Автор: Казимова Елена Николаевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 Населённый пункт: Кинельский район, п.г.т. Усть - Кинельский Наименование материала: статья Тема: Дети с ОВЗ кто они? Раздел: среднее профессиональное
( для себя и воспитателей )
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие
определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами",
"нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети",
"исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не
предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря
слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к
отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность
воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья
можно считать детей с нарушением психофизического развития,
нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к
основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с
так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или
слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью
преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка
(например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а
некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения
нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него
необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы
педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии
может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями
(читать по слогам и писать простыми предложениями), другой -
относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с
задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта
влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в
будущем имеют возможность стать высококвалифицированными
специалистами, другие всю жизнь будут выполнять
низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное
производство, металлоштамповка).
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как
наследственными биологическими факторами, так и социальной средой
жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и
взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов.
Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной
системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов;
быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От
этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в
дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом,
познанию действительности, то есть биологические факторы создают
предпосылки психического развития человека.
Моя организация работы с детьми ОВЗ
В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с
проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями,
родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации
своего ребёнка в обществе. На данный момент все дошкольные учреждения
принимают детей с подобными проблемами, но не все дети с ОВЗ зачастую
готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому перед
нами воспитателями встаёт проблема «шадящего» включения ребёнка в
группу сверстников.
Ребенок получает дошкольное образование по
общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального
психолого-педагогического сопровождения, что способствует вырабатывать у
ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму. Многие семьи узнают о
том, что у их ребенка ОВЗ, только после того, когда он начинает ходить в
детский сад, где и обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня,
новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых
навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители
привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а
подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой
группы. Поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к
новому окружению и условиям.
А главное, услышав диагноз, многие мамы и
папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем
можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей,
выходит на первый план.
Необходимо знакомить их с особенностями развития детей
вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их
ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог
совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень
требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.
У меня складывается целая система работы с такими детьми,
которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального
благополучия детей с ОВЗ. Основой профилактики эмоционального
неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного
доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с
ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой
сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся,
способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и
для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие
и гуманность;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса
(отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного
(
такие процессы как память, внимание,
восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через
коммуникацию и имитацию.
Основная задача коррекционно-педагогической работы в
общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития
ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного
включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Например в группе в из 28 детей: 1 ребенок с нарушением
эмоционально-волевой сферы; 1 ребенок с ЗПР;
Ребёнок 1. В психическом облике этого ребенка отмечаются отдельные
черты общей эмоциональной сферы, которая характеризуется высокой
степенью психоэмоциональной напряженности и повышенным
беспокойством, излишней возбужденностью и раздражительностью,
эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью
поведенческих реакций, не выраженностью сопереживания к
эмоциональному состоянию других детей. Поэтому, проводя в детском саду
большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и
взрослыми, он испытывает серьезные психические нагрузки.
Ребёнок 2. Ввиду того, что у нее наблюдается более позднее
развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;
эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим
поведением, трудности в социальной адаптации, она так же испытывает
трудности в обучении.
При поступлении этих детей, на занятиях наблюдалась утомляемость,
вялость, плаксивость, дети испытывали трудности в обучении, в
установлении контакта с детьми и взрослыми. При неудачах быстро
утрачивали интерес, не могли сконцентрироваться на инструкции педагога,
отказывались от выполнения задания. В результате утомления возникало
двигательное беспокойство. Организованность в игровой деятельности у
детей формировалось с трудом.
Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными
возможностями мы считаем:
1.
Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-
образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и
сотрудничество.
2.
Обеспечение успешности детей с особыми образовательными
потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
3.
Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных
нарушений физического и психического развития;
4.
Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в
целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в
коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Целью моей работы является профилактика эмоционального
неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-
личностной сферы дошкольника.
Взаимодействие с детьми в организованной образовательной
деятельности, носит системный и конструктивный характер, реализуется
через различные организационные формы: интегрированные
занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие,
обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные,
коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые,
вербальные, подвижные и т. д.).
В рамках проводимой организованной образовательной деятельности,
использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также
обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в
макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить
оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях
и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная,
воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения
и социализации детей. Используя в работе с детьми элементы
здоровьесберегающих технологий, весь учебно-воспитательный процесс
направлен на обеспечение физического, психологического, социального и
эмоционального развития.
Для меня важно вовлекать ребенка в индивидуальную и совместную
деятельность. А в процессе осуществления психолого-педагогической
поддержки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
использую различные формы работы. Одна из них - «Использование
компьютерных технологий в образовательном процессе».
Известно, что использование в работе разнообразных нетрадиционных
методов и приемов предотвращает утомление детей. Считаю, что детям, как
здоровым, так и детям ОВЗ, компьютерные технологии помогают решить
ряд проблем в организации обучения. Занятия с использованием компьютера
провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение условий
для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка
ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными
навыками. Работу по освоению первоначальных представлений социального
характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на
включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в
систему социальных отношений, осуществляем по нескольким
направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к
другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на
развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным
играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения
между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах
деятельности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений
повседневна и органично включается во все виды деятельности: быт, игру,
обучение.
В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ создали
условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья
каждого ребенка, формируя культурно-гигиенические навыки, потребности
вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о
средствах его укрепления.
- Сказкотерапию- потенциальная возможность найти решение
психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства
других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как
личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания,
наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка.
- Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает
возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений,
но и планированию действий, воображению, творческому мышлению,
самостоятельности.
- Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с
движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют
поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу,
социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из
важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму
является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная
система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-
психолога, дефектолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы
необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для
успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться
принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного
выбора, способствуют социализации.
С уважением Казимова Е.Н.