Напоминание

Долгосрочный проект "Времена года"


Авторы: Кукиева Ирина Александровна, Кюрджиева Марина Сергеевна
Должность: учитель–логопед, воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: МБДОУ № 29 " Малышка"
Населённый пункт: город Ессентуки
Наименование материала: Проектная деятельность в ДОУ с учетом ФГОС
Тема: Долгосрочный проект "Времена года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 29 «Малышка»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ

ДОЛГОСРОЧНЫЙ

ПРОЕКТ

ДЛЯ

ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

« ВРЕМЕНА ГОДА В ЕССЕНТУКАХ»

Авторы проекта:

Учитель-логопед Кукиева И.А.

Воспитатель Кюрджиева М.С.

2017-2018 учебный год

Название проекта

«Времена года в Ессентуках»

Тип проекта

Познавательно-творческий

Возраст детей

4-6 лет

Участники проекта

Педагоги группы № 7,№10 учитель-логопед, родители

детей(законные представители) , дети групы№7.

Продолжительность

проекта

Долгосрочный С 09.10.2017- 31.05.2018 года

Актуальность

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что

она своей яркостью, многообразием, динамичностью

воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя

зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание

кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё

новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников

возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым.

Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у

него формироваться правильные представления об

окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому

нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой

воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые

научат дошкольника любоваться яркими красками неба при

закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у

малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться

красоте и глубже познает окружающий мир.

Учитывая рекомендации ФГОС по подготовке дошкольников к

школьному обучению очень важно комплексно и качественно

подготовить детей к школе. Сформировать звуковую культуру

речи детей через игровую деятельность в детском саду и в

семье. Создать условия для обеспечения готовности старших

дошкольников к обучению в школе. Укрепление связь ДОУ с

семьей. Развивать мелкую и крупную моторику рук. В

результате развивающих занятий научить детей логическому

мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством

окружающего мира и научать общаться между собой.

Проблема

У детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень

усвоение простванственно- временных понятий, особенно

таких лексических тем, как « Времена года», « Месяцы» ит.д.

При обследовании познавательного и речевого развития на

начало учебного года были выявлены низкие показатели по

данным направлениям. Так же , дети коррекционной группы

показали низкий уровень в умении наблюдать, описывать,

сочинять, запоминать, размышлять. В связи выявленными

пробелами в развитии детей группы, учителем –логопедом и

воспитателем группы было принято решение, включить тему

« Времена года» в проектную деятельность, где через все виды

деятельности, при системном и разнообразном подходе

воздействия и взаимодействия всех участников

образовательного процесса , предположительно будут

получены положительные результаты в устранении

выявленных пробелов в психоречевом развитии детей.

Цель

Психоречевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить детей с характерными особенностями каждого

времени года, сформировать представления о правилах и

способах взаимодействия с объектами.

Задачи

Развивать у детей особенности связной, диалогической

и монологической речи. Активизировать словарь детей

познакомить детей с сезонными изменениями природы

в родном городе, с цветовой гаммой, присущей тому или

иному времени года;

научить детей отражать в рисунках признаки природы в

разные времена года, используя различные способы и

средства изображения;

научить детей заготавливать листья для аппликаций,

вырезать снежинки, изготавливать различные виды

цветков для коллективной работы.

формировать у детей познавательный интерес к

окружающему миру, родной природе;

Научить детей находить и описывать сезонные

изменения в природе, в течении года.

Развивать в детях любовь к родному городу, открывать

красоту природы Ессентуков.

Побудить родителей к совместным , исследовательским

прогулкам с детьми по городу.

Стимулировать самостоятельное проявление

эстетического отношения к окружающему миру в

разнообразных ситуациях: повседневных и

образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в

ходе посещения музеев, парков, экскурсий.

Предполагаемый результат

Сформированы навыки связной речи у старших дошкольников,

умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать

причинно-следственные связи. Становление ребенка как

личности. Положительное отношение к природе, умение

видеть прекрасное в разное время года.

Результаты работы с родителями. Повышена педагогическая

компетентность родителей. Установлено деловое

взаимодействие. Гипотеза. Развивать связную речь детей.

Делать упор на становлении, понимании и переживании

ребенком своего единства с живой природой Земли, её

эволюции, бережного отношения к природе. Сформировать

тесную связь «Детский сад – ребенок – семья- родной город».

Воспитывать у детей чувства взаимопомощи, дружеские

отношения.

Формы работы по реализации

проекта

Беседы по теме;

Создание, презентаций, слайд шоу;

Познавательное чтение;

Конкурсы и викторины,

Продуктивная деятельность(рисование, аппликация, лепка,

коллективные работы, для украшения ДОУ)

Игры: Подвижные (речь с движением)

имитационные игры, игры-путешествия, речевые,

логопедические, математические.

Взаимодействие с городским музеем.

Взаимодействие с семьей. Работа семьи-

Фотоматериал « Гуляем по любимому городу»

Этапы проекта

Первый этап – подготовительный.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Информирование родителей о проекте « Времена года».

Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.

Подготовка необходимого оборудования и материала

для продуктивной деятельности.

Подбор информации через интернет, познавательной

информации, картинок, пейзажей о временах года,

фрагментов музыкальных произведений.

Подготовка изобразительного материала для выставки

«Мое любимое время года».

Сбор информации о временах года для создания

картотек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи»,

«Загадки».

Пополнение центров бросовым материалом для

детского творчества.

Второй этап – основной.

Экскурсии по городу в разные времена года.

Наблдение за сезонными изменениями в природе.

Подготовка продуктов детской деятельности к выставке

и оформление выставки «Мое любимое время года».

Создание карточек «Приметы», «пословицы и

поговорки», «Стихи», «Загадки» по временам года.

Показ видео ролика о временах года.

Художественно-творческая деятельность.

Знакомство с творческим наследием великих

композиторов П.И. Чайковский, А. Вивальди.

Оформление выставки в холле ДОУ. « Осень пришла в

Ессентуки»,« Зима пришла в Ессентуки», « Весна пришла в

Ессентуки»

Подготовка презентации выставки «Моё любимое время

года» и книжек – самоделок.

Составление описательных рассказов по теме, заучивание

стихотворений, пословиц, отгадывание загадок.

Работа с родителями. Составление фотоальбома : « Гуляем по

любимому городу»

Третий этап – заключительный.

Оформление выставки «Мое любимое время года»

Сезонное оформление холла в ДОУ ( коллективная работа

Осень, зима, весна пришла в Ессентуки» «Времена

года».

Презентации книжек - самоделок, выставки.

Презентация для детей других групп.

Презентация для родителей, сотрудников детского сада.

Показ родителями этих сказок перед детьми.

Презентация проекта на сайте ДОУ и в интернет ресурсах.

•Размещение материала на сайте ДОУ.

Предполагаемый результат

В ходе реализации проекта дети и родители получат

необходимый опыт в изобразительном искусстве и

художественной деятельности. У детей самостоятельно

проявится бережное и эстетическое отношение к

окружающему миру и природе родного города.

Гармонизируются детско-родительские отношения.

У детей улучшится усвоение лексических тем « Времена года»

« Мой город-Ессентуки»

План проведения проекта: « Времена года»»:

Дата

Мероприятие

Задачи

Участники

Сентябрь

2017г.

Информирование

родителей о проекте

Информировать родителей о

проекте и его задачах

Педагоги, родители,

Учитель-логопед,

Подготовка материалов в

центрах активности

Подбор познавательной

информации об осени

(картинок, репродукций,

пейзажей и других)

Подбор наглядно-речевого

материала по теме

Подготовка необходимых

материалов для продуктивной и

театральной деятельности

Подобрать репродукции картин

известных художников,

картинок, раскрасок, рисунков и

т.д. для ознакомления детьми

Подобрать наглядный сатериал

по теме « Осень»,

мнемотаблицы для составления

описательных рассказов,

чистоговорки по теме,

пословицы и поговорки, загадки

по теме «Времена года.Осень»

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Октябрь

2017г.

Беседы по теме

Просмотр иллюстраций и

репродукций по теме «

Осень»

Чтение рассказов по теме

Заучивание стихотворений

по теме

Выявление пробелов в

познавательном развитии в

данной теме.

Обогащение и активизация

словаря по теме

Приобщить детей к

культурному наследию.

Научить изучать и описывать

увиденное.

Развивать у детей умение

слушать , запоминать и

обобщать услышанное .

Развивать у детей память и речь

Воспитатель

Учитель-логопед,

Дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

Дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

Дети.

Экскурсия по городу

Сбор и засушивание

листьев

Рисование, аппликации,

лепка, раскрашивание.

Привить детям бережное и

заботливое отношение к

родному городу, обратить

внимание детей на красоту и

сезонные изменения в городе.

Закреплять у детей знания о

временах года через творчество

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети, родители.

Воспитатель, дети

Ноябрь

2017г.

Изготовление

коллективной

Работы « Осень пришла в

Ессентуки»

Составление

описательных рассказов

по теме.

Заучивание названий

месяцев осени,

Выполнение работы « С-

сентябрь, О-октябрь, Н-

ноябрь: СОН» на

пластилиновых дощечках

Игра « А у нас в

Ессетуках..»

Рисование по теме « Осень

в Ессентуках»

Работа с родителями

Выполнение домашних

заданий по теме, подбор

семейных фоторгафий по

теме «Мой город осенью»

Развивать в детях чувство

коллективизма, радости от

совместной деятельности.

Совершенствовать навыки

составления описательных

рассказов

Закрепить у детей знания по

лексическим темам.

Зазвивать умение, выделять

первый звук к влове.

Закрепление пройденных тем

« Звук и буква С, О, Н.»

Развивать у детей связную

речь.Закреплять умение

составлять развернутую фразу.

Закреплять у детей знания о

временах года через творчество

Вовлечь родителей в

образовательный процесс,

закрепить дома пройденный

материал, улучшить детско-

родительские отношения.

Развивать в детях музыкальную

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети,

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Воспитатель,

Дети.

Воспитатель

Дети.

Учитель-логопед.

Прослушивание

музыкальных

произведений

Просмотр мультфильмов

по теме

культуру. Умение слышать и

различать различные

музыкальные настроения,

акценты. Развивать у детей

описывать свои ощущения от

услышанного.

Развивать у детей умение

обобщать и описывать

увиденное.

Воспитатель,

Учитель-логопед,

дети. Музыкальный

руководитель.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Декабрь

2017г.

Подбор познавательной

информации о зиме

(картинок, репродукций,

пейзажей и других)

Беседы по теме

Чтение рассказов по теме

Заучивание стихотворений

по теме

Экскурсия по городу,

территории ДОУ.

Наблюдения за

изменениями в природе.

Сравнение осени и зимы

Рисование, аппликации,

лепка, раскрашивание

Подобрать репродукции картин

известных художников,

картинок, раскрасок, рисунков и

т.д. для ознакомления детьми

Расширять знания детей по

теме.

Развивать у детей умение

слушать , запоминать и

обобщать услышанное

Закрепить у детей бережное

отношение к природе и родному

городу. Научить наблюдать и

описывать увиденное.

Закреплять у детей знания о

временах года через творчество

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети,

Родители.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети,

Родители

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

Изготовление снежинок

для коллективной работы

Коллективная работа «

Зима пришла в Ессентуки»

Оформление выставки

поделок

« Зимние фантазии»

Научить детей изготавливать

снежинки из бумаги

Развивать в детях чувство

коллективизма, радости от

совместной деятельности

Вовлечение родителей в

творческую, совместную работу

с детьми по теме

дети,

Родители

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети,

Родители

Январь

2018г.

Просмотр иллюстраций и

репродукций по теме

« Зима»

Заучивание стихотворения

« Дело было в январе…»

(с опорой на

мнемотаблицу)

Работа в тетрадях

(снежинки, елочки, ит.д.)

Рисование по точкам,

раскрашивание работ

Приобщить детей к

культурному наследию.

Научить изучать и описывать

увиденное.

Развивать память у детей,

Автоматизация поставленных

звуков у детей.

Развивать графомоторные

навыки у детей

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Учитель-логопед,

дети.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети.

Эксперименты со снегом

Развивать у детей

познавательно-

исследовательский интерес

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети

Февраль

2018г.

Наши любимые

мультфильмы

Расширение у детей знаний по

теме через мультфильмы.

Воспитатель

Учитель-логопед,

Прослушивание

музыкальных

произведений

Составление коллективной

работы

« Зимние забавы»

Работа в кружке по

тестопластике

« Умелые ручки»

«Снеговик»

Оформление выставки

Праздник февраля-

« День защитника

отечества!»

Развивать в детях музыкальную

культуру. Умение слышать и

различать различные

музыкальные настроения,

акценты. Развивать у детей

описывать свои ощущения от

услышанного.

Закрепление знаний у детей по

теме.

Сенсомоторное развитие детей

Закрепить знания детей через

данную тему. Развивать у детей

чувство патриотизма.

дети

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети, музыкальный

руководитель.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети, музыкальный

руководитель.

Март

2018г.

Беседы по теме

Просмотр иллюстраций и

репродукций по теме

« Весна»

Праздник весны-

Расширять знания детей по

теме.

Приобщить детей к

культурному наследию.

Закрепить у детей умение

изучать и описывать

увиденное.

Закрепление темы через

праздничные мероприятия.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель

Учитель-логопед,

« 8 марта»

Рисование красками,

карандашами по теме

Заучивание стихотворения

« Потихоньку тает снег…»

с опорой на мнемотаблицу

Изготовление цветов из

цветной бумаги для

оформления коллективной

работы

Закреплять у детей знания о

временах года через творчество

Развивать память у детей,

Автоматизация поставленных

звуков у детей

Сенсомоторное развитие

детей

дети, музыкальный

руководитель.

Воспитатель

дети

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети

Апрель

2018

Работа в кружке по

тестопластике

« Умелые ручки»

« Весенний цветок»

Коллективная работа

« Весна пришла в

Ессентуки!»

Составление рассказов с

опорой на картину

День пословиц, поговорок

и загадок о временах года

Работа в тетрадях и

прописях. Графические

узоры, раскрашивание по

цифрам, рисование по

точкам

Аппликация « Цветок и

бабочка»

Сенсомоторное развитие детей

Развивать в детях чувство

коллективизма, радости от

совместной деятельности

Развитие связной речи у детей

Развивать память, внимание,

образное мышление.

Развивать у детей

графомоторные навыки

Развивать у детей мелкую

моторику, пространственное

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель,

Учитель-логопед,

дети

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель,

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель,

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель,

Дети.

ориентирование,

художественный вкус

Май

2018г.

Прослушивание

музыкальных

произведений.

Участие во Всероссийском

интернет-конкурсе

« Времена года»

Обобщение полученных

знаний.

Работа кружка « Умелые

ручки»

« Бабочка»

Просмотр презентации : «

прекрасен наш город во

все времена!»

Подведение итогов

проекта.

Развивать в детях музыкальную

культуру. Умение слышать и

различать различные

музыкальные настроения,

акценты. Развивать у детей

описывать свои ощущения от

услышанного.

Закрепить полученные знания у

детей.Выявить пробелы в

усвоении полученного

материала

Сенсомоторное развитие детей

Закрепить у детей чувство

патриотизма и гордости за

родной город. Побудить к

семейным прогулкам. Закрепить

полученные знания.

Воспитатель

Учитель-логопед,

дети, музыкальный

руководитель

Воспитатель,

Учитель-логопед,

дети, родители.

Учитель-логопед,

дети

Воспитатель,

Учитель-логопед,

дети, родители

Материал к проекту «Времена года»

Осень

Восприятие музыки

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь».

А. Вивальди «Осень».

Мультимедийные презентации

Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме»..

«Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г. «Осень»

Союзмультфильм, 1982 г.

«Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан, «Золотая осень», «Осенний день Сокольники», «Осень. Дорога в

деревне».

В. Поленов «Золотая осень».

А. М. Герасимов «Дары осени».

Художественное слово

К. К. Случевский. «Осенний мотив».

К. Д. Бальмонт «Осень».

И. А. Бунин «Листопад».

А. А. Блок «...Осенний день высок и тих...».

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».

А. Н. Майков «Осень».

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..».

Н. А. Некрасов «Перед дождем».

И. С. Никитин «Дождь каплет...».

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

И. А. Бунин «Первый снег».

А. А. Блок «Зайчик».

С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом...».

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».

И. А. Бунин «Осень. Чащи леса...».

Н. А. Некрасов «Славная осень!».

С. Д. Дрожжин «Миновало лето…».

Художественное творчество

«Волшебные краски осени».

«Дары осени».

«Я шагаю по ковру из осенних листьев».

«Портрет осени».

«Золотая осень».

«Осеннее дерево».

«Аппетитные, ароматные, сладкие…».

«Веточка рябины».

«Золотые яблоки».

«Унылая пора, очей очарованье…».

Зима

Восприятие музыки

В.Шаинский «Снежинки».

А. Внукова «Если снег идет».

А.Вивальди «Зима».

П.Чайковский «Зима».

Мультимедийные презентации

Презентация «Зимние сказки».

«Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.

«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

Репродукции картин известных художников

Н. П. Крымов «Зимний вечер».

И. Левитан «Зимой в лесу».

Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».

А. А. Пластов «Первый снег».

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».

И. И. Шишкин «Зима».

Б. Кустодиев «Масленица».

Художественное слово

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой».

Л. А. Мей «Двойным зеленым строем...».

С. А. Есенин «Пороша».

А. С. Пушкин «Зимняя дорога».

С. А. Есенин «Поет зима – аукает».

И. А. Бунин «Метель».

С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает...».

С. А. Есенин «Берёза».

Н. А. Некрасов «Мороз-воевода».

А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...».

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной...».

А. А. Блок «Ветхая избушка».

Художественное творчество

«Мои волшебные снежинки».

«Первый снег».

«Мое любимое дерево зимой».

«Птички на ветке».

«Зимняя сказка».

«Я в волшебном лесу».

«Белая береза».

«Как розовые яблоки на ветках снегири…».

«Царство снежной королевы».

«В лесу родилась елочка».

«Зимний вальс».

«Букет для снегурочки».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Весна

Восприятие музыки

Н. Любарский «Дождик».

П. Чайковский «Времена года».

В. Моцарт «Весенняя».

А. Вивальди «Весна».

П.И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».

Мультимедийные презентации

«Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.

«Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.

Репродукции картин известных художников

А. Саврасов «Грачи прилетели».

П. Кончаловский «Сирень в корзине».

И. Левитан «Весна. Большая вода».

И. Левитан «Март».

К. Ф. Юон «Мартовское солнце».

С. А. Виноградов «Весна идет».

Художественное слово

Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид...".

Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится ...".

Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..".

А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами...".

Ф. И. Тютчев. Первый лист.

Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.

А. А. Фет. Весенний дождь.

Н. А. Некрасов. Зеленый шум.

С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная...".

А. А. Блок "Ворона".

С. А. Есенин "Черёмуха".

А. А. Блок "На лугу".

С. А. Дрожжин "Весеннее царство".

И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает".

С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился...".

И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом...".

Художественное творчество

«Ветка с первыми листочками».

«Весенний букет».

«Березы весной».

«Подснежники в ладошке».

«Цветущий сад».

«Грачи прилетели».

«Сапог в луже».

«Сороки».

«Первые цветы».

«Одуванчик – толстые щеки».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Список используемой литературы:

1.

Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.

2.

Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.

3.

Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М.,

«Сфера», 2007 г.

4.

Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад.

Развития», 1996 г.

5.

Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.

6.

Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников»,

Минск, «Асар», 2001 г.

7.

Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.

8.

Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.

9.

Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.

10.

Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.

Фото-Приложение



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники