Автор: Бугакова Надежда Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №49 Красносельского района
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по развитию речи «Осеннее путешествие муравьишки» для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
на тему: «Осеннее путешествие муравьишки» для детей средней группы
Цель: создание условий для овладения связным рассказыванием.
Обучающие задачи:
−
Формировать у детей умения связно рассказывать об осени с
использованием наглядных пособий.
−
Расширять словарный запас за счет слов- признаков осени, используя
мнемотехническую таблицу.
−
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и
закончить рассказ об осени.
−
Закрепить знания детей об осенних приметах.
Развивающие задачи:
−
Продолжать развивать психические процессы: память, мышление,
внимание.
−
Формировать умение соотносить знаковые символы с образом.
Воспитательные задачи:
−
Воспитывать доброе отношение к природе.
Возраст детей: 4-5 лет
Образовательная область: Речевое развитие (познание, физическое развитие)
Тип занятия: интегрированное занятие.
Методы и приемы: игровая ситуация с использованием художественного
слова; приемы Триз; использование мнемотаблицы; беседа по вопросам;
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми.
Предварительная работа:
−
Экскурсия и наблюдения в природе.
−
Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Осень».
−
Пение песен про осень.
−
Дидактические игры «Когда это бывает?»
−
Рисование:
«
Дорисуй предмет
»,
игра
«
На что похоже?
».
−
Чтение стихов и рассказов об осени
−
Художественно – продуктивная деятельность на тему «Падают листья»
−
Рассматривание картины В. Левитана «Золотая осень»
−
Рассматривание детских журналов
−
Беседы из личного опыта детей
Оборудование и материалы:
демонстрационный материал: мнемотаблица «Осень»; презентация;
сказочный сундучок; лист бумаги размером А3; маркер; картина В. Левитана
«Золотая осень» ;магнитофонная запись (П.И.Чайковский «Октябрь», шум
дождя) ; фланелеграф; силуэт дерева для фланелеграфа; листья на липучках.
раздаточный материал: Цветные карандаши, лист бумаги на каждого ребёнка,
краски, разноцветные листья по количеству детей.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса...
Сказка спряталась пока!
Не грустите, улыбнитесь,
Сказка дарит нам сюрприз.
(Показываем сундучок. )
Сказка спряталась именно здесь. ( воспитатель достает лист бумаги и маркер)
А теперь садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку: жил- был (рисуем на
доске маленький круг) кто это?
нет… (дорисовываем с двух сторон круга шесть палочек) теперь догадались?
Снова не отгадали… (дорисовываем головку, получается муравей). Кто это?
Дети: Муравей
Воспитатель: Да, жил- был муравьишка. Он был такой маленький, что вокруг
себя ничего не видел. И вот однажды наш муравьишка отправился
путешествовать. Долго он шёл и вдруг увидел…(рисуем вертикальную
палочку). Что это было? (если дети не догадываются, дорисовываем вокруг
палочек крону березы). Правильно, береза.
Маленький муравьишка взобрался на дерево и уселся на желтеньком листочке.
Вдруг на него упала какая-то огромная капля (слышится шум дождя). Как вы
думаете, что это было?
Дети: дождь.
Воспитатель: Правильно, холодный дождь. «Бр-р-р,- сказал муравей- отчего
стало так холодно и идет постоянно дождь?»
Ветерок поднимает дорожки
И кружит золотую листву
Что случилась в природе ребята?
Подскажите мне я не пойму.
Ребята, подскажите муравью, когда бывает такая погода?
Дети: осенью.
Воспитатель: Скучная картина,
Тучи без конца.
Дождик так и льется
Лужи у крыльца.
«А что такое осень? - удивился маленький муравьишка- и взобрался еще выше
на самую вершину, чтобы найти эту неведомую ему осень». (показ картины
«Осень»). Посмотрел он наверх и увидел, что? (рисуем круг)
Дети: солнышко.
Воспитатель: Какое солнышко осенью? Что оно делает?
Дети: Не очень теплое. Оно светит, но не греет. Часто прячется за тучами.
Воспитатель: А что еще он там увидел? (показ схематичного изображения
дождя и тучи)
Дети: Небо серое, тучи и идет дождь.
Воспитатель: Приготовьте пальчики.
Дождик капнул на ладошку,
На цветочек, на дорожку.
Дождик льется. Ой-ой-ой.
Убежали мы домой.
Воспитатель: Какой дождик?
Дети: Холодный, осенний, надоедливый.
Воспитатель: посмотрел муравей вниз, а там....что? (рисуем лужу)
Дети: На дорогах лужи.
Воспитатель: Откуда они появились?
Дети: от дождя
Воспитатель: Все лужи разной формы. Что они вам напоминают?
Воспитатель: Молодцы! А что же там еще муравьишка заметил?
Дети: Листья пожелтели и опадают с деревьев.
Воспитатель:Да, много у Осени работы! Все листики надо позолотить, ничего
не пропустить. (показ схематичного изображения листьев, падающих с
деревьев)
На опушке Осень краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Давайте и мы с вами попробуем нарядить деревья в красивый наряд. В какой
цвет наряжает осень деревья?
Дети: в желтый, оранжевый, красный
(Дети подходят к фланелеграфу и выкладывают на ветках дерева
разноцветные листья)
Воспитатель: Муравей смотрел как зачарованный и тихонько напевал песенку.
Но тут мимо него пронеслись стаи птиц. (схема- летят птицы) Вы куда?
Дети: птицы улетают на юг.
Воспитатель: Да, это перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц?
Какие птицы улетают первыми и почему?
Дети: Им становится холодно, насекомые пропадают, им кушать нечего.
Ласточки, чижи, стрижи, жаворонки.
-Воспитатель: А какие птицы улетают последними? (Ответы детей)
Да, последними улетают водоплавающие птицы. (Вода еще не замёрзла и им
хватает корма)
Попрощаемся с птицами и скажем им
«
спасибо
»
за красивые и радостные
песни, за то, что защищают деревья от вредителей.
Воспитатель: А что делают звери?- спросил муравей- Тоже убегают на юг?
Ребята, подскажите муравью, что делают осенью звери? (схема- звери в норке)
Дети: Звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Как они готовятся к зиме?
Дети: Заготавливают корм, меняют шубки, ложатся в спячку...
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами еще раз вспомним приметы Осени.
(Дети встают и отвечают на вопросы воспитателя: нет- головой отрицаем,
да- маршируем)
Осенью цветут цветы? Дети: Нет
Осенью растут грибы? Да
Тучки солнце закрывают? Да
Колючий ветер прилетает? Да
Туманы осенью плывут? Да
Ну а птицы гнезда вьют? Нет
А букашки прилетают? Нет
Звери норки закрывают? Да
Урожай все собирают? Да
Птичьи стаи улетают? Да
Часто – часто льют дожди? Да
Достаем ли сапоги? Да
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? Да
Давайте поиграем с осенними приметами. На подходящее слово хлопните в
ладоши, на неподходящее- топните ногой.
−
Осень (какая?)- теплая, солнечная, дождливая, грустная, морозная,
мокрая, разноцветная, зеленая, сырая, золотая.
−
Дождь (какой?)- холодный, теплый, долгожданный, надоедливый.
−
Листья (какие?)- золотые, опадающие, зеленые, багряные,
распускающиеся, летящие.
Воспитатель: Ребята, какими словами можно начать рассказ про осень?
Дети: Наступила осень, пришла осень.
Воспитатель: А какими словами можно закончить рассказ?
Дети: Я люблю осень, потому что ..
Воспитатель: А сейчас давайте расскажем нашему муравью все, что мы знаем
про осень. В этом нам поможет вот эта помощница- таблица.
Рассказывание по мнемотаблице «Осень»
Осень.
Наступила осень. Солнышко светит мало, часто идет дождь. На дорогах лужи.
Все деревья надели разноцветный наряд. Подул сильный ветер и сорвал с ветки
листочки. И они полетели. Стало холодно, и птицы полетели на юг. А животные
готовятся к зиме.
Воспитатель: Ребята, что плохого в том, что наступила осень?
А что хорошего в том, что наступила осень?
Воспитатель: Сидел муравьишка на листочке, сидел и не заметил, как
кончился дождь , но тут ветер мимо пролетал, подул на красивые деревья,
листики оторвались от веточек и упали на землю красивым осенним дождем.
Покажите куда упадут листья? Как называется это явление природы?
Дети : Листопад
(Дети берут в руки листья и встают в круг )
Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и
С веточек листы сдувает. качают из стороны в сторону.
Листья по ветру кружатся Ребята разбегаются в разные
И под ноги нам ложатся стороны, кружатся и приседают.
Подхватил ветер и лист вместе с муравьишкой и понёс его далеко- далеко.
Чем стал теперь листик для муравья?
Летит муравей на листике и смотрит на землю сверху и кажется она ему такой
необычной.
Продуктивная деятельность:
−
А сейчас я предлагаю вам, ребята, нарисовать, что мог увидеть муравей
сверху, когда летел на листочке.
Опустился муравьишка на землю и забежал в муравейник. И вовремя. Муравьи
уже закрывали все ходы и выходы. Прятались от холода и зимы, которая
приближалась быстрыми шагами.
Занятие плавно переходит в игровую деятельность