Автор: Копусова Алеся Валерьевна
Должность: курсант 5 курса психологического факультета
Учебное заведение: Академии права и управления ФСИН России
Населённый пункт: г. Рязани
Наименование материала: статья
Тема: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, МУЖСКОГО ПОЛА
Раздел: высшее образование
Научная статья
на тему:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ,
МУЖСКОГО ПОЛА
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в местах лишения
свободы
содержится
значительное
количество
осужденных,
имеющих
психические
расстройства
и
нарушения
познавательных
процессов.
Минимизация ценностных установок, наличие психотравмирующих ситуаций,
негативное психоэмоциональное состояние, режим ограничения, разрушение
психологического и биологического стереотипа функционирования, агрессии,
страх унижения, акты насилия, в том числе и сексуального, являются одним из
факторов
нарушения
психических
процессов
у
осужденных,
в
частности,
нарушений мышления.
Мышление
–
это
социально
обусловленный
психический
процесс
отражения
предметов
и
явлений
окружающей
действительности
в
их
существенных признаках и связях, поисков и открытия нового в ходе анализа и
синтеза объектов чувственного познания, их преобразования в практической
деятельности.
Согласно
концепции
развития
уголовно-исполнительной
системы
Российской
Федерации
до
2020
года
важным
направлением
в
работе
с
осужденными
является
разработка
и
развитие
психотерапевтического
направления, образование при учреждениях уголовно-исполнительной системы
отделений
социально-психологической
реабилитации
с
целью
оказания
профильной
психологической
помощи
осужденным
с
психическими
аномалиями и дальнейшей интеграцией в общество.
Анализ результатов по методике «Пиктограмма» позволяет сделать вывод о
том,
что осужденные с нарушениями мышления имеют стандартные образы
(конкретные,
атрибутивные,
геометрические),
оригинальные
образы
(метафорические,
индивидуально-значимые)
встречаются
гораздо
реже,
отсутствуют прямые персеверации, наблюдаются упорядоченные изображения,
размеры имеют адекватный вид.
Обобщив
результаты
по методике
«Исключение
предметов» следует
отметить, что большая часть осужденных справилась с заданием, и имела
обычную степень определения классификации и анализа данных. Та группа,
которая
не
справилась
с
заданием,
отличалась
слабоумием,
и
не
имела
возможности выполнить задание даже на легких примерах. Выбранная нами
методика позволила выявить и такое нарушение мыслительной деятельности,
как разноплановость. В этом случае у некоторых осужденных наблюдается
неравномерность при выполнении операции обобщения. Осужденные на ряду
со стандартными обобщениями делают также обобщения и по конкретным, и по
латентным признакам. Они мыслят одновременно на разных уровнях. Большое
внимание уделяется объяснениям и высказываниям испытуемых, применяется
техника «активного слушания».
По
результатам
методики
«Словесный
лабиринт» у
большинства
осужденных
наблюдается
такое
качество
мыслительных
процессов
–
их
лабильность. Они способны быстро переключаться с одного способа решения
на
другой
и
затрачивать
небольшое
количество
времени
на
выполнение.
Обнаруженные показатели ригидности свидетельствуют о том, что испытуемым
приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мышления.
Результаты анализа по методике «Сложные аналогии» позволяет сделать
вывод о том, что все сопоставления имели логическое объяснение, а это в свою
очередь
дает
право
заключить,
что
осужденным
доступно
понимание
абстракций и сложных логических отношений.
Таким
образом,
процесс
мышления
очень
многогранен,
и
при
рассмотрении требует учета многих особенностей.
Принимая во внимание все особенности можно сделать вывод о тяжелых
последствиях,
вызванных
нарушениями
мышления.
Невозможность
выполнения таких операций как анализ и синтез, неспособность простроить
план
действий,
резонерство,
разноплановость,
инертность
мышления,
соскальзывания
и
другие
нарушения,
осложняющие
жизнь
осужденного.
Анализ этих проблем позволит обнаружить глубинные причины и механизмы
преступного поведения правонарушителей.
Их
личностные
особенности,
агрессивность,
повышенная
тревожность,
частые попытки суицида, проблемы в адаптации, негативное отношение со
стороны
здоровых
осужденных
требует
особого
внимания
сотрудников
исправительных
учреждений,
особенно
социально-психологической
службы.
Особенность
психокоррекционной
работы
с
осужденными
с
нарушениями
мышления
в
том,
что
важен
психологический
контакт
с
клиентом,
нужно
применять
индивидуальный
подход,
отношения
по
принципу
партнерства,
использование внушающей и доступной речи, понятные и простые техники,
которые бы эмоционально вовлекали осужденных с нарушениями мышления в
работу.
Библиографический список:
1. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступное поведение и психические
аномалии. М., Изд-во «Спарк», 2013. 215.
2.
Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.,
Наука, 2014. с. 248.
3.
Гришко
А.
Д.
Учет
мотивационной
сферы
умственно
отсталых
несовершеннолетних в коррекционно-воспитательной работе в условиях ВТК.
К., РИО КИВД, 2014. с. 32.
4. Зейгарник Б. В. «Патопсихология» Учеб. Пособие для студ. Высш.
Учеб. Заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
5.
Ковачев
О.
В.
Индивидуально-психологические
особенности
осужденных олигофренов. Автореф.дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2014. 21
с.
6.
Копытин А. И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация,
тренинг. М., «Коги- то-Центр», 2015. с. 288.
7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения
конфликтов. СПб, Речь, 2012. с. 248.
8. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., «Ось— 89», 2014. с.
704.
9.
Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от
31.05.2012)
«О
Концепции
развития
уголовно-исполнительной
системы
Российской Федерации до 2020 года»
10.
Синьов В. М. Психолого-педагогические проблемы дефектологии.
2015. с. 779.
11.
Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика
психодиагностики. СПб, Речь, 2015. с. 624.
12.
Спиваковская
А.
С.
Профилактика
неврозов.
Комплексная
психологическая коррекция. М., Изд-во МГУ, 2013.с. 200.