НДС. Сопоставить ЕСХН по
налоговой нагрузке можно с УСН Доходы минус расходы, но только при
условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко
не во всех регионах.
Таким образом, единый сельскохозяйственный налог – это выгодный
режим
для
налогоплательщика,
если
он
соответствует
установленным
законом требованиям.
Но
существует
ряд
проблем,
с
которыми
можно
столкнуться,
переходя на данный режим налогообложения.
Во-первых,
возможность
потерять
часть
рынка
сбыта,
так
как
отдельные
покупатели
в
основном
крупные
перерабатывающие
производства и торговые сети, которые заинтересованы в НДС.
Во-вторых, применение кассового метода учета доходов и расходов и
особого порядка признания расходов на приобретение основных средств
потребует
ведения
двойного
учета.
Так,
материальные
расходы
списываются сразу же после оплаты, расходы на оплату труда – после
расчетов с работниками, то есть фактически незавершенное производство в
налоговом учете отсутствует, но его расчет требуется в соответствии со
стандартами бухгалтерского учета.
И,
в-третьих,
необходимо
контролировать
уровень
выручки
от
реализации
сельскохозяйственной
продукции,
так
как
существует
риск
утраты права на применение ЕСХН (выручка должна составлять не менее
70%).
Принимаемые
государство
меры
по
совершенствованию
системы
ЕСХН оказывают положительное влияние на развитие сельского хозяйства,
растут поступления налога в бюджет. Это свидетельствует об усилении
социальной
и
фискальной
функции
этого
налога,
а
также
о
его
соответствии основным принципам налогообложения, в первую очередь,
принципу социальной налоговой справедливости. Это говорит о том, что
ЕСХН
активно
использовался
государством
в
целях
регулирования
социально-экономических процессов в сельском хозяйстве.
Таким
образом,
сравнительный
анализ
положительных
и
отрицательных моментов перехода на ЕСХН свидетельствует о том, что
применения
общего
или
специального
налогового
режима
продолжает
оставаться
открытым,
и
каждый
налогоплательщик
самостоятельно
выбирает определенный вариант налогообложения для своего предприятия.
Литература
1.
Федеральный закон от 11.11.2003 № 147-ФЗ «О внесении изменений в
главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
акты законодательства Российской Федерации»
2.
Поляк,
Г.Б.
Налоги
и
налогообложение:
учебник
и
практикум
для
академического бакалавриата/ред. Г.Б. Поляк
.
- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт,
2016.
3.
Сафонова
Г.,
Азыркина
Ю.
Единый
сельскохозяйственный
налог:
преимущества и недостатки, проблемы и перспективы / Г. Сафонова, Ю. Азыркина //
Контентус. 2015. №12(41).