Автор: Сашкина Антонида Валетовна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Анализ деятельности центра здоровьесбережения"
Раздел: полное образование
Анализ работы центра здоровьесбережения МБОУ СОШ N20
на 2017-2018 учебный год
Цель
деятельности
центра-создание
безопасной,
здоровьесберегающей
среды
образовательной организации через:
- организацию учебной и внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и санитарно-
эпидемиологическими
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
образовательных организациях;
- организацию физкультурно-оздоровительной работы;
-реализацию
профилактических
программ,
направленных
на
сохранение
и
укрепление здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни.
Основными задачами деятельности центра являются:
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и
норм здорового и безопасного образа жизни обучающихся с целью сохранения и
укрепления физического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных
составляющих личности обучающихся;
-
снижение
рисков
заболеваемости
обучающихся,
вызванной
вирусными
инфекциями, болезнями асоциального характера;
- создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся,
занятия ими физической культурой и спортом;
-
профилактика
и
запрещение
курения,
употребления
алкогольных,
слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их
прекурсоров и аналогов, и других одурманивающих веществ.
Направления деятельности Центра:
• Здоровьесбережение;
• Профилактика;
• Диагностическая работа;
• Организационно-методическая работа
Центр работал по отдельному плану и сотрудничал с поликлиникой п.Юность, центром
медицинской
профилактики,
центром
«Зазеркалье».
За
время
работы
совместно
с
социальными партнерами были проведены следующие мероприятия: беседы, классные
часы, викторины, тематические игры;
круглые столы, распространены памятки для
обучающихся и родителей по различной тематике, дни здоровья; общегородская зарядка. В
течение
учебного
года
учащиеся
прошли
тестирование
по
правильному
питанию,
социально-психологическое
тестирование
на
предмет
раннего
выявления
незаконного
потребления
наркотических
средств
и
психотропных
веществ (8-11классы), проведено
совместно
с
центром
медицинской
профилактики
социологическое
исследование
«Зависишь
ли
ты
от
интернета?»,
«Вредные
привычки».
Учащиеся
школы
ежегодно
участвуют
в
городской
благотворительной
Акции
«Белая
ромашка»,
приравненной
всемирному дню борьбы с туберкулезом, в Акции «Бирюзовая ленточка», приуроченной
всемирному дню без табака, «Стоп ВИЧ/СПИД», «Массовая зарядка», приуроченная Дню
здоровья. Старшеклассники стали дипломатами конкурса
социально-значимых роликов по
профилактике вредных привычек среди подростков и молодежи. Были проведены круглые
столы
совместно
с
центром
медицинской
профилактики
и
врачами
из
Сургутской
городской клинической поликлиники №4 на темы «Подростковый алкоголизм», «О вреде
пьянства и алкоголизма». Частый гость с беседами со старшеклассниками врач Рыбакина
Д.С. из центра «СПИД». Неоднократно интересную и познавательную беседу вела со
старшеклассниками Ковалева И.В., психолог центра регионального благотворительного
фонда «Подари жизнь» при храме в честь Великого Георгия Победоносца на тему «Семья
в современном обществе».
Школа является участником городского проекта «Научись спасать жизнь». В рамках этого
проекта руководитель центра здоровьсбережения и педагог –психолог прошли обучение
СурГПУ на курсах
"
Инструктор подготовки к оказанию первой помощи в образовательных
учреждениях", после чего ими
проведено практико-ориентированное занятие с учащимися
по темам «Первая помощь при возникновении теплового удара», «Первая помощь при
переломах». А также в рамках этого же проекта учащиеся приняли участие в городском
конкурсе плакатов по оказанию первой помощи.
В течение года учителя, социальный педагог , педагог-психолог и руководитель центра
здоровьесбережения
проходили
учебу
на
базе
центра
медицинской
профилактики
по
профилактике заболеваний и вредных привычек.
В связи с внесением изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ч. 11 ст. 41 «Обучение
педагогических работников навыкам оказания первой помощи» педагогические работники
100%
прошли
обучение
навыкам
оказания
первой
медицинской
помощи
несовершеннолетним. Для родителей (законных представителей) был организован курс
лекции по основам детской психологии и педагогики.
Проведен медицинский осмотр детей и санация полости рта обучающихся.
В рамках центра здоровьесбережения в этом учебном году качественно отработала
служба ППМС-сопровождения и в рамках службы ПМПК.
Только на ТМПК в этом учебном году было направлено 8 человек. На данный
момент статус ребенка в ОВЗ получили 5 человек. Еще троим рекомендовано пройти
ТМПК.
В
ш к о л е
р е а л и з у ю т с я
п р о ф и л а к т и ч е с к и е
п р о г р а м м ы :
1.«Разговор
о
правильном
питании»
(«Две
недели
в
лагере
здоровья».
«Формула
правильного
питания
(12-14
лет),
целью
программы
является
-воспитание
у
детей
культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Реализации
программы
предполагает
решение
следующих
образовательных
и
воспитательных задач:
-формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших
человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное
здоровье;
-формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в
сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
-освоение детьми практических навыков рационального питания;
-формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей
общей культуры человека;
информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем,
расширение
знаний
об
истории
и
традициях
своего
народа,
формирование
чувства
уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной
деятельности;
развитие
коммуникативных
навыков
,
умения
эффективно
взаимодействовать
со
сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Участники программы: дети от 6 до 12 лет. 2
3.«Твой выбор» и «Я принимаю вызов» для учащихся 5-9 классов
Цель: формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к
употреблению ПАВ и табакокурения.
Задачи:
-
предоставить
учащимся
объективную
научную
информацию
о
психоактивных
веществах;
- повышать уровень профилактической работы с учащимися;
-
вовлекать
обучающихся
в
работу
по
профилактике
употребления
ПАВ
и
распространение форм профилактики употребления ПАВ в социокультурной среде;
- способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей
- организовывать и совершенствовать внеурочную деятельность, направленную на
вовлечение учащихся в досуговые мероприятия.
4.Социально-психологическая программа профилактики суицида среди детей и
подростков
Цель программы:
Организация
профилактической
работы
по
предупреждению
суицидальных
действий
среди
подростков,
развитие
стрессоустойчивости,
сохранение
и
укрепление
психического здоровья обучающихся.
Задачи программы:
• выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и
саморегуляции.
• межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и
организаций;
•
пропаганда
здорового
образа
жизни,
формирование
у
учащихся
позитивного
образа Я.
С ноября 2014 г. в школе ведет работу спортивный клуб «Старт». Традиционные
школьные
мероприятия:
школьные соревнования (учителя-ученики) по баскетболу,
теннису,
легкоатлетический
кросс
(сентябрь),
Дни
здоровья,
«Веселые
старты»,
спортивные мероприятия во время новогодних каникул, Дниоткрытых дверей – все это во
многом заслуга спортивного клуба.
Организация питания, медицинского обслуживания
В школе проводится систематическая работа по пропаганде рационального питания.
В 1-5 классах в рамках внеурочной деятельности реализуется программа «Разговор о
правильном питании». В планы воспитательной работы включены беседы о значении
рационального питания.
Созданы условия для рационального питания учащихся. В соответствии с планом
работы
школы
на
2017-2018
учебный
год,
в
рамках
внутришкольного
контроля,
систематически
проводились
проверки
«Состояние
работы
по
организации
горячего
питания учащихся». В течении года членами родительского совета, управляющего совета
проводились рейды в школьную столовую с целью осуществления контроля за качеством
организации горячего питания учащихся (дегустация блюд, наблюдение за организацией
накрытия столов, питание детей на переменах). В ходе рейдов нарушения не выявлены.
В течение учебного года средний показатель охвата детей горячим питанием за счет
родительских средств составляет 34% от общего количества учащихся. Дети льготных
категорий охвачены 2-х разовым питанием 100% (146 человек. Из них – 132 многодетные,
14 - опекаемые). Все обучающиеся школы получают дотационное питание.
Медицинское обслуживание осуществляют работники БУ ХМАО-Югры «Сургутская
городская клиническая поликлиника №4».
Организация отдыха детей в каникулярное время.
Обучающиеся
МБОУ
СОШ
№20
в
каникулярное
время
имеют
возможность
посещать лагерь с дневным пребыванием детей «Солнышко». В 2017-2018 уч.году такую
возможность имели 50 учащихся в осенние каникулы, на 100 учащихся планируется в
летний период с 01 июля по 26 июля. Для них было будет организовано 2х разовое горячее
питание и витаминизация посредством свежих овощей, фруктов и напитков.
Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
В
2017-2018
учебном
году
на
основании
заключений
врачебной
комиссии,
заявлений
родителей
(законных
представителей)
для
4
учащимся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
общеобразовательном
учреждении
организовано
индивидуальное обучение на дому. С целью обеспечения реализации прав учащихся,
укрепления их здоровья, в соответствии с нормативными документами федерального,
регионального
и
муниципального
уровней
были
разработаны
учебные
планы,
планы
индивидуального сопровождения. Индивидуальные учебные планы
составлены
с
учетом
социального
заказа
родителей,
интересов
учащихся,
их
потребностей
и
возможностей.
Компонент
образовательной
организации
обеспечил
гибкость
моделирования
индивидуального
учебного
плана.
Объем
учебной
нагрузки
определялся
индивидуально,
зависел
от
состояния
здоровья,
потребностей
каждого
ребенка, и не превышал предельно допустимой недельной нагрузки. Выбор вариантов
проведения занятий определялся исходя из особенностей психофизического развития и
возможностей
учащихся,
рекомендаций
лечебных
учреждений
и
осуществляется
с
согласия родителей.
В
рамках
социальной
адаптации,
учащиеся
с
ОВЗ,
дети-инвалиды
принимали
активное участие в школьных и муниципальных конкурсах рисунков, художественной
самодеятельности, посещали занятия дополнительного образования.