Автор: Бурова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦРР детский сад 56
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание в старшей группе Толерантность в разрешении конфликта
Раздел: дошкольное образование
Материал к родительскому собранию в старшей группе.
Тема: «Толерантность в разрешении конфликтов».
Цель: познакомить родителей с понятием толерантность, разрешение
конфликта с позиции толерантности.
План родительского собрания:
- введение в тему;
- мини лекторий по теме толерантность;
- решение педагогических ситуаций;
-правила толерантности;
- китайская притча «Ладная семья»;
- организационные вопросы;
- итоги встречи.
Ход собрания.
Включение в тему.
Все получают шаблоны человечка, на основе этого родители рисуют себя,
добавляя свои индивидуальные особенности.
Вопросы к родителям:
Что общего у человечков? (Руки, ноги, голова, туловище и т.д.)
Чем отличаются? (Цветом глаз, волос, ростом, пол и т.д.)
Вывод: каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже
близнецы внешне схожи, очень сильно отличаются по характеру. У каждого
свои интересы, принципы, желания, идеи. Каждый имеет что-то свое
неповторимое. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека.
Существует красивое слово толерантность. Как вы его понимаете?
(Способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на
место другого человека и понять, терпимость к другому мнению, широта
взглядов).
Вывод: толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений,
гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными
достижения взаимопонимания между людьми мирным бесконфликтным
путем.
Сегодня толерантность и как воспитать толерантного человека станет
предметом нашего обсуждения. Необходимость ее решения продиктовано
тем, что толерантность человека, является фактором социализации и в
значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Как
бы много изменилось в нашем мире, если бы все люди были толерантны.
Увы, пока это только мечты. Но в наших силах воспитать детей в духе
толерантности, в духе уважения к другим. Для этого того необходимо у них
формировать систему ценностей в основе которой лежат такие общие
понятия как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость,
прощение, ненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание и т.д.
Основой толерантности является признание права на отличие, она
проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважение к
другой точке зрения. По сути дела толерантность это умение держать под
контролем негативные и агрессивные реакции. Если вы терпеливы по
отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам нетрудно простить
друг другу серьезную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не
осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит
вам легко и быстро разрешить все конфликты, (предлагаю решение
педагогических ситуаций).
Педагогическая ситуация№1 «Конфликт опасен, если он не разрешим».
Мама делает замечание шестилетней дочери за то, что та отгоняет младшего
брата от своего стола:
- Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать.
- Все уступать да уступать! А если он мне мешает? Если в моем рисунке
чертит каляки - маляки?!
- Все равно ты же старше его!
Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.
- Ах так?- сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот
тебе за это!
Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба
плачут.
Вопросы: в чем вы видите причину конфликта между братом и сестрой?
Оцените справедливо ли замечание матери по отношению к дочери.
Важно подчеркнуть.
Делать замечание, основываясь на том, что дочь старше и поэтому должна
уступить брату, неправильно. Именно это и способствует разрастанию
конфликта между детьми, так как каждый чувствует неравное к себе
отношение матери. Это, вредит воспитанию детей : младший получает урок
вседозволенности, старшая теряет веру в законность родительского слова.
Разрешение конфликта с позиции толерантности.
Доченька, какой у тебя замечательный рисунок. Алеша тебе понравилось? Ты
тоже хочешь рисовать? Но для этого, надо знать, как обращаться с красками
и карандашами. Давай попросим старшую сестренку научить тебя этому. Дай
ему карандаши, альбом и покажи, как правильно их держать, как рисовать
предметы, у тебя это очень хорошо получается. После того как вы закончите
рисовать подпишите свои работы, так делали художники, чтобы их картины
никто не спутал с работами других.
Итог: девочка с удовольствием выполняет просьбу мамы, а братишка с
интересом смотрит на сестру, как она рисует и повторяет ее движения. В
«мастерской» художников воцарился мир.
Ситуация№2
« Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для
своего ребенка.
Егор с радостью обращается к отцу.
- Папа идем кататься на коньках, ты мне вчера обещал.
А по дороге я тебе расскажу , как я играл, занимался в детском саду.
Папа хмурится, у него проблемы на работе.
- Отстань мне сейчас не до тебя.
- Ну, пожалуйста, - просит сын.
-Ты что не слышал, что я сказал, мне не до прогулок, сходим в следующий
раз, когда у меня будет время.
Вопрос: какую ошибку допустил папа? Как нужно поступить?
Важно подчеркнуть.
Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к
себе. Но если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание
разделить с ним радости и волнения в результате детское стремление к
контакту с родителями ослабевает. Напрасно ждать от ребенка в
дальнейшем откровения. Общение ребенка с близкими людьми носит
интимный характер и основан на родственных эмоциональных связях,
обоюдной любви и привязанности. Постоянно общаясь с взрослыми членами
семьи, ребенок многому у них учится. Но он может месяцами находится
вместе с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но оставаться
лишь пассивным созерцателем.
Разрешение конфликта с позиции толерантности.
Егору не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень
важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети. А особенно мальчишки
стремятся во всем подражать и быть похожим на своих отцов, гордиться и
восхищаться ими.
Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что
поможет на время отвлечься от проблемы. Тем самым вы не усугубите
ситуацию и не создадите еще один конфликт.
Атмосфера отношений в семье, стиль взаимоотношений между родителями,
детьми существенно влияют на формирование толерантности. Ребенок не
просто копирует поведение родителей, он слышит все их комментарии и
делает выводы. Если родители с презрением отзываются о других людях, то
учить ребенка толерантности бесполезно.
Хочу озвучить ряд правил воспитания толерантности.
1.
Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2.
Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его
эмоциональное напряжение.
3.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4.
Умейте принимать и любить его таким, каков он есть.
5.
Повиновение, послушание, исполнительность, будут там, где они
проявляются разумно.
В этом случае у ребенка будут развиваться черты толерантности.
Подводя итог нашей беседы, хочу рассказать вам одну притчу «Ладная
семья».
Когда-то очень давно жила одна семья. Она была не простая. Более 100
человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили
всей семьей и всем селом. Мир и лад царил в этой семье и стало быть в селе.
Ни ссор, ни ругани, ни раздоров, ни драк. Дошел слух об этой семье до
самого властелина страны. И решил он поверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село и душа его возрадовалась, кругом чистота, достаток и мир.
Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился властелин. Решил узнать, как
жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: «Расскажи, как ты
добиваешься такого мира и согласия в твоей семье»?
Тот взял листок и что-то долго писал ( не очень силен был в грамоте). Передал
листок властелину. Тот взял, на листке было начертано 3 слова: «Любовь,
прощение, терпение».
В конце листа: «100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение».
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи и
мира так же.
Я хочу пожелать, что бы в ваших семьях царили любовь, прощение и
терпение.
Далее рассмотрим следующие вопросы.
а) критерии конкурса «Волшебные часы»;
б) праздник новогодней елки;
в) посещаемость, оплата квитанций;
Итог собрания.
Решение:
1.Информацию принять к сведению и использовать на практике.
2. Пресекать не корректное поведение по отношению к другим детям,
разъяснять недопустимость подобного поведения.
3. Продолжить работу по ознакомлению родителей и детей с понятием
толерантности и эффективных способов выхода из конфликтных ситуаций.
4. Принять активное участие в конкурсе.
5. Своевременно оповещать об отсутствии ребенка.
6. Производить оплату квитанций за содержания ребенка в детском саду не
позднее 15 числа, каждого месяца.
В конце нашей встречи, прощу оценить значимость мероприятия при
помощи фишек (зеленая фишка – узнал (а) много интересного, желтая фишка
– остались неясности, красная фишка – мене было не интересно).
Литература:
1.
Сайты интернета.
2.
С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» М.«ВАКО»2011г.
3.
Л.Ф.Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании
дошкольников» - М. «Просвещение» 1990г.