Напоминание

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, МУЖСКОГО ПОЛА


Автор: Копусова Алеся Валерьевна
Должность: курсант 5 курса психологического факультета
Учебное заведение: Академии права и управления ФСИН России
Населённый пункт: г. Рязани
Наименование материала: статья
Тема: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, МУЖСКОГО ПОЛА
Раздел: высшее образование





Назад




Научная статья

на тему:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ,

МУЖСКОГО ПОЛА

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в местах лишения

свободы

содержится

значительное

количество

осужденных,

имеющих

психические

расстройства

и

нарушения

познавательных

процессов.

Минимизация ценностных установок, наличие психотравмирующих ситуаций,

негативное психоэмоциональное состояние, режим ограничения, разрушение

психологического и биологического стереотипа функционирования, агрессии,

страх унижения, акты насилия, в том числе и сексуального, являются одним из

факторов

нарушения

психических

процессов

у

осужденных,

в

частности,

нарушений мышления.

Мышление

это

социально

обусловленный

психический

процесс

отражения

предметов

и

явлений

окружающей

действительности

в

их

существенных признаках и связях, поисков и открытия нового в ходе анализа и

синтеза объектов чувственного познания, их преобразования в практической

деятельности.

Согласно

концепции

развития

уголовно-исполнительной

системы

Российской

Федерации

до

2020

года

важным

направлением

в

работе

с

осужденными

является

разработка

и

развитие

психотерапевтического

направления, образование при учреждениях уголовно-исполнительной системы

отделений

социально-психологической

реабилитации

с

целью

оказания

профильной

психологической

помощи

осужденным

с

психическими

аномалиями и дальнейшей интеграцией в общество.

Анализ результатов по методике «Пиктограмма» позволяет сделать вывод о

том,

что осужденные с нарушениями мышления имеют стандартные образы

(конкретные,

атрибутивные,

геометрические),

оригинальные

образы

(метафорические,

индивидуально-значимые)

встречаются

гораздо

реже,

отсутствуют прямые персеверации, наблюдаются упорядоченные изображения,

размеры имеют адекватный вид.

Обобщив

результаты

по методике

«Исключение

предметов» следует

отметить, что большая часть осужденных справилась с заданием, и имела

обычную степень определения классификации и анализа данных. Та группа,

которая

не

справилась

с

заданием,

отличалась

слабоумием,

и

не

имела

возможности выполнить задание даже на легких примерах. Выбранная нами

методика позволила выявить и такое нарушение мыслительной деятельности,

как разноплановость. В этом случае у некоторых осужденных наблюдается

неравномерность при выполнении операции обобщения. Осужденные на ряду

со стандартными обобщениями делают также обобщения и по конкретным, и по

латентным признакам. Они мыслят одновременно на разных уровнях. Большое

внимание уделяется объяснениям и высказываниям испытуемых, применяется

техника «активного слушания».

По

результатам

методики

«Словесный

лабиринт» у

большинства

осужденных

наблюдается

такое

качество

мыслительных

процессов

их

лабильность. Они способны быстро переключаться с одного способа решения

на

другой

и

затрачивать

небольшое

количество

времени

на

выполнение.

Обнаруженные показатели ригидности свидетельствуют о том, что испытуемым

приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мышления.

Результаты анализа по методике «Сложные аналогии» позволяет сделать

вывод о том, что все сопоставления имели логическое объяснение, а это в свою

очередь

дает

право

заключить,

что

осужденным

доступно

понимание

абстракций и сложных логических отношений.

Таким

образом,

процесс

мышления

очень

многогранен,

и

при

рассмотрении требует учета многих особенностей.

Принимая во внимание все особенности можно сделать вывод о тяжелых

последствиях,

вызванных

нарушениями

мышления.

Невозможность

выполнения таких операций как анализ и синтез, неспособность простроить

план

действий,

резонерство,

разноплановость,

инертность

мышления,

соскальзывания

и

другие

нарушения,

осложняющие

жизнь

осужденного.

Анализ этих проблем позволит обнаружить глубинные причины и механизмы

преступного поведения правонарушителей.

Их

личностные

особенности,

агрессивность,

повышенная

тревожность,

частые попытки суицида, проблемы в адаптации, негативное отношение со

стороны

здоровых

осужденных

требует

особого

внимания

сотрудников

исправительных

учреждений,

особенно

социально-психологической

службы.

Особенность

психокоррекционной

работы

с

осужденными

с

нарушениями

мышления

в

том,

что

важен

психологический

контакт

с

клиентом,

нужно

применять

индивидуальный

подход,

отношения

по

принципу

партнерства,

использование внушающей и доступной речи, понятные и простые техники,

которые бы эмоционально вовлекали осужденных с нарушениями мышления в

работу.

Библиографический список:

1. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступное поведение и психические

аномалии. М., Изд-во «Спарк», 2013. 215.

2.

Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.,

Наука, 2014. с. 248.

3.

Гришко

А.

Д.

Учет

мотивационной

сферы

умственно

отсталых

несовершеннолетних в коррекционно-воспитательной работе в условиях ВТК.

К., РИО КИВД, 2014. с. 32.

4. Зейгарник Б. В. «Патопсихология» Учеб. Пособие для студ. Высш.

Учеб. Заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – 208 с.

5.

Ковачев

О.

В.

Индивидуально-психологические

особенности

осужденных олигофренов. Автореф.дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2014. 21

с.

6.

Копытин А. И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация,

тренинг. М., «Коги- то-Центр», 2015. с. 288.

7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения

конфликтов. СПб, Речь, 2012. с. 248.

8. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., «Ось— 89», 2014. с.

704.

9.

Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от

31.05.2012)

«О

Концепции

развития

уголовно-исполнительной

системы

Российской Федерации до 2020 года»

10.

Синьов В. М. Психолого-педагогические проблемы дефектологии.

2015. с. 779.

11.

Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика

психодиагностики. СПб, Речь, 2015. с. 624.

12.

Спиваковская

А.

С.

Профилактика

неврозов.

Комплексная

психологическая коррекция. М., Изд-во МГУ, 2013.с. 200.



В раздел образования