Автор: Коваленко Ольга Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 3 "Радуга детства"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Программа обучению игры в пионербол «Пионербол для дошколят»
Раздел: дошкольное образование
Программа обучению игры в пионербол
«Пионербол для дошколят»
для детей старшего возраста
(срок реализации 2 года)
Составил: Коваленко Ольга Юрьевна инструктор по физической культуре
МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Радуга детства»
г. Новосибирск
2
Содержание
Глава 1.Пояснительная записка:
1.1. Направленность образовательной программы «Пионербол для дошколят» 3
1.2.
Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
образовательной
программы
«Пионербол для дошколят» 3
1.3. Цели и задачи 4
1.4. Нормативные документы
5
1.5. Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров 6
Глава 2. Содержание образовательного процесса:
2.1. Краткое описание разделов программы
9
2.2.
Описание
форм,
способов,
методов
и
средств
реализации
программы
с
учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 10
2.3. Описание педагогического мониторинга
11
Глава 3. Организация образовательного процесса:
3.1. Описание правил игры в пионербол
12
3.2. Перспективный план
13
3.3. Методическое и ресурсное обеспечение
17
Список литературы
19
Приложение
20
3
Глава 1. Пояснительная записка
1.1. Направленность образовательной программы «Пионербол для дошколят» как метод
физического воспитания.
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до семи лет. Именно в эти
годы
закладываются
основы
здоровья,
гармоничного,
нравственного
и
физического
развития
ребѐнка,
формируется
личность
человека,
осуществляется
наиболее
интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается
база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст
наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно
необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.
В программе «Детство» действия с мячом занимают значительное место среди других
средств
физического
воспитания,
усложняясь
от
группы
к
группе
за
счет
введения
дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения. Известный немецкий
педагог
Ф.
Фребель,
отмечая
разностороннее
воздействие
мяча
на
психофизическое
развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки.
Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему
даст мяч. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и
мелкие
мышцы,
увеличивают
подвижность
в
суставах
пальцев
и
кистях,
усиливают
кровообращение,
укрепляют
мышцы,
удерживающие
позвоночник,
и
способствуют
выработке хорошей осанки.
А.В. Кенеман подчеркивает благоприятное влияние упражнений с мячом на физическое
развитие
и
работоспособность
дошкольников.
Упражнения
с
мячом
являются
эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего
дошкольного возраста. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие
мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно
важно для детей 6-7 лет, готовящихся к обучению в школе. Образовательная программа
«Пионербол
для
дошколят»
направлена
на
расширение
диапазона
двигательных
возможностей
детей,
на
работу
по
развитию
двигательных
качеств,
формированию
правильных элементов бега, прыжков, подаче мяча, его ловле, формирование правильной
осанки, профилактика плоскостопия, укрепление систем организма, а также на развитие
морально-волевых качеств, эмоциональное состояние.
Предложенная
модель
организации
программы
«Пионербол
для
дошколят»,
является
составной
частью
образовательной
программы
ДОУ
«Радуга
детства».
Программа
составлена с расчетом на два года. Возраст детей участвующих в реализации данной
образовательной программы от 5 до 7 лет.
1.2.
Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
образовательной
программы
«Пионербол для дошколят»
Актуальность
программы
обусловлена
социальным
заказом
общества
на
создание
в
системе
образования
условий
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
обучающихся,
формирования
основ здорового
образа
жизни,
ценностного
отношения
к
физической
культуре и спорту, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
4
Занятия
по
программе
«Пионербол
для
дошколят»
способствуют
формированию
здорового, жизнерадостного, физически развитого ребѐнка, владеющего доступными его
возрасту
знаниями
о
физической
культуре
и
испытывающего
желание
заниматься
физическими упражнениями.
Учитывая, что состояние здоровья детей является одним из наиболее чувствительных
показателей, отражающих качество окружающей среды и адаптационные возможности
организма
ребѐнка,
необходимо
удовлетворить
потребность
детей
в
организованной
двигательной
активности,
способствовать
укреплению
здоровья
с
помощью
игры
в
пионербол, как одним из средств физкультурно-оздоровительной направленности.
Играм с мячом отводится особо важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя выполняет
разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает,
соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают
глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры
головного мозга. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает
агрессию,
помогает
избавиться
от
мышечных
напряжений,
вызывает
удовольствие.
Удовольствие, по его мнению, - это свобода телодвижения от мышечного напряжения.
Игра в пионербол командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой
целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания,
осуществляемые
в
оригинально
задуманных
комбинациях,
проводимых
при
противодействии партнѐров по игре.
Пионербол – упрощѐнный вариант волейбола, поэтому правильно подобранный учебный
материал, соответствующий возможностям детей и их возрастным особенностям говорит
о педагогической целесообразности программы «Пионербол для дошколят».
1.3. Цели и задачи
Цель
программы
-
повышение
результативности
физического
воспитания
старших
дошкольников посредством изучения технико-тактических основ игры в пионербол и
вовлечения в соревновательную деятельность.
Задачи программы:
• приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать интерес и положительное
отношение к физкультурно-спортивной деятельности;
•
содействовать
повышению
уровня
физического
развития
и
физической
подготовленности воспитанников в соответствии с возрастными нормами и требованиями
ООП ДОО к результатам освоения образовательной области «Физическое развитие»;
•
научить
детей
играть
в
пионербол
и
сформировать
доступные
навыки
технико-
тактических действий и способы их применения в условиях соревнований;
•
воспитывать
культуру
спортивного
поведения
и
командного
взаимодействия,
вырабатывать
такие
морально-волевые
качества
как
выдержка,
самостоятельность,
уверенность, дисциплина;
5
•
повышать
активность
в
физкультурно-спортивной
деятельности
и
приобщать
воспитанников к спортивным традициям ДОУ, города, страны.
Принципы образовательной области «Физическое развитие»:
1. Научно – методические принципы:
Принцип первенства физической (двигательной)активности;
Принцип своевременного начала физического воспитания;
Принцип целепологания;
Игровой принцип;
Принцип интеграции;
Психоматический принцип;
Принцип дозированной помощи;
Принцип
возрастающей
независимости
(эмансипации)
от
взрослых
и
самостоятельностив творческом решении;
2. Дидактические принципы:
Систематичность и последовательность;
Развивающее обучение;
Доступность;
Воспитывающее обучение;
Учет индивидуальных и возрастных особенностей;
Сознательность и активность ребенка;
Наглядность;
3. Специальные принципы:
Непрерывность;
Последовательность наращивания тренирующих воздействий;
Цикличность;
4. Гигиенические принципы:
Сбалансированность нагрузок;
Рациональность чередования деятельности и отдыха;
Возрастная адекватность;
Оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
Осуществление личностно – ориентированного обучения и воспитания;
1.4 . Методологические положения программы
Программа
«Пионербол
для
дошколят»
разработана
с
опорой
на
теоретические
и
практические
основы
организации
и
методики
обучения
детей
мини-волейболу
и
баскетболу.
Эффективность
использования
действий
с
мячом
как
составной
части
двигательной
деятельности
детей
старшего
дошкольного
возраста,
игры
с
мячом
изложены в учебно-методическом пособии для педагогов и специалистов дошкольных
6
образовательных
учреждений
под
редакцией
Николаевой
Н.И.
«Школа
мяча».
Здесь
представлены тематическая программа и квартальный план, подборка подвижных игр и
игровых упражнений с мячом, конспекты занятий, позволяющие развивать координацию
движений, глазомер и моторику детей дошкольного возраста.
В главе «мини-волейбол» методики обучения и овладения элементами игры в волейбол
Аксеновой И. А. описаны правила игры, технические приѐмы и тактические действия,
игры и упражнения, правила судейства. Теоретические основы физической культуры
дошкольников, контрольные тесты и упражнения для проведения мониторинга являются
неотъемлемой
составной
частью
программы
и
основаны
на
учебном
пособии
для
специалистов по физической культуре М.А.Руновой «Двигательная активность ребѐнка в
детском саду».
1.5. Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров
Ожидаемый результат: овладение технико-тактическими приемами игры в пионербол на
фоне
положительной
динамики
физической
подготовленности
детей
старшего
дошкольного возраста.
Ребенок:
Освоил технику игры в пионербол;
Знает названия спортивных игр с мячом;
Имеет представление об истории и правилах различных игр с мячом;
Соблюдает
технику
безопасности
и
правила
использования
спортивного
оборудования;
Проявляет желание играть в популярную спортивную игру, вести ЗОЖ;
Понимает сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
К концу первого года обучения ребенок умеет:
Действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
Играть с мячом, не мешая другим;
Согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в
командных видах(эстафета или поточный метод);
Бросать и ловить мяч:
- двумя руками снизу вверх не менее 10 раз;
- двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;
- передача в парах двумя руками снизу, от груди, из-за головы;
- передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
- передача мяча через сетку;
- передача мяча друг другу с помощью ног;
- забрасывать в баскетбольное кольцо двумя руками;
7
- перебрасывать набивной мяч друг другу разными способами.
Метать мяч:
- с расстояния 3 м в обруч, в корзину, расположенные на полу;
- в вертикальную цель с 3-4 м;
- вдаль, на расстояние 5-6 метров;
- подавать мяч от края площадки.
Отбивать мяч:
- на месте правой, левой рукой не менее 10 раз;
- на месте, с передачей из правой руки в левую;
- правой, левой рукой с продвижением впер
ѐ
д, змейкой;
- двумя руками о стену и ловить его.
Играть и соблюдать изученные правила в командной игре в пионербол.
К концу второго года обучения инструктор ребенок умеет:
Вести мяч:
- с продвижением впер
ѐ
д, змейкой, по кругу;
- приставным шагом, с поворотом, бегом;
- правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке.
Бросать мяч:
- одной рукой вверх, вниз и ловить двумя руками не менее 10 раз;
- двумя руками вверх и ловить не менее 20 раз;
- после ведения в баскетбольное кольцо;
- одной рукой от плеча;
- друг другу разными способами, из разных исходных положений, с разными заданиями;
- ловить и перебрасывать через сетку в разных направлениях, разными способами;
-
перебрасывать
набивной
мяч
друг
другу
разными
способами из
разных
исходных
положений.
Метать мяч
8
- с расстояния 3 м в обруч, в корзину, расположенные на полу;
- в вертикальную цель с 3-4 м;
- вдаль, на расстояние 7-9 метров;
- подавать мяч от края площадки в заданный сектор.
Отбивать мяч
- на месте правой, левой рукой не менее 20 раз;
- на месте, с передачей из правой руки в левую, с движением;
- правой, левой рукой с продвижением впер
ѐ
д, змейкой, по кругу, с поворотами;
- о стену одной, двумя руками, с отскоком о пол, разными заданиями.
Играть
и
соблюдать
все
изученные
правила
в
командной
игре
в
пионербол,
принимать тактические решения в процессе игры.
9
Глава 2. Содержание образовательного процесса
2.1. Краткое описание разделов программы
Программа «Пионербол для дошколят» рассчитана на два года, проводится одно занятие в
неделю продолжительностью двадцать пять минут (старшая группа) и тридцать минут
(подготовительная группа). Шестьдесят восемь часов рассчитаны на два года обучения.
Обучение игры в пионербол включает в себя следующие разделы:
1.
Знакомство
с историей
игры
пионербол.
Используя
различные
методы
(слуховой,
зрительный,
игровой)
восприятия,
повысить
интерес
и
мотивацию
к
игре,
повысить
начальные теоретические знания образовательной области «Физическое развитие».
2.
Обучение
технико-тактическим
приѐмам.
Теоретическое
и
практическое
изучение
техники
и
тактики
игры
позволяет
решать
поставленные
задачи,
освоить
не
только
правила игры, но и индивидуальные, групповые и командные тактические действия.
3.
Развитие
и
совершенствование
основных видов
движений.
В
содержание
данного
раздела
входят:строевые
упражнения,
упражнения
для
различных
групп
мышц,
подготовительные
и
специальные
упражнения
для
развития
силы
броска,
быстроты
реакции,
прыгучести,
ориентировки
в
пространстве,
координации;
элементы
легкой
атлетики,
спортивных
и подвижных
игр, которые
направлены
на
совершенствование
физической подготовки детей.
4.
Основные
правила
техники
безопасности.
На
протяжении
всего
обучения
дети
знакомятся и используют основные правила техники безопасности.
5. Подвижные и спортивные игры. Данный раздел направлен на развитие физических
качеств
занимающихся,
для
дальнейшего
закрепления
технических
приѐмов
и
тактических действий, во избежание однообразия и монотонности содержания занятий,
повышение интереса к учебному процессу.
6. Мониторинг физического развития. С помощью контрольных тестовых упражнений
выявляется начальный и конечный результаты учебной программы, результаты которых
позволяют
оценить
не
только
количественные
показатели,
но
и
качественные
характеристики
выполняемых
действий.
Итоговый
контроль
служит
основным
показателем качества деятельности детей и педагога.
Методика обучения игре: детей учат передаче мяча и подаче двумя руками. Обучение
игре
в
пионербол
складывается
из
трех
этапов
(подготовительный,
подводящий,
основной).
1.
На
подготовительном
этапе
нужно
научить
умению
видеть
мяч,
быстро
реагировать на его полет, развивать координацию движений.
2.
На подводящем этапе детей учат выполнять упражнения с мячом: перебрасывать
мяч друг другу (разными способами) и ловить его двумя руками, бросать мяч от
груди высоко и сильно (подача).
10
3.
На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением правил
игры.
Принцип построения занятий: как любая другая НОД, занятие по пионерболу состоит из
трех частей. В вводную часть (5-8 мин) входят мероприятия по организации группы и
упражнения,
способствующие
подготовке
организма
воспитанников
к
выполнению
основных задач. Это различные виды ходьбы, бега и прыжков, строевые и порядковые
упражнения,
упражнения
на
внимание,
различные
общеразвивающие
и
специальные
упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов,
имитационные
упражнения
отдельных
приемов
игры,
подвижные
игры,
эстафеты.
В
основной части занятия (18-20 мин) решаются его главные задачи. Выполняемая работа
может
быть
направлена
на
повышение
уровня
физических
качеств,
изучение
и
совершенствование приемов игры в пионербол с включением упражнений для обучения
технике и тактике игры. Подбор упражнений и их количество определяет ту или иную
направленность
занятия.
В
заключительной
части
занятия
(2-3
мин)
проводятся
упражнения для глаз,дыхательные и релаксационные упражнения, позволяющие снять
напряжение и восстановить силы организма.
2.2
Описание
форм,
способов,
методов
и
средств
реализации
программы
с
учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Форма обучения: НОД в соответствии с сеткой занятий;
Ведущей
организационной
формой
обучения
является
НОД,
включающая
игровые
упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные
упражнения по
овладению
техникой игры с мячом.
Фронтальная
форма
обучения
позволяет
достичь
высокого
тренировочного
эффекта,
которыйнаиболее
эффективен
при
разучивании
упражнений,
отработке
техники
выполнения, при закрепленииигровых правил.
Используя групповую форму обучения, можно добиться дозирования нагрузки, а так же
необходимой активности воспитанников.
Применение
индивидуального
обучения
необходимо
при
выполнении
детьми
персональных заданий, которые они должны выполнить самостоятельно.
Методы
обучения,
используемые
в
программе:
словесный,
наглядный,
практический,
игровой, проблемный.
Из словесных методов используются разговор - беседа, рассказ, объяснение. Этот метод
важен при изучении новых элементов, правил игры.
Из наглядных методов обучения используются показ выполнения упражнений, правил
игры
взрослым
и
ребенком,
просмотр
видеозаписи
игры,
мультимедиа
слайдов
иллюстрирующих технику выполнения элемента.
Показ физических упражнений создают
зрительное представление о физических упражнениях, демонстрация наглядных пособий
помогают уточнять их технику.
11
Практические
методы
двигательного
восприятия
основаны на
активной
деятельности
детей и характеризуются многократным выполнением действия по строгой регламентации
либо разучивания по частям или в целом. Наиболее широко применяется игровой метод,
так как является наиболее эффективным в процессе обучения и воспитания дошкольника.
Также
используются
элементы
соревнования
в
целях
совершенствования
уже
приобретенных
двигательных
навыков.
Обязательное
условие
соревнования
–
соответствие его физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а так
же
правильная
оценка
своих
достижений
и
других
детей
на
основе
сознательного
отношения к требованиям.
Проблемный метод на занятиях используется в виде наблюдения, как самостоятельно, так
и под руководством педагога, что способствует привлечению детей к анализу различных
игровых ситуаций, давая воспитанникам решать игровые проблемы самостоятельно.
2.3. Описание педагогического мониторинга.
Мониторингом физической подготовки детей дошкольного возраста является проведение
тестовых упражнений, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме.
Тестирование проводится 2 раза в год в сентябре и в мае. В данной программе я опираюсь
на
диагностику
физической
подготовленности
разработанную
Руновой
Мариной
Алексеевной – кандидатом педагогических наук, доцентом, зав. Сектором физического
развития и охраны здоровья ребенка. ФГУ Федерального института развития образования
Министерства образования и науки РФ. Суть ее в следующем: уровень двигательных
качеств оценивается в цифровых показателях, а степень сформированности двигательных
навыков – в баллах (приблизительно).
1.
Три
балла
-
высокий
уровень:
правильно
выполняются
все
основные
элементы
движения, уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет
упражнения с мячом, способен придумать новые варианты действий с мячом.
2.
Два
балла
-
средний
уровень:
получают
дети,
справляющиеся
с
большинством
элементов техники, допуская некоторые ошибки, верно оценивает движения сверстников,
иногда замечает собственные ошибки, не совсем уверенно и точно выполняет действия с
мячом в заданном темпе.
3. Один балл - низкий уровень: имеет место при наличии значительных ошибок. Ребенок
неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом, не замечает своих ошибок, не
обращает внимание на качество действий с мячом, не соблюдает заданный темп и ритм с
мячом.
Мониторинг и тестирование детей по умению владения мячом
Кол-во
тестируемых
детей
Уровень
Высота
прыжка
вверх
с
места (см)
Прыжки
через
скакалку
(кол-во)
Дальность
броска
мешочка
с
песком (м)
Подбрасыва-
ние
и
ловля
мяча (кол-во)
Отбивание
мяча о пол
(кол-во)
Высокий
Средний
Низкий
12
Глава 3. Организация образовательного процесса:
3.1. Описание правил игры в пионербол.
С детьми дошкольного возраста проводится упрощѐнный вариант спортивной игры.
Правила
игры
имеют
некоторые
особенности.
Здесь
не
применяются
трудные
и
недоступные детям требования. Воспитатель может сам оговорить некоторые правила.
Основное отличие пионербола для дошкольников заключается в том, что мяч в процессе
игры берѐтся в руки, соответственно подача и пас партнѐру, перевод мяча соперникам
осуществляется не ударом, а броском.
В пионербол играют на прямоугольной площадке, разделѐнной пополам сеткой (верхний
край
сетки
устанавливается
на
высоте
примерно
160см).
На
подготовительном
и
подводящем этапе используют резиновые мячи, на основном этапе играют волейбольным
мячом. Состав команды от 6 до 12 игроков. Основными считаются 6 игроков, которые
начинают игру в каждой партии. 3 игрока располагаются под сеткой (передняя линия), и 3
сзади (задняя линия).
Игра начинается с подачи. Право на подачу определяется жребием, в котором участвуют
судья
и
капитаны
команд.
Выигравший
жребий
имеет
право
выбора
подачи
или
площадки. Матч состоит из 3 партий до 15 очков. Игра всегда начинается со свистка
главного судьи, без свистка судьи игра считается недействительной и начинается заново.
Мяч
для
подачи
получает
ребенок,
стоящий
во
втором
ряду
справа.
Каждый
игрок
выполняет
не
более
трех
подач
подряд,
затем
команда
делает
переход,
и
подавать
продолжает другой игрок этой же команды. Если выиграно очко, смена не производится,
и подача выполняется повторно игроком с места подачи.
Если мяч задел сетку, потолок, стену, упал за линию поля, как при подаче, так и при
переводе мяча соперникам – считается потеря подачи, и мяч отдаѐтся другой команде.
Если мяч после подачи попал в площадку соперника и игроки не коснулись его, команда
получает 3 очка. Если соперник принял мяч, но не перебил его на сторону соперника - 2.
Если мяч проигран соперником при приеме подачи и розыгрыше его - 1 очко. Тот, кто
принял
мяч,
перебрасывает
его
товарищу
по
команде,
тот
другому,
а
третий
перебрасывает через сетку. (Выполнение паса). Можно выполнять три шага к сетке и
бросать мяч на сторону соперника. Игроки разыгрывают мяч до тех пор, пока мяч не
коснется площадки соперников или они не допустят ошибки после трех касаний к нему.
После окончания партии, команды меняются полями.
Правила техники безопасности:
1. В начале занятия следует сделать разминку, хорошо разогреть мышцы, связки;
2. Внимательно следить за тем, чтобы мяч не попал под ноги;
3. После прыжков приземляться на согнутые ноги на носки с перекатом на всю стопу;
4. Быть внимательными к товарищам по команде.
13
Техника игры
Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии совершенного
владения их техникой. Специфической особенностью пионербола является то, что ни один
прием
нельзя
выполнять
изолированно,
так
как
он
связан
с
другими
приемами,
выполняемыми партнерами по команде, либо соперником. Техника игры в пионербол
подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К
технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты -
прием мяча и блокирование. Передвижения как в нападении, так и в защите, идентичны,
но с некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положений
стойки игрока.
По степени сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах различают
три вида стоек: высокую, среднюю и низкую.Упражнения, движения и подвижные игры,
направленные
для
совершенствования
техники
игры
в
пионербол,
представлены
в
Приложении.
3.2.Перспективный план (старшая группа)
Месяц/ №
занятия
Совместная работа с
детьми
Технико-тактические
упражнения
Работа с родителями
Сентябрь
1,2,3,4
занятия
- Рассказ о том, когда и
где возникла игра
пионербол.
- Беседа о том, что
существует много разных
видов игры волейбол, с
разными правилами и
названиями (просмотр
презентации).
- Беседа о правилах
техники безопасности.
- Показать детям
движения, которыми
нужно овладеть, чтобы
научиться играть в
пионербол.
- Мониторинг и
тестирование детей по
умению владеть мячом
( М.А.Рунова).
- Бросание мяча вверх и
ловля его двумя руками,
бросание мяча друг
другу из разных
положений, бросание
мяча через сетку.
- Подвижные игры «10
передач», «Вышибалы».
- Консультация для
родителей:
«Прогулка –время
для обучения детей
разным видам
спорта ».
- Папка-
раскладушка:
«Такие разные
мячи».
Октябрь
5,6,7,8
занятия
- Беседа: правила в игре
пионербол, почему нужно
соблюдать правила игры.
- Рассматривание
иллюстраций, просмотр
видеозаписей
- Познакомить со
«стойкой игрока».
- Игровые упражнения:
«Мяч через сетку в
парах», бросок мяча
через сетку в движении
«Ловкий мяч», передача
двумя руками от груди,
отбивание мяча о стену
и ловля двумя руками.
- Высокие прыжки на
месте «Удочка», бег по
расчету.
- Подвижные игры:
«Мяч водящему»,
«Ловишка с мячом», «А
ну-ка отними».
- Консультация для
родителей «В какую
спортивную секцию
отдать ребенка»
-Оформление
информационного
стенда «Изучаем
правила игры в
пионербол».
14
Ноябрь
9,10,11,12
занятия
- Изучаем подвижные
игры.
- Создание картотеки
«Комплексы ОРУ с
мячом».
-Знакомство с
расстановкой игроков на
поле, определяя зоны «Я в
команде».
- Развлечение «Страна
мячей» в рамках «недели
здоровья»
- Игровые упражнения:
«Брось из-за головы»,
«Чей мяч улетит
дальше», «Попади
мячом в обруч»,
приставной шаг с
перебрасыванием мяча.
- Строевые упражнения
и команды.
- Подвижные игры
«Горячий мяч», «Кто
первый?», эстафеты с
бегом.
- Консультация для
родителей « Весѐлые
и полезные
подвижные игры»
- Приглашение
родителей на
утреннюю
гимнастику в рамках
«недели здоровья».
Декабрь
13,14,15,16
занятия
- Изучаем правила замены
игроков.
- Продолжаем изучать
правила расстановки и
перемещения игроков «Я
в команде».
- Развиваем навык прыжка
в высоту, прыжка с
поворотом
- Игровые упражнения
«Подбрось одной,
поймай двумя руками»,
«Перебрасывание мяча в
парах с отскоком о пол»,
«Бросок о стену одной
рукой».
- Прыжки на скакалке.
- Игра «Снайперы»,
«Передал – садись».
- Консультация для
родителей: « Игры и
игровые ситуации на
улице».
Январь
17,18
занятия
- Рассматривание
иллюстраций о
спортивных играх
(волейбол, пионербол,
пляжный волейбол).
- Развиваем точность
передачи мяча, передачу в
прыжке, координацию в
челночном беге.
- Игровые упражнения
«Кого назвали, тот и
ловит», «Успей
поймать», «Броски через
сетку с разных
позиций», «Быстро
возьми – быстро
положи».
- Подвижные игры
«Подвижная цель»,
«День и ночь».
- Оформление
информационного
стенда «Зимние
игры»
- Консультация для
воспитателей
«Пребывание детей
на свежем воздухе»
Февраль
19,20,21,22
занятия
- Объяснить термины
«потеря подачи»,
«партия».
- Видеозапись. Просмотр
игры на видеозаписи.
- Повторение правил игры
с помощью символов.
- Развлечение «Цветок
здоровья» в рамках
«недели здоровья»
- Игровые упражнения:
«Бросание мяча в парах
с хлопком, с
поворотом», «Отбивание
мяча о пол», «Быстрый
мяч» , перебрасывание
мяча через сетку одной
рукой.
- Игра в пионербол.
- Подвижные игры: «А
ну-ка отними»,
«Удочка».
- Приглашение
родителей на
утреннюю зарядку и
развлечение «Цветок
здоровья» в рамках
«недели здоровья».
- Оформление
фотоотчета о
проведении «недели
здоровья».
Март
23,24,25,26
занятия
- Объяснить правило
«трех шагов», «трех
передач», выход мяча из
игры.
- Беседа «Мои любимые
- Игровые упражнения:
забрасывание мяча в
«целеброс», бросание
набивного мяча «Чей
мяч дальше».
- Фотовыставка:
«Любимые игры с
мячом моей семьи»
- Оформление
информационного
15
игры с мячом».
- Подготовка к
соревнованиям (отбор
команды, определение
названия и девиза).
- Строевые упражнения,
упражнения в
подлезании и боковом
перекате.
- Игра в пионербол
соблюдая изученные
правила.
- Подвижные игры
«Точная подача», «Кто
дальше бросит».
стенда «Движение –
это жизнь».
Апрель
27,28,29,30
занятия
- Разучить комплекс
упражнений на
укрепление пальцев рук.
- Объяснение термина «1
пас в атаке».
- Подготовка к
соревнованиям
(изготовление эмблем,
плакатов).
- Игровые упражнения:
«Пас друг другу», «3
шага», «Ловкий мяч».
- Упражнения на
прыгучесть и
внимательность
«Удочка», «Зоркий глаз»
- Игра в пионербол
соблюдая правила.
- Подвижные игры
«займи свободный
кружок», «Гонка мячей
по кругу»
- Анкетирование
родителей «Чем
занимается ваш
ребенок в свободное
время».
- Привлечение
родителей к
совместной
деятельности
(подготовка грамот
и медалей).
Май
31,32,33,34
занятия
- Разучивание веселой
разминки перед
соревнованиями
- Соревнования по
пионерболу с детьми
другой группы.
- Оформление стенгазеты
о соревнованиях
(интервью детей)
-Новый комплекс
упражнений для
разминки «Солнышко
лучистое».
- Соревнования по
пионерболу между
группами
- Мониторинг и
тестирование детей по
умению владеть мячом
( М.А.Рунова).
- Приглашение
родителей на
соревнования по
пионерболу,
показать итог
годовой работы.
- Создание
фотоотчета
«Детский сад и
спорт».
Перспективный план (подготовительная группа)
Месяц/ №
занятия
Совместная работа с
детьми
Технико-тактические
упражнения
Работа с родителями
Сентябрь
1,2,3,4
занятия
- Повторение с детьми
правил игры в пионербол;
техники безопасности
игры.
- Развитие силы броска
при подаче.
- Беседа о любимых
подвижных играх с мячом
- Мониторинг и
тестирование детей по
умению владеть мячом
( М.А.Рунова).
- Бросок мяча через
сетку с перемещением
по «зонам», прыжки
вверх с броском мяча,
отбивание мяча о пол.
- Подвижные игры:
«Займи свободный
кружок», «А ну-ка
- Консультация для
родителей «Какой
должна быть
спортивная обувь».
- Оформление
информационного
стенда «Правила
игры в пионербол».
16
отними».
Октябрь
5,6,7,8
занятия
- Ознакомление с технико-
тактическим приѐмом
«блокирование»
- Обучение детей
самомассажу, приемам
расслабления.
- Развитие ловкости, силы
мышц рук.
- Упражнения в
блокировании мяча, в
прыжках в высоту.
-Силовые упражнения
боковой перекат, вис на
перекладине «Уголок».
- Подвижные игры:
«Ловишка с мячом»,
«Гонка мячей по кругу»
- Оформление
информационного
стенда
«Олимпийское
движение в детском
саду».
- Консультация об
обучении детей
приѐмам
самомассажа.
Ноябрь
9,10,11,12
занятия
- Ознакомление с
понятием «нападающий
удар», с техникой
нападающего удара.
- Развлечение «В гостях у
Спортика» в рамках
«недели здоровья»
- Упражнения в
блокировании
«Перехвати мяч»,
нападении «Кто первый»
- Игра в пионербол
соблюдая изученные
правила
-Подвижные игры:
«Подвижная цель»,
«Мяч водящему».
- Приглашение
родителей на
утреннюю зарядку и
развлечение «В
гостях у Спортика»
в рамках «недели
здоровья».
- Оформление
фотоотчета о
проведении «недели
здоровья».
Декабрь
13,14,15,16
занятия
- Закрепление навыков в
прыжках в высоту, с
поворотом, через
скакалку.
- Закрепление понятия
«потеря права на подачу».
- Подготовка к
соревнованиям (отбор в
команду, определение
названия, девиза)
- Упражнения в прыжках
с передачей мяча, в
сильной подаче и точной
ловле мяча.
- Строевые упражнения
и команды «Вызов
номеров», прыжки через
скакалку «Весѐлая
скакалка».
- Игра в пионербол.
- Получение
согласия от
родителей на
участие и выход
детей из детского
сада для
соревнования.
Январь
17,18
занятия
- Показ презентации
«Знаменитые спортсмены
нашей страны»
- Подготовка к
соревнованиям (плакаты,
эмблемы, номер группы
поддержки)
- Обучение принимать
решения в процессе игры
в пионербол.
- Парные упражнения в
подаче и блокировании
мяча «У кого меньше
мячей», точной ловле и
отбивании о стену.
- Упражнения в метании
в вертикальную и
горизонтальную цель
«Быстро возьми –
быстро положи».
- Игра в пионербол.
- Привлечение
родителей к
совместной
деятельности
(подготовка грамот
и медалей).
- Привлечение
родителей к помощи
на соревнованиях.
Февраль
19,20,21,22
занятия
- Напоминание о правилах
игры и техники
безопасности.
- Разучивание новой
разминки
- Веселые игры-эстафеты
в рамках «недели
здоровья»
- Упражнения в разных
способах подачи и
приема мяча, в
перемещении по
площадке.
- Подвижные игры:
«Веселые старты с
мячом и скакалкой».
- Соревнования по
- Приглашение
родителей на
утреннюю зарядку в
рамках «недели
здоровья».
- Оформление
фотоотчета о
проведении «недели
здоровья» и
17
пионерболу с командой
соседнего детского сада
соревнования по
пионерболу.
Март
23,24,25,26
занятия
- Закрепление навыков в
метении и отбивании мяча
- Просмотр видеозаписи
соревнования (отметить
удачные моменты).
- Упражнения в метании
«Кто дальше бросит»,
«Целеброс» и отбивании
о пол с ведением мяча, о
стену с хлопком.
- Игра в пионербол
- Подвижные игры: «Чей
отскок дальше»,
«Снайперы».
- Консультация для
родителей
«Нравственное
воспитание
дошкольника в
семье и детском саду
посредством
спортивных игр»
Апрель
27,28,29,30
занятия
- Упражнение в
освоенных приемах и
тактике игры в пионербол
- Выставка рисунков
«Мой любимый вид
спорта»
- Упражнения в
ловкости, умении
работать в команде
«Гонка мячей по кругу»,
«Падающая палка», «10
передач».
- Игра в пионербол.
- Подвижные игры:
«День и ночь», «Удочка»
- Оформление
информационного
стенда «Командные
виды спорта».
- Анкетирование
родителей «Чем
занимается ваш
ребенок в свободное
время».
Май
31,32,33,34
занятия
- Закрепление навыков
владения мячом.
- Оформление стенгазеты
«Наши достижения»
- Мониторинг и
тестирование детей по
умению владеть мячом
( М.А.Рунова).
- Упражнения в ловле и
отбивании мяча с
хлопками, с поворотами,
в движении.
-Игры-эстафеты с мячом
- Создание
фотоотчета
«Детский сад и
спорт».
- Папка-
раскладушка
«Физическая
готовность ребенка к
школе».
3.3. Методическое и ресурсное обеспечение
Программно-методическое обеспечение:
1.Детство Плюс. Т.И. Бабаева А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: «Детство-
Пресс», 2014.
2.
Физическое
развитие
детей
2-7
лет:
развернутое
перспективное
планирование
по
программе
«Детство».
И.М.
Сучкова,
Е.А.
Мартынова,
Н.А.
Давыдова
-
Волгоград:
«Учитель», 2012.
3.Школа мяча: Учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных
образовательных учреждений. Н.И. Николаева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
4.Двигательная активность ребѐнка в детском саду. М.А.Рунова. - М.: Мозаика – Синтез,
2002.
5.Методика
обучения
и
овладения
элементами
игры
в
волейбол
детьми
старшего
дошкольного возраста. Аксенова И.А. (Электронный ресурс).
6.Дидактическе материалы:
18
картотека подвижных игр (подборка из интернета);
картотека ОРУ;
презентации и видеозаписи;
аудиозаписи с музыкальными разминками;
иллюстрации и схемы,
материал для оформления информационного стенда.
Материалы и оборудование:
Площадка с разметкой (спортивный зал)
1 шт.
Волейбольная сетка
1 шт.
Мячи:
•
набивные весом 0,5 кг,
•
маленькие (теннисные и пластмассовые),
•
средние (резиновые),
•
большие (резиновые),
•
волейбольные
8 шт.
30 шт.
30 шт.
30 шт.
2 шт.
Скакалка детская
•
для детей подготовительной группы (длина 210 см)
•
для детей старшей группы (длина 180 см)
25 шт.
25 шт.
Целеброс (мишень)
2 шт
Конус для эстафет
4шт.
Шнур с грузом для игры «Удочка»
1 шт
Обруч пластмассовый детский
•
большой (диаметр 80 см)
•
средний (диаметр 50 см)
30 шт.
30 шт.
Рулетка измерительная (5м)
1 шт.
Секундомер
1 шт.
Свисток
2 шт.
Баскетбольное кольцо
1 шт.
Мешочки с песком
30 шт.
Корзина для инвентаря
4 шт.
Техническое обеспечение:
1.Музыкальный центр.
2.Фортепиано.
3.Компьютер с выходом в интернет.
4.Интерактивная доска.
5.Мультимедийный проектор.
19
Список литературы
1.
Детство Плюс. Т.И. Бабаева А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.:
«Детство-Пресс», 2014.
2.
Физическое развитие детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по
программе «Детство». И.М. Сучкова, Е.А. Мартынова, Н.А. Давыдова - Волгоград:
«Учитель», 2012.
3.
Школа
мяча:
Учебно-методическое
пособие
для
педагогов
и
специалистов
дошкольных образовательных учреждений. Н.И. Николаева. – СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2012.
4.
Двигательная активность ребѐнка в детском саду. М.А.Рунова. - М.: Мозаика –
Синтез, 2002.
5.
Методика обучения и овладения элементами игры в волейбол детьми старшего
дошкольного возраста. Аксенова И.А. (Электронный ресурс).
6.
Физкультурные занятия в д/с. Старшая группа. Л.И. Пензулаева - М.: МОЗАЙКА-
СИНТЕЗ, 2010.
7.
Физкультурные занятия в д/с. Подготовительная группа. Л.И. Пензулаева - М.:
МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.
8.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Новикова
И.М. – М.: Мозаика-синтез, 2009.
9.
Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием.
Л.Н.Сивачева. С.-Петербург. Детство Пресс, 2003.
10.
Международный
научный
журнал
«ИННОВАЦИОННАЯ
НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
20
Приложение
Упражнения на совершенствование техники передвижения:
1.
Занимающиеся
располагаются
за
лицевой
линией
площадки
и
принимают
положение обусловленной стойки игрока. По определенному сигналу (зрительному
или слуховому) передвигаются двойным или приставным шагом, скачком или
выпадом (вправо, влево, в стороны).
2.
Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному
сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно.
То же, но с имитацией определенного приема игры.
3.
Расположение
в
шеренгах.
Стартовые
ускорения
вперед,
вправо,
влево
из
различных положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа
на спине и на животе головой и ногами в том же направлении.
4.
Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1
выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными
шагами
в
зону
4,
а
затем
спиной
вперед,
назад
в
зону
5.
Из
зоны
5
игрок
передвигается в зону 6, где выполнив остановку и имитацию приема мяча снизу
двумя руками, уходит в конец колонны.
5.
Расположение то же, что в упражнении 4. Первый игрок выполняет ускорение в
зону 6, имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2, где
имитирует нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6,
откуда, подбежав в зону 4 к сетке, выполняет блокирование, снова передвигается
спиной вперед в зону 6 и уходит в конец колонны.
Упражнения на совершенствование техники подачи:
1.
Расположение занимающихся в шеренге по одному. Многократные подбрасывания
мяча на различную высоту, в зависимости от способа подачи.
2.
Занимающиеся становятся у стены в колонне по одному. Первый игрок бросает
мяч
о
стену
избранным
способом
подачи,
затем
уходит
в
конец
колонны,
а
упражнение продолжает следующий.
3.
Занимающиеся становятся в две шеренги на расстоянии 2—3 м друг от друга.
Игроки первой шеренги выполняют подачи разными способами в сторону игроков,
стоящих во второй шеренге.
4.
Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах напротив
сетки, в 3 - 4 м от нее и по очереди выполняют подачи через сетку. То же, но
занимающиеся располагаются на лицевых линиях площадки.
5.
Занимающиеся в колонне по одному располагаются на месте подачи и выполняют
подачи избранным способом.
6.
Подачи выполняются в определенные зоны и по ориентирам, расположенным на
площадке.
ОВД характерные для данного вида спорта, которые включены в календарный план:
•
Подпрыгивание вверх до предмета, подвешенного на высоте 15-20см.
выше поднятой руки ребѐнка.
21
•
Прыжки через скакалку.
•
Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками.
•
Бросание мяча вверх, о землю и ловля его одной рукой.
•
Перебрасывание мяча друг другу и ловля его из разных исходных положений (стоя,
сидя, стоя на коленях).
•
Метание мяча в вертикальную, горизонтальную цель с расстояния 3-4м.
•
Метание вдаль на расстояние 5-9 метров.
•
Бросание мяча в разных направлениях.
•
Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
•
Бросание мяча вверх вперѐд через сетку
•
Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой.
•
Ловля мяча на лету.
•
Перебрасывание мяча партнѐру удобным способом (снизу, от груди, из-за головы,
с отскоком об пол, от плеча одной рукой).
•
Перебрасывание мяча через сетку друг другу.
•
Прыжки вверх с броском мяча через сетку.
•
Подбрасывание мяча вверх и ловить после одного или двух хлопков
•
Отбивание мяча об пол одной, двумя руками.
•
Отбивание мяча правой левой рукой поочерѐдно.
•
Подбрасывание мяча вверх и ловить после отскока об пол.
•
Подбрасывание мяча вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладони.
•
Подбрасывание мяча вверх и ловить после отскока и кружения.
•
Подбрасывание мяча вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропускать в
него падающий мяч. После отскока поймать.
•
Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями (с отскоком, с поворотом,
одной рукой, с перепрыгиванием).
Виды упражнений с мячом в движении:
•
Отбивание мяча одной рукой с продвижением вперѐд (мяч отбивать сбоку, чтобы
не мешал движению)
•
Отбивание мяча с продвижением в разных направлениях, между предметами.
22
•
Отбивание мяча с продвижением боковым галопом вправо, влево, по кругу (мяч на
одном месте).
•
Перебрасывание мяча в паре, двигаясь боковым галопом.
•
Отбивание мяча о пол в паре, двигаясь боковым галопом.
Подвижные игры на закрепление техники игры волейбол:
«Играй, играй мяч не теряй». Дети располагаются на площадке, каждый свободно играет
с мячом, после сигнала воспитателя все должны как можно быстрее принять стойку
волейболиста: ноги полусогнуты в коленях, мяч в двух руках у груди.
«У кого меньше мячей». Дети образуют две равные команды, каждая берѐт несколько
мячей, по сигналу игроки начинают перебрасывать мячи на сторону соперника удобным
способом. После второго сигнала выясняется у кого меньше мячей на площадке.
«Успей поймать». Дети в стают по кругу с водящим в середине . Перебрасывание мяча с
одной стороны круга на другую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой,
если ему это удаѐтся он встаѐт вкруг, а в середину идѐт тот, кто последним бросил мяч.
«Передал – садись». Соревнование: дети делятся на 2 команды, становятся в колонны.
Капитан
каждой
команды
становится
напротив
своей
команды,
по
сигналу
капитан
бросает мяч первому игроку он передает его обратно и садится и так далее.
«Мяч водящему». Дети делятся на 4 группы, каждая образует круг, в центре каждого
круга водящий с мячом. По сигналу водящие бросают мяч своим игрокам стараясь не
уронить и получают его обратно. Побеждает команда ни разу не уронившая мяч.
«Кого назвали, тот ловит». Дети передвигаются по площадке, каждая команда со своей
стороны сетки,
быстро реагируя на сигнал, ловя мяч двумя руками. Мяч бросать в
направлении ребѐнка имя, которого называют.
«Займи свободный кружок». На полу в разных местах кладутся обручи на расстоянии 1,5
м
один
от
другого.
Все
дети,
за
исключением
водящего,
становятся
в
них,
затем
перебрасывают
мяч
товарищам
в
разных
направлениях.
Водящий,
находясь
между
обручами,
старается
поймать
мяч
на
лету
или
хотя
бы
коснуться
его
рукой.
Если
водящему удаѐтся это сделать, воспитатель даѐт свисток. По свистку игроки, находящиеся
в обручах, меняются местами, а водящий старается занять любой из обручей. Кто не успел
занять обруч, тот становится водящим.
«Попади мячом в обруч». Дети распределяются на две команды по 6 человек в колонну.
Дети перебрасывают мячи поочерѐдно через сетку, стараясь попасть в обруч. Защитники в
обручах стоять не должны, а ловят мяч над ним.
«Ловкий мяч». Дети делятся на две команды, которые разделяет волейбольная сетка. У
каждой команды по два мяча. По сигналу дети перебрасывают мяч с любого места, так
чтобы соперники не смогли поймать мяч. Если удастся «заземлить» мячи на стороне
соперника, то ей зачисляется очко.
23
«Передай не роняй». По сигналу дети начинают передавать мяч снизу двумя руками друг
другу в заданном порядке стоя в кругу. Мяч передавать не сильно и точно, при передаче
делать обманные движения для соперников.
«Вышибалы». Игроки делятся на две команды . Игроки первой команды (вышибалы)
встают в две линии на расстоянии 7-9 метров лицом друг к другу. Игроки второй команды
занимают
место
между
двумя
линиями.
Вышибалы
по
очереди
бросают
мяч
таким
образом, чтобы он попал в кого-нибудь из игроков второй команды. Тот игрок второй
команды, в которого попал мяч, выбывает из игры. Соответственно, задача игроков
второй команды – увернуться от мяча. Если игрок второй команды поймает брошенный
мяч до того, как мяч коснется пола (то есть поймать его налету до отскока от земли), он
может вернуть любого из ранее «выбитых» игроков в игру. Если попытка не удалась –
игрок выбывает.
«Подвижная цель». Дети встают в большой круг, перед их носками должна быть линия.
Выбирается водящий: он должен встать в центр круга. После сигнала дети должны начать
бросать мяч друг другу и, выбрав момент, попасть им в водящего. Водящий в это время
бегает по кругу и пытается увернуться от мяча. Дети не должны заступать за черту, если
водящий поймает мяч, из игры он не выбывает.
«Ловишка с мячом» Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз,
два, три — мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь! Семь, восемь,
девять — бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в
середину
и
бросает мяч,
стараясь
осалить разбегающихся
в
стороны
детей.Правила:
передавать
мяч,
точно
согласуя
движения
с
ритмом
произносимых
слов;
тот,
кого
запятнает мяч, пропускает один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.
«Снайперы».
Играющие
делятся
на
две
команды.
В
каждой
команде
выбирается
"снайпер", остальные становятся обычными игроками. Размещаются таким образом, что
«снайпер» находится напротив своей команды. "Снайпер" первой команды перебрасывает
мяч своей команде, пытаясь при этом попасть в любого игрока второй команды. Мяч
ловит любой игрок первой команды, перебрасывает своему "снайперу", опять же при этом
пытаясь выбить игрока второй команды. В случае, если игрока выбивают, он не выбывает
из игры, а переходит за линию поля и начинает дальше помогать своему "снайперу". В
случае, если игрок команды поймал мяч "с лету", мяч переходит к этой команде и уже они
начинают
перебрасываться
со
своим
"снайпером".
Мяч,
пойманным
от
земли,
не
считается — игрок выбывает с игрового поля.
«Вызов номеров». Участники выстраиваются в колонны по одному, одна рядом с другой.
Участники каждой команды должны рассчитаться по порядку номеров и запомнить свои
номера.
Преподаватель называет какой-либо порядковый номер, а пары игроков под этим
номером
выполняют
задание.
После
каждой
пробежки
начисляются
очки:
2
—
победителю и 1 — побежденному. За невыполнение пробежки группа не получает ни
одного очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
«Удочка». Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а
водящий в центр круга со скакалкой в руках. (можно также использовать веревочку, на
24
конце которой привязан мешочек с песком).Он начинает вращать скакалку так, чтобы та
скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Игроки подпрыгивают,
стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
«10 передач». Дети становятся парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары
по мячу. Но сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом,
стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без
падения мяча на землю. Вариант. Уронившие мяч пары выходят из игры. Выигрывают те
дети,
которые
дольше
удерживают
мяч.
Методические
указания.
Внимание
детей
обращается на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, бросать его партнеру
на уровне груди.
«Быстро возьми – быстро положи».
Занимающиеся построены в 2-4 колонны. В 8-10 м от
них
на
полу
находятся
мячи.
По
сигналу
стоящие
впереди
выбегают,
берут
мячи,
возвращаются и отдают мяч следующим игрокам, а сами уходят в конец колонны. Игрок,
получив
мяч,
должен
проделать
тот
же
путь.
Выигрывает
команда,
которая
первой
закончит игру и сделает меньше ошибок.
«А ну-ка отними»
Участники располагаются по кругу. Они размыкаются на расстояние
вытянутых рук. Выбирают водящего (или двух), который выходит в середину круга.
Стоящие
по
кругу
начинают
перебрасывать
между
собой
волейбольный
(или
баскетбольный) мяч. Водящий бегает в середине круга Он старается перехватить мяч или
хотя бы дотронуться до мяча рукой, когда мяч находится в воздухе или в руках у игроков.
Если водящему удалось это сделать, на его место идет тот игрок, который последним
бросил мяч, а водящий становится в круг.
«Гонка мячей по кругу» Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга
лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две
группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они
должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают
перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает
группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.
Для игры необходимо два мяча
разного цвета. Чтобы дети поняли правила игры, сначала надо провести ее с небольшой
группой (8—10 человек).
«Горячий мяч». Выбирается водящий, все остальные участники игры встают, образуя
круг. Водящий встает в центр этого круга. Начинаем игру. Дети перебрасывают друг
другу мяч. Цель водящего: осалить того, у кого в руках мяч. Если ему это удалось, то
игрок встает на место водящего, а водящий занимает место в кругу, среди других игроков.
«Зоркий
глаз».
Во
время
ходьбы
или
бега
по
зрительному
сигналу
занимающиеся
выполняют заранее обусловленные действия. Например, поднятая рука вверх означает,
что
учащиеся
должны
выполнить
выпад
вперед
и
принять
обусловленную
стойку
волейболиста. Вариант: поднятые вверх обе руки означают, что надо выполнить два три
приставных
шага,
принять
низкую
стойку
волейболиста
и
проимитировать
передачу
двумя руками сверху.
25
«Падающая палка». Занимающиеся строятся в круг диаметром 6—7 м, рассчитываются по
порядку. В центре круга - водящий, который придерживает за верхний конец палку,
находящуюся в вертикальном положении. Водящий вызывает номер кого-либо из игроков
и отпускает верхний конец палки. Тот, кого вызвали, должен сделать выпад и, не дав
палке упасть, подхватить ее. Если он успел выполнить задание, то возвращается на свое
место, а если не успел, - заменяет водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние
к
палке
увеличивается,
а
играющие
выполняют
бег
с
последующим
прыжком
и
остановкой. Вариант: с освоением навыка передвижения к палке ее можно заменить
мячом и проводить игру «Падающий мяч».
«День и ночь». Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на
расстоянии 1,5 - 2 м. Одна команда — «день», другая — «ночь». У каждой команды на
своей стороне площадки «дом». После слов водящего «день», «день» быстро убегает в
свой «дом», а «ночь» догоняет. Затем все становятся на прежние места; подсчитывают
пойманных. Игра повторяется. Выигрывает команда, которая больше поймает соперников.
Варианты: команды называются «вороны» и «воробьи»; играющие стоят не спиной друг к
Другу, а боком, лицом, сидя.
«Чей отскок дальше». Игра проводится в спортивном зале или в любом месте, где есть
стенка. Игроки поочередно бросают теннисный (резиновый) мяч о стенку снизу (сверху)
одной
рукой.
Фиксируется
дальность
отскока.
Чей
отскок
дальше,
тот
победитель.
Вариант: ограничить участок стенки, о которую производятся броски мяча.
«Кто дальше бросит». Участники делятся на З—4 группы и выстраиваются в шеренги
(одна за другой). Каждый игрок первой шеренги держит малый набивной мяч (хоккейный
или
теннисный).
Судьи
находятся
в
стороне
от
линии
бросков.
У
линии
метания,
расположенной в 2 м от первой шеренги, обозначены линии бросков: на расстоянии 10 м
— первая, на расстоянии 12 —вторая и т. д. По сигналу игроки первой шеренги по
очереди бросают мячи одной рукой снизу или сверху. Судьи оценивают каждый бросок в
очках: мяч, брошенный за первую линию — одно очко, за вторую — два очка и т. д.
Вариант: броски выполняются через веревку, натянутую на определенной высоте (2—3
м); каждый делает по два броска (правой и левой рукой).
«Точная подача». Перед игрой две команды строятся в шеренги за лицевыми линиями
волейбольной
площадки,
которая
по
обеим
сторонам
сетки
разделена
на
несколько
квадратов. В каждом квадрате — цифра, обозначающая количество очков, начисляемое за
попадание после подачи в этот квадрат. Первый игрок одной из команд берет мяч,
называет цифру и посылает мяч через сетку заранее обусловленным способом подачи.
Если
мяч
приземлился
точно
в
указанной
зоне,
игрок
получает
соответствующее
количество
очков.
Если
же
он
упал
в
другую
зону,
из
названного
игроком
числа
высчитывают
2
очка.
В
том
случае,
когда
мяч
заденет
сетку
или
игрок,
подавая,
переступит за линию подачи, очки не начисляются. Игрок, выполнив подачу, встает в
конец
своей
колонны.
Подачи
выполняются
командами
поочередно.
Итоги
подводят
тогда, когда каждый участник игры будет в роли подающего (один или два раза). Сумма
очков определяет команду победительницу.