Напоминание

"Культура Чувашского народа"


Авторы: Ширтанова Евгения Леонидовна, Мулюкова Елена Алевтиновна
Должность: музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3" г. Чебоксары
Населённый пункт: Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Культура Чувашского народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад № 3» г. Чебоксары

Сценарий мероприятия

На тему: «Культура Чувашского народа»

Составила музыкальный руководитель

Ширтанова Евгения Леонидовна

Чебоксары, 2018

Цель:

Приобщение

дошкольников

к

истокам

народной

культуры

путём

знакомства с народным фольклором.

Задачи:

Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству,

желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Познакомить детей с чувашскими народными песнями, со звучанием и

внешним видом чувашских народных инструментов.

Развивать

активное

восприятие

музыки

посредством

музыкального

фольклора.

Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных

видах музыкальной деятельности.

Воспитывать патриотические чувства, и любовь к родному краю.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал змейкой под чувашскую народную песню «Илемле».

В конце присаживаются на стулья.

Педагог: здравствуйте, ребята, сегодня я вас хочу познакомить с культурой

чувашского народа.

(1 слайд)

Предки чувашей думали, что Земля квадратная и чуваши живут в её центре.

Они

поклонялись

«священному

дереву»,

(«древа

жизни»),

которое

поддерживает

небо

посередине.

С

четырёх

сторон,

по

краям

земного

квадрата, небосвод стоит на четырёх столбах: золотом, серебряном, медном и

каменном. На верхушке столбов располагаются гнёзда, в них по три яйца, на

яйцах —

утки.

В

каждом

углу

Земли

чуваши

помещали

богатырей-

защитников.

Предки чувашей думали что мир состоит из трёх частей: верхний мир, мир

людей и нижний мир. А так же в злых и добрых духов, одним из таких

духов – дух предков «Киреметь», который представлял из себя святое место

на возвышенности, рядом с чистым родником и с деревом, чаще всего –

дубом. (слайд 3)

Есть легенда о том, что было когда-то не одно, а три солнца. Все светила

находились так близко от земли и горели столь ярко, что люди не знали, что

такое холод, зима, снег и лед. Не было нужды заботиться о теплой одежде.

Кругом

росли

удивительные

деревья,

которые

кормили

людей

своими

плодами. Но нашлись недовольные люди и стали говорить: «Жарко. Хотим,

чтобы было не три, а одно солнце». Чуваши пригласили лучшего охотника, и

тот из лука убил одно, а потом и второе солнце. Третье солнце испугалось и

убежало далеко-далеко на небо, где его не могла достать стрела. И тогда

стало холодно, замерзли деревья и травы. Чувашские мудрецы-шурсукалы

сказали: «Убитые светила не оживить, а чтобы оставшееся поверило нам и

вернулось,

надо

на

домах,

на

одежде

рисовать

три

солнца,

песнями

и

плясками завлекать светило». С тех пор, чуваши везде изображают 3 солнца.

Да же на нашем флаге, посмотрите. (4 слайд)

(Слайд 5)

Д р е в н и е

п р е д к и

ч у в а ш е й

з а н и м а л и с ь

з е м л е д е л и е м .

О н и

высеивали пшеницу, ячмень, просо, горох, лён, рожь.

(Слайд 6)

У них было развито ремесло, они выплавляли металл

и изготавливали

различные орудия труда.

(Слайд 7)

чувашские народные костюмы очень красивы.

Мужчины одевали рубашку, штаны, подвязывались поясом, сапоги или лапти.

(Слайд 8)

А

женщины

одевали

платье,

передник,

подвязывались

поясом,

одевали

нагрудные

украшения

из

монет,

на

ногах

сапоги

или

лапти,

и

конечно

головной убор. На мне, головной убор для девушек тухья, а вот – хушпу, его

одевали замужних женщин, а это - масмак (налобная повязка), предлагаю

девочкам, кто хочет, надеть.

(Слайд 9)

Чуваши любили петь, танцевать.

Послушайте чувашскую колыбельную песню.

Детей укладывали в люльку (сǎпка) и пели песню, раскачивая.

Слушают песню «Сǎ

пка юрри» (Колыбельная)

(Слайд 10)

А еще любили чуваши играть на инструментах, которые делали сами.

Для

изготовления

музыкальных

инструментов

мастера

использовали

древесину, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. Струны делали из

конского хвоста (так как это самые длинные волосы животных), а также из

бараньих кишков.

(Слайд 11)

Были струнных инструменты: скрипки (сěрме купăс), домры (тăмра), разные

гусли (кěсле, тренчěл). Самым распространенным у чуваш была скрипка.

Почти в каждой чувашской деревне были мастера по изготовлению скрипок,

и ни один праздник не проходил без скрипачей. О скрипке с восхищением

говорили: «Чунě пур, юнě çук» (Душа есть, крови нет)

А я вам предлагаю вам послушать как звучат гусли.

Слушают свадебную песню

(Слайд 12)

были духовые инструменты это – пузырный инструмент – шăпăр, волынка

(сăрнай), деревяные флейты (нăй), разные дудочки (палнай, шăхлич), трубы

(хÿпхÿ, пуч), рога(какăр, кавал) и многие другие.

(Слайд 13) К музыканту, владеющему шǎпǎр, у чуваш было особое

отношение. Считалось, что этот человек сродни волшебникам и звуками

шăпăр он может подчинять себе людей.

Послушайте как звучит шǎпǎр

Слушают свадебный танец «Две волынки»

(Слайд 14) А дети с удовольствием играли на глинянных свистульках (тăм

шăхлич)

Педагог играет на свистульке

(Слайд 15)

У чувашей конечно были

барабаны (параппан, тÿнкки) и бубны (тункăр).

Барабаны

могли

использоваться

для

передачи

команд

вождей

во

время

военных действий. Во время

праздников часто играли одновременно на

нескольких барабанах – трех, пяти, семи. В древности изготовляли мощные

барабаны,

которые

держали

3-4

человека,

а

еще

3-4

человека

выбивали

мелодию.

(Слайд 16)

Ну и конечно разные колотушки (шакăртма, шакмак), трещетки (çатăркка),

колокольчики(шăнкăрав) и т.п.

Предлагаю поиграть на инструментах, разбирайте инструметы.

Играют на музыкальных инструментах

(под медленную музыку - идут по кругу, под быструю - играют)

И конечно ребята играли в разные игры. Предлагаю поиграть в игру поясок

(пиçиххи).

(Дети

сидят

в

кругу,

водящий

бежит

по

внешнему

кругу,

и

оставляет поясок, тот, у кого оказался поясок, догоняет водящего, а тот

должен успеть сесть на мест).

Игра поясок

Еще есть интересная игра «Упа» (медведь).

(Выбирают водящего (медведя), дети под песню свободно двигаются по залу,

по окончанию, замирают, медведь ходит и забирает тех, кто шевельнется).

Играют в игру «Упа»

Сегодня мы с вами немного узнали о культуре чувашского народа. Что

больше всего вам понравилось и запомнилось?

Ответы детей.

Спасибо, вам ребята, до свидания.

Дети под песню «Илемле» выходят из зала.

Использованная литература:

1.

Е.Енькка. Родной край. Чув.книгоиздат. 2005

Иванов В.П. Культура чувашского края. Чув.книгоиздат. 1994

2.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники