Автор: Шалагинова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с №193
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Мир детства целиком зависит от нас, взрослых и наша основная
задача — разжечь в детях огонек познания нового и интересного.
С
первого
года
работы
воспитателем
я
постоянно
чувствую
необходимость
творческого
освоения
новых
педагогических
приемов.
Работая
с
детьми
разного
возраста,
имею
возможность
наблюдать,
как
м е н я е т с я
а к т и в н о с т ь ,
м о т и в а ц и я ,
п оя в л я е т с я
в о з м о ж н о с т ь
дифференцированно
воздействовать
на
их
развитие
у
каждого
ребенка.
Достойное
выполнение
профессионального
долга
требует
от
меня
ряда
обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои
сильные и слабые стороны, обладать общей культурой.
Анализируя
свой
опыт
работы,
пришла
к
убеждению,
что
необходимо:
- учиться всему и постоянно,
- работу с детьми строить на основе уважения ребенка как личности
и равноправного партнера в различных видах деятельности,
- общение с родителями строить как процесс сотрудничества для
формирования единых интересов, требований и правил.
Общаясь с учителями начальных классов, пришла к выводу, что в
школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так
как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма
предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие
зрительного восприятия и произвольного внимания.
Самый
благоприятный
период
для
развития
интеллектуальных
и
творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших
полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте
необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
У
большинства
современных
детей
отмечается
общее
моторное
отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады
просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя
труд учить ребенка завязывать шнурки. 20 лет назад родителям, а вместе с
ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать
белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие
слабого
развития
общей
моторики
руки,
общая
неготовность большинства современных детей к письму. С большой долей
вероятности
можно
заключить,
что
если
с
речью
не
все
в
порядке,
то
наверняка есть проблемы с моторикой.
Известно, что развитие левой височной и левой лобной областей
головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших
психических
функций
связаны
с
мелкой
моторикой
рук.
Василий
Александрович
Сухомлинский
утверждал:
«Ум
ребенка
находится
на
кончиках его пальцев».
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев
очень много -
это пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие
рукоделием и т.д.
Изучив литературу я создала для себя систему работы по развитию
мелкой моторики .
Использую следующие формы организации детской деятельности:
фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.
В
дошкольном
возрасте
основной
вид
деятельности
-
это
игра.
Значительный
опыт
накапливается
ребенком
в
игре.
Из
своего
игрового
опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра
и
труд
являются
сильнейшими
стимулами
для
проявления
детской
самостоятельности в области языка; они в первую очередь используются
мной в интересах развития детей. Игры и занятия, способствующие развитию
мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и
слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас,
развивают интерес, познавательные способности ребенка, считаются делом
интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего
мира ребенка.
В работе я применяю следующие методы и приемы:
Художественно-продуктивная
деятельность
является
одним
из
основных способов развития мелкой моторики.
Продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие
личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это
деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого.
Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный
опыт.
В
процессе
деятельности
дети
рисуют,
склеивают,
вырезают,
конструируют,
лепят.
Таким
образом,
развивается
мелкая
моторика,
тактильная
чувствительность
пальцев,
приобретаются
навыки
работы
с
материалами и инструментами, появляется интерес к творчеству, выявляется
способность мыслить нестандартно.
Лепка помогает формировать художественный вкус, учить видеть и
понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя
тот или иной предмет с натуры, по памяти или рисунку, дети знакомятся с его
формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи,
развивают наблюдательность, детскую фантазию. Для лепки мы используем
глину, пластилин, соление тесто. Работая с ними ребята узнают общие и
отличительные свойства этих материалов, особенности изготовления поделок
из них.
Очень
нравится
детям
работа
с
тестом. Тестопластика
является
одним из видов народно-прикладного искусства. Поделки из теста древняя
традиция,
но
и
сегодня
соленое
тесто
весьма
популярный
материал
для
лепки. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в
развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных
ощущений.
В
изодеятельности
мною
используются
приемы
рисования
пальчиками, печатками, восковыми мелками, ластиком и т.д.
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев
рук является конструирование из бумаги. Ему я уделяю особое значение.
Работа с бумагой воздействует на развитие мелкой моторики и таких
психических
процессов
ребенка,
как:
внимание,
память,
мышление,
воображение,
а
следовательно
на
развитие
интеллекта
в
целом.
Занятие
бумагопластикой не только развивает мелкую моторику, но и способствует
воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности и
самостоятельности детей.
В
процессе
упражнений
проводятся
эксперименты
с
формой
на
плоскости, в объеме и пространстве. Обучение выстраивается как игра, в
последовательную
цепочку
технологических
приемов:
«складывание»,
«скручивание», «сминание» разрывание, сгибание, разрезание. Несмотря на
свою
привлекательность,
конструирование
из
бумаги
с
использованием
разной
техники
является
самым
сложным
видом
деятельности,
Оно
предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.
В
работе
мною
используются
различные
способы
выполнения
изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник:
аппликация, мозаика, вырезание, оригами, конструирование, квилинг.
Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости
является оригами – японское искусство складывания бумаги. Это самый
простой
и
доступный
вид
декоративно-прикладного
творчества.
Оригами
развивает мелкую моторику рук, что благотворно отражается на умственном
развитии ребенка. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей
рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том
числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания
и
формирование
памяти:
дети
запоминают
термины,
приёмы
и
способы
складывания,
по
мере
надобности
воспроизводят
сохранённые
в
памяти
знания и умения.
Занятия
оригами
дисциплинируют,
воспитывают
усидчивость,
ответственность,
аккуратность,
бережное
отношение
к
предметам
и
материалу;
позволяют
детям
испытать
свои
возможности
и
проявить
конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Во
второй
половине
дня
мы
с
детьми
занимаемся
в
кружке
«Волшебная бумага». Я также начала осваивать вместе с детьми технику
изонити, что является отличным средством для развития движения пальцев
руки.
Изонить – техника, напоминающая вышивание и используется мной
на
занятиях
с
детьми
подготовительной
к
школе
группе.
Эта
техника
заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных
нитей на картоне.
Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на
речевые зоны коры головного мозга:
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до
конца);
-художественных способностей и эстетического вкуса.
Дети
приобретают
практические
навыки:
владение
иглой,
ножницами,
фигурными
трафаретами,
опыт
рисования
и
ручного
труда,
закрепляют
ранее
полученные
знания
о
геометрических
фигурах,
счете,
ориентировки
на
плоскости,
плоскостному
моделированию(умению
составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций,
развивают
объяснительную
и
доказательную
речь.
В
работе
с
данной
техникой использую цикл занятий .
Огромное значение в работе по развитию мелкой моторики детей
дошкольного возраста имеет правильно организованная работа с родителями
по данному вопросу, ведь не секрет, что развитие
мелкой моторики рук
начинается с самого раннего детства ребенка. Многие родители не придают
значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев
рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для
ее дальнейшего совершенствования. О проблемах с координацией движений
и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой,
что оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения
новой
информации,
приходится
еще
учиться
удерживать
в
непослушных
пальцах карандаш.
Задача
педагогов и детских психологов - донести до родителей
значение игр на развитие мелкой моторики.
Чтобы
заинтересовать
ребенка
и
помочь
ему
овладеть
новой
информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания
покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Доказано, что даже такие
простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока -Белобока», «Коза рогатая» и
другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет
обширное
представительство
в
коре
больших
полушарий
мозга,
значит,
нужно больше времени уделять развитию мелкой моторики: нанизыванию
бусин, лепке, аппликации. При этом интеллект ребенка развивается самым
естественным, здоровым образом.
Уровень
развития
мелкой
моторики
-
один
из
показателей
интеллектуальной готовности к школьному
обучению. Когда говорят, о
мелкой
моторике,
имеют
в
виду,
скоординированные
точные
движения
пальцев
рук.
Ребёнок,
у
которого
достаточно
хорошо
развита
мелкая
моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития
памяти и внимания, связной речи.
И подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что повышая
уровень развития мелкой моторики детей – мы способствуем развитию их
внимания, памяти, готовности руки к письму, умения логически рассуждать,
позволяет
сформировать
координацию
движений
пальцев
рук,
развить
речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.