Напоминание

Использование песочной терапии в работе учителя–логопеда


Автор: Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование песочной терапии в работе учителя–логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация:

Один из поддатливых природных материалов – это песок. Его

использование в логопедической практике может оказывать благоприятное

воздействие на эмоциональное, развивающее и тактильное восприятие у

ребенка. Через создание игровой мотивации повышается внимание, что

способствует благоприятному воздействию на развитие мотивации к

образовательному и познавательному процессам. Использование метода

работы с песком возможно с самого младшего возрастного развития ребенка.

«Песочная терапия в работе с детьми с диагнозом Алалия».

Использование игр, связанных с песком, оказывают положительное

развивающее воздействие. Песок является распространенным природным

материалом,

его

использование

обладает

расслабляющим

действием.

Песочная

терапия

полезна

для

формирования

психического

здоровья

и

познавательного развития детей в любом возрасте.

В чем заключается «сила» песка? Он обладает особенными свойствами.

Песок – очень податливый инструмент для творчества. Изображения из него

можно изменять в любой момент. Работать с песком может каждый, даже

кто не обладает художественными способностями. Мельчайшие песчинки, из

которых

состоит

песок,

активизируют

чувствительные

точки

на

кончиках

пальцев и нервные окончания на ладонях. Рисунки или построение фигур на

песке

формируют

у

ребенка

саморегуляцию

и

самоконтроль.

Сосредоточенность

при

работе

с

песком

расслабляет

ребенка,

помогает

побороть негативные эмоции.

Метод песочной терапии был создан в 1929 году, авторами его являются

щвейцарский

психолог

К.

Г.

Юнг,

английский

детский

психотерапевт

М.

Ловенфельд, швейцарский детский терапевт Д. Кальф. В основе данного

метода лежит формирование у детей активного воображения.

Отмечают разнообразие игр с песком. Обучающие игры способствуют

овладению процессом чтения, письма, грамоты и счета. Познавательные

игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

Проектные игры открывают потенциальные возможности ребенка,

развивают его творчество и фантазию. Использование песочной терапии на

логопедических занятиях способствуют расширению словарного запаса,

коррекции звукопроизношения, помогают освоению звуко-слогового анализа

и синтеза слов, развитию фонематического слуха, способствуют

формированию связной речи, лексико-грамматических представлений,

помогают в изучении букв, освоению навыков чтения и письма, развивают

тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную

напряженность, совершенствуют зрительно-пространственную

ориентировку. В песочной игре ребенок и взрослый легко обмениваются

идеями, чувствами, что позволяет построить доверительные, партнерские

отношения друг с другом. Такое отношение взрослого и ребенка

помогаетпреодолевать трудности в общении, развивать мышление и

речевые способности у детей.

Существуют рекомендации по организации

песочной терапии. В качестве песочницы используется водонепроницаемый

ящик, размеры которого составляют 50 см. – 70 см. – 8 см. Где 50 см.-70 см. –

это размер поля, а 8 см. – это глубина ящика с песком. Такой размер

песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Для

групповой работы с детьми рекомендуется использовать песочницу

размером 100 см. – 140 см. – 8 см. Материалом для изготовления песочницы

рекомендуют использовать дерево. В практической работе с песком могут

использоваться пластиковые ящики, но в них песок «не дышит». Дно и борта

ящика (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашивают в

голубой цвет. Таким образом, дно и символизирует воду, а борта ящика –

небо. Голубой цвет оказывает успокаивающее действие, но можно

окрашивать поверхность ящиков в один или несколько цветов. Ящик или

емкость наполняют на половину или на одну треть в объеме песком. Он

должен быть заранее подготовленным и очищенным. Песок промывают и

просеивают, затем прокаливают в духовом шкафу. Очищение песка

производят не реже одного раза в месяц. Песок необходимо пересыпать из

песочницы, просеять, помыть и снова прокалить.

Для проведения занятий и игр можно использовать миниатюрные

предметы

и

игрушки.

Применяют

классификацию

предметов:

1)

люди,

отличающиеся возрастом, профессиями, культурой; 2) животные и птицы

(домашние, дикие). 3) обитатели водного мира (рыбы, моллюски, крабы). 4)

жилища людей с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных

эпох,

культур).

5)

деревья

и

другие

растения

(цветы,

трава,

кустарники).

6)

объекты

небесного

пространства

(солнце,

луна,

звезды,

радуга, облака). 7) транспортные средства (наземный, воздушный, водный

гражданского

и

военного

назначения

или

фантастические

средства

передвижения).

8)

объекты

среды

обитания

человека

(мосты,

заборы,

дорожные знаки). 9) объекты ландшафта (горы, вулканы). 10) украшения и

аксессуары

(маски,

бусы,

пуговицы,

пряжки,

ткани).

11)

естественные

природные

предметы

(кристаллы,

камни,

раковины,

кусочки

дерева,

металла, отполированные водой или закругленные камушки, декоративные

перья,

семена

растений).

12)

фантастические

персонажи

(герои

мультфильмов, сказок, добрые и отрицательные фигурки).

Существует пять правил организации игрового процесса песочной терапии:

1.

Демонстрация

и

знакомство

ребенка

с

песочницей.

2.

Демонстрация

коллекции фигурок (не более трех за один период занятия). 3. Знакомство с

правилами игр на песке, выполнение которых необходимо соблюдать на

протяжении

всего

занятия.

4.

Формулировка

темы

заятия,

инструкций

к

играм, основное содержание занятия. 5. Завершение занятия, ритуал выхода

из песочницы.

Главная цель песочной терапии

- «не переделать» ребенка, а дать

возможность быть самим собой, научить уважать себя таким, какой он есть.

Перед началом игры с песком, необходимо проговорить с детьми правила

игры в песочнице. В этом поможет стихотворение автора Т.М. Грабенко:

«Вредных нет детей в стране – Ведь не место им в песке! Здесь нельзя

кусаться,

драться.

И

в

глаза

песком

кидаться!

Стран

чужих

не

разорять!

Громко тоже не кричать. Можно строить и чудить. Можно много сотворить:

Горы, реки и моря. Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо

повторить, Чтоб запомнить и дружить?! Песок-мирная страна. Вы запомнили,

друзья?»

Примеры

упражнений,

используемых

на

песке. «Чувствительные

ладошки» (автор Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева).

– Положите ладошки на

песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите,

что

вы

почувствовали

(взрослый

слушает

ответы

детей).

Сделайте

то

же

самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Положите ладошки на песок и скользите по поверхности песка как змейка

или машина. Попробуйте, дети, пройти пройтись ладошками как большой

слон,

как

маленький

слоненок,

как

быстрый

зайчик.

Оставьте

отпечатки

ладошек, кулачков, ребер ладоней. Изобразите на песке узоры и рисунки –

солнышко,

бабочка,

буква

«А»

или

целое

слово.

Взрослый

показывает

ребенку

задание,

затем

ребенок

его

повторяет.

Взрослый

предлагает

ребенку «пройтись» или дотронуться каждым пальчиком правой и левой

руки поочередно. Затем просеять песок сквозь пальцы или из сложенных

пальцев в щепотку просеять песок, который может быть окрашен в другой

цвет или быть контрастным по фактуре. Разложите вместе с ребенком разные

по размеру и структуре камушки или природный материал, постройте из них

разные фигурки или геометрические формы. Можете выложить с помощью

фишек геометрические фигуры, которые могут различаться друг от друга по

размеру.

После

этого

проведите

игрушечную

фигурку

по

песочным

дорожкам или лабиринтам, построенным ранее на песке. Вместе можете

посчитать камешки или решить на песке математическую задачку. Ребенок

может «поиграть» пальчиками на поверхности песка как на пианино или

клавиатуре компьютера.

Попробуйте выполнить с ребенком задания, развивающие фантазию.

Первоначально просейте песок через сито, нарисуйте узор кисточкой или

палочкой.

Нарисуйте

город

или

фантастический

мир,

разместите

в

нем

игрушки, постарайтесь составить рассказ о возникшем мире, пусть ребенок

озвучит игрушки-персонажи и отвечает на вопросы или составляет рассказ от

их имени.

Существует многообразие песочных игр и упражнений, которые развивают

у

ребенка

воображение

и

фантазию.

К

ним

относятся

построенные

«Дорожки из песка». Покажите ребенку как набрать в горсть сухой песок и

медленно высыпать его, при этом создавая различные фигуры, например,

дорожки к домику зайчика или медвежонка. Песочницу можно использовать

для того, чтобы находить спрятанные в ней на небольшой глубине фигурки

игрушек или животных. Похожая игра «Волшебный мешочек». Во втором

варианте игры ребенку можно предложить находить буквы, закопанные в

песочнице, называть их и придумывать слова, в которых есть данные буквы.

Можно «лепить»

буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. В игре

ребенок может превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

Вместе

с

ребенком

Вы

можете

составлять

из

букв

слоги

и

слова

и

проговаривать их. Данное упражнение позволяет ребенку легче овладеть

запоминанием

названий

букв.

Сначала

можно

писать

слова

на

песке

печатными, затем письменными буквами. Делать это пальчиком одной руки,

потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить

работоспособность ребенка, ошибке на песке исправить легче, чем на бумаге

– это дает возможность ребенку ощущать себя успешным и уверенным при

работе с податливым материалом из песка. Игра «Назови звук» (автор Н.В.

Дурова): Взрослый предлагает детям разрыть в песке небольшие лунки для

теннисного мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребенка и называет

длительно любой согласный звук. Ребенок слушает педагога или родителя и

повторяет звук и при этом перекатывает мяч пальчиком обратно в лунку

педагога. Затем, от звуков можно переходить к повторению слогов и слов.

Пример: С-с-с; су-су-су; СС-сусу-мка. Д-д-д; до-до-до; дд-додо-м. Р-р-р-, ро-

ро-ро;рр-роро-т.

Можно

проводить

занятия,

которые

помогут

детям

с

трудностями

произношения

и

различения

звуков

легче

овладеть

произносительными навыками. Задания на различение звуков С-Ш в слогах.

Ребенок повторяет за взрослым слоги: ас-аш, аш-ас, са-ша, ша-са; затем: ос-

ош, ош-ос, со-шо, шо-со.; ус-уш, уш-ус, су-шу, шу-су.

«Различение звуков С-Ш» на примере слов. В песок можно спрятать

картинки или фигурки, на которых изображены следующие предметы: сом,

санки, шапка, сумка, шуба, шорты или другие. Ребенок длительно произносит

за

взрослым

первый

звук

и

потом

повторяет

слово

полностью.

Можно

подбирать

слова

с

одним

определенным

звуком

и

закреплять

его

правильное произношение в логах и словах. Различение звуков С-Ш в словах

с использованием песочной терапии: взрослый предлагает ребенку «найти

клад». Ребенок достает по одной из ящика фигурки или картинки и называет

их изображения. Например: самолет, шкаф, стол, машина, собака, лошадь,

сова, сумка и др. Площадь коробки с песком делится на две части. Ребенку

предлагают на одну половину коробки положить фигурки со звуком «С», на

другую

со

звуком

«Ш».

Игра

на

различение

твердых

и

мягких

звуков:

взрослый перед ребенком раскладывает картинки, на которых изображены

животные, ребенок должен назвать их и разложить по двум колонкам (кот

«к» - твердый согласный звук; кит «кь»-мягкий согласный звук; мышка «м» -

твердый,

мишка

«мь»-мягкий;

баран

«б»

-

твердый;

белка

«бь»-мягкий).

«Деление слов на слоги»: детям предлагают нарисовать на песке домики с

одним,

двумя,

тремя

и

четырьмя

окошками,

затем,

разместить

в

них

картинки, распределить по количеству слогов. 1. Дом, кот, сом, рот. 2. Ле-то,

мо-ре, ло-то, ли-са. 3. Ку-би-ки, бе-ге-мот, ра-ке-та, бу-ма-га. 4. Че-ре-па-ха,

те-ле-ви-зор. Сначала дети могут отхлопывать слова и считать количество

слогов в них. Игра «Город звуков»: взрослый предлагает ребенку выбрать

фигурки или картинки, в названиях которых есть заранее названный звук (в

следующей игре он может быть другим). Ребенок раскладывает фигурки,

называет их, затем взрослый просит составить предложения или рассказать о

них. Ребенок может составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Игра «Чей это след?»: на влажном песке вместе с ребенком можно оставлять

следы от колес игрушечной машинки, животных, пуговиц разных размеров,

семян гороха и других растений. Ребенок должен отгадать, чей это отпечаток

и составить рассказ о нем. Составьте с ребенком песочную аппликацию: с

помощью

клея

нанесите

на

картон

рисунок

и

посыпьте

песком,

можно

разноцветным и высушенным заранее. Изобразите: дом лес, небо и солнце и

др., затем стряхните лист и просушите картину.

Желаем приятных занятий и игр с песком!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники