Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Автор: Алиева Наида Дагировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Елочка" Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой Наименование материала: Методическая разработка Тема: Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Раздел: дошкольное образование
учреждения с семьей
В качестве двух наиболее важных институтов социализации ребенка
выступает семья и дошкольные образовательные учреждения. Воспипательные
функции данных институтов значительно различаются между собой, но не
обходимо, чтобы эти функции дополняли друг друга, поскольку только в этом
случае можно добиться всестороннего развития ребенка.
В настоящее время достаточно трудно вырастить ребенка достойным
членом общества, поскольку каждя семья подвергается давлению проблем
социального, экономического, политического характера и т.д. В попытке
противостоять этим проблемам крайне сложно поддерживать благоприятный
социально-психологический климат в семье, которыя является необходимым
условием для того, чтобы вырастить ребенка полноценной личностью. Особенно
это касается периода дошкольного детства, поскольку дошкольный возраст – один
из наиболее важных в жизни человека, а то, каким он будет, зависит, в первую
очередь, от тех взрослых, которые окружают ребенка – его родителей и
воспитателей в дошкольном образовательном учреждении.
Последние десятилетия характеризуются целым рядом крайне негативных
тенденций, основными из котороых можно назвать следующие:
- родители нередко живут в незарегистрированном браке, который через достаточно
короткое время прекращается и детям приходится жить в неполной семье;
1
- крайне низкий образовательный уровень родителей (особенно это касается
молодых
родителей
в
возрасте
18-23
лет).
У
таких
родителей
отсутствуют
необходимые знания об особенностях развития детей дошкольного возраста, что
приводит к все большему распространению случаев педагогической запущенности
детей;
- крайняя занятость родителей (с условиях экономического кризиса, как правило,
обоим родителям приходится работать, и часто не на одной работе), что приводит к
недостатку времени на общение с ребенком;
-
качество
времени,
проводимого
родителями
с
ребенком,
падает
катастрофически. Вместо того, чтобы играть с ребенком, участвовать в совместных
развивающих
занятиях
и
т.д.,
родители
зачастую
отделываются
от
ребенка
покупкой дорогих игрушек и разрешением бесконтрольно смотреть телевизор, что
негативным образом сказывается на развитии детей дошкольного возраста.
Перед любым воспитателем детского сада всегда встает вопрос: что же именно
нужно сделать для того, чтобы укрепить связь семьи и детского сада с целью
всестороннего и качественного развития личности ребенка дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада должен строить свою работу с семьей таким образом,
чтобы:
-
попытаться
предотвратить
авторитарное
поведение
родителей
во
взаимоотношениях с ребенком;
- донести до родителей мысль о том, что все дети уникальны и нельзя
сравнивать своего ребенка с другими детьми с каких бы то ни было позиций;
- определить слабые и сильные стороны своего ребенка и учитывать их в
процессе воспитания;
- оказывать своему ребенку максимальную эмоциональную поддержку.
2
Система работы с семьями детей должна выстраиваться с опорой на те цели и
задачи, которые ставятся перед работниками ДОУ для того, чтобы максимально
эффективно взаимодействовать с семьей.
В работе с родителями мы используем различные формы, помогающие
сближению воспитателя и родителей, приближающие семью к ДОУ и помогающие
определить максимально эффективные направления воспитательного влияния на
ребенка дошкольного возраста. Среди таких форм можно назвать следующие:
- проведение собраний с родителями (как групповых, так и индивидуальных);
- проведение педагогических бесед с родителями детей;
- проведение круглых столов с родителями детей группы;
- организация «родительских уголков» с актуальной информацией о том, что
просиходит в детском саду;
- работа с родительским комитетом.
- п р и в л е ч е н и е
р о д и т е л е й
в
о ф о р м л е н и и
г р у п п ы .
-участие
родителей
в
подготовке
и
проведении
праздников,
досугов,
утренние приветствия , участие в различных конкурсах.
В том случае, если родители отказываются идти на личный контакт с
воспитателем, можно использовать следующее:
1. Доска объявлений, на которых можно вывешивать информацию о:
родительских
собраниях,
запланированных
в
детском
саду
мероприятиях,
расписании образовательной деятельности. Информация, представленная на досках
объявлений, может дублироваться в устной форме либо дополнять то, что уже было
в беседах с родителями.
2. Брошюры и буклеты, которые помогут родителям глубже ознакомиться с
информацией о деятельности ДОУ.
3. Информационные бюллетени, которые могут быть представлены как в
бумажной, так и в электронной форме (последнее предпочительнее в крупных
3
городах,
где
семьи
могут
жить
достаточно
далеко
от
детского
сада).
Такие
бюллетени могут рассылаться родителями 1-2 раза в месяц с целью:
- информирования родителей о различных мероприятиях, проходящих в детском
саду (праздники, спектакли, экскурсии и т.д.);
- описания наиболее значимых событий, происходящих в детском саду;
- более детального описания видов занятий, которые проводятся в детском саду,
а также возможных направлений поддержки таких занятий в домашних условиях;
- изложения идей, которые помогут в более понятном виде преподнести ту тему,
которая
в
данный
момент
идет
в
группе
(например:
«Моя
Семья»,
«Правила
дорожного движения» и т.д.);
- вынесения благодарностей родителям, активно участвующим в жизни детского
сада;
- просьба родителям о чем-либо (например: о подготовке карнавальных
костюмов детям на Новый год и т.д.).
4. Индивидуальные «кармашки». Такие кармаршки можно повесить на
внутреннюю
сторону
шкафчиков
и
складывать
в
них
записки
воспитателя
о
достижениях и неудачах ребенка, рекомендации родителям и т.д.
5. Дневники детей, которые передаются от воспитателя к родителям и обратно и
которых может содежаться информация об: особых событиях в жизни ребенка, его
здоровье, личностном росте и т.д.
6. Ящики для предложений, в которые родители могут складывать записки, где в
анонимной форме могут выразить свое отношение к тому, что происходит в группе,
дать
какие-либо
советы
воспитателю,
изложить
свои
соображения
на
процесс
воспитания и т.д. Данный способ особенно подходит для тех родителей, которые по
каким-либо причинам не могут или не хотят озвучить свои мысли вслух.
Еще одной весьма эффективной формой являются совместные творческие
занятия родителей с детьми, направленные на выполнение заданий в домашних
4
условиях с тем, чтобы потом принести результаты в детский сад. Из таких работ
потом
можно
устроить
выставку
в
группе.
Подобная
совместная
творческая
деятельность всегда объединяет родителей, детей и педагогов ДОУ и служит еще
одним
средством
выстраивания
партнерских
отношений
воспитателей
детского
сада с родителями.
Современные стандарты дошкольного образования предполагают использование
инновационных технологий, но ни одна из них, даже наиболее адаптированная к
потребностям
ребенка
не
сможет
быть
эффективной,
если
семья
оказывается
выключенной
из
процесса
взаимодействия
с
ребенком.
Ребенок
не
может
существовать в отрыве от семьи. Если нет взаимодействия между ДОУ и семьей, то
ребенок оказывается между двух систем, которые не сообщаются между собой, что
самым пагубным образом сказывается на его развитии и личностном благополучии.
Дошкольное образовательное учреждение и семья должны стать для ребенка
открытыми. Это вовсе не означает, что условия дома должны повторять условия
детского сада, а детский сад будет заниматься решением проблем в семье. Самое
главное – это атмосфера доверия, взаимопонимания и добра между родителями
ребенка и педагогами ДОУ. Только в таком случае можно бужет создать условия,
которые помогут ребенку максимально раскрыть его способности и возможности.
Формы работы с семьей, перечисленные выше, не являются чем-то устоявшимся
и единственно правильным, они могут быть адаптированы под конкретный детский
сад и конкретную семью. Если родителей удастся привлечь больше участвовать в
диалоге с педагогами ДОУ, то это самым положительным образом скажется на
развитии детей.
5