"Рекомендации для развития быстроты и ловкости у детей через подвижные игры старшего возраста"
Автор: Рогожкина Ирина Владимировна Должность: инструктор по физо Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №61 "Соловушка" Населённый пункт: г. Нижневартовск Наименование материала: статья Тема: "Рекомендации для развития быстроты и ловкости у детей через подвижные игры старшего возраста" Раздел: дошкольное образование
«Рекомендации для развития быстроты и
ловкости у детей через подвижные игры
старшего возраста».
Систематическая,
наполненная
разнообразным
содержанием
двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и
психическом развитии. Для детей основной вид деятельности – игра.
Подбор
игр
на
развитие
быстроты
и
ловкости
определяется
общими
дидактическими
принципами
(соответствие
возрасту,
подготовленности
ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность).
При подборе игр на развитие быстроты важно учитывать и некоторые
специфические
для
данного
качества
требования,
к
которым
относятся
следующие:
- во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в
медленном темпе.
- во-вторых, продолжительность игр на быстроту должна быть не большой,
чтобы дети не утомлялись.
- в-третьих, игры на развитие быстроты не должны носить однообразный
характер.
Повторять
их
надо
в
различных
условиях,
с
разной
интенсивностью,
с
усложнением
или,
наоборот,
снижением
требованием,
облегчением заданий.
-
в-четвертых,
важным
условием
для
успешного
выполнения
быстрых
движений является оптимальное состояние центральной нервной системы,
которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей
деятельностью. Значит, игры на развитие быстроты целесообразно проводить
в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.
Специа листы в
области
физической
культуры
рекомендуют
разнообразные
методические
приемы,
повышающие
проявления
двигательной координации, ловкости:
1.
Применение
необычных
исходных
положений,
быстрая
смена
различных положений.
2.
Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмичных
сочетаний, различной последовательности элементов.
3.
Смена способов выполнения упражнений.
4.
Использование в упражнениях предметов различной формы, массы,
объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в
пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела.
5.
Выполнение согласованных действий несколькими участниками.
6.
Более сложные сочетания основных движений
7.
Усложнение условий игры.
При проведении подвижных игр с детьми старшего возраста надо учитывать
анатомо-физиологиче ские
о собенно сти
детей,
от н о с и т е л ь н у ю
подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и
быструю утомляемость.
Подбирая
игру,
обращаться,
прежде
всего
к
Программе
воспитания
и
обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом
общей
и
двигательной
подготовленности
детей
конкретного
возраста
и
направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Не
следует
подбирать
игры
с
незнакомыми
детям
движениями,
чтобы
не
тормозить
игровые
действия.
Двигательное
содержание
игр
должно
согласовываться с условиями проведения. Важно также учитывать время года
и состояние погоды. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня.
Игры
более
динамичные
целесообразны
на
первой
прогулке.
На
второй
прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но,
учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые
игры.
Создание
интереса
к
игре.
На
протяжении
всей
игры
необходимо
поддерживать интерес детей к ней. Но особенно важно создать его в начале
игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. В старших
группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда
игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и
двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на
траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.
Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным,
интересным и эмоциональным. Содержание объяснения зависит от возраста,
подготовленности детей, и вида игры. Предварительное объяснение игры для
старших дошкольников учит их планировать свои действия. Принципиально
важной является последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел,
предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить
движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить
играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям,
то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты.
Распределение ролей в игре. Распределение ролей следует использовать как
удобный момент для воспитания поведения детей. Выбор на главную роль
дети должны воспринимать как поощрение. Выбор воспитателя должен быть
обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым «ловишкой» будет
Алеша. У него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Для
назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Считалочка
должна быть безукоризненной в педагогическом смысле. Распределить роли
можно при помощи "волшебной" палочки, всевозможных вертушек (юлы,
обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т. д.
Руководство ходом игры. В целом, контроль за ходом игры направлен
на
выполнение
ее
программного
содержания.
Это
обусловливает
выбор
конкретных методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями
дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ
действия,
помогать
личным
примером.
Делать
замечания
надо
в
доброжелательной форме. Когда дети нарушают правила, не надо упрекать их
за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал
правильно. Важным моментом руководства является участие вос питателя в
игре. С детьми старшего возраста руководство опосредованное. Но иногда
воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется
соответствующее число играющих.
Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.
Варьирование и усложнение подвижных игр. По мере накопления детьми
двигательного опыта, игры нужно усложнять. Варьируя игру, нельзя менять
замысел и композицию игры, но можно:
– увеличивать дозировку
– усложнить двигательное содержание
– изменить размещение играющих на площадке
– сменить сигнал
– провести игру в нестандартных условиях
– усложнить правила.
При
проведении
подвижных
игр
использовать
такие
методические
приемы как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. В играх
обращать внимание за соблюдением правил.
В
результате
такой
работы
будут
развиваться
такие
качества
как
ловкость и быстрота.