Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук"


Автор: Юсупова Милавша Равеловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 207
Населённый пункт: г.УЛЬЯНОВСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Мир детства целиком зависит от нас,

взрослых и наша основная задача — разжечь в детях огонек познания нового и интересного. С

первого года работы воспитателем я постоянно чувствую необходимость творческого освоения

новых педагогических приемов. Работая с детьми разного возраста, имею возможность

наблюдать, как м е н я е т с я а к т и в н о с т ь , м о т и в а ц и я , п оя в л я е т с я в о з м ож н о с т ь

дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребенка. Достойное выполнение

профессионального долга требует от меня ряда обязательств: объективно оценивать собственные

возможности, знать свои сильные и слабые стороны, обладать общей культурой. Анализируя свой

опыт работы, пришла к убеждению, что необходимо: - учиться всему и постоянно, - работу с

детьми строить на основе уважения ребенка как личности и равноправного партнера в различных

видах деятельности, - общение с родителями строить как процесс сотрудничества для

формирования единых интересов, требований и правил. Общаясь с учителями начальных классов,

пришла к выводу, что в школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма,

так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает

работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и

произвольного внимания. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и

творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще

окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память,

восприятие, мышление, внимание. У большинства современных детей отмечается общее

моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады просят

приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать

шнурки. 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками:

перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики руки, общая неготовность большинства

современных детей к письму. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью

не все в порядке, то наверняка есть проблемы с моторикой. Известно, что развитие левой

височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих

сложнейших психических функций связаны с мелкой моторикой рук. Василий Александрович

Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Способов,

позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много - это пальчиковые игры, и

специальные игрушки, и занятие рукоделием и т.д. Изучив литературу я создала для себя систему

работы по развитию мелкой моторики . Использую следующие формы организации детской

деятельности: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. В дошкольном возрасте основной

вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего

игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд

являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка;

они в первую очередь используются мной в интересах развития детей. Игры и занятия,

способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют

зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас, развивают

интерес, познавательные способности ребенка, считаются делом интересным и полезным для

выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. В работе я применяю следующие

методы и приемы: Художественно-продуктивная деятельность является одним из основных

способов развития мелкой моторики. Продуктивная творческая деятельность детей направлена на

развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это

деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого. Творить своими

руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт. В процессе деятельности дети рисуют,

склеивают, вырезают, конструируют, лепят. Таким образом, развивается мелкая моторика,

тактильная чувствительность пальцев, приобретаются навыки работы с материалами и

инструментами, появляется интерес к творчеству, выявляется способность мыслить нестандартно.

Лепка помогает формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в

окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти

или рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует

развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Для лепки мы используем глину,

пластилин, соление тесто. Работая с ними ребята узнают общие и отличительные свойства этих

материалов, особенности изготовления поделок из них. Очень нравится детям работа с тестом.

Тесто пластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Поделки из теста

древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. Работа с

тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных

движений, координации, тактильных ощущений. В изодеятельности мною используются приемы

рисования пальчиками, печатками, восковыми мелками, ластиком и т.д. Одним из интересных

способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Ему я

уделяю особое значение. Работа с бумагой воздействует на развитие мелкой моторики и таких

психических процессов ребенка, как: внимание, память, мышление, воображение, а

следовательно на развитие интеллекта в целом. Занятие бумагопластикой не только развивает

мелкую моторику, но и способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности,

активности и самостоятельности детей. В процессе упражнений проводятся эксперименты с

формой на плоскости, в объеме и пространстве. Обучение выстраивается как игра, в

последовательную цепочку технологических приемов: «складывание», «скручивание»,

«сминание» разрывание, сгибание, разрезание. Несмотря на свою привлекательность,

конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом

деятельности, Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений. В

работе мною используются различные способы выполнения изделий из бумаги и картона с

использованием самых разнообразных техник: аппликация, мозаика, вырезание, оригами,

конструирование, квилинг. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости

является оригами – японское искусство складывания бумаги. Это самый простой и доступный вид

декоративно-прикладного творчества. Оригами развивает мелкую моторику рук, что благотворно

отражается на умственном развитии ребенка. Совершенствуя и координируя движения пальцев и

кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на

развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и

формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере

надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Занятия оригами

дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение

к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить

конструктивные, изобразительные и творческие способности. Во второй половине дня мы с

детьми занимаемся в кружке «Волшебная бумага». Я также начала осваивать вместе с детьми

технику изонити, что является отличным средством для развития движения пальцев руки. Изонить

– техника, напоминающая вышивание и используется мной на занятиях с детьми

подготовительной к школе группе. Эта техника заключается в создании художественного образа

путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью способствуют развитию у

ребенка: - мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны

коры головного мозга: - сенсорного восприятия; - глазомера; - логического мышления; -

воображения; - волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);

-художественных способностей и эстетического вкуса. Дети приобретают практические навыки:

владение иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда,

закрепляют ранее полученные знания о геометрических фигурах, счете, ориентировки на

плоскости, плоскостному моделированию(умению составлять из окружностей и углов

изображения предметов и композиций, развивают объяснительную и доказательную речь. В

работе с данной техникой использую цикл занятий . Огромное значение в работе по развитию

мелкой моторики детей дошкольного возраста имеет правильно организованная работа с

родителями по данному вопросу, ведь не секрет, что развитие мелкой моторики рук начинается с

самого раннего детства ребенка. Многие родители не придают значения развитию движений

детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для

возникновения речи, но и для ее дальнейшего совершенствования. О проблемах с координацией

движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой, что

оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации,

приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Задача педагогов и

детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Чтобы

заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение

в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Доказано,

что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока -Белобока», «Коза рогатая» и другие

не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в

коре больших полушарий мозга, значит, нужно больше времени уделять развитию мелкой

моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации. При этом интеллект ребенка развивается

самым естественным, здоровым образом. Уровень развития мелкой моторики - один из

показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят, о мелкой

моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцев рук. Ребёнок, у которого

достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий

уровень развития памяти и внимания, связной речи. И подводя итог выше сказанному, хочется

отметить, что повышая уровень развития мелкой моторики детей – мы способствуем развитию их

внимания, памяти, готовности руки к письму, умения логически рассуждать, позволяет

сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить

ребенка к школе.

Организация и проведение прогулки в детском саду (общие методические рекомендации)

Подготовила заместитель заведующего по воспитательно- методической работе МБДОУ детский

сад № 66 «Непоседы» Е.И. Топоркова Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без

прогулки, потерян для его здоровья" Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности

воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Прогулка обязательный элемент режима дня в ДОУ. Прогулка проводится: Осенне-весенний

период – 2 раза в день (утром и вечером) общее время прогулки 4-4,5 часов Летний

оздоровительный период – всё время пребывания детей в ДОУ (за исключением приёма пищи и

сна) Виды прогулки: • На территории ДОУ; • Прогулки-походы, прогулки-экскурсии с выходом за

пределы территории ДОУ. - развивает умственные способности и наблюдательность (дети

получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных

изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают

элементарную зависимость между явлениями в природе); - дает возможность знакомить детей с

родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы,

строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.; - удовлетворяет естественную биологическую

потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение,

газообмен, улучшают аппетит; - дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся

подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми; - у детей вырабатываются двигательные умения

и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус; - на прогулке решаются

задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Таким

образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи

всестороннего развития детей. На прогулке необходимо соблюдение интеграции всех

направлений образовательной программы: Физическое развитие Социально- коммуникативное

развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие

Задачи образовательного направления «Физическое развитие» - развитие физических качеств; -

накопление и обогащение двигательного опыта детей; - сохранение и укрепление физического и

психического здоровья детей. Они решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и

развития основных движений Задачи образовательного направления «Социально-

коммуникативное развитие» - формирование представлений об опасных для человека и

окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в - приобщение к правилам

безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передача детям знаний о

правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного

средства; - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым

нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - формирование гендерной,

семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к

мировому сообществу; - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения - к

собственному труду, труду других людей и его результатам; Задачи образовательных направлений

«Познавательное развитие» и «Речевое развитие»: - сенсорное развитие; - развитие

познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; -

формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной

картины мира, расширение кругозора детей; - развитие свободного общения со взрослыми и

детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического

строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической

форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение

воспитанниками нормами речи. Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых

поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами

окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических

игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие. Взаимодействуя

с дошкольниками, воспитатель может использовать несколько педагогических позиций: -

партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение»,

«Мне тоже интересно узнать об этом»); - обращения за помощью к детям («У меня это почему-то

не получается», «Я забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?») Такое

взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и

чувствовать себя компетентными. При организации прогулки следует соблюдать разумное

чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей,

специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической

деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и

отдыха. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении

активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности. Прогулка

должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и

создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный

тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах

деятельности. Комфортное состояние детей на прогулке обеспечивается ее интересным

содержанием. Воспитатель планирует прогулку на каждый день работы. В любое время года при

проведении прогулки каждый воспитатель обязан наблюдать за самочувствием и тепловым

состоянием детей, не допуская перегревания Перед выходом на прогулку воспитатель

организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной

комнаты. Проводит обязательный инструктаж о правилах поведения на прогулке, пользовании

постройками и оборудованием детского сада, правилах поведении на лестничных маршах и

движению по коридору ДОУ. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки

необходимо, соблюдая алгоритм одевания: Причины обязательности соблюдения алгоритма: 1.

Сокращается время одевания и раздевания детей, все дети одновременно выполняют одевание

определённого элемента, что помогает воспитателю практически индивидуально наблюдать

каждого ребёнка. 2. В процессе одновременного одевания или раздевания определённого

элемента одежды воспитатель может пополнять лексический словарь детей, задавать вопросы,

развивающие логику, сообразительность, речь, мышление. 3. Воспитатель не повышает голос на

детей, а значит процесс подготовки к прогулке и возвращения с прогулки становится более

комфортным для детей с разным уровнем навыков одевания и раздевания. Няня в обязательном

порядке принимает участие в одевании детей младшего возраста и помогает доодеться детям

старшего возраста. Обязательно сопровождает детей на прогулку в любом возрасте.

Структурными компонентами прогулки являются: - разнообразные наблюдения; - основные

движения и подвижные игры; - индивидуальная работа /дидактические игры; - трудовая

деятельность; - самостоятельная игровая деятельность детей. Каждый из обязательных

компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25

минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Обязательно в

течение года проводится вечерняя прогулка. Не проводятся: наблюдение и трудовая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от

вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной

познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся

подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или

музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Содержание

прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом

предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в

соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе. Наблюдения –

основной метод обучения. Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими,

интересными, в старшем возрасте наблюдения могут составлять от 15 до 25 минут. Проводить их

надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть: - живая природа (растения и животные); - неживая природа

(сезонные изменения и различные явления природы: дождь, снег, текущие ручьи); - труд

взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д. Виды наблюдения:

- кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и

качествах предметов или явлений (дети учатся различать форму, цвет, величину,

пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с

животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.; - длительные наблюдения

организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных

изменениях в природе; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что

было раньше. Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную

последовательность: 1. Устанавливаются факты; 2. Формируются связи между частями объекта; 3.

Идет накопление представлений у детей; 4. Проводятся сопоставления; 5. Делаются выводы и

устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее. Во время

проведения подвижных игр с детьми на прогулке: - расширяется двигательный опыт детей; -

совершенствуются навыки в основных движениях; - развиваются физические качества; -

формируются самостоятельность и активность; - устанавливаются положительные

взаимоотношения со сверстниками. Дневная прогулка – наиболее благоприятное время для

проведения подвижных игр и физических упражнений. На прогулке воспитатель использует

разнообразные упражнения в основных видах движений, например, пробежки с разной

скоростью небольшими подгруппами, упражнения в прыжках, метании, бросании и ловле мяча

(цель–подготовка к спортивным играм), различные виды с мячом и др. В летний период

воспитатель должен обеспечить проведение двигательной активности рано утром или на дневной

прогулке до наступления жары. В жаркие дни дневную прогулку следует заканчивать до 11 часов

дня. Младший возраст – 6-10 минут. Старший возраст – 10-15 минут Каждый месяц разучивание 2-

3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). • В младшем возрасте

рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). • В средней группе

воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может

справиться с этой задачей). В старшей и подготовительной группе проводятся игры- эстафеты,

спортивные игры, игры с элементами соревнования, спортивные упражнения. К спортивным

упражнениям относятся: катание на велосипедах, самокатах (специально организованные, под

наблюдение педагога, на спортивной площадке или площадке ПДД). К спортивным играм

относятся: городки, баскетбол, бадминтон. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой

малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку. Подвижная игра Являются

одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени: -в

младшем возрасте 3-4 минуты, -в старшем 5-6 минут. Каждая дидактическая игра состоит из: -

дидактической задачи; - содержания; - правил; - игровых ситуаций. При использовании д/игры

воспитатель должен следовать педагогическим принципам: - опираться на уже имеющиеся у

детей знания; - задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям; -

постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; - конкретно и четко объяснять

правила. Виды дидактических игр: - игры с предметами (игрушками или природным материалом);

- словесные игры. Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические

упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое

упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход

наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или

кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее. Большое

воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого

ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности не

превышали: В младшем возрасте - 5-19 минут В старшем возрасте - 15-20 минут Формами

организации труда детей являются: - индивидуальные трудовые поручения; - работа в группах; -

коллективный труд. Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных

группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и

умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения

принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. • В

младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых

операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно

привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу

организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга • В

средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые

поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение

всего задания – последовательные этапы. • У детей старшего возраста необходимо сформировать

умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить

последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься

трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Во время самостоятельной

игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий,

повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-

ролевых игр. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным

материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т.д. Интерес к творческим играм развивается

у детей с 3-4 лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы

деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. Расцвет ролевой игры

начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6

лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

Характер и продолжительность самостоятельной двигательной деятельности детей зависят от

индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды; • В зависимости от

погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной

интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Организацию

двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на

конкретные метеоусловия. • Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без

движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные,

которых следует вовлекать в подвижные игры. • Игры с высоким уровнем интенсивности

движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в

этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере

дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения

аппетита В соответствии с календарно-тематическим планированием воспитатель осуществляет

индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или

художественно-эстетическому развитию детей. Индивидуальная работа включает: • Разучивание,

закрепление физкультурных упражнений • Заучивание, повторение стихотворений, пословиц,

поговорок, чистоговорок • Отработка звукопроизношения • Беседы, упражнения по

рекомендации узких специалистов • Закрепление изученного ранее материала В зависимости от

целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для

различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.

Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную

безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять

постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки Возвращение детей с

прогулки происходит также по определённому алгоритму: 1)Воспитатель собирает детей возле

себя и обращает внимание на то, что необходимо собрать вынесенные на прогулку игрушки,

проверяет выполнение поручения (можно провести игру-соревнование «Кто быстрее уберёт

игрушки- мальчики или девочки») 2)Воспитатель собирает песок в горку и закрывает песочницу

крышкой 3)Детям даётся информация о том, что они возвращаются в группу, с целью (например

обеда)- можно вкусно рассказать о том, что они будут кушать и как постарались повара, чтобы

обед получился вкусным. 4)Перед тем как зайти в помещение необходимо напомнить о том, как

дети поднимаются по лестнице и чего делать нельзя (например, трогать грязными руками стены и

рисунки) 5)Для того, чтобы организовать поточный вход в детский сад можно предложить детям

речевые или интеллектуальные задания (для старших детей это необходимо принять как

обязательный элемент) 6)После возвращения в раздевалку: дети раздеваются в обратной

последовательности одеванию воспитатель в обязательном порядке проводит полные

гигиенические процедуры В летний период ОБЯЗАТЕЛЬНО мытьё ног «Высокое мастерство в

сочетании с творчеством и фантазией, а главное - любовь к детям, сделают прогулку удивительной

и неповторимой». Литература: • Т.Л.Богина,Н.Т.Терехова «Режим дня в детском саду», М.,

Просвещение, 1987г. • Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина «Игры и развлечения детей на

воздухе», М., Просвещение, 1983г. • Е.Т.Смирнова «Гигиенические основы воспитания в

дошкольных учреждениях», М., Просвещение, 1973г. • А.П.Чабовская «Основы педиатрии и

гигиены детей дошкольного возраста», М., Просвещение, 1980г. • Г.Н.Пантедеева «Эстетика

участка дошкольного учреждения», М., Просвещение, 1988г. • В.М.Изгаршева, Т.П.Сафонова

«Детский сад» (книга для заведующих), М., Просвещение , 1982г. • Л.Н.Павлова «Организация

жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста» М., Айрис-Пресс, 2006г. •

С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами» М., Мозаика-Синтез, 2006 «Сестра-

воспитательница яслей и младших групп детских садов». М., Медицина, 1987г. • М.Ф.Литвинова

«Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3- го года жизни» М., Линка-Пресс, 2005г. •

В.М.Петров, Г.И.Гришина, Л.Д.Короткова «Летние праздники, игры и

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Мир детства целиком зависит от нас,

взрослых и наша основная задача — разжечь в детях огонек познания нового и интересного. С

первого года работы воспитателем я постоянно чувствую необходимость творческого освоения

новых педагогических приемов. Работая с детьми разного возраста, имею возможность

наблюдать, как м е н я е т с я а к т и в н о с т ь , м о т и в а ц и я , п оя в л я е т с я в о з м ож н о с т ь

дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребенка. Достойное выполнение

профессионального долга требует от меня ряда обязательств: объективно оценивать собственные

возможности, знать свои сильные и слабые стороны, обладать общей культурой. Анализируя свой

опыт работы, пришла к убеждению, что необходимо: - учиться всему и постоянно, - работу с

детьми строить на основе уважения ребенка как личности и равноправного партнера в различных

видах деятельности, - общение с родителями строить как процесс сотрудничества для

формирования единых интересов, требований и правил. Общаясь с учителями начальных классов,

пришла к выводу, что в школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма,

так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает

работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и

произвольного внимания. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и

творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще

окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память,

восприятие, мышление, внимание. У большинства современных детей отмечается общее

моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады просят

приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать

шнурки. 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками:

перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики руки, общая неготовность большинства

современных детей к письму. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью

не все в порядке, то наверняка есть проблемы с моторикой. Известно, что развитие левой

височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих

сложнейших психических функций связаны с мелкой моторикой рук. Василий Александрович

Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Способов,

позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много - это пальчиковые игры, и

специальные игрушки, и занятие рукоделием и т.д. Изучив литературу я создала для себя систему

работы по развитию мелкой моторики . Использую следующие формы организации детской

деятельности: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. В дошкольном возрасте основной

вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего

игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд

являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка;

они в первую очередь используются мной в интересах развития детей. Игры и занятия,

способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют

зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас, развивают

интерес, познавательные способности ребенка, считаются делом интересным и полезным для

выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. В работе я применяю следующие

методы и приемы: Художественно-продуктивная деятельность является одним из основных

способов развития мелкой моторики. Продуктивная творческая деятельность детей направлена на

развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это

деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого. Творить своими

руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт. В процессе деятельности дети рисуют,

склеивают, вырезают, конструируют, лепят. Таким образом, развивается мелкая моторика,

тактильная чувствительность пальцев, приобретаются навыки работы с материалами и

инструментами, появляется интерес к творчеству, выявляется способность мыслить нестандартно.

Лепка помогает формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в

окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти

или рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует

развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Для лепки мы используем глину,

пластилин, соление тесто. Работая с ними ребята узнают общие и отличительные свойства этих

материалов, особенности изготовления поделок из них. Очень нравится детям работа с тестом.

Тесто пластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Поделки из теста

древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. Работа с

тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных

движений, координации, тактильных ощущений. В изодеятельности мною используются приемы

рисования пальчиками, печатками, восковыми мелками, ластиком и т.д. Одним из интересных

способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Ему я

уделяю особое значение. Работа с бумагой воздействует на развитие мелкой моторики и таких

психических процессов ребенка, как: внимание, память, мышление, воображение, а

следовательно на развитие интеллекта в целом. Занятие бумагопластикой не только развивает

мелкую моторику, но и способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности,

активности и самостоятельности детей. В процессе упражнений проводятся эксперименты с

формой на плоскости, в объеме и пространстве. Обучение выстраивается как игра, в

последовательную цепочку технологических приемов: «складывание», «скручивание»,

«сминание» разрывание, сгибание, разрезание. Несмотря на свою привлекательность,

конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом

деятельности, Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений. В

работе мною используются различные способы выполнения изделий из бумаги и картона с

использованием самых разнообразных техник: аппликация, мозаика, вырезание, оригами,

конструирование, квилинг. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости

является оригами – японское искусство складывания бумаги. Это самый простой и доступный вид

декоративно-прикладного творчества. Оригами развивает мелкую моторику рук, что благотворно

отражается на умственном развитии ребенка. Совершенствуя и координируя движения пальцев и

кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на

развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и

формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере

надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Занятия оригами

дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение

к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить

конструктивные, изобразительные и творческие способности. Во второй половине дня мы с

детьми занимаемся в кружке «Волшебная бумага». Я также начала осваивать вместе с детьми

технику изонити, что является отличным средством для развития движения пальцев руки. Изонить

– техника, напоминающая вышивание и используется мной на занятиях с детьми

подготовительной к школе группе. Эта техника заключается в создании художественного образа

путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью способствуют развитию у

ребенка: - мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны

коры головного мозга: - сенсорного восприятия; - глазомера; - логического мышления; -

воображения; - волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);

-художественных способностей и эстетического вкуса. Дети приобретают практические навыки:

владение иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда,

закрепляют ранее полученные знания о геометрических фигурах, счете, ориентировки на

плоскости, плоскостному моделированию(умению составлять из окружностей и углов

изображения предметов и композиций, развивают объяснительную и доказательную речь. В

работе с данной техникой использую цикл занятий . Огромное значение в работе по развитию

мелкой моторики детей дошкольного возраста имеет правильно организованная работа с

родителями по данному вопросу, ведь не секрет, что развитие мелкой моторики рук начинается с

самого раннего детства ребенка. Многие родители не придают значения развитию движений

детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для

возникновения речи, но и для ее дальнейшего совершенствования. О проблемах с координацией

движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой, что

оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации,

приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Задача педагогов и

детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Чтобы

заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение

в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Доказано,

что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока -Белобока», «Коза рогатая» и другие

не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в

коре больших полушарий мозга, значит, нужно больше времени уделять развитию мелкой

моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации. При этом интеллект ребенка развивается

самым естественным, здоровым образом. Уровень развития мелкой моторики - один из

показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят, о мелкой

моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцев рук. Ребёнок, у которого

достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий

уровень развития памяти и внимания, связной речи. И подводя итог выше сказанному, хочется

отметить, что повышая уровень развития мелкой моторики детей – мы способствуем развитию их

внимания, памяти, готовности руки к письму, умения логически рассуждать, позволяет

сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить

ребенка к школе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему

«Безопасность в нашей группе» с использованием здоровье сберегающей технологии Автор:

Юсупова М.Р. Цель: развитие познавательной активности детей через обогащение их

представлений о правилах безопасного поведения в группе. Задачи: 1. Закрепить знания детей о

своей группе. 2. Развивать умение ориентироваться в групповом пространстве. 3. Воспитывать у

детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. 4. Развивать чувство

безопасности и самосохранения. Материал: картинки, набор посуды. Ход НОД: Организационный

момент. Воспитатель: Ребята, вам нравится наша группа? Дети: Да, нравится. Воспитатель: А что

больше всего нравится в нашей группе? Дети: игрушки, книжки и др. Воспитатель: Я очень рада,

что вы любите нашу группу. Воспитатель: Ребята, но если быть неосторожным, то в нашей группе с

кем- то из вас может случиться беда. Давайте вместе подумаем, какая же беда может случиться

(подводит к столу с посудой). Воспитатель: Какая беда может случиться около этого стола? Дети:

Может разбиться посуда. Слушание рассказа и его обсуждение. Воспитатель: А теперь предлагаю

послушать такой рассказ: «Однажды расшалился Витя и стал бегать по группе. Зацепил он рукой

угол стола. Стол закачался. А на нем стояла посуда с горячим супом». Воспитатель: Ребята,

подумайте, что может произойти с посудой и Витей? Дети: Посуда разбиться, Витя может

порезаться. Воспитатель: Правильно ребята, посуда от удара может разбиться. Посуда хрупкая от

удара она может разбиться. А горячий суп попасть на Витю и других ребят. А осколками от посуды

можно пораниться. Воспитатель: Ребята, а у нас еще есть в группе хрупкие предметы, которые

могут разбиться? (вывешиваем картинки) Дети: Окно, ваза и др. Воспитатель: Все хрупкие

предметы таят в себе опасность для здоровья человека. Они бьются и осколками можно поранить

своё тело. Запомните это ребята и будьте с такими предметами всегда осторожны. Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, а деревянные предметы могут быть опасными? Дети: Да. Воспитатель:

Какие вы знаете деревянные предметы? (картинки) Дети: Стол, стулья, шкаф и др. Воспитатель:

Стекло очень тонкое и хрупкое, может разбиться, деревянные предметы не бьются, они твёрдые

(ощупывают руками деревянные предметы). Воспитатель: Из-за того, что они твердые, эти

предметы тоже могут быть опасными для человека. Воспитатель: Представьте себе, что кто-то из

вас очень быстро побежал, а на его пути стоит твердый деревянный стол. Что может случиться?

Дети: Можно споткнуться и удариться. Физкультминутка: Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. Ножками топчут: топ, топ, топ! Весело хохочут: ха, ха,

ха! Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки

свободные) Воспитатель: Ребята, вы знаете, еще двери могут быть опасными вот в какой

ситуации? Дети: Можно прищемить пальцы. (Опыт: воспитатель подкладывает карандаш в то

место, где крепятся петли и резко закрывает дверь – карандаш ломается) Воспитатель: Ребята,

никогда не беритесь рукой за то место на двери, потому что это очень опасно. Что может быть с

рукой или ногой? Воспитатель: А теперь покажите мне, где еще в группе у нас опасные двери?

Дети: В спальню, в приемную и др. Ситуация общения «Опасности на высоте» Воспитатель

показывает картинки - Кто у нас смелый? Кто не боится высоты? - Еще одна опасность

подстерегает детей на высоте. Подумайте, что может случиться с ребенком? (картинки)

Воспитатель: А где может случиться беда на высоте? Дети: На стульях, на кровати Заключительный

этап. Воспитатель: Ребята, как много опасных ситуаций подстерегают детей, которые не знают

правила безопасности. Но нам эти беды не грозят, потому что вы все эти правила знаете и сможете

рассказать ребятам, которых сегодня нет. Сможете? Дети: Да Рефлексия «Картинки перепутались»

Воспитатель нечаянно путает картинки с опасными предметами и предметные картинки: - Ой,

ребята, что же я наделала. Все картинки перепутались, что же мы теперь расскажем ребятам.

Давайте выберем и приклеим картинки с опасными предметами, чтоб их больше никогда не

перепутать.



В раздел образования