Напоминание

Особенности руководства сюжетно–ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста


Автор: Брейдер Елена Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: пгт Промышленная Кемеровская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Особенности руководства сюжетно–ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста
Дата публикации: 10.07.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБ ДОУ детский сад «Светлячок»

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей

младшего дошкольного возраста

(методические рекомендации)

Исполнитель:

Брейдер Елена Яковлевва

воспитатель МБДОУ детский сад «светлячок»

Промышленная 2018

2

Содержание

Введение………………………………………………………….....................

3

1.

Сюжетно-ролевая игра и её компоненты………………………………..

4

2.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры……………………….

6

3.

Виды сюжетно-ролевых игр и их тематика.……………………………

9

4.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры ……………………………… 9

5.

Особенности сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников и

руководство ими…………………………………………………………

10

6.

Основные задачи руководства играми воспитанников младшего

дошкольного возраста…………………………………………………… 14

Заключение……………………………………………………………………

15

Список литературы…………………………………………………………… 16

Приложение

Практический материал для организации поддержки развития игровой

деятельности младших дошкольников…………..………………………..…

18

Введение

3

Приоритетным направлением ФГОС является становление и развитие

личности ребёнка, сохранение уникальности и самоценности детства, как

важнейшего

возрастного

этапа,

в

решающей

степени

определяющего

дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что этот период рождения

личности,

первоначального

раскрытия

творческих

сил

ребёнка,

основ

индивидуальности.

Одно

из

главных

условий

развития

ребенка

является

освоение игровой деятельности. Представленный в рекомендациях материал

«Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников»

позволяет увидеть своеобразие сюжетных игр, которые по праву должны

занимать ведущее место в педагогическом процессе ДОУ.

Цель рекомендаций: раскрыть перед педагогами содержание игровой

деятельности и показать способы педагогического сопровождения сюжетно-

ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста.

В

приложениях

содержится

практический

материал

в

помощь

воспитателям младших групп ДОУ.

1. Сюжетно-ролевая игра и её компоненты

4

Для

того

чтобы

понять,

что

такое

сюжетно-ролевая

игра,

нужно

углубиться

в

научное

определение

игры.

Игра

вид

непродуктивной

деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом

процессе. Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и

интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

В

исследованиях

отечественных

и

зарубежных

ученых-философов,

социологов,

историков

культуры

(Гайнца

Либшера,

Георга

Клауса,

К.Г.

Юсупова,

В.И.

Истомина,

В.И.

Устименко,

Д.Н.

Узнадзе

и

др.)

рассматриваются своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и

отдельной

личности,

в

человеческой

культуре.

Исследователи

отмечают

ценность

игры,

ее

условность,

а

также

указывают

на

ее

значение

в

формировании

социального

поведения,

самоутверждения

человека,

на

возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра

имеет

огромное

значение

для

педагогики.

Для

детей

игра

представляет

особую

важность.

Принято

называть

ее

«спутником

детства»

.

У

детей

дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает

как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру

вовлекаются

все

стороны

личности:

ребенок

двигается,

говорит,

воспринимает, думает; во время игры активно работают все его психические

процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и

волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного

возраста.

В

чем

же

ее

особенность?

Характеризуя

ее,

С.Л.

Рубинштейн

подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и

вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей

присущи

основные

черты

игры:

эмоциональная

насыщенность

и

увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это

окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в

ней

воображаемой

ситуации.

Воображаемая

ситуация

складывается

из

сюжета и ролей.

Сюжет

игры

это

ряд

событий,

которые

объединены

жизненно

мотивированными

связями.

В

сюжете

раскрывается

содержание

игры

характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего

ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что

в своём сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и

действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует

те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра),

вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или

5

ругает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях,

речи, мимике, пантомиме.

В

сюжете

дети

используют

два

вида

действий:

оперативные

и

изобразительные — «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом

им придается игровое воображаемое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные

отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.). В то

же

время

между

ними

одновременно

устанавливаются

сложные

ролевые

отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и

т.д.).

Отличительной

особенностью

игровой

воображаемой

ситуации

является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не в видимой

ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре

еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка

заменяет

ложку),

которая

позволяет

осуществить

требуемое

по

смыслу

действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к

совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с

одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с

другой

с

растущей

самостоятельностью

детей.

Такое

противоречие

разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль

взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной

из

ее

важнейших

особенностей.

Многочисленные

исследования

отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина‚ Д.В. Менджерицкой,

А.В.

Черкова,

П.Г.

Саморуковой,

Н.В.

Королевой

и

др.)

показали,

что

основным

содержанием

творческих

сюжетно-ролевых

игр

детей

является

общественная

жизнь

взрослых

в

ее

разнообразных

проявлениях.

Таким

образом,

игра

есть

деятельность,

в

которой

дети

сами

моделируют

общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит

коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку.

Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для

развития сюжетно-ролевых игр.

В чем же особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте?

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти

годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у

него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду,

вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается

характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в

ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память,

воображение,

дисциплинированность,

ловкость.

Кроме

того,

игра

это

своеобразный,

свойственный

дошкольному

возрасту

способ

усвоения

6

общественного

опыта.

В

игре

формируются

и

развиваются

все

стороны

личности

ребенка,

происходят

значительные

изменения

в

его

психике,

которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые

создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них

дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в

жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя

членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки

своих товарищей и свои собственные.

2. Основные особенности сюжетно-ролевой игры

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя, эти правила

говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым иногда

сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее.

Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным

этапом

дошкольного

развития

является

сюжетно-ролевая

игра,

где

подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и

моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели

деятельности

взрослых,

их

отношение

к

своему

труду,

к

событиям

и

явлениям

общественной

жизни,

к

людям,

вещам:

в

игре

формируется

положительное отношение к образу жизни людей, н поступкам, нормам и

правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это

возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в

системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку

становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет

мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать,

— это пойти в школу.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни

ему

еще

недоступны.

Многие

отечественные

психологи

задавались

следующими

вопросами:

«Испытывает

ли

ребенок

чувства

или

только

изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального

облика ребенка?»

А.Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее

истоках

имеются

эмоциональные

основания.

Изучение

детских

игр

подтверждает

правильность

этой

мысли.

Ребенок

отличает

игру

от

действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова:

7

«как будто», «понарошку» и «по правде». Но несмотря на это, игровые

переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему

любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти

попавшего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский также отмечал, что,

хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства,

которые

он

при

этом

испытывает,

самые

настоящие.

«Катя

-

мама»,

говорит крошечная девочка и, примеряя на себя новую роль, погружается в

воображаемый мир. И независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом

игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых

колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции,

которые

положено

совершать

над

младенцами,

а

испытывает

настоящее

чувство материнской любви к своему «ребёночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся

более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и

формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам‚ он передает

свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые

чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно

успешно выполнено.

И.М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для

формирования

чувств,

он

доказал,

что

игровые

переживания

оставляют

глубокий

след

в

сознании

ребенка.

Многократное

повторение

действий

взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких

же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра

— это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4.

В

ходе

сюжетно-ролевой

игры

происходит

развитие

интеллекта

дошкольника.

Развитие

замысла

в

сюжетно-ролевой

игре

связано

с

общим

умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей

дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к

разным

видам

труда

взрослых;

у

них

появляются

любимые

герои

книг,

которым

они

стремятся

подражать.

Вследствие

чего

и

замыслы

игр

становятся более стой- кими, иногда на длительное время овладевают их

воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов»)

продолжаются

неделями,

постепенно

развиваясь.

Появление

длительной

перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового

творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той

же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение

задуманного

сюжета.

Благодаря

этому

мышление

и

воображение

детей

становятся

целенаправленными.

Продолжительное

пребывание

ребенка

в

одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх

8

с оч е т а е т с я

с

и м п р о в и з а ц и е й .

Д е т и

н а м еч а ют

о б щ и й

п л а н ,

последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые

образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то

другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы

опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили

львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры

комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на

четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре

разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им

показывали

в

кукольном

театре.

Для

детей

этого

возраста

важны

яркие

зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у

детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение

жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях- все

это

помогает

образованию

общих

представлений,

облегчает

ребенку

понимание связи между разными явлениями жизни.

Для

осуществления

замысла

в

сюжетно-ролевой

игре

ребенку

необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать

в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет,

то

дети

заменяют

один

предмет

другим,

наделяя

его

воображаемыми

признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества

составляет одну из характерных особенностей детства. Чем старше и более

развиты дети, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем

больше сходства ищут с действительностью.

6. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку

выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с

ними

свои

действия.

Развитие

целенаправленности,

способности

комбинирования

связано

с

развитием

речи,

со

все

возрастающей

способностью облекать в слова свои замыслы.

Л.С.

Выготский

доказывая,

что

развитие

детского

воображения

непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом

развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Между

речью

и

игрой

существует

двусторонняя

связь.

С

одной

стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра

развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои

действия и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы

дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном

возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх,

где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и

другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой

игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

9

3. Виды сюжетно-ролевых игр и их тематика

Виды сюжетно-ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни

рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через

действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках,

взрослых, их отношениях.

2.

Игры

на

производственные

и

общественные

темы,

в

которых

отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни

(школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт

(автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец,

завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические

подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

4.

Игры

на

темы

литературных

произведений,

кино,

теле-

и

радиопередач: в моряков и летчиков, в Зайца и Волка, крокодила Гену и

Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех танкистов и собаку

(по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые

эпизоды

из

литературных

произведений,

подражая

действиям

героев,

усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет кукол говорить,

выполнять разнообразные действия. Действует он при этом в двух планах-за

куклу

и

за

себя,

направляя

все

действия.

Участники

игры

заранее

продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из

знакомых

сказок,

рассказов

в

собственной

жизни.

Дети

«учат»

кукол

кукольного

и

пальчикового

театров,

театра

игрушек

«действовать»

в

соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или

воображаемыми признаками.

4. Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Уровни развития сюжетно-ролевой игры:

Первый

этап.

Основным

содержанием

игры

являются

действия

с

предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя

эта

последовательность

часто

нарушается.

Цепочка

действий

носит

сюжетный

характер.

Основные

сюжеты

бытовые.

Действия

детей

однообразны и часто повторяются. Роли обозначены. По форме это игра

рядом

или

одиночная

игра.

Дети

охотно

играют

со

взро слым.

Самостоятельная

игра

кратковременна.

Как

правило,

стимулом

возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который

ранее использовался игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом.

Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии

с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий

10

становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками

на основе использования общей игрушки (или направленности действия).

Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же

игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но

дети

чаще

используют

одни

и

те

же

любимые.

В

игре

уже

могут

объединяться 2-3 человека.

Третий

этап.

Основное

содержание

игры

также

действия

с

предметами.

Однако

они

дополняются

действиями,

направленны

на

установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко

обозначены

и

распределяются

до

начала

игры.

Игрушки

и

предметы

подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика,

характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится

основным

правилом.

Игра

чаще

протекает

как

совместная,

хотя

взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не

связанных друг с другом, не

соотнесенных с ролью. Продолжительность

игры

увеличивается.

Сюжеты

становятся

более

разнообразными:

дети

отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений

и

взаимодействий

взрослых

друг

с

другом.

Тематика

игр

может

быть

разнообразной;

она

определяется

не

только

непосредственным,

но

и

опосредованным

опытом

детей.

Игры

носят

совместный,

коллективный

характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к

одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей.

Игры

одного

содержания

не

только

длительно

повторяются,

но

и

развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

В

игре

на

этом

этапе

четко

выделяется

подготовительная

работа:

распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление

(например, игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике

распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое

поведение участников. В игру вовлекается до 5-6 человек.

Вышеперечисленные

уровни

отражают

общее

развитие

сюжетно-

ролевой

игры,

однако

в

конкретной

возрастной

группе

смежные

уровни

сосуществуют.

5.

Особенности

сюжетно-ролевых

игр

у

младших

дошкольников

и

руководство ими

Появление

сюжетно-ролевых

игр

в

младшей

группе

детского

сада

связано

с

рядом

условий:

наличием

разнообразных

впечатлений

от

окружающего,

накоплением

предметных

игровых

действий,

наличием

игрушек,

частотой

общения

со

взрослым,

развитием

самостоятельности

детей.

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или

игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и

11

объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит

из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием,

как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами.

Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра

«рядом».

Действия

с

предметами,

игрушкой

осуществляются

каждым

из

играющих

самостоятельно,

и

основания

для

объединения

еще

нет.

Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.

Формирование

у

детей

третьего

года

жизни

условных

предметно-

игровых действий, прежде всего, должно быть совмещено с организацией

предметного игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем

вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. С этой целью

воспитатель

должен

использовать

любые

катающиеся

предметы

(мячик,

тележку и т.п.) и ковровую дорожку или скамеечку, направляющую движение

игрушки. Очень важно, чтобы первоначально взаимодействие двух партнеров

осуществлялось с одним большим предметом (один мяч, одна машина и т.п.)

Игра

воспитателя

с

детьми

с

целью

формирования

предметного

взаимодействия

может

принимать

разнообразные

формы:

это

совместная

постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т.п. Например, воспитатель

предлагает двум малышам: «Давайте вместе построим башню. Я первый

кубик положила. Саша, теперь ты клади кубик сверху. А теперь Света. Теперь

опять

Саша.

Получилась

высокая

башня».

Параллельно

с

организацией

парного

предметного

взаимодействия

воспитатель

формирует

у

детей

простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-

заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей,

может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.

По

мере

того

как

идет

усвоение

детьми

действий

с

сюжетными

игрушками, воспитатель переходит к показу игры, включающей уже не одну,

а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на

игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в

игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом и т.п. Все эти сюжеты должны

непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они

неоднократно наблюдали в реальной жизни.

Сначала воспитатель разыгрывает такой «двухфазный» сюжет сам на

глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре

одного-двух малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора.

Уложишь его спать?» и т.п.

На

этом

этапе

работы

воспитатель

должен

наряду

с

сюжетными

игрушками

вводить

в

совместную

игру

с

детьми

предметы-заместители

(например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т.п.)Постепенно,

в разных играх, педагогу необходимо расширять круг действий с предметами-

заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных

игровых действий (например, в одной игре палочка -это ложка, в другой

карандаш, в третьей -расческа); использовать разные пред ты для выполнения

12

одного и того же игрового действия (например, в одной игре вместо мыла

предлагается кубик, в следующий раз — брусочек и т.п.)

Очень важно, чтобы предмет-заместитель в играх с детьми

одного

возраста сочетался с реалистической сюжетной игрушкою. Например, если

булочка замещается кубиком, то тарелка, на которой она лежит, должна быть

«как настоящая».

Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры

со взрослыми могли развертывать игровые действия, воспитателю следует

сохранять предметно-игровую среду или специально ее организовывать.

Педагогами и психологами было замечено, что во второй половине

третьего

года

жизни

в

развитии

сюжетных

игр

детей

происходит

значительный скачок — в игре появляется роль. Вначале она присутствует

как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не

называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает

словом (мама, доктор, строитель), но только после того, как им был совершен

ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале

игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в

соответствии с этой ролью.

Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания

ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предметами и действия

с ним на того, кто действует, т.е. на человека. Благодаря умению переносить

действие с одного предмета на другой у детей развивается способность

отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит

основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-

ролевыми.

Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего,

чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого

действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо

представлять, какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном

этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по

его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия,

иметь яркий отличительный внешний атрибут. Например, роль «доктора»

(

доктор

измеряет

температуру,

делает

уколы,

дает

лекарство;

внешним

атрибутом

роли

«доктора»

может

быть

белая

шапочка

или

халат),

роль

«шофера»

(шофер

водит

машину,

автобус

возит

пассажиров,

грузы;

специфическим предметом, обозначающим роль, может быть руль).

Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов

игрушек

и

ролевых

атрибутов

и

постепенно

вводить

их.

Каждый

набор

обязательно обыгрывается самим педагогом. Воспитатель достает заранее

приготовленную

коробку

с

«медицинскими

принадлежностями»,

надевает

белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль

«доктора»: «Я доктор. Буду детей лечить. Здесь у меня больница. Зайка,

заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе

13

измерим. (Ставит игрушечному зайцу градусник.) Теперь послушаю тебя. У

тебя ангина».

Игра воспитателя, естественно, привлекает внимание детей. Теперь

детей можно вовлечь в нее: «Лена, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в

больницу. Я доктор, полечу ее». Процедура «лечения» повторяться с двумя-

тремя

куклами

или

зверушками,

которых

дети

«приводят»

в

больницу.

Наравне с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят:

«Рома, давай как будто ты заболел и тоже в больницу пришел. Сейчас доктор

и тебя полечит. После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто теперь

хочет быть доктором? Вася? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить

детей».

Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую

роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями.

Эффективным приемом является игра педагога с игрушками на глазах у

воспитанников.

Однако

не

следует

при

этом

превращать

показ

игровых

действий в специальное занятие. Например, воспитатель говорит как бы сам

себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!» Обращается к кукле: «Как тебя

зовут? Лена? Давай ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Берет куклу на

руки, ходит с нею по комнате. «А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя

кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя,

Леночка‚ ты кушать хочешь? Пойду сварю обед». Изображает приготовление

обеда и т.д.

Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально

выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям. Закончив

игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто

хочет,

так

же

поиграет.

У

нас

много

кукол,

мишек,

котят».

Не

надо

настаивать, чтобы дети сразу же проявляли активность и самостоятельность.

Описанный методический прием позволяет детям увидеть целую игровую

деятельность

взрослого,

перенять

ее

и

перенести

в

самостоятельную

деятельность.

Наличие

роли

в

игре

приводит

к

быстрому

увеличению

разнообразных

действий;

постепенно

обогащается

и

эмоциональное

содержание

игры:

ребенок

переживает

чувства,

связанные

с

конкретной

ролью.

По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться

играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от

друга. В такой игре отсутствует подготовительный период: ребята начинают

игру как бы с ходу. Чаще всего толчок к возникновению игры дает игрушка,

попавшая в поле зрения ребенка.

Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно

приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а

затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе

действия, по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в

ней; врач лечит больного, парикмахер стрижет маму и т.д. Такие объединения

еще

очень

кратковременны,

быстро

распадаются.

Сюжет

игры

малышей

14

несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского

сада. На четвертом году жизни дети, как правило, овладевают способами

игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами-

заместителями, приобретают навыки ролевого поведения.

6.

Основные

задачи

руководства

играми

воспитанников

младшего

дошкольного возраста

Основными

задачами

руководства

играми

воспитанников

младшего

возраста в группе детского сада являются:

1.

Развитие

и

обогащение

игровых

действий

с

игрушками

на

обогащение отдельных игровых действий.

2. Развитие и обогащение сюжетов игры.

3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Этим вопросом занималась Н.Я. Михайленко.

Одним из основных приемов руководства играми малышей является

участие

воспитателя

в

их

играх.

Совместная

игра

с

воспитателем

способствует

большой

целенаправленности

и

содержательности

действий

детей.

Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или

иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает возможность

объединить

нескольких

детей

для

совместной

игры.

Роль,

которую

воспитатель

берет

на

себя,

служит

примером

для

подражания.

Ролевое

участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на

обогащение

замысла

и

игровых

действий

отдельных

детей:

воспитатель

разговаривает

с

детьми,

показывает

им

действия

с

теми

или

иными

игрушками.

По

мере

обогащения

игры

игровыми

действиями,

возникновение

сюжета

дети

начинают

словом

обозначать

свою

роль.

Этому

помогать

вопросы

воспитателя,

обращение

к

ребенку

как

персонажу.

Все

это

способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

Н.Я. Михайленко считает, что развитие сюжетной игры может идти по

следующей схеме:

1. Воспитатель — игрушка.

2. Воспитатель (основная роль) — ребенок (1) (дополнительная роль).

3. Ребенок (1) — игрушка.

4. Ребенок (1) (основная роль) — ребенок (2) (дополнительная роль).

Как

показывают

исследования,

такое

естественное

развитие

игры

характерно не для всех детей. Нередко оно остается на уровне предметных

игр. В этом случае возникает необходимость специального обучения детей

игровым действиям, элементам игрового поведения, умению строить сюжет.

Основной прием решения этих задач - совместная деятельность воспитателя

с детьми. Педагог использует в своей работе предложение готового сюжета

разной степени сложности, показ образца игрового действия, включение в

15

игры

наряду

с

игрушками

предметов-заместителей.

Время

от

времени

воспитатель должен устраивать игры-развлечения со всеми детьми, организуя

сюжетно-ролевую

игру

по

собственному

замыслу

(празднование

дня

рождения куклы Маши, веселое путешествие по городу и т.д.)

Заключение

В заключении, обращаю Ваше внимание на то, что не так уж и много

нужно сделать, чтобы игра получила свое законное место в ряду других

видов деятельности человека: по возможности обеспечить детей игрушками и

материалами для игры; освободить время в режиме дня и понаблюдать, во что

и как каждый из них свободно и самостоятельно играет. Уделить детям

внимание и стать партнером по игре, если они сами этого захотят. Причем

следует отметить, что приглашение взрослого в игру - знак величайшего

доверия ребенка, поэтому надо входить очень мягко и осторожно, не спешить

перестраивать игру по своему разумению. Этому внимательному отношению

к внутреннему миру ребенка, который отражается в игре, следует учиться

долго и терпеливо, результатом такого отношения взрослого к игре станет

психологически комфортное своевременное развитие детей на этапе раннего

и

дошкольного

возрастов,

минимизация

проблем

детской

жизни.

Игра

поможет

обеспечить

равные

стартовые

возможности

и

для

дальнейшего

обучения ребенка в начальной школе, мягко корректируя пробелы в той или

иной сфере.

Список литературы

16

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Москва, Форум, 2009.

2. Виноградова Н.А Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.

Москва, 2011.

2.

Деркунская

В.А,

Харчевникова

А.Н.

Сюжетно-ролевая

игра

в

социализации дошкольников 4-5 лет. Москва, Аркти, 2010.

3.

Деркунская

В.А,

Харчевникова

А.Н.

Педагогическое

сопровождение

игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста. Москва, Центр

педагогического образования, 2012.

4. Дошкольная педагогика. Ч.2. / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.

Москва, Просвещение, 1988.

5. Доронова Т.Н. Радуга. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет.

Москва, Просвещение, 2005.

6. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника, Москва, Дрофа, 2010.

7.

Краснощекова

Н.В.

Сюжетно-ролевые

игры

для

детей

дошкольного

возраста. Ростов-на Дону, Феникс, 2011.

8. Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного

возраста. Москва, Просвещение, 1977.

9.

Краснощекова

Н.В.

Новые

сюжетно-ролевые

игры

для

младших

дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.

10. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А, Организация сюжетной игры в детском

саду: пособие для воспитателей, Москва, Линка Пресс, 2009.

11. Миронова Р.М. Игра в развитии ‚ активности детей. - Минск: Народная

света, 1989.

12. Мухина В.С. Возрастная психология. — Москва, Академия, 2000.

13. Психология и педагогика игры дошкольника, под ред. Запорожца А.В.,

Усовой А.П., Москва, Просвещение,1966.

14.

Программа

воспитания

и

обучения

в

детском

саду

/

под

ред.

М.А.

Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва, Мозаика-Синтез, 2006.

15.

Смирнова

Е.О.,

Абдулаева

Е.А.

Организация

игровой

деятельности.

Ростов-на-Дону, Феникс, 2016.

16. Сюжетно-ролевые игры дошкольников Н.А. Бойченко и [др.], Киев, Рад.

Школа, 1982.

17. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр

детей, СПб, Речь. 2010.

18. Репринцева Г.И, Игра-ключ к душе ребёнка, Москва, 2014.

19. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс.

Москва, Владос, 2001.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд., Москва, Туманит, Изд. центр

Владос, 1999.

Статьи из сборников и журналов

17

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка. / ж-

л «Вопросы психологии» / № 6, 1996 с.62-76.

2.

Деркунская

В.А,

Харчевникова

А.Н,

Развитие

гендерных

взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре/ ж-л «Дошкольная

педагогика» / август/ 2014 с.10-13.

3. Деркунская В.А, Харчевникова А.Н. Как и во что играют мальчики и

девочки 4-5 лет. / ж-л «Дошкольная педагогика»/ июль / 2008 с. 9-10.

4.

Забудько

Г.А.Сюжетно-ролевая

игра

в

становлении

личности

ребёнка. /ж-л «Дошкольная педагогика» / сентябрь/ 2012 с.24-27.

5. Кононова И.В. Литвинова С.О. Взаимодействие детей пятого года

жизни в игровой деятельности»/ ж-л «Дошкольное воспитание»/ №12, 1995

с. 14-15.

Приложение

18

Практический

материал

для

организации

поддержки

развития

игровой

деятельности

младших

дошкольников

на

примере

сюжетно-

ролевой игры «Детский сад»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цели. Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском

саду. Развитие способности принять на себя роль.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители,

мягкие

игрушки,

пушистый

воротник.

Словарь:

младшая

группа,

живой

уголок, растения, мебель, книжки, игрушки, посуда, овощи; повар, врач, няня,

дворник, шофер; овощной суп, кипяток; посуда: кастрюля, сковорода, плит

овощи: лук, картофель, морковь, капуста; чайный сервиз: чашка с блюдцем,

стакан, чайник для заварки, сахарница, молочник, ручка, крышка, носик;

угощение: булочка, кренделек, бублик.

Игровые роли: повар, врач, няня, дворник, шофер.

Предварительная работа при подготовке к игре.

1. Экскурсии по групповой комнате и детскому саду.

Цели. Обратить внимание детей на то, что каждая вещь в комнате имеет

свое место, на то, как в группе чисто и красиво. Учить поддерживать порядок

в

групповой

комнате.

Познакомить

с

работниками

детского

сада,

с

расположением групп и кабинетов.

Ход экскурсии. Перед экскурсией воспитатель сдвигает столы к стене,

для того чтобы детям было удобнее передвигаться по комнате, стулья ставит

так,

чтобы

с

каждого

места

был

хороший

обзор

комнаты.

Когда

все

приготовления сделаны, педагог интересуется у ребят, знают ли они, сколько

им лет. Выслушав ответы, подтверждает, что им всем по три года. После

этого педагог объясняет, что группу, в которой живут трехлетние дети, в

детском

саду

называют

«младшая»,

и

предлагает

детям

внимательно

осмотреть комнату, обращая их внимание на то, как в ней красиво, светло и

чисто, какие в комнате большие окна, красивые шторы, расписной ковер,

какие в живом уголке растения и т.д. Потом воспитатель рассказывает о том,

что все взрослые, которые работают в детском саду, украшали эту комнату,

покупали игрушки, мебель и очень хотели, чтобы она понравилась ребятам.

Педагог рассказывает малышам, что взрослым еще помогали старшие ребята,

которые уже давно ходят в детский сад.

Затем педагог задает ребятам следующие вопросы: — Внимательно

посмотрите

на

растения

живого

уголка.

Как

растение

самое

красивое?

(Ответы детей.) Это фиалка. Ее вырастили старшие ребята. Наша фиалка

цветет розовыми цветами. Во время рассматривания растения воспитатель

помогает детям запомнить его название. Затем обращает внимание на другое

растение, отличающееся от фиалки, например кливию, предлагает сравнить

строение листьев (у фиалки лист широкий, круглый у кливии длинный и

19

узкий). — Кто из ребят знает, где у нас в группе живут книжки? (Ответы

детей.)

На

полочке.

Это

их

домик.

Посмотрев

книгу,

надо

обязательно

вернуть ее в домик на свое место. — Где живут наши игрушки‘? (Ответы

детей.) Игрушки тоже имеют свои домики: на ковре, в шкафу на полочках.

Какие игрушки вам нравятся? (Ответы детей.) Воспитатель рассматривает с

детьми несколько игрушек и ставит их на место. — Кто заметил, где живет

наша

посуда?

(Ответы

детей.)

Она

хранится

на

специальных

полочках.

Посмотрите, какая она красивая и чистая. Ее моет наша няня. После ответов

на вопросы педагог предлагает ребятам еще раз посмотреть вокруг себя и

обратить внимание на чистоту и порядок в комнате. Сообщает, что няня

вымыла пол, почистила ковер, вытерла пыль, убрала все вещи на свои места и

что с этого дня ребята уже сами будут следить за порядком в группе и

помогать взрослым.

В дальнейшем воспитатель проводит экскурсии по детскому саду (в

другие группы, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухню, к месту

получения няней готовой продукции для детей). Например, для ознакомления

с трудом повара желательно провести две-три экскурсии на кухню. Во время

первой экскурсии надо дать малышам представление о кухне: осмотреть

плиту

и

основной

кухонный

инвентарь,

познакомить

с

поваром

и

его

помощниками, обратить внимание детей на чистоту и порядок в помещении.

В

ходе

повторных

наблюдений

за

работой

повара

представления

детей

уточняются.

Педагог

сосредоточивает

внимание

воспитанников

на

труде

повара, на общественной значимости результатов его работы, на отношении к

делу.

Целью

одной

из

экскурсий

может

быть,

например,

наблюдение

за

трудом повара по приготовлению супа. Малыши наблюдают за трудовыми

операциями,

отмечают,

что

повар

и

его

помощники

работают

быстро

и

дружно.

Во

время

обеда

педагог

напоминает

детям,

что

они

видели

на

экскурсии,

спрашивает,

вкусный

ли

получился

суп,

предлагает

поблаго-

дарить

повара.

Во

время

экскурсий

по

детскому

саду

педагог

обращает

внимание малышей на то, что здесь много групп и много детей. Всем детям в

детском

саду

живется

весело

и

интересно,

потому

что

о

них

заботятся

взрослые:

повар

готовит

пищу,

музыкальный

работник

проводит

с

ними

музыкальные занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в

групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с

ними.

2. Беседа «Кто заботится о нас в детском саду»

Цели. Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут

перенести в игровую ситуацию. Подвести детей к пониманию того, что

взрослые трудятся. Познакомить с некоторыми трудовыми операциями, из

которых состоит труд знакомых детям людей (шофера, няни, повара). Вызвать

20

у детей чувство симпатии к сотрудникам детского сада, уважение к их труду

и желание трудиться.

Предварительная работа.

За несколько дней до беседы воспитатель

рассказывает ребятам о том, что продукты в детский сад привозят на машине,

дает

возможность

увидеть,

как

разгружают

машину,

рассмотреть,

что

привезли. Педагог знакомит ребят с шофером. Утром в день беседы педагог

приглашает

в

группу

повара,

вместе

с

ребятами

благодарит

за

вкусный

завтрак и просит что-либо испечь на полдник.

Ход беседы. Воспитатель проводит беседу после дневного сна, перед

полдником. Педагог задает малышам следующие вопросы:

Кто из вас любит булочки, пирожки, ватрушки? (ответы детей.) - Как вы

думаете, кто печет их? (ответы детей.) Их печет повар детского сада (имя,

отчество повара). Вот и сегодня утром мы с вами попросили (имя, отчество

повара) испечь булочки. - Из чего повар печет булочки? (из муки, сахара,

масла, молока, яиц.) - А если у повара нет муки, что же делать? (ответы

детей.) Нужно позвонить нашему шоферу

(имя, отчество шофера) и по-

просить привезти муку. - Что делает шофер? (ответы детей.) Он садится в

машину, едет в магазин, покупает там муку и другие нужные продукты и

привозит в детский сад. - Ребята, что принесла нам с кухни няня? (ответы

детей.) Посмотрите, на одном подносе - булочки, а на другом - продукты, из

которых

булочки

сделаны.

Давайте

вместе

назовем

эти

продукты.

Мука,

сахар, масло, дрожжи. Правильно, ребята. Эти продукты... (имя, отчество

повара)

превратила

в

булочки.

Она

просто

волшебница.

Чтобы

стать

настоящими волшебниками, нужно много знать и трудиться. Пройдут годы и

вы превратитесь в волшебников: кто-нибудь из вас станет поваром, кто-

нибудь шофером, кто-нибудь воспитателем или няней.

В

повседневной

жизни

воспитатель

должен

организовывать

сис-

тематические наблюдения за трудом няни, за работой медсестры, дворника,

за играми старших детей. Например, для углубления и уточнения у малышей

представлений о работе дворника педагог организует два-три наблюдения в

зимний и летний периоды года (уборка участка от снега, поливка цветника).

Важно

отметить

результаты

работы

дворника,

вызвать

у

детей

желание

помочь ему.

Воспитатель может также рассказать о враче детского сада, медсестре

или о других врачах, которых знают дети. Возможно, это будут их родители.

Постепенно взрослый как бы «выводит» малышей за пределы детского сада,

семьи,

и

ребята

узнают,

что

дворников,

шоферов,

врачей,

воспитателей

много, они трудятся в разных местах.

Хорошо,

если

дворник‚

шофер,

повар,

с

которыми

недавно

познакомились дети, придут в группу, чтобы посмотреть, как живут дети.

Малышей обрадует приход таких гостей. Он вызовет у них новую волну

положительных эмоций.

3. Занятие «Знакомство с трудом няни»

21

Цели. Обратить внимание детей на труд няни. Воспитывать уважение к

труду няни.

Ход

занятия.

Воспитатель

рассаживает

малышей

на

стульчики

и

говорит: «Ребята, я слышала, что сегодня к нам в гости придут мишка и

зайка. Вот они, кажется, идут». Первым приходит мишка, он вытирает ноги,

вещает на крючок куртку и здоровается с ребятами. Затем приходит зайка, он

забывает вытереть ноги, бросает на пол шапку, здоровается со всеми. Мишка

спрашивает у зайки: «Почему ты задержался?» Зайка отвечает, что, когда

искал группу, увидел на полочке чистую посуду и задумался: «Как же это

малыши сами себе еду приносят, а потом моют тарелочки чисто-чисто и

ставят на полочку? Им же, наверное, очень трудно». Воспитатель отвечает

зайке: «Что ты, зайка, ребята еще маленькие, они не могут все это сделать

сами. Им кто-то помогает. Можно их спросить. Ребята, расскажите нашим

гостям,

кто

вам

еду

приносит

и

посуду

моет».

Малыши

называют

имя

помощника воспитателя.

Далее

мишка

спрашивает:

«А

что

еще

делает

няня?»

Малыши

с

помощью воспитателя вспоминают, что няня убирает в группе (вытирает

пыль, моет пол) и что ребята любят ее и всегда стараются помочь и не

поступать так, как это сделал зайка. После этого зайка удивленно спрашивает

у малышей: «Что я сделал неправильно?» Если ребята не могут вспомнить

сами, то им помогает мишка: «Зайка не вытер ноги и испачкал пол, не

повесил на вешалку свою папку. Вот сколько работы он добавил няне». Зайка

извиняется и обещает больше так не делать.

В

заключение

занятия

воспитатель,

обращаясь

к

мишке

и

зайке,

говорит: «Ребята учатся все делать сами: быстро одеваться, аккуратно есть,

убирать на место игрушки». Затем ребята прощаются с мишкой и зайкой, и

педагог может предложить ребятам поиграть в игру «Кому что нужно».

В дальнейшем в следующей возрастной группе воспитатель проводит

занятия

по

уточнению

знаний

о

работе

воспитателя

и

музыкального

руководителя.

3.1. Занятие-инсценировка «Сварим вкусный суп»

Цели. Познакомить детей с процессом приготовления овощного супа.

Познакомить с некоторыми трудовыми операциями, из которых состоит труд

повара. Закрепить в речи названия и назначение предметов кухонной посуды

(на сковороде жарят и т.д.)

Ход занятия. Занятие проводится после завтрака в тот день, когда на

обед должен быть овощной суп. Дети садятся на стульчики рядом со столом

воспитателя. Педагог ставит на стол плиту, на нее - кастрюлю с водой,

сковороду. На другой стол кладет набор натуральных овощей, миску с водой,

нож, ложку.

22

Педагог спрашивает детей: «Кто хочет научиться варить суп из овощей?

Я вас этому научу. Посмотрите, что стоит на плите? (показ кастрюли и

сковороды.) Какая кастрюля? Как вы думаете, что должно быть в кастрюле?

(вода.)» Педагог показывает, что в кастрюле действительно вода.

Далее педагог говорит: «Вода в кастрюле скоро закипит, значит, нам

пора чистить картофель». Воспитатель просит кого-нибудь из детей найти на

столе картофель и передать ему, затем моет его в миске и чистит. Во время

работы дети называют действия, повторяют названия.

Почистив картофель, педагог спрашивает: «Какой теперь картофель?

(белый, чистый, без шкурки.) Что надо сделать теперь? (порезать и бросить в

кастрюлю)» Педагог разрезает картофелину и опускает кусочки в кастрюлю.

После

этого

просит

детей

принести

капусту,

лук

и

морковь.

Затем

воспитатель моет и шинкует овощи. Отдельно на сковороде он жарит лук. Во

время работы педагог задает вопросы о том, как называются овощи и что он

делает в данный момент.

Когда лук уже «обжарился», воспитатель выкладывает его в кастрюлю

и помешивает суп. Далее произносит: «Очень жаль, что наша плита «не

горит». Мы бы сварили суп и угостили бы старших ребят. А давайте мы

сейчас пригласим повара (имя, отчество) и попросим сварить суп из наших

овощей на настоящей плите» . А когда приходит повар, воспитатель передает

ему

кастрюлю.

Тот,

в

свою

очередь,

интересуется,

что

в

ней,

затем

выслушивает ответы детей, одобряет и обещает сварить суп.

3.2. Занятие-инсценировка «Устроим чаепитие»

Цели. Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут

перенести в игровую ситуацию. Закрепить в речи названия предметов чайной

посуды и их частей (ручки, крышка). Познакомить с назначением некоторых

предметов (сахарница, молочник).

Ход занятия. Занятие следует проводить после дневного сна перед

полдником. Дети садятся полукругом. В центре — стол воспитателя, на

котором стоят предметы чайного сервиза: чашка с блюдцем, стакан, чайник

для заварки, сахарница, молочник.

Воспитатель

говорит:

«Сегодня

у

слоненка

день

рождения,

и

он

пригласил к нам в группу старших ребят в гости на чаепитие». После этого

взрослый спрашивает: «Кто хочет научиться заваривать чай и правильно

накрывать

на

стол?»

Затем

воспитатель

читает

стихотворение,

а

ребята

договаривают последнее слово: « Мы сегодня повара, поработаем с утра. У

слоненка

день

рожденья

-

приготовим...(

угощенье

).

Далее

педагог

показывает малышам пачку чая и спрашивает: Что здесь?» (ответы детей.)

Взрослый высыпает немного чая поднос и предлагает детям взять ложечку и

помять чай, при этом сказав, какой он (твердый, сухой, мелкий...). Педагог

продолжает: «Посмотрите, у меня на столе есть специальный чайник, в

котором заваривают чай. Он так и называется: заварной чайник». После этого

23

педагог снимает крышку, насыпает в чайник чай из пачки и спрашивает,

знают ли дети, что нужно делать дальше? (налить в чайник горячей воды,

кипятка.) Затем воспитатель наливает горячую воду из большого чайника в

заварочный.

После этого педагог знакомит с названиями посуды: чашка с блюдцем,

стакан,

сахарница‚

молочник.

Затем

просит

самостоятельно

назвать

предметы, их части и назначение. Когда чай уже заварился‚ педагог разливает

чай в чашки и стаканы, добавляет сахар, размешивает. В один из стаканов с

чаем педагог добавляет молоко и спрашивает детей, почему изменился цвет

чая.

Когда

стол

накрыт,

воспитатель

и

слоненок

приглашают

в

группу

старших ребят, все рассаживаются за столы и пьют чай с печеньем.

4. Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Детский сад»

Цели. Закрепить знания детей о труде сотрудников детского сада через

художественное

слово.

Воспитывать

у

детей

умение

слушать

рассказы.

Запоминать небольшие по объему стихотворения, отгадывать загадки. Читать

наизусть, не торопясь, стихотворения, четко выговаривая слова и особенно

окончания слов.

Предварительная работа. Воспитатель на глазах у детей изготавливает

игрушки

самоделки:

вырезает,

раскрашивает,

склеивает

половинки.

Для

большей устойчивости половинки нужно склеивать не до конца.

Ход занятия. Педагог загадывает ребятам загадку: В этот дом детишки

каждый день спешат, их встречает с радостью любимый детский... (сад).

Далее воспитатель читает стихотворение «Детский сад»:

В детский сад я с радостью каждый день иду,

интересно, весело в нашем детсаду.

Повар вкусно нас накормит,

С няней в группе уберем.

Врач осмотрит и подбодрит,

В зале спляшем и споем.

Во время чтения стихотворения педагог выставляет на стол игрушки-

самоделки: повара, врача, музыкального работника, няни. Воспитатель читает

стихотворение

еще

1-2

раза.

Дети

помогают

ему

читать.

Затем

ребята

декламируют самостоятельно.

Чтобы вы было интереснее, педагог дает в руки ребенку, который

соглашается

сам

продекламировать

стихотворение,

одну

из

игрушек-

самоделок.

Такой

игровой

момент

очень

привлекателен

для

детей,

и

некоторые

ребята

именно

ради

него

соглашаются

выйти

и

прочесть

стихотворение.

Стихотворение читается 2-3 раза. Далее педагог предлагает детям еще

раз выставить по порядку игрушки-самоделки на стол и показать действия,

24

которые делают люди разных профессий (повар режет овощи, музыкальный

работник играет на пианино, няня протирает стол и др.)

Знакомя малышей с трудом дворника, шофера, повара, врача, теми

людьми, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети

хорошо

знают,

можно

использовать

также

рассказ

Н.

Забилы

«Ясочкин

садик», стихотворение А. Барто «Игрушки», стихотворение Н. Кашниной

«Первый день в детском саду», стихи Б. Заходера «Шофер», «Сапожник»,

А. Кардашовой «Наш доктор» (в отрывках).

В следующей возрастной группе в рамках подготовке к сюжет- ролевой

игре

«Детский

сад»

педагог

может

предложить

вниманию

детей

стихотворение Н. Найденовой «Ольга Павловна», а затем провести беседу по

вопросам: «Почему Ольгу Павловну «любит детский сад»? Чему учит вас

Нина Петровна? (Это имя второго воспитателя в группе.) Что делает на

работе воспитатель детского сада?»

5. Рассматривание картины «Детский сад»

Цели. Закрепить знания детей о правилах ролевого поведения игре.

Учить детей рассматривать сюжетную картину, называть дельные предметы,

действия

персонажей,

устанавливать

взаимосвязь

между

изображенными

объектами; помочь ребенку увидеть «картину в целом»; учить детей слушать

рассказ

воспитателя,

составленный

по

картине,

при

повторном

рассказывании активно договаривать слова.

Предварительная

работа.

Воспитатель

готовит

картину

д ля

рассматривания . Вырезает ее, раскрашивает‚ наклеивает на картон.

Методика

проведения.

Перед

началом

рассматривания

картины

воспитатель говорит: «Я хочу познакомить вас с детьми, которые, как и вы,

ходят в детский сад». Затем показывает картину . После этого педагог задает

вопросы по содержанию картины: «Где находятся ребята? Что делают дети?

Что делает мальчик? (играет в кубики.) Что он строит? (дом.) Что делает

девочка в красном платье? (берет с полки книгу.) Зачем она берет книгу?

(будет рассматривать картинки.) Что делают девочки на ковре? (играют с

куклами.) Детям нравится играть?»

Педагог предлагает детям послушать

рассказ о детях, которые живут в детском саду: «В детском саду у каждого

есть свое дело. Мальчик строит дом из кубиков. Девочка в красном платье

берет с полки книгу. Она хочет рассмотреть в ней картинки. Две девочки на

ковре играют с куклами. Куклы встретились и здороваются друг с другом.

Хорошо ребятам живется в детском саду». Воспитатель повторяет рассказ, не

договаривая некоторые слова. Дети припоминают их и вставляют в рассказ.

Далее педагог убирает картину и может предложить детям поиграть в

интересную игру. В дальнейшем, рассматривая вместе с педагогом картину

после занятия (вечером, утром следующего дня), дети замечают, что еще на

ней изображен шкаф, стоящий у стены. В нем — муляжи овощей, наверху —

зайчики

с

мишками.

На

подоконнике

стоит

цветок.

Слушая

детей,

25

воспитатель подсказывает, как точнее сказать о местоположении игрушек. В

дальнейшем на занятиях по развитию речи воспитатель может организовать

рассматривание картин «Детский сад», «Ясли» из серии «Наша Таня». Также

педагог

может

организовать

выставку

детских

рисунков

на

тему

«Мой

любимый детский сад» и т.д.

6. Игра «Кому что нужно»

Цели.

Закрепить

знания

детей

о

предметах

труда

людей

разных

профессий. Учить группировать предметы по определенному признаку.

Игровой материал. Картинки с изображением няни, повара, дворника,

шофера, воспитателя и музыкального работника , картинки с изображением

различных предметов труда.

Ход игры. На столе перед детьми лежат картинки с изображением

различных предметов труда: швабра, тряпка, ведро, половник, нож, кастрюля,

сковорода, метла, грабли, руль, ящик и т.д. «Воспитатель показывает детям

поочередно людей разных профессий, работающих в детском саду, а дети

подбирают

для

них

соответствующие

карточки

с

предметами

труда.

Кто

первый

находит

нужную

карточку,

говорит,

например:

«Повару

нужен

половник».

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы труда не будут

распределены.

7. Подвижная игра «Вместе за руки возьмемся»

Цели.

Развитие

согласованности

движений.

Формирование

в

сплоченности и положительных взаимоотношений.

Ход игры. Воспитатель сообщает правила игры: «Играющие должны

взяться за руки и начинать движение по кругу».

Затем по указанию воспитателя дети должны постепенно ускорять шаг,

при этом вместе за руки возьмемся и по кругу мы пойдем. ` Воспитатель

скажет: «Быстро», мы за ним бегом! Ребята бегут по кругу до тех пор, пока

педагог не произнесет: «Тише-тише, не спешите, свои ножки берегите». Дети

постепенно замедляют шаг и останавливаются со словами: вот и кончилась

игра, станем дружно — раз и два!

Далее

игра

повторяется,

но

ребята

двигаются

по

кругу

в

противоположную сторону.

7. 1. Изготовление атрибутов к игре. Лепка угощения

Цели. Закрепить знания детей о процессе и результатах труда повара.

Учить готовить рабочее место, удобно располагать материал, лепить бублик

по

схеме.

Воспитывать

стремление

настойчиво

добиваться

результатов

в

26

труде. Материал к занятию. Бублик‚ схема изготовления бублика, глина,

доски.

Методика проведения. В начале занятия воспитатель рассматривает с

ребятами бублик и спрашивает: «Что это? (бублик.) Кто печет бублики?

(повар.) Повар нашего детского сада … (имя, отчество повара) печет для нас

такие

бублики?

Вы

хотите

побыть

тоже

поварами

и

испечь

для

наших

игрушек

бублики?

Затем

воспитатель

вывешивает

на

мольберт

схему

изготовления бублика. После этого педагог рассматривает ее с детьми и

вызывает

одного

из

детей

к

своему

столу,

просит

показать

остальным

ребятам, как нужно лепить бублик.

1. Взять кусочек глины и размять ее пальцами (а). 2. Раскатать глину

прямыми движениями, скатать колбаску (б). 3. Свернуть колбаску в кольцо и

скрепить

два

конца,

плотно

прижав

их

друг

к

другу

(в).

4.

Проверить

результат (г).

В

процессе

лепки

педагог

обращает

внимание

детей

на

приемы,

которые

используют

дети.

По

окончании

занятия

воспитатель

с

детьми

рассматривает бублики, хвалит детей и говорит, что игрушки будут рады

такому угощению.

7.2. Рисование тарелочек

Цели. Закрепить знания детей о труде няни. Учить детей рисовать

круглые

предметы,

использовать

карандаши

разного

цвета.

Развивать

ориентировку

на

листе

бумаги.

Развивать

интерес

к

труду

желание

трудиться.

Материал

к

занятию.

Стол

с

тарелочками,

две

картинки

с

нарисованными тарелочками, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

Методика

проведения.

Воспитатель

показывает

ребятам

стол

с

расставленными тарелочками и спрашивает: «Кто так расставил на столе

тарелочки?

(няня.)

А

вы

хотите

помочь

няне?

Для

этого

нужно

самим

научиться расставлять тарелочки на столе».

Затем показывает две картинки с нарисованными тарелочками просит

сравнить месторасположения тарелочек на столе и на картинке. После этого

воспитатель предлагает ребятам в воздухе пальцем тарелочку и спрашивает:

«Какой формы тарелка? (круглая ) Как нужно рисовать тарелку? (по кругу.)»

Затем педагог вызывает одного из детей к доске и просит показать остальным

ребятам, как нужно рисовать тарелку. При этом воспитатель сопровождает

действия ребенка указаниями о том,

каким правильным слитным должно

быть движение руки.

Далее воспитатель предлагает нарисовать на листе бумаги, как красиво

сервирует стол, «расставить», т.е. нарисовать тарелочки. Во время работы

педагог

направляет

детей

на

изображение

тарелок

разного

цвета.

По

окончании

занятия

воспитатель

с

детьми

рассматривает

рисунки

детей,

предлагает назвать цвета тарелочек. Затем предлагает свои рисунки няне.

27

Няня

радуется

и

хвалит

ребят

за

красиво

и

аккуратно

расставленные

тарелочки на «столах».

Ход сюжетно-ролевой игры.

Воспитатель

спрашивает

детей

что

они

видели

на

экскурсии

по

детскому

саду,

и

предлагает

попробовать

побыть

поваром,

няней,

воспитателем,

музыкальным

работником.

Педагог

может

сначала

сам

показать действия с предметами. Играя роль повара, воспитатель готовит

необходимые предметы для приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы

мешать суп, морковь, картофель и т.д.

При этом воспитатель использует предметы-заместители. После этого

предлагает одному из детей сварить суп. Так, педагог может разыгрывать

несколько

сюжетов.

Постепенно

происходит

слияние

нескольких

сюжетов в единую интересную игру.

Например, две девочки играют с куклами, поднимают их с постели,

одевают их, разговаривают между собой; поодаль от них другая девочка

организует детскую столовую, она сажает за стол трех кукол и расставляет

перед

ними

столовые

приборы.

Данную

ситуацию

воспитатель

может

использовать

следующим

образом:

он

подсказывает

двум

девочкам,

что

мамам уже пора идти на работу, а детям надо в детский сад, там уже

начинается

завтрак.

Таким

образом, педагог способствует естественному

объединению

двух

играющих

группировок

в

одну.

Игра

уже

продолжается на более высоком уровне.

А

воспитатель

тем

временем

может

уже

«звонить

в

автопарк»

и

узнавать, почему в детский сад еще не направили машину. Детскому саду

нужны

продукты

и

т.д.

Также,

развивая

игру

в

повара,

педагог

может

использовать разные варианты игры «Угощение» в зависимости от того, на

что направлены игровые действия.

1-й

вариант.

Действия

педагога

направлены

на

детей.

Педагог

спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех:

Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я

буду печь вам булочки. Испеку булочки - вас буду кормить. Видите, у меня

много

теста

в

кастрюле».

Показывает

большую

детскую

кастрюлю,

наполненную деталями строительного материала — желтыми или красными

полусферами. «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на

ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так,

чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки

от настольно-печатной игры. Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю

Валюше (берет из коробки одну детальку, производит круговые движения,

напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю-покатаю

тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши

(называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все.

Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке».

28

Помещает

«лист

в

духовку»

и

тут

же

его

вынимает.

«Все

булочки

уже

испеклись (ставит лист на стол, нюхает булочки). Как вкусно пахнут! Сейчас

понарошку попробую одну».

Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что они

вкусные,

сладкие.

Затем

угощает

каждого

ребенка.

Спрашивает

детей,

понравились ли им булочки. Сетует на то, что булочки получились слишком

большие и сразу всю булочку не съесть. После этого педагог предлагает тем,

кто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом. Затем

воспитатель

говорит:

«А

сейчас

давайте

поиграем

в

прятки.

Вы

будете

хитренькими ребятками. Спрячетесь кто за стул, за шкаф, а кто-то даже,

может быть, под стол спрячется, а я буду вас искать. Хотите так поиграть?

Сейчас я глаза руками закрою и буду считать, а вы прячьтесь. « Раз-два-три-

четыре-пять, я иду искать». Воспитатель ищет ребят, при этом радуясь, когда

кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза.

Затем

педагог

приглашает

детей

снова

покушать

булочки,

а

то

наигрались и уже есть захотели: «Хотите кушать булочки?», раздаёт детям

булочки и говорит: «Вот сейчас доедите булочки — дам вам попить. Кто

наелся — кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка

вам налью». Каждому воспитатель дает чашечку и наливает воображаемое

молоко. Можно детям добавки - вторую чашечку молочка. В заключение

воспитатель переключает детей на самостоятельную игру. «Вы наелись и

напились, а теперь идите играть с игрушками».

2-й вариант. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель

предлагает

детям:

«Давайте,

ребята,

будем

играть.

Хочу

поиграть с Ромочкой, с Виталиком...» Количество детей участвующих в игре,

может быть любым. Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто

подойдет к воспитателю. «Я пришла с работы. Устала. И голова что-то болит.

Не могу приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки

приготовит

что-нибудь

покушать?»

Ребята

отзываются

на

просьбу

воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы

мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста , морковка (показывает зеленый

шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет

суп

варить.

Машенька,

сваришь

мне

суп?

Вот

тебе

овощи:

капуста

и

морковка. Вот плита (большой кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку

сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить

мне картошку? А сколько ягод! Хороший компот получится. Кто сварит мне

компот?» После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить

«еду»,

показывает

детям

не

более

одного-двух

игровых

действий

по

приготовлению

еды.

Затем

воспитатель

продолжает:

«У

кого

готова

еда,

может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села. Что же ты,

Верочка,

мне

приготовила?

Суп?

Наверное,

очень

вкусный.

Можно,

я

попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкус- но! Суп с

морковкой, с капустой. Объедение! Я еще хочу съесть одну тарелку супа.

29

Можно?

Спасибо

тебе,

Верочка,

большое-пребольшое.

Ты

сварила

очень

вкусный суп».

Не важно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут

своей очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и

действиями

детей,

игровое

общение

очень

интересно

им.

Оно,

несомненно,

обогатит их опыт. После кормления воспитатель выражает

благодарность всем детям: «Какие молодцы - меня накормили. Я отдохнула,

наелась. Да и голова перестала болеть. Ну вот, а теперь можно и повесе-

литься. Хотите потанцевать?» (Дети вместе с воспитателем танцуют под

музыку.)

Воспитатель

побуждает

детей

к

самостоятельному

принятию

игровой цели: «Ой! Что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня

еще покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?» Вновь повторяется

процедура

кормления

и

выражения

благодарности.

Затем

воспитатель

завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты

сварил, Алеша. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он

уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу».

Педагог может предложить детям заняться другим видом деятельности,

дает им, например, карандаши и бумагу и т.п.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда.

Посмотрите,

кто

к

нам

прибежал»

.

Показывает

игрушечных

собачек

и

предлагает познакомиться с ними, погладить. «Слышали как они скулят?

Давайте спросим у собачек, может быть, хотят есть». Оказывается, что они

действительно

хотят

есть.

После

этого

педагог

«успокаивает»

собачек.

Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить дети. «Не

переживайте, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все умеют

очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку , даже компот... и

яичницу

умеют

приготовить.

Не

переживайте,

сейчас

мы

вас

накормим.

Ребята, вы хотите приготовить еду?»

Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели.

«Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?» Если

ребенок не справляется с поставленной перед ним воспитатель предлагает

ему какой-нибудь свой вариант: догадалась, что больше всего твоя собачка

любит суп с косточкой. Собачка в знак согласия лает. Так, по очереди,

каждому

ребенку

педагог

дает

по

собачке

и

принятию

индивидуальной

игровой цели.

Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает взять

необходимые «продукты» из ящиков с предметами. В то время как ребята

готовят

еду,

педагог

спрашивает

у

детей:

«Как

себя

ведет

щенок?

Он

слушается тебя, Нина, мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит,

чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар? Ты знаешь, Витя, твоя

такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мордочку мыть. Ты поможешь ей

потом умыться?» Обращается к собачке: ты рад, Шарик, что тебе Витя варит

30

мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься — плита

горячая».

Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ребятки, посмотрите

, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо что вы вкусно их

накормили. Собачки говорят, что теперь захотели спать, что спать они любят

на ковриках, в тихом месте за шкафом или под стулом. Вот вам коврики».

Дети укладывают собачек. После этого воспитатель может познакомить детей

с новой игрой — в цирк. Шепотом подзывает детей к себе и говорит‚ чтобы

они шли потихоньку, а то вдруг собачки проснутся. Сообщает, что в группу

прибежала

мама

собачек.

Она

хочет

показать

детям

собачий

цирк.

Воспитатель спрашивает детей, видели ли они по телевизору, как выступают

собаки в цирке. Рассказывает, как хорошо умеет выступать мама собачек.

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и посмотреть собачий цирк.

Педагог показывает два-три игровых действия с цирковой собачкой. Собачка

может прыгать через палочку, залезать на башню из кубиков, кувыркаться,

считать ребят и т.п. Дети хлопают собачке.

Для того чтобы собачка стала цирковой, достаточно надеть ей на шею

красивый, «пушистый» воротник. После выступления мама собачек просит

разбудить ее щенят и принести их. Воспитатель складывает щенят в коробку.

Уносит

ее.

Собака

«прощается»

с

детьми

и

«уходит».

Воспитатель

приглашает ее почаще приходить к детям.

В дальнейшем, уже в следующей возрастной группе, при развитии игры

в «Детский сад» воспитатель может предложить детям следующие роли:

«врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный

работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог

побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом

посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести

завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака

«врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому

дают рекомендации. Один «ребенок» заболел, и «воспитательнице» нужно

позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из

детского сада».

После медицинского осмотра «детям» нужно идти на музыкальное

занятие и т.д. Игра «Музыкальное занятие в детском саду», оставаясь ролевой

по

форме,

часто

становится

музыкальной:

малыши,

превратив

столы

в

музыкальные инструменты, а себя в музыкального руководителя, учат кукол

петь

и

плясать.

Иногда

ребята

берут

на

себя

роли

воспитанников

воображаемого

детского

сада,

и эта

игра

ещё

больше

сближает

их,

объединяет

общим

интересом.

По

ходу

игры

воспитатель

следит

за

правильным развитие сюжета, сглаживает возникающие конфликты,

советует, что бы можно придумать еще, при желании детей вводит новые

роли.



В раздел образования