Напоминание

Обучение составлению рассказа детей со стертой дизартрией


Автор: Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение составлению рассказа детей со стертой дизартрией
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация: У многих детей наблюдается задержка речевого развития, что

негативно

влияет

на

умение

детей

входить

в

речевое

общение.

Они

испытывают

трудности

в

умении

выражать

свои

мысли

и

чувства.

Логопедическая

помощь

направлена

на

преодоление

данного

дефекта

и

подготовку ребенка к школе.

«Обучение составлению рассказа по картине

детей со стертой дизартрией».

Речь является одним из важнейших показателей уровня культуры человека,

его

мышления,

интеллекта.

Речь

совершенствуется

на

протяжении

всей

жизни человека, пополняется выразительными средствами и приемами. В

дошкольном

возрасте

формируется

и

активно

развивается

описательно-

повествовательная форма речи, которая, в дальнейшем, является одним из

условий

успешного

обучения

ребенка

в

школе.

В

этот

период

развития

ребенок старается выражать свои мысли, используя приемы связной речи.

Наблюдается взаимосвязь, показывающая, что у ребенка при нормальном

речевом

развитии

проявляется

очередность

овладения

формами

речевой

деятельности. До школьного возраста у детей в развитии разговорной речи

преобладают отдельные реплики, позже формируется диалогическая речь с

постепенным включением описательно-повествовательной монологической

речи.

В отечественной научно-методической литературе принято выделять

следующие виды связной речи, к ним относятся повествование, описание и

рассуждение. Повествование включает последовательные события, связанные

между

собой.

В

повествовательном

высказывании

главное

внимание

уделяется событиям и фактам, поэтому высказывание насыщено глаголами и

существительными. В описании чаще всего изображены картины природы,

предметы

и

явления.

Рассуждение

рассматривается

как

связный

текст,

в

котором

для

доказательства

какого-либо

утверждения

используются

суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы. Связную

речь на современном этапе развития лингвистической науки рассматривают

как

вид

речемыслительной

деятельности,

результатом

которой

является

текстовое сообщение.

Категория

детей

с

общим

недоразвитием

речи

(ОНР),

у

которых

наблюдается

недостаточная

сформированность

языковых

структур,

при

исследовании показала, что значительные трудности в овладении навыками

связной речи обусловлены недоразвитием основных компонетов языковой

системы: фонетико-фонематического, грамматического, лексического строя

речи, недостаточной сформированностью произносительной и семантической

(смысловой)

ее

сторон.

При

коррекционной

работе

с

дошкольниками,

имеющими речевое недоразвитие, необходимо формировать навыки связной

монологической

речи.

Это

необходимо

для

преодоления

речевого

недоразвития и подготовки их к школьному обучению.

Таким образом, коррекционная работа способствует развитию навыков

формирования

монологической

речи

через

составление

высказываний

по

наглядному

восприятию,

воспроизведению

текста,

составлению

рассказа-

описания,

рассказыванию

с

элементами

творчества.

Формируется

умение

детей передавать содержание текста зрительно воспринимаемой сюжетной

ситуации, своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Для овладения детьми навыков отдельных фразовых высказываний можно

использовать

задания

на

составление

предложений

по

демонстрируемым

иллюстрациям, картинам, серии сюжетов картин. Составление опорных слов,

словосочетаний,

предложений,

описательных

рассказов.

Использование

заданий

на

составление

фразовых

высказываний

по

наглядной

опоре

позволяет сформировать индивидуальные речевые возможности детей с ОНР.

Построение

фраз-высказываний

способствует

формированию

развернутых

речевых сообщений, текстов, рассказов-описаний по картинам.

На первоначальном этапе речевого развития детей с ОНР наблюдалось

нарушение

построения

содержания

и

выражения

связного

текста.

Использование наглядных образов оказывает значительный коррекционный и

психологический фактор, развивает творческое представление и фантазию

каждого ребенка. На контрольном этапе речевого исследования детей с ОНР

было

выявлено,

что

у

них

улучшились

показатели

навыков

построения

фразовой, разговорной и связной речи.

Работа с использованием иллюстраций носит комплексный характер,

способствует психомоторному, когнитивному и речевому развитию детей.

1.

Работа

с

художественными

образами

способствует

познавательной

и

речевой активности детей. 2. Обогащению эмоциональной сферы.

3. Развитию сенсорно-перцептивной деятельности. 4.Развитию и обогащению

образной сферы, восприятия, ассоциативного мышления. 5. Уточнению и

обогащению представлений об окружающем мире, о причинно-следственных

связях, устанавливаемых между явлениями и событиями. 6. Повышению

уровня

речевой

активности

ребенка,

обогащению

словарного

запаса,

совершенствованию грамматического строя речи. 7. Формированию умения

слушать и составлять связный текст, соотносить его с художественными

образами.

8.

Использованию

различных

изобразительных

средств

в

активизации речевых возможностей ребенка. 9. Развитию способностей у

детей к восприятию формы и содержания в художественных композициях. 10.

Развитию внимания, слуховой и зрительной координации.

11.

Формированию

пространственной

ориентировки.

Включается

беседа,

рассказ, комментирование.

Обучение

составлению

рассказа

проходит

в

следующей

последовательности:

На

первом

этапе

формируется

зрительное

представление

об

иллюстрации,

изучается

целостность

сюжета

картины.

Затем

составляется

набор

слов

по

ее

описанию

(предметы,

признаки,

действия)

изображенных

событий.

Затем

идет

этап

составления

словосочетаний

и

предложений

с

использованием

набора

слов.

Распространение

рассказа

по

вопросам,

формирование

умения

находить

последовательность

событий.

Дети

могут

предложениями

отвечать

на

вопросы педагога, затем задавать их друг другу. Описывать элементы или

части картины. Восстанавливать текст описания по его началу или концу.

Развивать умения и навыки анализировать составленный текст. Проводить

его озаглавливание, опираясь на смысловую основу. Определять основную

мысль

иллюстрированного

описания.

Определять

последовательность

предложений и смысловых частей картины. Исправлять речевые ошибки или

неточности высказываний. Учиться строить текст по схеме: начало, середина,

окончание увиденных изображений. Уметь составлять план высказывания.

Учиться составлять картинный план и делить текст на части с помощью

вышеуказанного плана. Совершенствовать умение излагать свои мысли с

использованием

форм

повествования

и

описания.

Учиться

составлять

рассказ-описание

по

наблюдениям.

Сравнивать

описание

предметов.

Составлять рассказ-описание о внешнем виде предмета по иллюстрации.

Составлять

рассказ

по

серии

сюжетных

картин.

Передавать

рассказ

по

картине с опорой на слова и рисуночный готовый план. Составлять рассказ-

рассуждение по личным впечатлениям. Составлять рассказ по предложенной

теме.

С использованием картин и иллюстраций в логопедической работе с детьми

с ОНР наблюдается повышение уровня их речевого развития. Дошкольники

стали больше внимания обращать на собственную речь и речь сверстников,

исправлять речевые недостатки друг друга, интересовались, верно ли сказали

слово или фразу, старались запомнить правильное произношение звуков в

словах.

Таким образом, использование картин при обучении составлению рассказа

детей со стертой дизартрией, показало, что данная деятельность является

эффективным

средством

коррекции

их

коммуникативной

сферы,

способствует преодолению недостатков в речевом развитии и формированию

связной речи у дошкольников с системным недоразвитием речи.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники