интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию детей "Зимняя сказка"
Автор: Борисенко Ольга Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОАУ детский сад с.Октябрьское Населённый пункт: РБ, Стерлитамакский район, с.Октябрьское Наименование материала: конспект Тема: интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию детей "Зимняя сказка" Раздел: дошкольное образование
Образовательные:
-Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы,
составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
-Совершенствовать
грамматический
строй
речи,
учить
образовывать
качественные
прилагательные,
существительные
с уменьшительно-
ласктельными
суффиксами,
совершенствовать
навыки
употребления
предложно-падежных конструкций.
-Уточнить
и
расширить
представление
о
зиме,
ее
приметах,
о
явлениях
природы.
Воспитательные:
-Фо рми р о ва н и е
н а в ы ко в
с от руд н и ч е с т ва ,
в з а и м о п о н и м а н и я ,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности,
воспитание любви к природе.
-Совершенствовать умение слушать и слышать педагога.
Средства реализации: наборное полотно, снежинки из тонкой белой бумаги
на ниточках
,
иллюстрации с изображением зимы, три разноцветных
рюкзака, картинки с зимней одеждой и обувью, снежок, домики для звукового
анализа, слайды « Что перепутал художник», « скажи с предлогами в, под,
на», запись музыкального фрагмента « Зимние колокольчики».
Ход деятельности:
1.Организационный момент
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте, все! ( садитесь , пожалуйста на стульчики)
Подарите зимушке красивые зимние слова.
Дети передают снежок и называют зимние слова: вьюга, снегопад, метель,
коньки, сугробы, каток, буран, морозные узоры, иней, сосульки и т. д.
2. Игра «Назовите общую часть слов».
Воспитатель : Зимний, зимующий, зимородок. Дети: (Зима)
Воспитатель : Холодный, холодок, холодеть, холодильник. Дети: (Холод)
Воспитатель : Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки.
Дети: (Мороз)
Воспитатель : Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.
Дети: (Лед)
3. Игра «Придумай слово». Образование родственных слов - к слову снег-
снежок-снежинка-снегопад-снеговик-снеговичок-снежки-снегоход-снегокат-
снежный-снежище-снегурочка-снегирь-белоснежный-Белоснежка-
подснежник.
Дыхательная гимнастика « Снежинки»
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели
настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем
на снежинки
- заставьте, пожалуйста наши снежинки кружиться. Медленно наберите
воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на
снежинки.
4. Игра «Закончи предложение».
Дети должны закончить предложение.
Зимой бывает снегопад ,а осенью?
Зимой бывает снег, а летом?
Зимой снег падает, а весной?
Зимой лес спит а весной?
Зимой бывает холодно, а летом?
Зимой растут сугробы, а летом растут?
Зимой катаются на коньках, а летом?
Игра- упражнение на моторику пальцев « Дятел»
Дятел дерево долбит.
Эхо точно повторит (дети топают в ритм стука воспитателя).
5.Путешествие в зимнее царство.
-А сейчас, ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в царство зимней
природы…
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Подарим улыбки друг другу.
- Ребята, я хочу начать наше с вами путешествие со стихотворения А. С.
Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя, на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении?
( выставляю картинку с изображением зимы)
- А что сказано про лес? Прозрачный лес один чернеет. Почему лес
прозрачный и почему он чернеет.
- Потому что зимой деревья голые, без листьев, и в зимнем лесу темные
деревья выделяются и видны издалека. Через ветки можно смотреть в
глубину леса, увидеть, что происходит в лесу.
Пальчиковая гимнастика « Белые снежинки».
Закрутились, завертелись белые снежинки (фонарики).
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки (руки вверх-вниз, шевеля
пальцами).
Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду (руки вниз).
Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду (пальцы в щепотку, разжать).
6. Игра « Собираемся на прогулку»
Перед детьми три разноцветных рюкзака из бумаги).
Картинки с изображением одежды, обуви , головных уборов.
В рюкзак красного цвета- собрать одежду,
Зелёного-обувь,
Синего- головные уборы ( классификация и обобщение)
Динамическая пауза: « Мы бежим с тобой на лыжах».
Мы бежим с тобой на лыжах
дети « скользя» шагают (ходят на лыжах).
Снег холодный лыжи лижет.
скользя, делают поочерёдно ногами полукруг
А потом на коньках
бегут на коньках
Но упали мы. Ах!
приседают.
А потом снежки лепили.
п
оказывают, как лепят снежки
А потом без сил упали.
падают.
Но на место мы попали.
бегут по кругу
.
7. Упражнение: « Лыжи едут».
( цель: отработать артикуляцию и дикцию речи).
Лыжи едут скрежища
Ж - Ч - ЩА, Ж - Ч - ЩА
Так работает мотор
Р-Р-Р-Р-Р
Вот я выглянул в окно
О-О-О-О-О
Ветер обдувает нос
С-С-СС-С-С
На поля спустилась ночь
Ч-Ч-Ч,Ч-Ч-Ч
Вот и эти сутки прочь
Ч-Ч-Ч, Ч-Ч-Ч
8 Звуковой анализ слова Зима
Давайте, сначала произнесём слово вместе, выделяя каждый звук.
-Выделяем первый звук - зззззима.
-Второй звук - зиииима.
-Третий звук - зиммма.
-Четвёртый - зимаааа.
-Сколько всего звуков в слове "зима"?
-Ребята, давайте сейчас каждый из вас самостоятельно разберёт слово "зима"
на своих столах с помощью фишек. ( звуковые домики)
После того, как дети самостоятельно выполнят задание, воспитатель вместе с
детьми проверяет правильность выполнения звукового анализа слова на
доске.
Игра «Что делает?» (подбор однородных сказуемых).
- А что снег делает? (идёт, тает, сверкает, скрипит и т. д.)
- Что ещё может идти? (часы, человек), тает? (мороженое, лёд),
летает? (самолёт, птица), падает? (яблоко, камень).
ТРИЗ « Зима: хорошо или плохо?»
Два круга: белый и чёрный.
-Назовите, пожалуйста, хорошие стороны зимы.
Ответы детей: (Можно кататься на санках, коньках, ледянках, играть в хоккей,
в снежки, Новый год и т. д…)- картинки на белый круг.
-
Назовите, пожалуйста, плохие стороны зимы.
Ответы детей: (Сильные морозы, нельзя гулять, дни короткие, солнце не
греет, гололёд, много снега – нужно убирать и т.д.)-картинки на чёрный круг.
9 Работа со слайдом « Что перепутал художник?» ( приметы зимы)
10 Работа со слайдом « закрепление предлогов : В, на, под- снежинка упала
на варежку, на санки, на пальто и.т.д.)
11 Работа со слайдом: стихотворение по мнемотаблице
Ты мороз, мороз, мороз
Не показывай свой нос
Уходи скорей домой
Стужу уводи с собой
А мы саночки возьмём
И на улицу пойдём
С.момент: входит Волшебница–Зима ( звучит голос в записи)
День сегодня непростой
Я пришла проститься с вами!
Над полями, над лесами
Долго я была хозяйкой.
Теплой белою фуфайкой
Землю – мать укрыть старалась
Вся природа окуналась
В белоснежный мой наряд
Все три месяца подряд.
Не боялись меня дети,
Не пугал их снег и ветер:
На коньках, на лыжах, санках
В шубах, варежках и шапках
На морозе веселились,
А домой не торопились!
Как могла я вам служила,
Праздник дивный подарила.
С разноцветными огнями,
С елкой, конфетти, шарами.
Время быстро пролетело
Я заметить не успела,
Что закончен мой черед
Вслед за мной Весна идет!
А на память о себе я хочу оставить звучание зимних колокольчиков. Дети
берут снежинки и под звуки колокольчиков танцуют.