Напоминание

"Педагогические условия организации предшкольной подготовки будущих первоклассников"


Автор: Андрианова Евгения Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 14 "Цветик–семицветик"
Населённый пункт: г. Кольчугино Владимирская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия организации предшкольной подготовки будущих первоклассников"
Дата публикации: 11.07.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Педагогические условия организации предшкольной подготовки

будущих первоклассников"

Дефиниция предшкольное образование вошла в современный научный

оборот, но не нашла до сих пор отражения в терминологических или

толковых словарях. Существуют близкие по значению термины, в частности

подготовка ребенка к школе, непрерывность педагогического образования,

преемственные начала в работе дошкольного образовательного учреждения и

школы. В современных реалиях уже никто не отрицает существование

термина предшкольной подготовки. Но стоит заметить, что предшкольная

подготовка это не только вопрос качества образования, но и качества жизни

подрастающего поколения. Эта подготовка состоит из комплекса

мероприятий, которые направлены на выработку условий для успешного

развития и воспитания детей, а также на охрану и укрепления их здоровья.

Понятие предшкольная подготовка используется в широком и узком

значениях. Так, в широком смысле предшкольная подготовка включает в себя

процесс обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в

разных социальных институтах, таких как семья, детский сад, разнообразные

центры развития и воспитания детей, которые ребенок может посещать до

школы. В узком плане «предшкольная подготовка» трактуется как подготовка

ребенка к школе, осуществляемая в дошкольных учреждениях для того,

чтобы обеспечить развитие ребенка.

Заметим, что не все дети посещают дошкольные образовательные

учреждения или специальных группы развития дошкольников при школьных

учреждениях. Соответственно, дети приходят в первый класс, имея разную

степень подготовки к овладению учебно-познавательной деятельностью. Во-

вторых, многие дети, доминирующее большинство, уже умеют читать и

писать, нельзя однозначно утверждать, что тот или иной ребенок готов к

школе. Готовность ребенка к школе - достаточно сложный и неоднозначный

вопрос. Важно, чтобы ребенок при поступлении в первый класс обладал

элементарными представлениями о счете, письме и чтении, что в свою

очередь позволит ему успешно адаптироваться к школьному

образовательному процессу, и быть на одном уровне со своими сверстниками.

С другой стороны, по наблюдениям учителей начального звена и психолог, у

первоклассников не сформировано умение организации своей деятельности,

недостаточно хорошо развита моторика, коммуникативные навыки, устная

речь, все это вызывает определенные сложности в выстраивании контактов со

сверстниками.

Таким образом, не стоит забывать, что обученность ребенка не

тождественна его способностям и психической зрелости. Обученность не

является синонимом высокой познавательной активности ребенка. Важная

цель подготовки будущих первоклассников должна быть ориентирована на не

на процесс обучения и ускоренного развития ребенка, а на обогащение и

максимальную реализацию потенциала детей. Данные факторы определяют

проблемы предшкольной подготовки детей как особо значимых в

педагогической теории и практике.

Готовность к школе представляет собой совокупность таких

компонентов как физическая, психологическая и интеллектуальная

готовность ребенка к школьной жизни. Так, помимо знаний и умений читать,

писать и считать, ребенок, достигнув старшего дошкольного возраста

должен:

- овладеть коммуникативными и социальными навыками, иными

словами он должен вступать в контакты со своими сверстниками,

коммуницировать с ними, использовать в повседневной жизни морально-

этические нормы, которые установлены в обществе, уметь высказывать и

отстаивать свою точку зрения;

- осмысливать процесс школьного обучения, понимать, что дает

получение новых знаний, соблюдение установленного порядка обучения в

школе, иметь стремление к обучению;

- уметь целенаправленно и по собственной инициативе работать над

задачей, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их

последствия;

- иметь произвольное внимание, воображение, наличие познавательной

активности, определенных знаний и представлений об окружающей среде;

- иметь положительное отношение к самому себе;

- развивать мелкую моторику, необходимую как для развития умения

писать, так и для развития речи;

- овладеть анализом, умением классифицировать, устанавливать

причинно-следственные связи;

- иметь хорошую физическую подготовку, координацию движений.

Ориентация на личность ребенка, выступает значимым принципом

предшкольной подготовки. В соответствии с данным принципом, важнейшей

ценностью выступает ребенок, его различные потребности и их

удовлетворение. Значение предшкольной подготовки состоит в сохранении

прав ребенка на детство, создании духовно-нравственной, физической и

интеллектуальной базы для учебной деятельности, удовлетворении

познавательных потребностей ребенка, его всестороннее развитие.

Представление будущим школьникам одинаковых образовательных

возможностей выступает основополагающей целью дошкольной подготовки.

Дошкольные образовательные организации имеют специальный

профессионально-ориентированный потенциал, который выражается в

наличии развивающей образовательной и предметно-пространственной

среды и педагогов с психолого-педагогическим и медицинским

образованием. Непосредственно педагог знает характерные особенности

развития детей в различные возрастные периоды. Именно педагогический

работник может компетентно высказать свое мнение перед обществом

касательно вопроса воспитания и обучения подрастающего поколения.

Основная функция педагога заключается в воспитании,развитии и обучении

детей. Стоит отметить, что не каждый родитель дошкольника имеет такой

мощный потенциал как педагогический работник. На основании сказанного,

полагаем, что дошкольное образование должно быть обязательным. В таком

случае можно гарантировать одинаковые стартовые возможности детей при

поступлении в первый класс.

Стоит заметить, что в современных условиях проблема предшкольной

подготовки остается достаточно актуальной. Дошкольное образование во

многих странах мира выступает обязательным элементом системы

непрерывного образования. Так, во Франции, начиная с 20 века действует

закон о школе, в соответствии с которым вырабатываются меры,

направленные на обеспечение преемственности между дошкольным

воспитанием ребенка и школьным обучением. В материнских школах и

классах для детей при школах предшкольное образование получают все дети

с 5 до 6 лет. В Финляндии дети в возрасте 5-6 лет обязательно воспитываются

в дошкольных учреждениях. В США посещение дошкольного учреждения

выступает нормой подготовки к школе. В Японии существуют специальные

учреждения, которые готовят детей 5-6 летнего возраста к школе. В

соответствии с законодательством Израиля обязательным является

посещение старшей группы в дошкольном учреждении для подготовке к

школе.

Стоит справедливо заметить, что в нашей стране опыт 80-х годов ХХ в.

по переводу шестилеток в подготовительные классы не был удачным, так как

не представилось возможным создать такие условия детям, которые

соответствовали их возрасту, в частности дневной сон, кормление и т.п. В

современных реалиях предшкольная подготовка предусмотрена в рамках

концепции так называемых школ Сколково для детей 5-7 лет. Данная

подготовка не обязательна, соответственно необходимо выработать формы

взаимодействия образовательного учреждения с детьми, которые в силу

различных причин не посещают дошкольные образовательные учреждения, а

также с их родителями. Так, среди таких форм можно выделить группы в

выходные и нерабочие дни, различные центры профессионального

консультирования, располагающиеся при детских садах, дистанционное

образование.

Достаточно важно, чтобы указанные формы взаимодействия с

родителями, которые, в свою очередь, самостоятельно занимаются

подготовкой ребенка к школе, не были направлены на чрезмерное

перенапряжение умственного развития дошкольника. Непосредственно на

усиление развивающего и воспитательного аспекта интеллектуальной

подготовки ребенка, а также стремление к познавательной деятельности,

развитие психических процессов делается упор в перечисленных формах

взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Так, упор в образовательной деятельности должен ставиться на процесс

познания, успешный результат которого напрямую зависит от

познавательной активности конкретного ребенка. Также, эффективность в

достижении данной цели определяется содержанием образования и

условиями реализации образовательной деятельности. Для того, чтобы

повысить продуктивность дошкольной подготовки ребенка необходимо

создать такие психолого-педагогические условия, в которых ребенок

дошкольного возраста выработает свою активную личностную позицию, и

сможет проявить себя как субъект учебной деятельности. Иными словами,

каждому ребенку необходимо предоставить возможность в процессе

усвоения знаний обмениваться результатами познавательной деятельности,

обсуждать их. Воплощение данных особенностей предшкольнойподготовки

возможны в дошкольном учреждении при активном включении в данный

процесс педагогических работников в ходе взаимодействия с родителями

будущих первоклассников.

Таким образом, можно сказать, что ребенка дошкольного возраста

необходимо подготавливать к школьной жизни, а не только к

образовательному процессу. Так, доминирующая задача предшкольной

подготовки заключается в создании условий для осознанного,

содержательного проживания будущим школьником каждого дня, активного

внедрения дошкольника в сферы человеческой жизни.

Ребенок должен владеть арсеналом определенных знаний, умений о

навыков. В современных условиях, основной задачей является обеспечение

преемственности предшкольного и начального звеньев на законодательном

уровне со стороны государства. Так, чтобы это реализовать, необходимо в

системе непрерывного образования выделить новое промежуточное

образовательное звено, а именно - предшкольное образование, которое, в

свою очередь должно стать обязательным.

В детском образовательном учреждении содержание образования

включает в себя подход комплексного и разностороннего характера к

образованию старших дошкольников, но оно направлено в большей мере на

возрастную категорию детей, на общее развитие и значительно на меньшем

уровне на индивидуальные характеристики, которые необходимы

конкретному ребенку для процесса обучения. Соответственно, и отношение

педагогов к результативности предшкольного образования соотносится,

прежде всего, с характеристиками, которые необходимы для процесса

обучения в школе, в то время как важнейшим результатом в детском саду

выступает показатель общего развития.

Все выше изложенное свидетельствует в пользу того, что предшкольное

образование обладает существенными особенностями, которые

характеризуют его, как самостоятельную ступень общего образование.



В раздел образования