Напоминание

Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей


Автор: Алиева Наида Дагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Елочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Современные проблемы взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей
В качестве двух наиболее важных институтов социализации ребенка выступает семья и дошкольные образовательные учреждения. Воспипательные функции данных институтов значительно различаются между собой, но не обходимо, чтобы эти функции дополняли друг друга, поскольку только в этом случае можно добиться всестороннего развития ребенка. В настоящее время достаточно трудно вырастить ребенка достойным членом общества, поскольку каждя семья подвергается давлению проблем социального, экономического, политического характера и т.д. В попытке противостоять этим проблемам крайне сложно поддерживать благоприятный социально-психологический климат в семье, которыя является необходимым условием для того, чтобы вырастить ребенка полноценной личностью. Особенно это касается периода дошкольного детства, поскольку дошкольный возраст – один из наиболее важных в жизни человека, а то, каким он будет, зависит, в первую очередь, от тех взрослых, которые окружают ребенка – его родителей и воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Последние десятилетия характеризуются целым рядом крайне негативных тенденций, основными из котороых можно назвать следующие: - родители нередко живут в незарегистрированном браке, который через достаточно короткое время прекращается и детям приходится жить в неполной семье; 1
- крайне низкий образовательный уровень родителей (особенно это касается молодых родителей в возрасте 18-23 лет). У таких родителей отсутствуют необходимые знания об особенностях развития детей дошкольного возраста, что приводит к все большему распространению случаев педагогической запущенности детей; - крайняя занятость родителей (с условиях экономического кризиса, как правило, обоим родителям приходится работать, и часто не на одной работе), что приводит к недостатку времени на общение с ребенком; - качество времени, проводимого родителями с ребенком, падает катастрофически. Вместо того, чтобы играть с ребенком, участвовать в совместных развивающих занятиях и т.д., родители зачастую отделываются от ребенка покупкой дорогих игрушек и разрешением бесконтрольно смотреть телевизор, что негативным образом сказывается на развитии детей дошкольного возраста. Перед любым воспитателем детского сада всегда встает вопрос: что же именно нужно сделать для того, чтобы укрепить связь семьи и детского сада с целью всестороннего и качественного развития личности ребенка дошкольного возраста. Воспитатель детского сада должен строить свою работу с семьей таким образом, чтобы: - попытаться предотвратить авторитарное поведение родителей во взаимоотношениях с ребенком; - донести до родителей мысль о том, что все дети уникальны и нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми с каких бы то ни было позиций; - определить слабые и сильные стороны своего ребенка и учитывать их в процессе воспитания; - оказывать своему ребенку максимальную эмоциональную поддержку. 2
Система работы с семьями детей должна выстраиваться с опорой на те цели и задачи, которые ставятся перед работниками ДОУ для того, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с семьей. В работе с родителями мы используем различные формы, помогающие сближению воспитателя и родителей, приближающие семью к ДОУ и помогающие определить максимально эффективные направления воспитательного влияния на ребенка дошкольного возраста. Среди таких форм можно назвать следующие: - проведение собраний с родителями (как групповых, так и индивидуальных); - проведение педагогических бесед с родителями детей; - проведение круглых столов с родителями детей группы; - организация «родительских уголков» с актуальной информацией о том, что просиходит в детском саду; - работа с родительским комитетом.
-
п р и в л е ч е н и е р о д и т е л е й в о ф о р м л е н и и г р у п п ы . -участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, утренние приветствия , участие в различных конкурсах. В том случае, если родители отказываются идти на личный контакт с воспитателем, можно использовать следующее: 1. Доска объявлений, на которых можно вывешивать информацию о: родительских собраниях, запланированных в детском саду мероприятиях, расписании образовательной деятельности. Информация, представленная на досках объявлений, может дублироваться в устной форме либо дополнять то, что уже было в беседах с родителями. 2. Брошюры и буклеты, которые помогут родителям глубже ознакомиться с информацией о деятельности ДОУ. 3. Информационные бюллетени, которые могут быть представлены как в бумажной, так и в электронной форме (последнее предпочительнее в крупных 3
городах, где семьи могут жить достаточно далеко от детского сада). Такие бюллетени могут рассылаться родителями 1-2 раза в месяц с целью: - информирования родителей о различных мероприятиях, проходящих в детском саду (праздники, спектакли, экскурсии и т.д.); - описания наиболее значимых событий, происходящих в детском саду; - более детального описания видов занятий, которые проводятся в детском саду, а также возможных направлений поддержки таких занятий в домашних условиях; - изложения идей, которые помогут в более понятном виде преподнести ту тему, которая в данный момент идет в группе (например: «Моя Семья», «Правила дорожного движения» и т.д.); - вынесения благодарностей родителям, активно участвующим в жизни детского сада; - просьба родителям о чем-либо (например: о подготовке карнавальных костюмов детям на Новый год и т.д.). 4. Индивидуальные «кармашки». Такие кармаршки можно повесить на внутреннюю сторону шкафчиков и складывать в них записки воспитателя о достижениях и неудачах ребенка, рекомендации родителям и т.д. 5. Дневники детей, которые передаются от воспитателя к родителям и обратно и которых может содежаться информация об: особых событиях в жизни ребенка, его здоровье, личностном росте и т.д. 6. Ящики для предложений, в которые родители могут складывать записки, где в анонимной форме могут выразить свое отношение к тому, что происходит в группе, дать какие-либо советы воспитателю, изложить свои соображения на процесс воспитания и т.д. Данный способ особенно подходит для тех родителей, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят озвучить свои мысли вслух. Еще одной весьма эффективной формой являются совместные творческие занятия родителей с детьми, направленные на выполнение заданий в домашних 4
условиях с тем, чтобы потом принести результаты в детский сад. Из таких работ потом можно устроить выставку в группе. Подобная совместная творческая деятельность всегда объединяет родителей, детей и педагогов ДОУ и служит еще одним средством выстраивания партнерских отношений воспитателей детского сада с родителями. Современные стандарты дошкольного образования предполагают использование инновационных технологий, но ни одна из них, даже наиболее адаптированная к потребностям ребенка не сможет быть эффективной, если семья оказывается выключенной из процесса взаимодействия с ребенком. Ребенок не может существовать в отрыве от семьи. Если нет взаимодействия между ДОУ и семьей, то ребенок оказывается между двух систем, которые не сообщаются между собой, что самым пагубным образом сказывается на его развитии и личностном благополучии. Дошкольное образовательное учреждение и семья должны стать для ребенка открытыми. Это вовсе не означает, что условия дома должны повторять условия детского сада, а детский сад будет заниматься решением проблем в семье. Самое главное – это атмосфера доверия, взаимопонимания и добра между родителями ребенка и педагогами ДОУ. Только в таком случае можно бужет создать условия, которые помогут ребенку максимально раскрыть его способности и возможности. Формы работы с семьей, перечисленные выше, не являются чем-то устоявшимся и единственно правильным, они могут быть адаптированы под конкретный детский сад и конкретную семью. Если родителей удастся привлечь больше участвовать в диалоге с педагогами ДОУ, то это самым положительным образом скажется на развитии детей. 5


В раздел образования