Автор: Серова Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №99
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии и аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Тема: Здоровьесберегающие технологии и аспекты
формирования здорового образа жизни детей дошкольного
возраста.
Вос-ль Серова Т.Г.
ГБДОУ дет. сад №99.
Санкт-Петербург 2018 г.
«Забота о человеческом здоровье, тем более
о здоровье ребенка – это не просто комплекс
санитарно- гигиенических норм и правил, не свод
требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде
всего, забота о гармонической полноте всех его
физических и духовных сил».
В.А. Сухомлинский.
В свете современных государственных требований к качеству дошкольного
образования, нормативных документов, таких, как «Закон об образовании в
Российской федерации», ФГОС к структуре основной общеобразовательной
программы дет. сада и условиям её реализации, а так же проект нового
Государственного стандарта по дошкольному образованию один из основных
приоритетов- это здоровье, социально – эмоциональное развитие ребенка.
Сегодня ученые и практики подошли к новому пониманию здоровья как
главной ценности человека. Ведь купить здоровье нельзя, его можно только
заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы
сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых с
целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями,
традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки
оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным
фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного
здоровья во взрослой жизни. «От навыка – к привычке, от привычки- к
потребности, от потребности- к ЗОЖ – таким должен быть алгоритм
деятельности в направлении здоровьесбережения детей».
Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
В настоящие время здоровьесберегающие педагогические технологии
разделяют на три группы:
1.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: утренняя
гимнастика, физкультминутки и динамические паузы, подвижные и
спортивные игры, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз,
дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, релаксация, дневной
сон, упражнения для профилактики плоскостопия, соляная комната.
2.
Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия,
предметно- пространственная среда, коммуникативные и
самостоятельные игры, продуктивная деятельность, циклы занятий и
игровых упражнений из серии «Здоровье», любой прием пищи,
прогулка, самомассаж.
3.
Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, арт-терапия,
сказкотерапия, песочная терапия, технология музыкального
воздействия, технология коррекции поведения, информационная работа
с родителями (функционирование официального сайта дет.сада, ИКТ-
технологии в образовательном пространстве).
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы
среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Главный их признак – использование психолого- педагогических приемов,
методов, подходов к решению проблем. Ребенок- дошкольник должен
владеть:
- знанием правил личной гигиены и ухода за своим телом;
- знанием наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знанием о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой
защите;
- знанием о своем физическом развитии, уровне физической
подготовленности.
А взрослые ставят перед собой задачи:
- учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм,
формировать представление о строении своего тела;
- формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому;
- прививать практические навыки и умения по самокоррекции
собственного состояния;
- активизировать познавательный интерес к своему организму и его
возможностям.
Вывод: Таким образом, охрана и укрепление здоровья детей по- прежнему
остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования. Главная
основная, жизненно важная цель, педагогов и родителей- создание
устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению
собственного здоровья, формирование психологического здоровья
дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом. Задача
сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство с правилами
здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья
человека для его жизнедеятельности составляет основное направление
работы ДОУ и семьи, т.к. семья и дет.сад – два воспитательных института,
каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку
определенный социальный опыт.
Литература:
1.
Грядкина Т.С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее
физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
Дошкольная педагогика. 2008 г. №2.
2.
Картушина М.Ю. Быть здоровым хотим. М: Т.Ц. Сфера. 2004 г.
3.
Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников.
Дошкольное воспитание. 1998г. №7