Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста


Автор: Шалагинова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с №193
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мир детства целиком зависит от нас, взрослых и наша основная

задача — разжечь в детях огонек познания нового и интересного.

С

первого

года

работы

воспитателем

я

постоянно

чувствую

необходимость

творческого

освоения

новых

педагогических

приемов.

Работая

с

детьми

разного

возраста,

имею

возможность

наблюдать,

как

м е н я е т с я

а к т и в н о с т ь ,

м о т и в а ц и я ,

п оя в л я е т с я

в о з м о ж н о с т ь

дифференцированно

воздействовать

на

их

развитие

у

каждого

ребенка.

Достойное

выполнение

профессионального

долга

требует

от

меня

ряда

обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои

сильные и слабые стороны, обладать общей культурой.

Анализируя

свой

опыт

работы,

пришла

к

убеждению,

что

необходимо:

- учиться всему и постоянно,

- работу с детьми строить на основе уважения ребенка как личности

и равноправного партнера в различных видах деятельности,

- общение с родителями строить как процесс сотрудничества для

формирования единых интересов, требований и правил.

Общаясь с учителями начальных классов, пришла к выводу, что в

школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так

как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма

предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие

зрительного восприятия и произвольного внимания.

Самый

благоприятный

период

для

развития

интеллектуальных

и

творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших

полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте

необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

У

большинства

современных

детей

отмечается

общее

моторное

отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады

просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя

труд учить ребенка завязывать шнурки. 20 лет назад родителям, а вместе с

ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать

белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие

слабого

развития

общей

моторики

руки,

общая

неготовность большинства современных детей к письму. С большой долей

вероятности

можно

заключить,

что

если

с

речью

не

все

в

порядке,

то

наверняка есть проблемы с моторикой.

Известно, что развитие левой височной и левой лобной областей

головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших

психических

функций

связаны

с

мелкой

моторикой

рук.

Василий

Александрович

Сухомлинский

утверждал:

«Ум

ребенка

находится

на

кончиках его пальцев».

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев

очень много -

это пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие

рукоделием и т.д.

Изучив литературу я создала для себя систему работы по развитию

мелкой моторики .

Использую следующие формы организации детской деятельности:

фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.

В

дошкольном

возрасте

основной

вид

деятельности

-

это

игра.

Значительный

опыт

накапливается

ребенком

в

игре.

Из

своего

игрового

опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра

и

труд

являются

сильнейшими

стимулами

для

проявления

детской

самостоятельности в области языка; они в первую очередь используются

мной в интересах развития детей. Игры и занятия, способствующие развитию

мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и

слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас,

развивают интерес, познавательные способности ребенка, считаются делом

интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего

мира ребенка.

В работе я применяю следующие методы и приемы:

Художественно-продуктивная

деятельность

является

одним

из

основных способов развития мелкой моторики.

Продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие

личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это

деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого.

Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный

опыт.

В

процессе

деятельности

дети

рисуют,

склеивают,

вырезают,

конструируют,

лепят.

Таким

образом,

развивается

мелкая

моторика,

тактильная

чувствительность

пальцев,

приобретаются

навыки

работы

с

материалами и инструментами, появляется интерес к творчеству, выявляется

способность мыслить нестандартно.

Лепка помогает формировать художественный вкус, учить видеть и

понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя

тот или иной предмет с натуры, по памяти или рисунку, дети знакомятся с его

формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи,

развивают наблюдательность, детскую фантазию. Для лепки мы используем

глину, пластилин, соление тесто. Работая с ними ребята узнают общие и

отличительные свойства этих материалов, особенности изготовления поделок

из них.

Очень

нравится

детям

работа

с

тестом. Тестопластика

является

одним из видов народно-прикладного искусства. Поделки из теста древняя

традиция,

но

и

сегодня

соленое

тесто

весьма

популярный

материал

для

лепки. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в

развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных

ощущений.

В

изодеятельности

мною

используются

приемы

рисования

пальчиками, печатками, восковыми мелками, ластиком и т.д.

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев

рук является конструирование из бумаги. Ему я уделяю особое значение.

Работа с бумагой воздействует на развитие мелкой моторики и таких

психических

процессов

ребенка,

как:

внимание,

память,

мышление,

воображение,

а

следовательно

на

развитие

интеллекта

в

целом.

Занятие

бумагопластикой не только развивает мелкую моторику, но и способствует

воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности и

самостоятельности детей.

В

процессе

упражнений

проводятся

эксперименты

с

формой

на

плоскости, в объеме и пространстве. Обучение выстраивается как игра, в

последовательную

цепочку

технологических

приемов:

«складывание»,

«скручивание», «сминание» разрывание, сгибание, разрезание. Несмотря на

свою

привлекательность,

конструирование

из

бумаги

с

использованием

разной

техники

является

самым

сложным

видом

деятельности,

Оно

предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.

В

работе

мною

используются

различные

способы

выполнения

изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник:

аппликация, мозаика, вырезание, оригами, конструирование, квилинг.

Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости

является оригами – японское искусство складывания бумаги. Это самый

простой

и

доступный

вид

декоративно-прикладного

творчества.

Оригами

развивает мелкую моторику рук, что благотворно отражается на умственном

развитии ребенка. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей

рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том

числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания

и

формирование

памяти:

дети

запоминают

термины,

приёмы

и

способы

складывания,

по

мере

надобности

воспроизводят

сохранённые

в

памяти

знания и умения.

Занятия

оригами

дисциплинируют,

воспитывают

усидчивость,

ответственность,

аккуратность,

бережное

отношение

к

предметам

и

материалу;

позволяют

детям

испытать

свои

возможности

и

проявить

конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Во

второй

половине

дня

мы

с

детьми

занимаемся

в

кружке

«Волшебная бумага». Я также начала осваивать вместе с детьми технику

изонити, что является отличным средством для развития движения пальцев

руки.

Изонить – техника, напоминающая вышивание и используется мной

на

занятиях

с

детьми

подготовительной

к

школе

группе.

Эта

техника

заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных

нитей на картоне.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на

речевые зоны коры головного мозга:

- сенсорного восприятия;

- глазомера;

- логического мышления;

- воображения;

- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до

конца);

-художественных способностей и эстетического вкуса.

Дети

приобретают

практические

навыки:

владение

иглой,

ножницами,

фигурными

трафаретами,

опыт

рисования

и

ручного

труда,

закрепляют

ранее

полученные

знания

о

геометрических

фигурах,

счете,

ориентировки

на

плоскости,

плоскостному

моделированию(умению

составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций,

развивают

объяснительную

и

доказательную

речь.

В

работе

с

данной

техникой использую цикл занятий .

Огромное значение в работе по развитию мелкой моторики детей

дошкольного возраста имеет правильно организованная работа с родителями

по данному вопросу, ведь не секрет, что развитие

мелкой моторики рук

начинается с самого раннего детства ребенка. Многие родители не придают

значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев

рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для

ее дальнейшего совершенствования. О проблемах с координацией движений

и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой,

что оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения

новой

информации,

приходится

еще

учиться

удерживать

в

непослушных

пальцах карандаш.

Задача

педагогов и детских психологов - донести до родителей

значение игр на развитие мелкой моторики.

Чтобы

заинтересовать

ребенка

и

помочь

ему

овладеть

новой

информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания

покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Доказано, что даже такие

простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока -Белобока», «Коза рогатая» и

другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет

обширное

представительство

в

коре

больших

полушарий

мозга,

значит,

нужно больше времени уделять развитию мелкой моторики: нанизыванию

бусин, лепке, аппликации. При этом интеллект ребенка развивается самым

естественным, здоровым образом.

Уровень

развития

мелкой

моторики

-

один

из

показателей

интеллектуальной готовности к школьному

обучению. Когда говорят, о

мелкой

моторике,

имеют

в

виду,

скоординированные

точные

движения

пальцев

рук.

Ребёнок,

у

которого

достаточно

хорошо

развита

мелкая

моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития

памяти и внимания, связной речи.

И подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что повышая

уровень развития мелкой моторики детей – мы способствуем развитию их

внимания, памяти, готовности руки к письму, умения логически рассуждать,

позволяет

сформировать

координацию

движений

пальцев

рук,

развить

речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники