Интеллектуально-математическое развитие у детей дошкольного возраста на современном этапе
Автор: Филиппова Галина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Морозко" Населённый пункт: Надымский район, п.Приозерный Наименование материала: статья Тема: Интеллектуально-математическое развитие у детей дошкольного возраста на современном этапе Раздел: дошкольное образование
Интеллектуально-математическое развитие у детей дошкольного
возраста на современном этапе
Математическое
развитие
детей
в
конкретном
образовательном
учреждении
(детский
сад,
группы
развития,
группы
дополнительного
образования,
прогимназия
и
т.
д.)
проектируется
на
основе
концепции
дошкольного
учреждения,
целей
и
задач
развития
детей,
данных
диагностики, прогнозируемых результатов.
Концепцией
определяется
соотношение
предматематического
и
предлогического
компонентов
в
содержании
образования.
От
этого
соотношения
зависят
прогнозируемые
ре зульт аты:
р а з в и т и е
интеллектуальных
способностей
детей,
их
логического,
творческого
или
критического
мышления;
формирование
представлений
о
числах,
вычислительных
или
комбинаторных
навыках,
способах
преобразования
объектов и т. д.
Ориентировка
в
современных
программах
развития
и
воспитания
детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В
современные программы как правило, включается то логико-математическое
содержание,
освоение
которого
способствует
развитию
познавательно-
творческих и интеллектуальных способностей детей и реализуются через
деятельностные
личностно-ориентированные
развивающие
технологии
и
исключают «дискретное» обучение, т.е. раздельное формирование знаний и
умений с последующим закреплением.
Для
современных
программ
математического
развития
детей
характерно следующее:
Направленность осваиваемого детьми математического содержания на
развитие их познавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения
к человеческой культуре.
Дети осваивают разнообразие геометрических форм, количественных,
пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во
взаимосвязи.
Овладевают
способами
самостоятельного
познания:
сравнением,
измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их
социализации, вхождения в мир человеческой культуры.
Обучение
детей
строится
на
основе
включения
активных
форм
и
методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через
развивающие и игровые ситуации), так и в самостоятельной и совместной
деятельности
со
взрослыми
(в
играх,
экспериментировании,
игровых
тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.)
Используются те технологии развития математических представлений у
детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность
обучения
и
«прежде
всего
активность
обучающегося».
Это
технологии
поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания
и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе
выделения
отношений,
зависимостей
и
закономерностей.
В
силу
этого
современные технологии определяются как проблемно-игровые.
Развитие
детей
зависит
от
созданных
педагогических
условий
и
психологической
комфортности,
при
которых
обеспечивается
единство
познавательно-творческого и личностного развития ребенка.
Необходимо
стимулирование
проявлений
субъектности
ребенка
(самостоятельности, инициативности, творческих начал, рефлексии) в играх,
упражнениях, игровых обучающих ситуациях. Важнейшее условие развития
прежде всего заключается в организации обогащенной предметно-игровой
среды
(эффективные
развивающие
игры,
учебно-игровые
пособия
и
материалы)
и
положительном
взаимодействии
между
взрослыми
и
воспитанниками.
Развитие
и
воспитание
детей,
их
продвижение
в
познании
интеллектуально-математического содержания проектируется через освоение
средств и способов познания.
Проектирование и конструирование процесса развития математических
представлений осуществляется на диагностической основе.
Стимулирование
познавательного,
деятельностно-практического
и
эмоционально-ценностного
развития
на
математическом
содержании
способствует накоплению детьми логико-математического опыта. Этот опыт
является основой для свободного включения ребенка в предметную, игровую,
исследовательскую
деятельность:
самопознание,
разрешение
проблемных
ситуаций; решение творческих задач и их реконструирование и т. д.
Достоянием
субъектного
опыта
ребенка
становятся
ориентировка
в
свойствах и отношениях объектов, зависимостях; умение воспринимать одно
и то же явление, действие с разных позиций. Когнитивное развитие ребенка
становится более совершенным.
Под формированием элементарных математических представлений у
дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной
сфере личности, которые происходят в результате освоения математических
представлений
и
связанных
с
ними
логических
операций.
Современное
состояние
теории
и
методики
развития
математических
представлений
у
детей дошкольного возраста сложилось под влиянием следующих взглядов.
Авторы
теории
классической
системы
сенсорного
воспитания
Ф.
Фребель, М. Монтессори и др.
- Создание среды, благоприятной для развития.
- Внимание к интеллектуальному развитию ребенка.
- Создание систем наглядных материалов.
- Разработка приемов развития у детей количественных, геометрических и
других представлений .
Педагоги-методисты Л.В. Глаголева Ф.Н. Блехер и др.
- Создание обстановки для успешного развития и воспитания детей.
- Разработка игровых методов обучения и подходов к их реализации.
- Конструирование содержания обучения в детском саду и подготовительных
классах (в виде уроков).
Психологи
80-90-х
г.г.
XX
в.
П.Я.
Гальперин
В.В.,
Давыдов
Н.И.
Непомнящая и др.
- Выяснение возможностей интенсификации и оптимизации обучения детей.
-
Освоение
начальных
математических
представлений
через
предметные
действия уравнивания и измерения. Наглядное моделирование в процессе
решения арифметических задач.
-
Обогащение
содержания
обучения
и
развития
(связи
и
зависимости,
логические операции и т.д.). .
Ученый-исследователь А.М. Леушина (исследования 1956 г.)
- Теоретическое обоснование до-числового периода обучения детей и периода
развития числовых представлений.
- Методика развития количественных и числовых представлений у детей.
- Обучение на занятиях - основной путь освоения содержания. Деление
материалов на демонстрационные и раздаточные.
-
Целенаправленное
формирование
элементарных
математических
представлений у детей. Авторы концепции дошкольного воспитания: В.В.
Давыдов, В.А. Петровский и др.
-
Реализация
идей
личностно-ориентированного
подхода
к
развитию
и
воспитанию детей
-
Организация
совместной
с
ребенком
деятельности
развивающей
направленности, самостоятельной и организованной в специально созданной
предметно-игровой среде.
- Активизация детской деятельности: использование проблемных ситуаций,
элементов РТВ (развитие творческого воображения), моделирования и других
путей развития мыслительной деятельности детей .
Концепция
содержания
непрерывного
образования
(дошкольное
и
начальное звено, 2000):
-
Содержание
математических
представлений
отнесено
к
познавательно-
речевому направлению в развитии ребенка-дошкольника.
- Недопустимость изучения в детском саду элементов программы первого
класса и «формирования у детей узкопредметных знаний и умений».
- Основы математического развития состоят в обучении умению выделять
признаки,
сравнивать
и
упорядочивать,
сосчитывать
и
присчитывать,
ориентироваться в пространстве и во времени.
Дети
постигают
то
содержание
математической
направленности,
которое в современной методике развития математических представлений
детей дошкольного возраста именуется предматематикой. Это содержание
обеспечивает
развитие
мышления,
освоение
логико-математических
представлений и способов познания.
Содержание
предматематики
направлено
на
развитие
важнейших
составляющих
личности
ребенка
-
его
интеллекта
и
интеллектуально-
творческих способностей.
Результатами освоения предматематики являются не только знания,
представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных
процессов.
Способности
к
абстрагированию,
анализу,
сравнению,
обобщению,
сериации
и
классификации,
умение
сравнивать
предметы
и
явления,
выяснять
закономерности,
обобщать,
конкретизировать
и
упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического
опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир
.
Освоенные
математические
представления,
логико-математические
средства
и
способы
познания
(эталоны,
модели,
речь,
сравнение
и
др.)
составляют
первоначальный
логико-математический
опыт
ребенка.
Этот
опыт является началом познания окружающей действительности, первым
вхождением в мир математики.
Целью
и
результатом
педагогического
содействия
математическому
развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-
творческих способностей детей через освоение ими логико-математических
представлений и способов познания.
Задачи
интеллектуально-математического
развития
в
дошкольном
детстве
определены
с
учетом
закономерностей
развития
познавательных
процессов
и
способностей
детей
дошкольного
возраста,
особенностей
становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в
дошкольном
детстве.
Выполнение
этих
задач
должно
обеспечивать
реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на
дошкольной и начальной школьной ступенях образования.
Основными
задачами
математического
развития
детей
дошкольного
возраста являются:
- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о
математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах,
числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
-
развитие
сенсорных
(предметно-действенных)
способов
познания
математических
свойств
и
отношений:
обследование,
сопоставление,
группировка, упорядочение, разбиение;
- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания
математического
содержания
(воссоздание,
экспериментирование,
моделирование, трансформация);
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и
отношений
(анализ,
абстрагирование,
отрицание,
сравнение,
обобщение,
классификация, сериация);
- овладение детьми математическими способами познания действительности:
счет, измерение, простейшие вычисления;
-
развитие
интеллектуально-творческих
проявлений
детей:
находчивости,
смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных
решений задач;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение
словаря ребенка;
- развитие активности и инициативности детей;
- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности,
ответственности,
настойчивости
в
преодолении
трудностей,
координации
движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки
Содержание
математического
развития
детей
дошкольного
возраста
определяется,
наряду
с
целями
и
задачами,
следующими
важными
факторами.
Личностно-развивающая направленность содержания математического
развития дошкольников должна являться эффективным средством развития
интеллектуально-творческих
способностей
ребенка
и
содействовать
развитию важнейшего личностного качества - самостоятельности в решении
интеллектуальных задач.
Направленность
математического
содержания,
которое
осваивает
ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный
логико-математический
опыт
ребенка
обязательно
станет
его
значимым
личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах
деятельности,
требующих
проявления
интеллектуально-творческих
способностей.
Осваиваемое
ребенком
содержание
должно
позволить
ему
на
чувственном,
а
затем
и
логическом
уровне
познать
некоторые
стороны
действительности и развить те структуры мышления, на основе которых
впоследствии будут формироваться основные математические понятия.
Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и
индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на
зону их ближайшего развития.