Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе анализа художественного текста
Автор: Стаценко Татьяна Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского Населённый пункт: ст.Егорлыкская, Ростовской области Наименование материала: открытый урок русского языка Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе анализа художественного текста Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя школа №7 им. О Казанского
Развития речи «Подготовка к написанию сочинения- рассуждения на
основе анализа художественного текста» 7 класс
Цели:
1.Адекватно понимать информацию и основную мысль прочитанного текста;
2.Научиться самостоятельно
и н т е р п р е т и р о в а т ь (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл
ключевого фрагмента текста
3. Научиться самостоятельно писать сочинение – рассуждение
Ход урока
1.
Оргмомент
2.
Работа по теме урока
3.
Чтение текста Ю. Яковлева «Игра в красавицу»
4.
Работа с текстом.
- Определите идею текста. (Слайд) Идея всегда связана с 1) главным
героем 2)основным событием текста.
- На какие смысловые части можно разделить текст?
5. Анализ первой части : внешность Нинки (10). Детское понимание
красоты (11-12)
Вычитанные в книгах слова – зеркало, в котором Нинка видела себя : «
лебединая шея», «коралловые губы и жемчужные зубы», «золотые кудри и
атласная кожа», «глаза синие, как море, и соболиные брови»
- Почему игра «всем пришлась по вкусу?» (19, 20, 37)
Слово – зеркало ( Роль слов ?) – Мир доброты, правильного восприятия
людей, понимания истинной красоты. (Слайд)
5.
Анализ второй части текста. Что разрушило мир добра? Опять слова
( 25. 26) Зеркало ( Нинка знала « живое, веселое, доброе , зеркало».
Впервые взглянула в « холодное, гладкое зеркало». Зеркало убило
красавицу ! (Слайд)
6.
Каков смысл выражения «Зеркало убило красавицу»?
- Уничтожена вера в справедливость
-Уничтожена доброта
- Уничтожена радость и осознание своей неповторимости.
Исчез в Нинке хороший человек – Нинка стала чужой и непонятной.
(Слайд)
7.
Анализ 3-й части. Почему Нинка предложила матери сыграть в
красавицу?
– Что испытывала девочка, узнав «злую правду безжалостного
зеркала»?
Сильную душевную боль и горе
-от жестокости слов-убийц
-от осознания своей некрасивости
-от неразделенности первого чувства
- от утраченного доброго мира
- от разбитой веры в искренности добрых слов
- от внезапной пустоты и одиночества. (Слайд)
8. Почему автор выбрал именно это выражение для передачи основного
смысла текста?
- « Справедливое неведение» дворовой компании дарило
некрасивой Нинке счастье и радость. Очевидно, душевная боль и горе от злой
правды новенького были настолько сильны, что Нинка не могла допустить,
чтобы ее мама испытала подобное.
- Нинка имела возможность сравнить свое прежнее состояние,
когда она ощущала себя настоящей красавицей, с тем, что пережила позже.
Она захотела подарить маме тот мир доброты и счастья, в котором когда-то
жила сама.
- Истинная красота Нинки, которую видела, чувствовала дворовая
компания, проявилась в ее таком взрослом поступке –желании уберечь
маму от душевной боли. Девочка поняла, что любимые люди всегда
прекрасны. (Слайд)
9.Напишите сочинение- рассуждение, почему Нинка заставила маму сыграть
в красавицу?( Слайд)
10. Структура сочинения. ( Слайд)
11. Работа над сочинением.
1) Вступление: формулируем тезис
Нинка совершенно неслучайно предложила маме сыграть в красавицу
2) Приведем аргументы, используя вводные слова
Во-первых, девочка помнила свое прежнее состояние, когда она ощущала
себя красивой, и ей хотелось, чтобы мама испытывала те же чувства. (пр
19)
Во- вторых, горе от злой правды новенького было настолько сильно (пр 38,
40), что девочка не могла допустить, чтобы ее мама испытывала подобное.
3) Вывод
Таким образом, предложив маме сыграть в красавицу, Нинка искренне
рассказала ей о своей любви, вдруг осознав, что любимые люди всегда
прекрасны.
( Слайд)
12. Памятка «Как работать над сочинением» ( слайд)
13. Подведение итогов. Домашнее задание.