Автор: Пургина Дарья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №76"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Реферет
Тема: " Режим дня в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
РЕФЕРАТ
«ОРГАНИЗАЦИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОО»
Подготовила: Пургина Дарья Викторовна
г. Новокузнецк
2018 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………….
2
1. Режим дня как условие организации жизнедеятельности детей
раннего возраста в ДОО.
1.1. Понятие и значение режима дня……………………………………………3
1.2. Основные принципы построения режима дня в детском
саду………...4
1.3. Основные компоненты режима дня в детском саду…………………….5
1.4. Правила проведения режимных процессов……………………………...9
1.5. Режим дня на примере МБ ДОУ “Детский сад
№76”............................10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………..13
1
Введение
Раннее детство - особый период становления органов и систем и,
прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не
только фиксированы наследственно, они развиваются в результате
взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это
происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все
дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать
основы для полноценного развития и здоровья детей.
Основа нормального развития и правильного воспитания маленького
ребенка - режим. Режим - это распределение во времени и определенная
последовательность в удовлетворении основных физиологических
потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а
также чередование различных видов деятельности во время его
бодрствования.
Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую
продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех
гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и
самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует
нормальному функционированию организма, является основным условием
своевременного и правильного физического и нервно-психического развития,
бодрого настроения, спокойного поведения малыша.
В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления,
определенной их последовательности у ребенка вырабатывается
динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне
возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть,
гулять не вызывает у малыша возражений. Правильный ритм охраняет нервную
систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и
длительность бодрствования.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень
развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест.
1. Режим дня как условие организации жизнедеятельности детей
раннего возраста в ДОО.
2
1.1. Понятие и значение режима дня.
Режим детской жизни - это рациональное, четкое чередование
бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся
ежедневно в определенной последовательности (В.И. Логинова).
Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и
постоянство его основных элементов в течение определенного времени.
Рациональный режим строится на основе:
●
оптимального соотношения бодрствования и сна, во время
которого происходит перераспределение функций между участками коры
головного мозга, переработка полученной информации,
●
соотношения умственной и физической нагрузок, учета ритма
пищеварения.
(В.И. Логинова)
Значение режима в том, что он:
●
способствует нормальному функционированию внутренних
органов и физиологических систем организма,
●
обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка,
●
предохраняет нервную систему от переутомления,
●
создает благоприятные условия для своевременного развития,
●
формирует способность адаптироваться к новым условиям,
●
устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Отклонения в режиме сразу сказываются на самочувствии, а тем самым
и на поведении ребенка. Это объясняется рядом причин:
1.
Растущий организм ребенка дошкольного возраста нуждается в
полноценном сне и регулярном питании, так как, кроме выполнения
энергетических затрат, израсходованных на ту или иную деятельность,
необходима дополнительная энергия, связанная с процессами роста и
развития.
2.
Нервные клетки коры головного мозга ребенка не могут долго
находиться в деятельном состоянии. Генерализация нервных процессов,
которая у детей раннего возраста выражена особенно ярко, приводит к
быстрому истощению не только непосредственно действующих клеток, но и
всей коры в целом. Предел работоспособности нервных клеток головного мозга
ребенка значительно ниже, чем у взрослого.
3.
Кора головного мозга в этот период активно формируется,
создается огромное количество условно рефлекторных связей, и это требует
дополнительных нервных затрат.
Ломка режима приводит к разладу в работе многих систем организма,
выводит его из состояния нервного равновесия: ребенок чувствует себя
уставшим, вялым или возбужденным, становится рассеянным и
невнимательным, у него пропадает аппетит, нарушается сон. Все это ослабляет
организм в целом, снижается его сопротивляемость к заболеваниям.
Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе
часто повторяющихся действий в определенное время и в определенной
3
последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее
целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками;
эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой,
более сложной деятельности.
Вместе с тем ребенку предоставляется широкая возможность
действовать самому. Это способствует развитию важнейших качеств личности:
самостоятельности, активности, инициативы.
Режим помогает воспитанию нравственных качеств и привычек: дети
приучаются к организованности, выполнению требований дисциплины.
Постепенно воспитывается умение укладываться в отведенное для разных
видов деятельности время.
Большое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог
А.С. Макаренко. Он считал, что режим - это средство воспитания; правильный
режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать
исключений.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка
режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное
осуществление разнообразной деятельности, предохраняющий от
переутомления.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе
наступает через определенные промежутки времени и сопровождается
ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.
Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу,
поэтому она не вызывает переутомления.
В детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с
гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на
высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития
детей высоки.
1.2. Основные принципы построения режима дня.
К основным принципам построения режима дня относятся:
●
Принцип соответствия возрастным психофизиологическим
особенностям дошкольника. Соответствие обуславливается удовлетворением
потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.
Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.
●
Принцип постоянства, последовательности и постепенности. Для
укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня
выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в ДОО, начиная с
раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и
постепенность в проведении режимных процессов.
●
Принцип организации режима дня с учетом теплого и холодного
периода года.
Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для
всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. От года к году
изменяется лишь содержание и объем некоторых нагрузок, продолжительность
сна и бодрствования.
Изменение режима с возрастом – это не только увеличение или
4
уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное
преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей.
1.3. Основные компоненты режима дня в детском саду.
К основным компонентам режима дня в детском саду относятся:
●
бодрствование;
●
сон;
●
прием пищи;
●
время прогулок.
Бодрствование.
Исследованиями (Н.М. Щелованов) установлены качественные
изменения и закономерности развития ребенка, бодрствования и сна у детей
раннего возраста. Бодрствование - это деятельное состояние коры больших
полушарий головного мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном
взаимодействии с окружающей средой. Длительность периода бодрствования
определяется пределом работоспособности нервной системы. Наиболее
существенную роль в поддержании активного бодрствования играют
зрительные впечатления, полученные из наблюдений за окружающим миром.
После этого необходимы отдых, сон. Чем младше ребенок, тем короче периоды
его бодрствования и чаще сон.
В периоды бодрствования с детьми проводятся занятия, прогулки;
они играют, занимаются другой самостоятельной деятельностью.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через
организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и др.) или их
интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор
которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от
контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы
дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно
считать приемлемыми формами практики для детей в раннем возрасте (1 - 3
лет):
●
предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
●
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.);
●
общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого;
●
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.);
●
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок;
●
двигательная активность
5
Требования СанПин к организации образовательной деятельности в
ДОО:
●
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность
непрерывной НОД не должна превышать 10 мин.
●
Допускается осуществлять образовательную деятельность в
первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут).
●
Допускается осуществлять образовательную деятельность на
игровой площадке во время прогулки.
●
В середине НОД статического характера проводятся
физкультурные минутки.
●
Образовательную деятельность, требующую повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, следует
организовывать в первую половину дня.
Сон.
Сон - жизненная потребность человека. Он предохраняет нервные
клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их
работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние
раздражители, понижением, ослаблением восприимчивости органов чувств
(слух, зрение, осязание), снижением двигательной активности.
Бодрствование и сон - взаимосвязанные состояния нервной системы:
после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон
обеспечивает активное бодрствование.
При недостатке сна выносливость нервных клеток у детей ослабевает,
наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может
привести к невротическим расстройствам.
Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно
продолжительностью не менее 3 часов. Общая продолжительность суточного
сна для детей раннего возраста от 12 -14 ч.
При организации сна учитываются следующие правила:
1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной,
шумные игры (эмоциональные, подвижные) исключаются за 30 мин до сна.
2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем,
чтобы затем они первыми ложились в постель.
3. Групповую комнату перед сном проветривают со снижением
температуры воздуха в помещении на 3 - 5 градусов.
4. Перед сном не рекомендуется проведение закаливающих процедур.
5. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в
спальне обязательно.
6. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут
полежать, но не задерживать их в постели.
После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые
засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают
последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в
постели больше положенного времени.
6
Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей -
не более 15 мин., у малышей 20 - 25 мин.
Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для
воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития
самостоятельности.
Прогулка.
Продолжительность прогулки определяется дошкольной
образовательной организацией в зависимости от климатических условий.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую
половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом
детей домой.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости
ветра более 15 м/с для детей до 4 лет.
При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с
продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Прогулка состоит из следующих частей:
●
наблюдение,
●
подвижные игры,
●
труд на участке,
●
самостоятельная игровая деятельность детей,
●
индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности
детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.
Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут
сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться
сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными
навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем
требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они
выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее
планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с
отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы
развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным
явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации
интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить
внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям
образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые
работают вблизи детского сада, например за строителями.
Во время прогулки, воспитатель следит за тем, чтобы все дети были
заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто
много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
7
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует
спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в
помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно
складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм
и прическу в порядок и идут в группу.
Правила проведения прогулки:
Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку
организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется
индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными
условиями.
Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.
В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий - изменяется
и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если
в холодное время дети находились на занятии, требующем больших
умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести
подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки
было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают с наблюдений,
спокойных игр.
Прием пищи.
Очень важно установить правильную последовательность в
удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка. Наиболее
целесообразна очередность, при которой он сначала ест, затем активно
бодрствует и спит.
Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить
его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра, лучше всего
после сна. Когда малыш сыт, возбудимость пищевого центра снижается, он не
утомлен, следовательно, создаются наиболее благоприятные условия для
активного бодрствования. Это лучшее время для общения с малышом, его
обучения. Полноценный сон, в свою очередь, возможен лишь после спокойного
и достаточно активного бодрствования. Равномерно и более полно пища
усваивается, когда малыш бодрствует, действует, двигается. И наоборот, если
процесс усвоения происходит во время сна, он беспокойно спит, сон неглубокий
и поэтому не обеспечивает полноценного отдыха.
При организации режима пребывания детей в дошкольных
образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием
пищи с интервалом 3 - 4 часа.
Перед приемом пищи в группе должна быть создана спокойная
обстановка, чтобы малыши не были утомлены или возбуждены, чтобы у них
было хорошее настроение. Режим в детском саду строится с таким расчетом,
чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса
до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Особенно
осторожным нужно быть по отношению к легко возбудимым, нервным детям, не
перегружать их впечатлениями.
Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно, необходимые
8
замечания во время еды делает тихо, в доброжелательной форме.
Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и
приступают к еде, не ожидая остальных.
В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил
питания:
●
мыть руки перед едой;
●
класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее
пережевывать;
●
рот и руки вытирать бумажной салфеткой;
●
после окончания еды полоскать рот.
4. Правила при проведении режимных процессов:
●
Полное и своевременное удовлетворение всех органических
потребностей детей (в сне, питании).
●
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,
одежды, постели.
●
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
поощрение самостоятельности и активности.
●
Формирование культурно-гигиенических навыков.
●
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных
процессов.
●
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
●
Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное
отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон
малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим дня в теплое время года
(составлен в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО п.3.2.9)
Режимные моменты
2-3 года
Вторая группа раннего возраста
Утренний прием, осмотр детей, игры,
индивидуальная работа, совместная,
самостоятельная деятельность,
утренняя гимнастика
7.00 - 8.15
Подготовка к завтраку, завтрак
8.15 - 8.45
9
Игры, подготовка к организованной
образовательной деятельности
8.45 - 9.00
ООД (физкультурное, музыкальное),
игры, досуг, кружки, индивидуальная
работа, совместная, самостоятельная
деятельность
9.00 - 9.10
Подготовка к прогулке, прогулка,
(игры, наблюдения)
9.10 - 11.05
Возвращение с прогулки, подготовка к
обеду, обед
11.05 - 12.00
Подготовка ко сну, сон
12.00 - 15.00
Подъем, подготовка к полднику,
полдник
15.00 - 15.30
Прогулка, (игры, наблюдения), игры,
досуг, индивидуальная работа,
совместная, самостоятельная
деятельность, возвращение с
прогулки
15.30 - 16.55
Подготовка к ужину, ужин
16.55 - 17.25
Подготовка к прогулке, прогулка,
(игры, наблюдения), возвращение с
прогулки
17.25 - 19.00
Уход домой
19.00
Режим дня
(составлен в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО п.3.2.9)
Режимные моменты
2-3 года
Вторая группа раннего возраста
Утренний прием, осмотр детей, игры,
индивидуальная работа, совместная,
самостоятельная деятельность,
утренняя гимнастика
7.00 - 8.15
Подготовка к завтраку, завтрак
8.15 - 8.45
Игры, подготовка к организованной
образовательной деятельности
8.45 - 9.00
ООД (фронт., подгрупповая), игры,
досуг, кружки, индивидуальная
9.00 - 9.30
10
работа, совместная, самостоятельная
деятельность
Подготовка к прогулке, прогулка,
(игры, наблюдения)
9.55 - 11.05
Возвращение с прогулки, подготовка к
обеду, обед
11.05 - 12.00
Подготовка ко сну, сон
12.00 - 15.00
Подъем, подготовка к полднику,
полдник
15.00 - 15.30
ООД, игры, досуг, кружки,
индивидуальная работа, совместная,
самостоятельная деятельность
15.30 - 16.10
Подготовка к прогулке, прогулка,
(игры, наблюдения), возвращение с
прогулки
16.10 - 16.55
Подготовка к ужину, ужин
16.55 - 17.25
Подготовка к прогулке, прогулка,
(игры, наблюдения), возвращение с
прогулки
17.25 - 19.00
Уход домой
19.00
Заключение.
Организация жизнедеятельности в ДОО, как и в любом коллективе, очень
важна, так как она напрямую связана с режимом и распорядком дня, что просто
необходимо для полноценного, гармоничного развития и психо-физического
здоровья детей раннего возраста. Период раннего детства - очень важный
период в развитии детей, который имеет ряд отличительных особенностей:
-
быстрый темп психического и физического развития;
-
увеличивается подвижность нервных процессов,
совершенствуется их уравновешенность;
-
организм лучше приспосабливается к условиям окружающей
среды;
-
ребенок овладевает основными жизненно важными движениями
(ходьба, бег, лазание, действия с предметами);
-
овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками
самообслуживания;
-
овладевает родным языком, использует основные грамматические
категории и слова разговорной речи;
-
осознает свою половую принадлежность;
-
испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах
со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
-
появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет, что
находит выражение в самостоятельности и инициативности.
Конец этого периода знаменуется кризисом 3 лет, основными
симптомами которого являются негативизм, упрямство, строптивость и
своеволие, бунт против окружающих. При правильном поведении взрослых
протекание кризиса можно смягчить, для этого нужно способствовать
возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одобрении,
11
признании поддерживает уверенность в себе и в своих силах, в том, что он
хороший и его любят, конечно, и соблюдение рационального режима, как в
детском саду, так и дома является важным для нормальной жизнедеятельности
детей раннего возраста.
Список литературы.
1.
«Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях»:
Учебное пособие для медицинских училищ / ред. Н.М. Щелованов, Н.М.
Аксарина; Москва; 1955
2.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН
2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций. С изменениями 04.04.2014.
3.
«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для
педагогов дошк. учреждений / ред. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева;
Москва; 2002
4.
«Дошкольная педагогика»: Учебное пособие для студентов пед.
ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» / ред. В.И. Логиновой, П.Г.
Саморуковой.; Москва; 1983
5.
«Дошкольная педагогика»: Учебное пособие / ред. Т.М. Бабунова;
Москва ; 2007
12