Автор: Тетюлина Надежда Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ Школа №53
Населённый пункт: п. Октябрьский Люберецкий район.
Наименование материала: презентация
Тема: "ЛИЧНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ."
Раздел: полное образование
ЛИЧНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ПОДХОД
В ОБУЧЕНИИ
НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ.
Содержание личностно
ориентированного
образования, его средства и
методы структурируются так,
что позволяют ученику
проявить избирательность к
предметному материалу, его
виду и форме, в этих целях
разрабатываются
индивидуальные программы
обучения, которые
моделируют
исследовательское
мышление.
Личностно
–
ориентированное
обучение
играет
важную роль в системе образования. Современное
образование должно быть направленно на развитие
личности
человека,
раскрытие
его
возможностей,
т а л а н т о в ,
с т а н о в л е н и е
с а м о с о з н а н и я ,
самореализации.
Личностно
ориентированное
обучение
предполагает,
что
в
центре
обучения
находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его
неповторимый психологический склад, т. е. ученик
(воспитанник) как личность.
Понятие личностно-
ориентированного обучения
Цель личностно-
ориентированного
обучения состоит в том,
чтобы «заложить в ребенке
механизмы
самореализации,
саморазвития, адаптации,
саморегуляции,
самозащиты,
самовоспитания и другие,
необходимые для
становления самобытного
личностного образа».
Функции личностно-ориентированного обучения, т.е.
образования:
-гуманитарная
,
признание
самоценности
человека,
его
физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и
активной
позиции
в
ней,
личностной
свободы
и
возможности
максимальной
реализации
собственного
потенциала.
Средства
реализации
данной
функции
-
понимание,
общение
и
сотрудничество;
-культуросозидательная
(культурообразующая)
направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие
культуры
средствами
образования.
Механизмы
реализации
-
культурная
идентификация
как
установление
духовной
взаимосвязи
между
человеком
и
его
народом,
принятие
его
ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их
учетом;
-социализации
предполагают
обеспечение
усвоения
и
воспроизводства индивидом социального опыта.
Механизм реализации - рефлексия,
сохранение индивидуальности, творчество как
личностная позиция в любой деятельности
и средство самоопределения.
Содержание личностно-
ориентированного образования:
-помощь школьнику в выстраивании
собственной личности и определении
собственной личностной позиции в жизни:
-выбор значимых для ребенка ценностей
и овладение им определенной
системой знаний,
- выявление интересующих научных и
жизненных проблем и освоение
способов их решения,
-открытие рефлексивного мира
собственного «Я» и умение управлять им.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии
противостоят авторитарному (командному),
обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в
технологии традиционного обучения, создают
атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для
творчества и самоактуализации личности.
Личностно
-
ориентированные
технологии – это педагогические новации,
которые позволяют приспособить учебный
процесс к индивидуальным способностям
школьника, различному уровню сложности
содержания
общения,
специфическим
особенностям каждой школы.
Р а з л и ч а ю т
ч е т ы р е
о с н ов н ы е
г р у п п ы
технологий:
1.объяснительно-иллюстративные;
2.личностно-ориентированные
- разноуровневого обучения,
- коллективного взаимообучения,
- модульного обучения;
3. развивающие;
4. коррекционные.
Традиционный урок
Личностно- ориентированный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме
знаний, умений и навыков
1. Способствует эффективному накоплению
каждым ребенком своего собственного личностного
опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы
детей и демонстрирует им образец правильного
выполнения заданий
2. Предлагает детям на выбор различные учебные
задания и формы работы, поощряет ребят к
самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном
материале, который предлагает сам
3. Стремится выявить реальные интересы детей и
согласовать с ними подбор и организацию учебного
материала
4. Проводит индивидуальные занятия с
отстающими или наиболее подготовленными детьми
4. Ведет индивидуальную работу с каждым
ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность
5. Помогает детям самостоятельно спланировать
свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и
исправляя допущенные ошибки
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать
результаты их работы и исправлять допущенные
ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и
следит за их соблюдением детьми
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать
правила по ведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между деть
ми: поощряет правых и наказывает виноватых
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между
ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать
пути их разрешения
Основные различия между традиционным и
личностно-ориентированным уроком (занятием).
Деятельность учителя на уроке с
личностно-ориентированной направленностью
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех
учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации
учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока.
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и
форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию
различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа
ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал,
почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем
овладели),
но
и
того,
что
понравилось
(не
понравилось)
и
почему,
что
бы
хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
-
О т м е т ка ,
в ы с т а вл я е ма я
у ч е н и ку
в
ко н ц е
у р о ка ,
д ол ж н а
аргументироваться
по
ряду
параметров:
правильности,
самостоятельности,
оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и
подробно
разъясняется,
как
следует
рационально
организовать
свою
учебную работу при выполнении домашнего задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная
система
образования
должна быть нацелена на формирование у
школьника
потребностей
и
умений
самостоятельного освоения новых знаний,
новых
форм
деятельности,
их
анализа
и
соотнесения
с
культурными
ценностями,
способности
и
готовности
к
творческой
работе.
Это
диктует
необходимость
изменения
содержания
и
технологий
образования,
ориентации
на
личностно-
ориентированную
педагогику.
Такая
система
образования
не
может
быть
построена
на
пустом
месте.
Она
берет
начало в глубине традиционной системы
о б р а з о в а н и я ,
т р уд о в
ф и л о с о ф о в ,
психологов, педагогов.