Автор: Андрианова Евгения Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 14 "Цветик–семицветик"
Населённый пункт: г. Кольчугино Владимирская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия организации предшкольной подготовки будущих первоклассников"
Раздел: дошкольное образование
"Педагогические условия организации предшкольной подготовки
будущих первоклассников"
Дефиниция предшкольное образование вошла в современный научный
оборот, но не нашла до сих пор отражения в терминологических или
толковых словарях. Существуют близкие по значению термины, в частности
подготовка ребенка к школе, непрерывность педагогического образования,
преемственные начала в работе дошкольного образовательного учреждения и
школы. В современных реалиях уже никто не отрицает существование
термина предшкольной подготовки. Но стоит заметить, что предшкольная
подготовка это не только вопрос качества образования, но и качества жизни
подрастающего поколения. Эта подготовка состоит из комплекса
мероприятий, которые направлены на выработку условий для успешного
развития и воспитания детей, а также на охрану и укрепления их здоровья.
Понятие предшкольная подготовка используется в широком и узком
значениях. Так, в широком смысле предшкольная подготовка включает в себя
процесс обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в
разных социальных институтах, таких как семья, детский сад, разнообразные
центры развития и воспитания детей, которые ребенок может посещать до
школы. В узком плане «предшкольная подготовка» трактуется как подготовка
ребенка к школе, осуществляемая в дошкольных учреждениях для того,
чтобы обеспечить развитие ребенка.
Заметим, что не все дети посещают дошкольные образовательные
учреждения или специальных группы развития дошкольников при школьных
учреждениях. Соответственно, дети приходят в первый класс, имея разную
степень подготовки к овладению учебно-познавательной деятельностью. Во-
вторых, многие дети, доминирующее большинство, уже умеют читать и
писать, нельзя однозначно утверждать, что тот или иной ребенок готов к
школе. Готовность ребенка к школе - достаточно сложный и неоднозначный
вопрос. Важно, чтобы ребенок при поступлении в первый класс обладал
элементарными представлениями о счете, письме и чтении, что в свою
очередь позволит ему успешно адаптироваться к школьному
образовательному процессу, и быть на одном уровне со своими сверстниками.
С другой стороны, по наблюдениям учителей начального звена и психолог, у
первоклассников не сформировано умение организации своей деятельности,
недостаточно хорошо развита моторика, коммуникативные навыки, устная
речь, все это вызывает определенные сложности в выстраивании контактов со
сверстниками.
Таким образом, не стоит забывать, что обученность ребенка не
тождественна его способностям и психической зрелости. Обученность не
является синонимом высокой познавательной активности ребенка. Важная
цель подготовки будущих первоклассников должна быть ориентирована на не
на процесс обучения и ускоренного развития ребенка, а на обогащение и
максимальную реализацию потенциала детей. Данные факторы определяют
проблемы предшкольной подготовки детей как особо значимых в
педагогической теории и практике.
Готовность к школе представляет собой совокупность таких
компонентов как физическая, психологическая и интеллектуальная
готовность ребенка к школьной жизни. Так, помимо знаний и умений читать,
писать и считать, ребенок, достигнув старшего дошкольного возраста
должен:
- овладеть коммуникативными и социальными навыками, иными
словами он должен вступать в контакты со своими сверстниками,
коммуницировать с ними, использовать в повседневной жизни морально-
этические нормы, которые установлены в обществе, уметь высказывать и
отстаивать свою точку зрения;
- осмысливать процесс школьного обучения, понимать, что дает
получение новых знаний, соблюдение установленного порядка обучения в
школе, иметь стремление к обучению;
- уметь целенаправленно и по собственной инициативе работать над
задачей, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их
последствия;
- иметь произвольное внимание, воображение, наличие познавательной
активности, определенных знаний и представлений об окружающей среде;
- иметь положительное отношение к самому себе;
- развивать мелкую моторику, необходимую как для развития умения
писать, так и для развития речи;
- овладеть анализом, умением классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи;
- иметь хорошую физическую подготовку, координацию движений.
Ориентация на личность ребенка, выступает значимым принципом
предшкольной подготовки. В соответствии с данным принципом, важнейшей
ценностью выступает ребенок, его различные потребности и их
удовлетворение. Значение предшкольной подготовки состоит в сохранении
прав ребенка на детство, создании духовно-нравственной, физической и
интеллектуальной базы для учебной деятельности, удовлетворении
познавательных потребностей ребенка, его всестороннее развитие.
Представление будущим школьникам одинаковых образовательных
возможностей выступает основополагающей целью дошкольной подготовки.
Дошкольные образовательные организации имеют специальный
профессионально-ориентированный потенциал, который выражается в
наличии развивающей образовательной и предметно-пространственной
среды и педагогов с психолого-педагогическим и медицинским
образованием. Непосредственно педагог знает характерные особенности
развития детей в различные возрастные периоды. Именно педагогический
работник может компетентно высказать свое мнение перед обществом
касательно вопроса воспитания и обучения подрастающего поколения.
Основная функция педагога заключается в воспитании,развитии и обучении
детей. Стоит отметить, что не каждый родитель дошкольника имеет такой
мощный потенциал как педагогический работник. На основании сказанного,
полагаем, что дошкольное образование должно быть обязательным. В таком
случае можно гарантировать одинаковые стартовые возможности детей при
поступлении в первый класс.
Стоит заметить, что в современных условиях проблема предшкольной
подготовки остается достаточно актуальной. Дошкольное образование во
многих странах мира выступает обязательным элементом системы
непрерывного образования. Так, во Франции, начиная с 20 века действует
закон о школе, в соответствии с которым вырабатываются меры,
направленные на обеспечение преемственности между дошкольным
воспитанием ребенка и школьным обучением. В материнских школах и
классах для детей при школах предшкольное образование получают все дети
с 5 до 6 лет. В Финляндии дети в возрасте 5-6 лет обязательно воспитываются
в дошкольных учреждениях. В США посещение дошкольного учреждения
выступает нормой подготовки к школе. В Японии существуют специальные
учреждения, которые готовят детей 5-6 летнего возраста к школе. В
соответствии с законодательством Израиля обязательным является
посещение старшей группы в дошкольном учреждении для подготовке к
школе.
Стоит справедливо заметить, что в нашей стране опыт 80-х годов ХХ в.
по переводу шестилеток в подготовительные классы не был удачным, так как
не представилось возможным создать такие условия детям, которые
соответствовали их возрасту, в частности дневной сон, кормление и т.п. В
современных реалиях предшкольная подготовка предусмотрена в рамках
концепции так называемых школ Сколково для детей 5-7 лет. Данная
подготовка не обязательна, соответственно необходимо выработать формы
взаимодействия образовательного учреждения с детьми, которые в силу
различных причин не посещают дошкольные образовательные учреждения, а
также с их родителями. Так, среди таких форм можно выделить группы в
выходные и нерабочие дни, различные центры профессионального
консультирования, располагающиеся при детских садах, дистанционное
образование.
Достаточно важно, чтобы указанные формы взаимодействия с
родителями, которые, в свою очередь, самостоятельно занимаются
подготовкой ребенка к школе, не были направлены на чрезмерное
перенапряжение умственного развития дошкольника. Непосредственно на
усиление развивающего и воспитательного аспекта интеллектуальной
подготовки ребенка, а также стремление к познавательной деятельности,
развитие психических процессов делается упор в перечисленных формах
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Так, упор в образовательной деятельности должен ставиться на процесс
познания, успешный результат которого напрямую зависит от
познавательной активности конкретного ребенка. Также, эффективность в
достижении данной цели определяется содержанием образования и
условиями реализации образовательной деятельности. Для того, чтобы
повысить продуктивность дошкольной подготовки ребенка необходимо
создать такие психолого-педагогические условия, в которых ребенок
дошкольного возраста выработает свою активную личностную позицию, и
сможет проявить себя как субъект учебной деятельности. Иными словами,
каждому ребенку необходимо предоставить возможность в процессе
усвоения знаний обмениваться результатами познавательной деятельности,
обсуждать их. Воплощение данных особенностей предшкольнойподготовки
возможны в дошкольном учреждении при активном включении в данный
процесс педагогических работников в ходе взаимодействия с родителями
будущих первоклассников.
Таким образом, можно сказать, что ребенка дошкольного возраста
необходимо подготавливать к школьной жизни, а не только к
образовательному процессу. Так, доминирующая задача предшкольной
подготовки заключается в создании условий для осознанного,
содержательного проживания будущим школьником каждого дня, активного
внедрения дошкольника в сферы человеческой жизни.
Ребенок должен владеть арсеналом определенных знаний, умений о
навыков. В современных условиях, основной задачей является обеспечение
преемственности предшкольного и начального звеньев на законодательном
уровне со стороны государства. Так, чтобы это реализовать, необходимо в
системе непрерывного образования выделить новое промежуточное
образовательное звено, а именно - предшкольное образование, которое, в
свою очередь должно стать обязательным.
В детском образовательном учреждении содержание образования
включает в себя подход комплексного и разностороннего характера к
образованию старших дошкольников, но оно направлено в большей мере на
возрастную категорию детей, на общее развитие и значительно на меньшем
уровне на индивидуальные характеристики, которые необходимы
конкретному ребенку для процесса обучения. Соответственно, и отношение
педагогов к результативности предшкольного образования соотносится,
прежде всего, с характеристиками, которые необходимы для процесса
обучения в школе, в то время как важнейшим результатом в детском саду
выступает показатель общего развития.
Все выше изложенное свидетельствует в пользу того, что предшкольное
образование обладает существенными особенностями, которые
характеризуют его, как самостоятельную ступень общего образование.