Напоминание

Конспект НОД по развитию речи «Осеннее путешествие муравьишки» для детей средней группы


Автор: Бугакова Надежда Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №49 Красносельского района
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по развитию речи «Осеннее путешествие муравьишки» для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности по развитию речи

на тему: «Осеннее путешествие муравьишки» для детей средней группы

Цель: создание условий для овладения связным рассказыванием.

Обучающие задачи:

Формировать у детей умения связно рассказывать об осени с

использованием наглядных пособий.

Расширять словарный запас за счет слов- признаков осени, используя

мнемотехническую таблицу.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и

закончить рассказ об осени.

Закрепить знания детей об осенних приметах.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать психические процессы: память, мышление,

внимание.

Формировать умение соотносить знаковые символы с образом.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброе отношение к природе.

Возраст детей: 4-5 лет

Образовательная область: Речевое развитие (познание, физическое развитие)

Тип занятия: интегрированное занятие.

Методы и приемы: игровая ситуация с использованием художественного

слова; приемы Триз; использование мнемотаблицы; беседа по вопросам;

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми.

Предварительная работа:

Экскурсия и наблюдения в природе.

Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Осень».

Пение песен про осень.

Дидактические игры «Когда это бывает?»

Рисование:

«

Дорисуй предмет

»,

игра

«

На что похоже?

».

Чтение стихов и рассказов об осени

Художественно – продуктивная деятельность на тему «Падают листья»

Рассматривание картины В. Левитана «Золотая осень»

Рассматривание детских журналов

Беседы из личного опыта детей

Оборудование и материалы:

демонстрационный материал: мнемотаблица «Осень»; презентация;

сказочный сундучок; лист бумаги размером А3; маркер; картина В. Левитана

«Золотая осень» ;магнитофонная запись (П.И.Чайковский «Октябрь», шум

дождя) ; фланелеграф; силуэт дерева для фланелеграфа; листья на липучках.

раздаточный материал: Цветные карандаши, лист бумаги на каждого ребёнка,

краски, разноцветные листья по количеству детей.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Тише, детки, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса...

Сказка спряталась пока!

Не грустите, улыбнитесь,

Сказка дарит нам сюрприз.

(Показываем сундучок. )

Сказка спряталась именно здесь. ( воспитатель достает лист бумаги и маркер)

А теперь садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку: жил- был (рисуем на

доске маленький круг) кто это?

нет… (дорисовываем с двух сторон круга шесть палочек) теперь догадались?

Снова не отгадали… (дорисовываем головку, получается муравей). Кто это?

Дети: Муравей

Воспитатель: Да, жил- был муравьишка. Он был такой маленький, что вокруг

себя ничего не видел. И вот однажды наш муравьишка отправился

путешествовать. Долго он шёл и вдруг увидел…(рисуем вертикальную

палочку). Что это было? (если дети не догадываются, дорисовываем вокруг

палочек крону березы). Правильно, береза.

Маленький муравьишка взобрался на дерево и уселся на желтеньком листочке.

Вдруг на него упала какая-то огромная капля (слышится шум дождя). Как вы

думаете, что это было?

Дети: дождь.

Воспитатель: Правильно, холодный дождь. «Бр-р-р,- сказал муравей- отчего

стало так холодно и идет постоянно дождь?»

Ветерок поднимает дорожки

И кружит золотую листву

Что случилась в природе ребята?

Подскажите мне я не пойму.

Ребята, подскажите муравью, когда бывает такая погода?

Дети: осенью.

Воспитатель: Скучная картина,

Тучи без конца.

Дождик так и льется

Лужи у крыльца.

«А что такое осень? - удивился маленький муравьишка- и взобрался еще выше

на самую вершину, чтобы найти эту неведомую ему осень». (показ картины

«Осень»). Посмотрел он наверх и увидел, что? (рисуем круг)

Дети: солнышко.

Воспитатель: Какое солнышко осенью? Что оно делает?

Дети: Не очень теплое. Оно светит, но не греет. Часто прячется за тучами.

Воспитатель: А что еще он там увидел? (показ схематичного изображения

дождя и тучи)

Дети: Небо серое, тучи и идет дождь.

Воспитатель: Приготовьте пальчики.

Дождик капнул на ладошку,

На цветочек, на дорожку.

Дождик льется. Ой-ой-ой.

Убежали мы домой.

Воспитатель: Какой дождик?

Дети: Холодный, осенний, надоедливый.

Воспитатель: посмотрел муравей вниз, а там....что? (рисуем лужу)

Дети: На дорогах лужи.

Воспитатель: Откуда они появились?

Дети: от дождя

Воспитатель: Все лужи разной формы. Что они вам напоминают?

Воспитатель: Молодцы! А что же там еще муравьишка заметил?

Дети: Листья пожелтели и опадают с деревьев.

Воспитатель:Да, много у Осени работы! Все листики надо позолотить, ничего

не пропустить. (показ схематичного изображения листьев, падающих с

деревьев)

На опушке Осень краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Давайте и мы с вами попробуем нарядить деревья в красивый наряд. В какой

цвет наряжает осень деревья?

Дети: в желтый, оранжевый, красный

(Дети подходят к фланелеграфу и выкладывают на ветках дерева

разноцветные листья)

Воспитатель: Муравей смотрел как зачарованный и тихонько напевал песенку.

Но тут мимо него пронеслись стаи птиц. (схема- летят птицы) Вы куда?

Дети: птицы улетают на юг.

Воспитатель: Да, это перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц?

Какие птицы улетают первыми и почему?

Дети: Им становится холодно, насекомые пропадают, им кушать нечего.

Ласточки, чижи, стрижи, жаворонки.

-Воспитатель: А какие птицы улетают последними? (Ответы детей)

Да, последними улетают водоплавающие птицы. (Вода еще не замёрзла и им

хватает корма)

Попрощаемся с птицами и скажем им

«

спасибо

»

за красивые и радостные

песни, за то, что защищают деревья от вредителей.

Воспитатель: А что делают звери?- спросил муравей- Тоже убегают на юг?

Ребята, подскажите муравью, что делают осенью звери? (схема- звери в норке)

Дети: Звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Как они готовятся к зиме?

Дети: Заготавливают корм, меняют шубки, ложатся в спячку...

Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами еще раз вспомним приметы Осени.

(Дети встают и отвечают на вопросы воспитателя: нет- головой отрицаем,

да- маршируем)

Осенью цветут цветы? Дети: Нет

Осенью растут грибы? Да

Тучки солнце закрывают? Да

Колючий ветер прилетает? Да

Туманы осенью плывут? Да

Ну а птицы гнезда вьют? Нет

А букашки прилетают? Нет

Звери норки закрывают? Да

Урожай все собирают? Да

Птичьи стаи улетают? Да

Часто – часто льют дожди? Да

Достаем ли сапоги? Да

Солнце светит очень жарко? Нет

Можно детям загорать? Нет

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? Да

Давайте поиграем с осенними приметами. На подходящее слово хлопните в

ладоши, на неподходящее- топните ногой.

Осень (какая?)- теплая, солнечная, дождливая, грустная, морозная,

мокрая, разноцветная, зеленая, сырая, золотая.

Дождь (какой?)- холодный, теплый, долгожданный, надоедливый.

Листья (какие?)- золотые, опадающие, зеленые, багряные,

распускающиеся, летящие.

Воспитатель: Ребята, какими словами можно начать рассказ про осень?

Дети: Наступила осень, пришла осень.

Воспитатель: А какими словами можно закончить рассказ?

Дети: Я люблю осень, потому что ..

Воспитатель: А сейчас давайте расскажем нашему муравью все, что мы знаем

про осень. В этом нам поможет вот эта помощница- таблица.

Рассказывание по мнемотаблице «Осень»

Осень.

Наступила осень. Солнышко светит мало, часто идет дождь. На дорогах лужи.

Все деревья надели разноцветный наряд. Подул сильный ветер и сорвал с ветки

листочки. И они полетели. Стало холодно, и птицы полетели на юг. А животные

готовятся к зиме.

Воспитатель: Ребята, что плохого в том, что наступила осень?

А что хорошего в том, что наступила осень?

Воспитатель: Сидел муравьишка на листочке, сидел и не заметил, как

кончился дождь , но тут ветер мимо пролетал, подул на красивые деревья,

листики оторвались от веточек и упали на землю красивым осенним дождем.

Покажите куда упадут листья? Как называется это явление природы?

Дети : Листопад

(Дети берут в руки листья и встают в круг )

Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и

С веточек листы сдувает. качают из стороны в сторону.

Листья по ветру кружатся Ребята разбегаются в разные

И под ноги нам ложатся стороны, кружатся и приседают.

Подхватил ветер и лист вместе с муравьишкой и понёс его далеко- далеко.

Чем стал теперь листик для муравья?

Летит муравей на листике и смотрит на землю сверху и кажется она ему такой

необычной.

Продуктивная деятельность:

А сейчас я предлагаю вам, ребята, нарисовать, что мог увидеть муравей

сверху, когда летел на листочке.

Опустился муравьишка на землю и забежал в муравейник. И вовремя. Муравьи

уже закрывали все ходы и выходы. Прятались от холода и зимы, которая

приближалась быстрыми шагами.

Занятие плавно переходит в игровую деятельность



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники