Автор: Волкова Регина Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКОУ "Центр ПМСС" Населённый пункт: город Олонец, Республика Карелия Наименование материала: Консультация для воспитателей Тема: "Обучение рассказыванию по картинам" Раздел: среднее профессиональное
связного высказывания:
•
связные высказывания короткие;
•
отличаются непоследовательностью, даже
если ребенок передает содержание
знакомого текста;
•
состоят из отдельных фрагментов,
логически не связанных между собой;
•
уровень информативности высказывания
очень низкий.
23.11.15
2
Виды обучения рассказыванию:
•
Рассказ по демонстрируемым действиям.
•
Занятия по пересказу.
•
Рассказ-описание предмета.
•
Рассказывание по картинам.
•
Рассказывание с элементами творчества.
•
Рассказы из личного опыта.
23.11.15
3
Виды занятий с
картинным
материалом
23.11.15
4
Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с
изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких
сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета.
23.11.15
5
Составление небольших по объёму рассказов-описаний по сюжетным
картинам, в которых на первый план выступает изображение места
действия, предметов, события, определяющих общую тематику
картины.
23.11.15
6
Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно
подробно изображающих развитие сюжета
действия.
23.11.15
7
Обучение рассказыванию по одной сюжетной картине с
придумыванием детьми предшествующих и последующих
событий (по опорным вопросам).
23.11.15
8
Описание пейзажной картины.
23.11.15
9
Занятия по разным видам картин
включают ряд общих элементов:
•
Подготовка детей к восприятию
содержания картины.
•
Разбор её содержания.
•
Обучение детей составлению рассказа.
•
Составление рассказов детьми.
•
Анализ детских рассказов.
23.11.15
10
Методические приёмы, используемые
при обучении рассказыванию по
картине:
–
Образец рассказа педагога по картине или её
части
–
Наводящие вопросы
–
Предваряющий план рассказа
–
Составление рассказа по фрагментам картины
–
Коллективное сочинение рассказа детьми
23.11.15
11
Методические принципы, которые необходимо
учитывать при проведении занятий по развитию
связной речи:
•
Постепенное усложнение в ходе занятия речевого
материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-
словным, от фраз к пересказу);
•
Постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно
слабых), но только на уровне фразовых ответов;
•
Исключение, особенно на первых порах, отрицательной
оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на
успехах и достижениях с целью повышения речевой
активности.
•
Определённая последовательность опроса детей
при рассказывании. Сначала вызываются более
сильные дети.
23.11.15
12
Приёмы работы с сюжетными картинками.
•
Детям раздают картинки в любой последовательности (из одной серии).
Воспитатель составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны
разложить картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам.
•
Детям раздают серию картинок для определения их последовательности.
Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить
его по своим картинкам.
•
С большим удовольствием дети распутывают канву из двух сказок. Они
должны последовательно разложить картинки двух сказок и вспомнить их
названия. («Репка», «Колобок»).
•
После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью
воспитателя передают его содержание в лицах.
•
Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название,
дополняют его предыдущим и последующим событиями.
•
Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность,
потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
23.11.15
13
Спасибо за внимание!
23.11.15
14
Учитель-логопед МКОУ «Центр ПМСС»
Р.М. Волкова