Автор: Галиева Светлана Аснафовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с "Березка" Населённый пункт: Тюменская область, с.Толька Наименование материала: Рекомендация для родителей Тема: Игра в будни и праздники Раздел: дошкольное образование
Для любознательных родителей
Игра в будни и праздники
На протяжении всей истории человечества игры готовили ребёнка к жизни,
осуществляли
связь
между
поколениями,
способствовали
передаче
культурных
и
нравственных ценностей, успешно развивали эмоциональную сферу детей и взрослых.
Последнее сегодня особенно важно.
В современной социокультурной
среде обилие информации, обрушивающейся на
дошкольника, формирует вполне эрудированного человека. Но ребёнок
не
успевает
почувствовать
и
выработать
собственное
отношение
к
усвоенным
знаниям.
Эмоциональное
развитее
«задавлено»
интеллектуальным.
Произошло
нарушение
в
структуре развития, при котором эмоциональном сфера стала отставать. Примером тому
служит
эмоциональном
инфантилизм
у
детей.
По
интеллектуальному
багажу
это
маленькие взрослые, а по эмоциональному – младенцы. Многие родители жалуются, что
дети читают Г.Гегеля, Т. Манна, но совершенно равнодушны к горю близкого человека .
Но также плохо, когда эмоциональная сфера развита сильнее интеллектуальной. В
неблагополучных
семьях
дети
остро
переживают
ссоры
родителей.
Взрослые
сосредоточиваются на собственных проблемах, а ребёнок, не получая знаний, не может
осмыслить свои переживания и со временем привыкает к этому состоянию. В конечном
счёте, эмоциональная сфера заглушает интеллектуальную и становится доминирующей.
Поэтому
в
неблагополучных
семьях
чаще
встречается
неуспевающие
дети.
Это
происходит
не
потому,
что
они
заведомо
неспособны,
а
в
силу
ослабления
интеллектуального потенциала, так как их внимание сосредоточено
на собственных
переживаниях. Другие - эмоционально «продвинутые» - строя свое поведение по иной
схеме. Они озлоблены, замкнуты, раздражительны, доставляют много хлопот учителям и
родителям.
Чтобы
избежать
негативных
ситуаций
в
семье,
следует
чаще
устраивать
совместные
праздники,
где
игре
освободится
ведущая
роль.
Очень
важно
в
самый
сенситивный
(чувствительный) период развития ребенка,
до поступления в школу,
создать с помощью разнообразных игр зону наивысшего эмоционального благополучия.
Мы
рекомендуем
родителям
использовать
для
детских
праздников
и
совместной
деятельности следующие игры:
Игрушки.
Ведущий говорит слово:
«неваляшка» - дети раскачиваются из стороны в сторону,
услышав слово «солдатик» - начинают маршировать,
слово «юла» - туловищем совершают круговые движения,
«мячик» - весело подпрыгивают ,
«погремушка» - дружно хлопают в ладоши над головой .
Ведущий может изменять показ, темп, а ребята должны внимательно следить за
его словами и действиями и правильно выполнять обусловленные движения.
Веселый мячик
Дети становятся в круг и передают мячик соседу справа со словами :
Ты катись, веселый мячик,
Быстро – быстро по рукам.
У кого веселый мячик –
Гопака танцует нам.
У кого мячик окажется в руках в конце четверостишия, тот исполняет танец.
Колпак
Ведущий произносит:
Колпак мой треугольник,
Треугольный мой колпак,
А если колпак не треугольный,
То не мой колпак.
Дети в след, за ведущим хором повторяют это четверостишие. Потом ещё раз
произносят
его,
но
уже
вместо
слова
«треугольный»
показывают
треугольник
пальцами, произносить это слово вслух нельзя. В следующем повторе слова «мой»
дети указывают рукой на себя. В третьем повторе вместо слова «колпак» заменяется
показом
колпака
над
головой.
Затем
все
слова
четверостишия
заменяются
движениями. Получается своеобразная пантомима.
Кузнечик
Дети внимательно слушают ведущего и выполняют движения :
Поднимите плечики. (Дети поднимают плечи.)
Прыгайте, кузнечики! (Прыгают на месте.)
Прыг-скок, прыг-скок!
Стоп! Сели! ( Останавливаются, садятся.)
Травушку покушали ( Накланяются вниз.)
Тишину послушали. ( Встают.)
Выше, выше, высоко. ( Прыгают.)
Прыгать очень нам легко.
Будь внимателен
Ведущий произносит слова:
«пальцы»,
«колено»,
«плечи»,
«голова».
И
в
обратном
порядке:
«голова»,
«плечи»,
«колено», «пальцы». Дети при этом должны положить руки на голову, на плечи, на колени,
а затем движение в обратном порядке. Темп постепенно увеличивается. Побеждает тот, кто
и в быстром темпе не сбивается.
Тень
Два ребёнка «идут по дороге через поле»: один впереди, а другой - на два-три шага сзади.
Второй ребёнок-«тень» первого. «Тень» должна повторять точно все движения первого
ребёнка, которой то сорвёт цветок, то нагнётся за красивым камушком, то поскачет на
одной ноге, то остановится, посмотрит по сторонам и т. п.
Движение можно выполнить под музыку .
Игра – необходимый «энергетический кислород». Она должна пронизывать всю жизнь
детей, при этом сама она нуждается в постоянном обновление.
В книге великого польского педагога Я. Корчака «король
Матиуш Первый»
описывается сюжетно - ролевая игра, в которой дети по решению парламента должны
поменяться ролями с взрослыми. Вхождение в ролевую условность у тех и у других
происходило. «Два солидных господина – доктор и адвокат, увлекшись воспоминаниями,
забыли, что они не маленькие, стали толкаться и гонятся друг за другом». В других
случаях реальные жизненные роли звучали внутри и не позволяли убедительно сыграть
новые. «В школе старики и старушки норовят сесть за задние парты, поближе к печке:
рассчитывают подремать во время урока». А так как дети считают, что взрослым быть
гораздо легче (установка на роль), то и проигрывают свои роли с лёгкостью и изяществом.
В игре звучат сугубо взрослые диалоги с вкраплением детского текста:
-Швейцарского сыра, пожалуйста, только чтобы свежий был, а то принесу обратно.
-У меня сыр самого высшего качества.
-Сколько с меня?
-А сколь у тебя денег?
-Сто.
-Мало это стоит дороже.
-Я потом принесу.
-Ладно.
-Только дай мне сдачу.
-Вот чудак, денег не хватает, а он ещё сдачу просит.
Такой принцип смены ролей в семье можно использовать в выходные дни, чтобы дети
познавали мир взрослых, учились помогать, сочувствовать и сопереживать, а взрослым не
помешало бы «сбросить оковы» повседневной жизни и почувствовать себя на короткое
время беззаботными детьми.
Чтобы в доме царила атмосфера взаимопонимания, душевного комфорта, нужно чаще
бывать с детьми, жить их увлечениями, любить их игры и принимать их условия.
Кузнечик
Дети внимательно слушают ведущего и выполняют движения :
Поднимите плечики. (Дети поднимают плечи.)
Прыгайте, кузнечики! (Прыгают на месте.)
Прыг-скок, прыг-скок!
Стоп! Сели! ( Останавливаются, садятся.)
Травушку покушали ( Накланяются вниз.)
Тишину послушали. ( Встают.)
Выше, выше, высоко. ( Прыгают.)
Прыгать очень нам легко.
Будь внимателен
Ведущий произносит слова:
«пальцы»,
«колено»,
«плечи»,
«голова».
И
в
обратном
порядке:
«голова»,
«плечи»,
«колено», «пальцы». Дети при этом должны положить руки на голову, на плечи, на колени,
а затем движение в обратном порядке. Темп постепенно увеличивается. Побеждает тот, кто
и в быстром темпе не сбивается
Игрушки.
Ведущий говорит слово:
«неваляшка» - дети раскачиваются из стороны в сторону,
услышав слово «солдатик» - начинают маршировать,
слово «юла» - туловищем совершают круговые движения,
«мячик» - весело подпрыгивают ,
«погремушка» - дружно хлопают в ладоши над головой .
Ведущий может изменять показ, темп, а ребята должны внимательно следить за
его словами и действиями и правильно выполнять обусловленные движения.