Напоминание

«Особенности инклюзивного обучения детей с ТМНР в классе для детей с легкой умственной отсталостью»


Авторы: Красикова Елена Владимировна, Рудь Юлия Игоревна
Должность: учитель математики, учитель русского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа – интернат № 1 им. К. К. Грота
Населённый пункт: Санк–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности инклюзивного обучения детей с ТМНР в классе для детей с легкой умственной отсталостью»
Раздел: среднее образование





Назад




«Особенности инклюзивного обучения детей с ТМНР в классе для детей с

легкой умственной отсталостью»

Слайд 1

Введение

До недавнего времени дети с тяжелыми и множественными нарушениями в

развитии считались необучаемыми, в результате чего работа по созданию

условий для их обучения практически не велась. Их обучение по программам

общеобразовательной коррекционной школы затруднено или не эффективно,

т.к. множественные нарушения не могут быть учтены рамками специальных

образовательных программ, рассчитанных на какое-то одно из имеющихся

нарушений. Вместе с тем, право каждого человека на образование требует

создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и

множественными нарушениями развития. Это право не зависит от его

психофизического состояния.

В настоящее время в нашей школе проводится инклюзивное обучение детей с

ТМНР в классе для детей с легкой умственной отсталостью.

Рассмотрим особенности работы в таком классе.

Каждый педагог, который приходит работать в такой класс, прежде всего должен

познакомиться:

1.

Нормативно-правовой базой

Слайд 2

И первый документ , с которого начинается знакомство.

ФГОС для детей с ОВЗ разработан на основе Конституции РФ, закона «Об

образовании РФ», Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о

правах инвалидов.

Стандарт является основой для разработки и реализации всех видов

образовательных программ, при его разработке учтены неоднородность

состава группы детей с ОВЗ: особые образовательные потребности

обучающихся, диапазон возможностей освоения детьми образовательных

программ в различных условиях обучения.

Слайд 3

Стандарт является основой для разработки и реализации всех видов образовательных

программ, при его разработке учтены неоднородность состава группы детей с ОВЗ:

особые образовательные потребности обучающихся, диапазон возможностей освоения

детьми образовательных программ в различных условиях обучения.

Стандарт предлагает 4 варианта образовательных программ

в соответствии с их общими и особыми образовательными потребностями,

различиями в уровне психического развития на этапе поступления в школу ( варианты

А, В, С, D)

Разработанные варианты стандарта дифференцируются по следующим

основным параметрам;

требования к итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту

завершения школьного образования;

требования к структуре образовательной программы;

требования к результатам обучения применительно к каждому уровню

образования;

требования к условиям получения образования.

Слайд 4

Стандарт предлагает 4 варианта образовательных программ

Вариант А предполагает цензовое образование, которое обеспечивает формирование

базового объема знаний и оказание коррекционной помощи и поддержки. Ребенок

получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых

сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Это модель полной и

постоянной интеграции ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Вариант В отличается усилением внимания к формированию полноценной

жизненной компетенции, использованию полученных «цензовых» знаний в реальных

условиях. В связи с этим - упрощенность среды обучения и воспитания, максимально

приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со

здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более

сложную и богатую социальную среду, смыслом которой является поэтапное и

планомерное расширение повседневных социальных контактов ребенка. Второй

вариант стандарта - это модель частичной постоянной интеграции.

Вариант С предполагает получение нецензового уровня образования, обеспечивает

адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку,

коррекционную помощь и поддержку, профессионально-трудовое обучение. Такое

образование получают дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

В структуре содержания упрощен «академический» компонент за счет расширения

области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в коллективе

сверстников со сходными ограничениями возможностей здоровья. Среда и рабочее

место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и

особенностями развития конкретного ребенка.

Вариант «D» дает нецензовое, образование рекомендуется для детей с тяжелой и

глубокой степенями умственной отсталости, тяжелыми множественными

нарушениями. Это образование обеспечивает общее развитие, коррекцию и

компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и социализацию.

Слайд 5

Для работы в таком классе для детей с легкой степенью у.о. и

детей с ТМНР надо использовать оба варианта стандартов, т.е.

С и D.

Слайд 6

После того как мы определились со стандартами, надо

посмотреть на характеристику детей

В классе помимо у ученикой помимо интелектуальной

недостаточности в разной степени могут встречаться и другие

нарушения развития

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые опорно-

двигательные нарушения, вследствие которых они полностью или почти полностью

зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной

деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут

самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Процесс общения

затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.

Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной

отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей данной группы, у

которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует

формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной

адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и

взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей,

использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические

изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные

действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт

предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-

практической деятельности.

Слайд 7

Теперь надо определиться с целями образования

Как прописывает стандарт (далее по слайду)

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 АООП, получает

образование по варианту 2 АООП, на основе которой организация разрабатывает

СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося,

выстраиваемая в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с

ТМНР. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)разрабатывается

командой специалистов с учетом индивидуальных возможностей и особых

образовательных потребностей обучающегося; включает: содержательный раздел,

отдельные программы, присмотр и уход, и др.; рассчитана на взаимодействие семьи и

специалистов в процессе обучения и воспитания ребенка. Составляя ИОП для

конкретного ребенка, необходимо учитывать, что тяжелые множественные нарушения

предполагают принципиально особую картину развития. Не следует рассчитывать, что

в процессе обучения учебному предмету ученик плавно переходит от одного раздела к

другому. Учителю важно определить зону актуального и ближайшего развития для

конкретного ребенка, предположить следующий маленький шаг, который сможет

совершить ребенок, определить степень требуемой поддержки и на основе этих знаний

выбрать из данного каталога актуальные для ребенка темы по каждому учебному

предмету. При этом следует понимать тесную взаимосвязь всех областей развития и

учитывать наличие межпредметных связей. СИПР учитывает личностно-

ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с

учебным планом. Соотношение объема обязательной части СИПР и части,

формируемой участниками образовательных отношений, определяется

индивидуальными образовательными возможностями обучающегося. Для данного

ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по

четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом

необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного

включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения,

в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения

материала замедляется или увеличивается.

Слайд 8 по слайду описание

Слайд 9

Мы так же должны знать, что на уроках придется

реализовывать образовательные области,

предусмотренные как для детей с легкой степенью уо так

и для детей с ТМНР.

Обучение ведется на занятиях

интегрировано, когда одна область внедряется в другую,

перекрывает, дополняет ее.

В структуре программы должны быть представлены семь образовательных областей,

предусмотренные ФГОС для обучающихся с ОВЗ: язык и речевая практика;

математика; естествознание; человек и общество; искусство; физическая культура;

технология. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен,

содержание «Математических представлений» не включается в индивидуальную

образовательную программу и предмет не вносится в их индивидуальный учебный

план.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента:

«академический» и « жизненной компетенции». В варианте стандарта D соотношение

между компонентами имеет принципиальное отличие от трех других вариантов

стандарта. Содержание «академического компонента», предполагающего

формирование некоторых учебных знаний и умений, определяется с учетом

индивидуальных особенностей психофизического развития, опирается на актуальный

уровень и выявленную «зону ближайшего развития», хотя у некоторых воспитанников

она может быть очень ограничена. «Жизненный компонент» должен быть развернут,

т.к. именно в рамках этой работы происходит формирование навыков

самообслуживания и коммуникации, развитии навыков социально-бытовой адаптации

во всех доступных сферах жизни, эмоционального контакта с близкими, педагогами.

Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации

его особых образовательных потребностей в условиях дома, в т. ч. обеспечение за ним

присмотра и ухода. Расширение жизненного опыта и повседневных социальных

контактов ребенка происходит путем индивидуально дозированного поэтапного и

планомерного введения ребенка в более сложную предметную и социальную среду с

использованием специфических методов и средств обучения.

Слайд 10

Говорю по слайду. +

Продолжительность специально организованного занятия /

урока с обучающимися различна и зависит от возраста и психофизического состояния

обучающихся, начиная от 10 минут и не превышая 20 минут в 1-4 классах и 25 минут

для 5-12 классов обучающихся этой категории детей. В учебном плане

устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу

обучающихся. Продолжительность учебного года для обучающихся 1

(дополнительного) класса –33 недели, для остальных классов –34 недели. Для 1

(дополнительного) класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные

каникулы.

Слайд 11

Говорю по слайду для легкой у.о + Применительно к варианту D адаптированной

основной образовательной программы для детей с ТМНР результативность обучения

может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей

психофизического развития и специфических образовательных потребностей

каждого обучающегося. Требования к результатам освоения АООП представляют

собой описание возможных результатов образования данной категории

обучающихся. В данном варианте программ следует говорить только об

индивидуальной оценке результатов обучения каждого обучающегося в соответствии с

его специальной индивидуальной образовательной программой. Закономерные

затруднения в освоении обучающимися с ТМНР отдельных предметов не

рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. При

отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием

учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но

без оценок. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического

состояния обучающегося. Формы выявления возможной результативности обучения

должны быть вариативными для различных детей, разрабатываются индивидуально с

учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Перевод

обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.

Слайд 12-16 описание

Слайд 17

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в

форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики

составляется СИПР на следующий учебный период.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не

проходят итоговой аттестации, но получают свидетельство об обучении по образцу и в

порядке, установленном законодательством в сфере образования

Слайд 18

Сотрудничество с родителями. При создании ИУП учитываются пожелания родителей

в связи с особенностями развития ребенка с ТМНР

.

Программа предполагает

консультации, семинары, вебинары, тренинги, занятия, беседы, домашнее

визитирование и другие мероприятия, направленные на: психологическую поддержку

семьи, воспитывающей ребенка-инвалида; повышение осведомленности родителей об

особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.

Заключение

ФГОС для обучающихся с ОВЗ определяет требования к условиям получения

образования: кадровым, материально-техническим, финансовым, информационно-

методическим, необходимым для реализации соответствующих образовательных

программ. В зависимости от состава обучающихся в штат образовательной

организации должны входить учителя-дефектологи (олигофренопедагоги,

сурдопедагоги, тифлопедагоги), педагоги-психологи, логопеды, врачи, социальные

педагоги, специалисты по ЛФК, педагоги дополнительного образования.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР

является нормализация его жизни, т.е. образ жизни, который является привычным и

необходимым для подавляющего большинства людей. Таким образом, ФГОС для

обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на

обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему

образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного

учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их

возможностями и потребностями.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники