Напоминание

Интеллектуально-математическое развитие у детей дошкольного возраста на современном этапе


Автор: Филиппова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Морозко"
Населённый пункт: Надымский район, п.Приозерный
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуально-математическое развитие у детей дошкольного возраста на современном этапе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Интеллектуально-математическое развитие у детей дошкольного

возраста на современном этапе
Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольного учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые ре зульт аты: р а з в и т и е интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д. Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно- творческих и интеллектуальных способностей детей и реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т.е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением. Для современных программ математического развития детей характерно следующее: Направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения к человеческой культуре. Дети осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи.
Овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры. Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации), так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.) Используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и «прежде всего активность обучающегося». Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые. Развитие детей зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребенка. Необходимо стимулирование проявлений субъектности ребенка (самостоятельности, инициативности, творческих начал, рефлексии) в играх, упражнениях, игровых обучающих ситуациях. Важнейшее условие развития прежде всего заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками. Развитие и воспитание детей, их продвижение в познании интеллектуально-математического содержания проектируется через освоение средств и способов познания. Проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе.
Стимулирование познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании способствует накоплению детьми логико-математического опыта. Этот опыт является основой для свободного включения ребенка в предметную, игровую, исследовательскую деятельность: самопознание, разрешение проблемных ситуаций; решение творческих задач и их реконструирование и т. д. Достоянием субъектного опыта ребенка становятся ориентировка в свойствах и отношениях объектов, зависимостях; умение воспринимать одно и то же явление, действие с разных позиций. Когнитивное развитие ребенка становится более совершенным. Под формированием элементарных математических представлений у дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Современное состояние теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось под влиянием следующих взглядов. Авторы теории классической системы сенсорного воспитания Ф. Фребель, М. Монтессори и др. - Создание среды, благоприятной для развития. - Внимание к интеллектуальному развитию ребенка. - Создание систем наглядных материалов. - Разработка приемов развития у детей количественных, геометрических и других представлений . Педагоги-методисты Л.В. Глаголева Ф.Н. Блехер и др. - Создание обстановки для успешного развития и воспитания детей. - Разработка игровых методов обучения и подходов к их реализации. - Конструирование содержания обучения в детском саду и подготовительных классах (в виде уроков). Психологи 80-90-х г.г. XX в. П.Я. Гальперин В.В., Давыдов Н.И. Непомнящая и др.
- Выяснение возможностей интенсификации и оптимизации обучения детей. - Освоение начальных математических представлений через предметные действия уравнивания и измерения. Наглядное моделирование в процессе решения арифметических задач. - Обогащение содержания обучения и развития (связи и зависимости, логические операции и т.д.). . Ученый-исследователь А.М. Леушина (исследования 1956 г.) - Теоретическое обоснование до-числового периода обучения детей и периода развития числовых представлений. - Методика развития количественных и числовых представлений у детей. - Обучение на занятиях - основной путь освоения содержания. Деление материалов на демонстрационные и раздаточные. - Целенаправленное формирование элементарных математических представлений у детей. Авторы концепции дошкольного воспитания: В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др. - Реализация идей личностно-ориентированного подхода к развитию и воспитанию детей - Организация совместной с ребенком деятельности развивающей направленности, самостоятельной и организованной в специально созданной предметно-игровой среде. - Активизация детской деятельности: использование проблемных ситуаций, элементов РТВ (развитие творческого воображения), моделирования и других путей развития мыслительной деятельности детей . Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, 2000): - Содержание математических представлений отнесено к познавательно- речевому направлению в развитии ребенка-дошкольника. - Недопустимость изучения в детском саду элементов программы первого класса и «формирования у детей узкопредметных знаний и умений».
- Основы математического развития состоят в обучении умению выделять признаки, сравнивать и упорядочивать, сосчитывать и присчитывать, ориентироваться в пространстве и во времени. Дети постигают то содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой. Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания. Содержание предматематики направлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка - его интеллекта и интеллектуально- творческих способностей. Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир . Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики. Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально- творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания. Задачи интеллектуально-математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных
процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования. Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются: - развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); - развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; - освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); - развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация); - овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; - развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; - развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; - развитие активности и инициативности детей; - воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки
Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами. Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества - самостоятельности в решении интеллектуальных задач. Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия. Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.


В раздел образования