Программа факультатива "Историко-географическое краеведение"
Автор: Лукашина Елена Евгеньевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №18" Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа факультатива "Историко-географическое краеведение" Раздел: полное образование
Пояснительная записка.
Курс «Историко-географическое краеведение Нижегородской области» является
первым курсом, формирующим у учащихся целостное представление об истории, природе,
населении и хозяйстве своей области и своего родного города Дзержинска. Изучение
Нижегородской области и города Дзержинска в 6 классе направлено на выполнение
пробела в краеведческих знаниях учащихся и является важным структурным элементом в
целостной системе знаний истории и географии своего края.
Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением,
возрастными особенностями учащихся, сформированными при изучении начального курса
физической географии в 6 классе, и реализацией межпредметных связей с этим курсом.
Логика построения курса «Историко-географическое краеведение Нижегородской
области» подчинена, с одной стороны, логике изучения района – от географического
положения, истории развития и природы к населению, хозяйству и удивительным местам
края, а, с другой стороны, последовательностью изучения тем начального курса
физической географии в 6 классе.
Главная цель курса – формирование у школьников первоначальных знаний о своём крае,
создание целостного образа Нижегородской области и своего родного города Дзержинска
на основе комплексного изучения четырёх основных компонентов: истории, природы,
населения и хозяйства; определение места и значения Нижегородской области и города
Дзержинска в масштабах страны; воспитание гражданственности и патриотизма,
уважение к истории и культуре народов своей области.
Задачи курса:
1.Формирование знаний об особенностях исторического развития своего края;
2.Формирование знаний об особенностях природы и использование их в хозяйственной
деятельности человека;
3.Создание образного представления о природном богатстве, хозяйстве и этнокультурном
своеобразии населения родного края;
4.Формирование практических умений наблюдения за историческими, природными,
производственными и социальными объектами и явлениями и их влиянием на
природную среду.
Данная программа предназначена на один учебный год для учащихся 6-ых классов. После
изучения данного курса у учащихся формируется целостная картина представления своего
родного края, формируется представление о своем родном городе Дзержинске. Ученик в
ходе изучения данного курса знакомится не только с историей, природой, населением
своего края, но также изучает определённые закономерности ведения хозяйства,
жизненные уклады людей, постигает единство природы и человека своего родного края,
изучая край от его истоков до настоящего времени.
2.
Личностные и метапредметные результаты
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладаю-щей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных,
гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов
2
личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России и Нижегородской области осознание своей этнической принадлежности,
знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; вос-
питание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и
духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инстру-
ментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
Нижегородской области;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие
в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведе-
ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережногоотношения к окру-
жающей среде;
10) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
3
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать
определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое
рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную
позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и
практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности,
умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументи-
рованно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия,
реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятель-
ность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области
использования технических средств информационно-коммуникационных технологий
(компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование
умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические
средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);умение свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблю-
дать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблю-
дения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятель-
ности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно
отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в
ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта
интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов;
10) умение организовывать жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
4
взаимодействия.
3.
Содержание курса
Цель и задачи курса определили в содержании программы пяти крупных разделов:
«Географическое положение, история развития и народные промыслы Нижегородского
края и города Дзержинска», «Природа», «Население и хозяйство», «Историко-культурное
наследие», «Удивительные места земли Нижегородской».
При отборе содержания использовались подходы: комплексный, разно- уровневый,
личностно-ориентированный, гуманистический, экологический, культурологический,
духовно-нравственный.
Комплексный подход даёт возможность целостного и, вместе с тем, разноаспектного
изучения Нижегородской области. В содержание курса введены вопросы об истории,
природе, населении, хозяйстве, историко-культурном наследии и удивительных местах
Нижегородской области. Однако, физико-географическая составляющая курса является
доминирующей, что обусловлено тесной взаимосвязью с начальным курсом физической
географии в 6 классе, а также возрастными особенностями учащихся.
Разноуровневый подход позволяет выделить в изучении курса два уровня: областной и
местный. В каждой теме первая часть посвящена изучению Нижегородской области, а
вторая городу Дзержинску и его окрестностям. Первый уровень составляет инвариантную
часть программы и содержит исторические и географические характеристики
Нижегородской области: «Географическое положение Нижегородской области», «История
Нижегородского края», «Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области»,
«Население Нижегородской области» и т.д. Второй уровень представляет вариативную
часть программы. Занятия, раскрывающие особенности истории, природы, населения и
хозяйства города Дзержинска направлены на изучение ближайшего школьного окружения
своего города.
Такое разноуровневое структурирование программы позволяет реализовать
личностно-ориентированный подход к изучению курса «Историко-географическое
краеведение Нижегородской области», индивидуализировать работу учащихся, изменить
форму общения учителя и ученика. Изучение тем второго уровня позволит осознать и
почувствовать каждому ученику включенность в жизнь своего города, района, села,
ощутить личную значимость в выявлении и решении некоторых экологических проблем
своей местности.
Одним из важнейших принципов построения курса является принцип гуманизации.
Центральным и связующим звеном в изучении своего края является человек. Гуманизация
содержания прослеживается во всех разделах курса: в изучении природы Нижегородской
области выявляется роль и значение каждого природного компонента в жизни и
хозяйственной деятельности человека, а также его влияние на природу своей местности, в
раздел «Население и хозяйство Нижегородской области» включены вопросы о заселении и
коренных народах области, об особенностях и отличиях образа жизни и хозяйственной
деятельности людей в разныхтипах населённых пунктов; о наиболее ярких отраслях,
характеризующих «лицо» области; темы курса пронизаны топонимическим содержанием.
Экологический подход реализуется через введение в содержание программы вопросов о
заповедных охраняемых территориях Нижегородской области, о растениях и животных,
5
занесённых в Красную книгу, о загрязнении компонентов природы и его влиянии на
здоровье человека, о проблемах озеленения своей местности.
Культурологический подход позволяет проследить историю развития своего края и
родного города, изучить исторические поселения Нижегородской области, памятники
истории и культуры, посетить музеи и уникальные природные объекты. Этот подход
реализуется через изучение последних разделов «Историко-культурное наследие»,
«Удивительные места земли Нижегородской» и «Практикум».
Изучение курса «Историко-географическое краеведение Нижегородской области»
предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся,
применение фронтальной и групповой форм обучения.
Духовно-нравственный подход проявляется во всестороннем развитии личности ребёнка,
в воспитании коллективизма, которое проявляется в виде групповых работ, работ в парах.
Воспитание каждого человека должно строиться в соответствии с духом, историей,
культурой и традициями своего народа, привитием православной культуры.
Предусмотрены занятия с изучением и посещением отдельных храмов и монастырей
своего города и его окрестностей.
Раздел 1.Географическое положение, история развития и народные
промыслы Нижегородского края и города Дзержинска – 10 часов.
Тема 1.Географическое положение и история развития Нижегородского края и
Дзержинска – 8 час.
Занятие 1. Географическое положение Нижегородской области. Административно-
территориальное деление.
Занятие 2. История Нижегородского края.
Занятие 3. История Нижегородского края. История Нижегородского Кремля.
Занятие 4. Макарьевская и Нижегородская ярмарки. Подготовка проектных работ «Роль
Макарьевской ярмарки в развитии земли нижегородской», «Что дала Нижнему Новгороду
Макарьевская ярмарка?»
Занятие 5. Легенды, предания и сказания о земле Нижегородской.
Занятие 6. Географическое положение и история развития Дзержинска. Легенды, были,
предания, сказания нашего края. Подготовка проектных работ «Особенности
географического положения Дзержинска», «Легенды далёкого прошлого».
Занятие 7. Географическое положение Дзержинска. История развития Дзержинска.Дудин
монастырь. Старое Черноречье. Растяпино. Подготовка проектных работ «История
развития Дудина монастыря и особенности его географического положения», «Отголоски
Старого Черноречья», «Старое доброе Растяпино».
Занятие 8. Защита проектных работ.
Тема 2. Народные промыслы Нижегородского края – 2 часа.
Занятие 9. Народные промыслы Нижегородской области.
Занятие 10. Народные промыслы Нижегородской области.
Раздел 2. Природа Нижегородской области – 5 часов.
Тема 3. Рельеф и полезные ископаемые – 1 час.
Занятие 11. Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области. Подготовка
проектных работ о природе Нижегородского края.
Тема 4. Климат – 1 час.
6
Занятие 12. Климат Нижегородской области.
Тема 5. Внутренние воды – 1 час.
Занятие 13. Внутренние воды Нижегородской области. Защита проектных работ о
природе родного края.
Тема 6. Почвенный покров, растительный и животный мир – 1 час.
Занятие 14. Почвенный покров, растительный и животный мир Нижегородской области.
Тема 7. Охраняемые природные территории – 1 час.
Занятие 15. Охраняемые природные территории Нижегородской области. Заповедники,
заказники, памятники природы.
Раздел 3. Население и хозяйство – 4 часа.
Тема 8. Население – 2 часа.
Занятие 16. Население Нижегородской области. Религии, национальный состав, обычаи,
традиции. Города и их типы. Нижегородская агломерация. Работа над проектами
«Национальный состав Нижегородской области» или «Национальный состав Дзержинска»
Занятие 17. Население Дзержинска. Половой и возрастной состав. Расположение крупных
жилых микрорайонов. Главные проспекты и улицы Дзержинска. Защита проектных работ.
Тема 9. Хозяйство – 2 часа.
Занятие 18. Хозяйство Нижегородской области. Возникновение крупнойпромышлен-
ности.
Занятие 19. Хозяйство Дзержинска. Крупные промышленные предприятия и их
продукция.
Раздел 4. Историко-культурное наследие – 2 часа.
Занятие 20. Историко-культурное наследие Нижегородской области. Исторические
поселения. Государственные музеи.
Занятие 21. Историко-культурное наследие Дзержинска. Люди, оставившие значитель-
ный след в истории города.
Раздел 5. Удивительные места нижегородского края – 9 часов.
Занятие 22. Нижний Новгород: достопримечательности города, Нижегородский кремль,
храмы, соборы, монастыри.Подготовка проектных работ об удивительных местах
Нижегородской области.
Занятие 23. Озёра Нижегородской области. Ичалковский бор.
Занятие 24. Художественные центры Нижегородской области: Семёнов, Городец,
Ковернино.
Занятие 25. Дивеево – четвертый удел Пресвятой Богородицы.Оранки и Лукино.
Занятие 26. Арзамас городок Москвы уголок. Большое Болдино.
Занятие 27. Чкаловск, Пурех, Катунки, Володарск.
Занятие 28. Кстово, Лысково, Воротынец, Васильсурск.
Занятие 29. Богородск, Ворсма, Павлово, Казаково. Усадьбы Гагинского района.
Занятие 30. Защита проектных работ об удивительных местах Нижегородской области.
Практикум– 5 часов.
Занятие 31. Посещение храма святого Антония в Дзержинске. Экскурсия вДзержинский
краеведческий музей. Работа над проектными работами.
7
Занятие 32. Экскурсия вДзержинский дендрарий и посещение храма Владимирской
Божьей матери (на Святом озере).
Занятие 33. Экскурсия по исторической части Дзержинска с посещением центральных
площадей. Экскурсия в музей «Растяпинские забавы»
Занятие 34. Прогулка в поселок Жёлнино. Ознакомление с природой своей местности.
Посещение Благовещенского храма.
Занятие 35. Экскурсия вДудин монастырь.Защита проектных работ о посещённых местах.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся научатся:
Выделять основные исторические даты, географические понятия и термины,
описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений своей местности; выделять особенности географического положения,
природы, населения и хозяйства области и города Дзержинска;
Выделять Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего края,
объекты историко-культурного наследия областного и местного уровня.
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений своего края;
Приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к
условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов,
населяющих территорию своей области; формирования отраслей хозяйства своей
местности;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации, форм её представления,
собственных наблюдений;
Определять на местности и карте расстояния, направления, высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
Применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты
измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Учащиеся получат возможность:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для ориентирования на местности, чтения карт различного
содержания;
Учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями,
их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их
последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей
местности;
Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, её использованию, сохранению и улучшению;
Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
8
4.
Тематическое планирование
Историко-географическое краеведение Нижегородской области
6 класс – 35 часов
Раздел 1.
Географическое положение, история развития и
народные промыслы Нижегородского края и
города Дзержинска.
10 часов
Тема 1.
Географическое положение и история развития
Нижегородского края и Дзержинска.
8 часов
Тема 2.
Народные промыслы Нижегородского края.
2 часа
Раздел 2.
Природа Нижегородской области.
5 часов
Тема 3.
Рельеф и полезные ископаемые
1 час
Тема 4.
Климат.
1 час
Тема 5.
Внутренние воды.
1 час
Тема 6.
Почвенный покров, растительный и животный мир.
1 час
Тема 7.
Охраняемые природные территории.
1 час
Раздел 3.
Население и хозяйство.
4 часа
Тема 8.
Население.
2 часа
Тема 9.
Хозяйство.
2 часа
Раздел 4.
Историко-культурное наследие
2 часа
Раздел 5.
Удивительные места Нижегородского края.
9 часов
Практикум.
5 часов
Итого:
35 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
№
заня-
тия
Тема раздела, урока
Перечень
используемого
оборудования
Основные
понятия и
определения
Дата
проведе-ния
занятия
Раздел 1.Географическое положение, история развития и народные промыслы Нижегородского края
и города Дзержинска – 10 часов.
Тема 1.Географическое положение и история развития Нижегородского края и Дзержинска – 8 час.
1.
1.
Географическое
положение
Нижегородской области.
Административно-
территориальное деление.
Физическая и
административно-
территориальная карты
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Географическое
положение,
административно-
территориальное
деление.
1.09.
2.
2.
История Нижегородского
края.
Физическая и
административно-
территориальная карты
Княжество, губерния,
нижегородская
ярмарка
8.09.
9
Н.о., атлас Н.о. DVD-
фильм «Знакомьтесь:
Нижегородский край!»
3.
3.
История Нижегородского
края. История
Нижегородского Кремля.
Физическая и
административно-
территориальная карты
Н.о., атлас Н.о. DVD-
фильм «Нижегородский
Кремль»
Нижегородский
Кремль.
15.09
4.
4.
Макарьевская и
Нижегородская ярмарки.
Подготовка проектных
работ «Роль Макарьевской
ярмарки в развитии земли
нижегородской», «Что
дала Нижнему Новгороду
Макарьевская ярмарка?»
КП «Макарьевская
ярмарка», КП
«Нижегородская
Ярмарка», карта
Нижнего Новгорода.
Современный
Нижний Новгород,
крупный
промышленный,
культурный и
научный центр
России.
22.09.
5.
5.
Легенды, предания и
сказания о земле
Нижегородской.
КП «Легенды о земле
Нижегородской»
Земля Нижегородская,
Дятловы горы
29.09.
6.
6.
Географическое положе-
ние и история развития
Дзержинска. Легенды,
были, предания, сказания
нашего края. Подготовка
проектных работ «Особен-
ности географического
положения Дзержинска»,
«Легенды далёкого
прошлого».
КП «Легенды и
предания нашего края»
Дудин монастырь,
Решетиха, Желнино,
Сейма, Стародубье
6.10.
7.
7.
Географическое положе-
ние Дзержинска. История
развития Дзержинска.
Дудин монастырь. Старое
Черноречье. Растяпино.
Подготовка проектных
работ «История развития
Дудина монастыря и осо-
бенности его географичес-
кого положения», «Отго-
лоски Старого Черноре-
чья», «Старое доброе
Растяпино».
КП «Дудин
монастырь», «Старое
Черноречье», «Старое
Растяпино»
Географическое
положение города,
первоначальные
сведения о крае.
13.10.
8.
8.
Защита проектных работ.
Компьютер, проектор.
Дудин монастырь,
старое Черноречье,
Растяпино,
зарождение большой
химии.
20.10.
Тема 2. Народные промыслы Нижегородского края – 2 часа.
9.
1.
Народные промыслы
Нижегородской области.
DVD-фильм
«Художественные
Народные промыслы
жителей северной
27.10.
10
промыслы. Тайны
нижегородских
мастеров».
части Нижегородской
области
10.
2.
Народные промыслы
Нижегородской области.
КП «Золотые руки
мастеров земли
нижегородской».
Народные промыслы
жителей южной части
Нижегородской
области
11.11.
Раздел 2. Природа Нижегородской области – 5 часов.
Тема 3. Рельеф и полезные ископаемые – 1 час.
11.
1.
Рельеф и полезные
ископаемые
Нижегородской области.
Подготовка проектных
работ о природе
Нижегородского края.
Физическая и
административно-
территориальная карты
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Рельеф, полезные
ископаемые.
18.11.
Тема 4. Климат – 1 час.
12.
1.
Климат Нижегородской
области.
Физическая и
административно-
территориальная карты
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Климат, особенности
климата.
25.11.
Тема 5. Внутренние воды – 1 час.
13.
1.
Внутренние воды
Нижегородской области.
Физическая и
административно-
территориальная карты
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Реки, озёра, болота,
родники
2.12.
Тема 6. Почвенный покров, растительный и животный мир – 1 час.
14.
1.
Почвенный покров,
растительный и животный
мир Нижегородской
области.
Физическая и
административно-
территориальная карты
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Разновидности почвы,
растения и животные
Н.о.
9.12.
Тема 7. Охраняемые природные территории – 1 час.
15.
1.
Охраняемые природные
территории
Нижегородской области.
Заповедники, заказники,
памятники природы.
Физическая карта
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Особо охраняемые
территории,
заповедник, заказник,
памятник природы.
16.12.
Раздел 3. Население и хозяйство – 4 часа.
Тема 8. Население – 2 часа.
16.
1.
Население Нижегородс-
кой области. Религии,
национальный состав,
обычаи, традиции. Города
и их типы. Нижегородская
Физическая карта
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Крупные города,
агломерация.
23.12.
11
агломерация. Работа над
проектами
«Национальный состав
Нижегородской области»
или «Национальный
состав Дзержинска»
17.
2.
Население Дзержинска.
Половой и возрастной
состав. Расположение
крупных жилых микро-
районов. Главные прос-
пекты и улицы Дзержинс-
ка. Защита проектных
работ.
Физическая карта
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Карта Дзержинска.
Религии,
национальный состав
населения
Тема 9. Хозяйство – 2 часа.
18.
1.
Хозяйство Нижегородской
области. Возникновение
крупной
промышленности.
Физическая карта
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Промышленность,
хозяйство, крупные
промышленные
предприятия.
19.
2.
Хозяйство Дзержинска.
Крупные промышленные
предприятия и их
продукция.
Физическая карта
Нижегородской
области, атлас Н.о.,
карта Дзержинска
Промышленность,
хозяйство, крупные
промышленные
предприятия.
Раздел 4. Историко-культурное наследие – 2 часа.
20.
1.
Историко-культурное
наследие Нижегородской
области. Исторические
поселения.
Государственные музеи.
Физическая карта
Нижегородской
области, атлас Н.о.
Историко-культурное
наследие
28.01.
21.
2.
Историко-культурное
наследие Дзержинска.
Люди, оставившие
значительный след в
истории города.
Физическая карта
Нижегородской
области, атлас Н.о.,
карта Дзержинска
Историко-культурное
наследие
4.02.
Раздел 5. Удивительные места нижегородского края – 9 часов.
22.
1.
Нижний Новгород:
достопримечательности
города, Нижегородский
кремль, храмы, соборы,
монастыри.Подготовка
проектных работ об
удивительных местах
Нижегородской области.
DVD-фильм «Один
день в Нижнем
Новгороде», карта
Нижнего Новгорода.
Храмы, Соборы,
монастыри Нижнего
Новгорода,
достопримечательнос
ти города.
11.02.
23.
2.
Озёра и реки
Нижегородской области.
Ичалковский бор.
Физическая карта
Нижегородской
области, атлас Н.о.
DVD-фильм «Светлояр
– лето, осень, зима и
Загадки и легенды
озера Светлояр
18.02.
12
снова весна». КП
«Озера Нижегородской
области»,
«Ичалковский бор».
24.
3.
Художественные центры
Нижегородской области:
Семёнов, Городец,
Ковернино.
Физическая карта
Нижегородской
области, атлас Н.о.
DVD-фильм «Городец
Радилов», КП «Золотая
хохлома», «Ковернино»
Городец, Александр
Невский,
Федоровский
монастырь, Семёнов,
золотая хохлома,
ковернинская
роспись.
25.02.
25.
4.
Дивеево – четвертый удел
Пресвятой Богородицы.
Оранки и Лукино.
DVD-филь «Четвёртый
удел Пресвятой
Богородицы», карта
Н.о.
Четвёртый удел
Пресвятой
Богородицы.
Чудотворная икона
Оранкской
Владимирской Божьей
матери.
3.03.
26.
5.
Арзамас городок Москвы
уголок.
Большое Болдино.
КП «Арзамас городок
Москвы уголок», DVD-
фильм «Обитель
дальняя трудов и
чистых нег», фотоаль-
бом «Заповедник
вдохновенья», карта
Н.о.
Достопримечательнос
ти Арзамаса, храмы,
соборы, монастыри,
чудотворные иконы,
музей-заповедник
А.С.Пушкина.
10.03.
27.
6.
Чкаловск, Пурех, Катунки,
Володарск.
КП «Чкаловск и его
окрестности»,
«Промыслы
Володарского района»
Валерий Павлович
Чкалов,
нижегородский
гипюр, экранопланы,
А.Н. Бугров,
обработка кожи,
сетевязальные
промыслы.
17.03.
28.
7.
Кстово, Лысково,
Воротынец, Васильсурск.
КП «Восточные районы
Нижегородской
области»
Земляничные места,
лимониты,
заповедный край.
2.04.
29.
8.
Богородск, Ворсма,
Павлово, Казаково.
Усадьбы Гагинского
района.
КП «Гончары и
кузнецы земли
нижегородской»
Гончары, кузнецы,
казаковская
филигрань.
9.04.
30.
9.
Защита проектных работ
об удивительных местах
Нижегородской области.
КП «Ожерелье
Нижегородского края».
Усадьбы Пашковых и
барона Жомини.
16.09.
Практикум – 5 часов.
31.
1.
Посещение храма святого
Антония в Дзержинске.
Экскурсия вДзержинский
краеведческий музей.
23.04.
13
32.
3.
Экскурсия вДзержинский
дендрарий и посещение
храма Владимирской
Божьей матери (на Святом
озере). Работа над
проектами.
Особо ценные породы
деревьев
30.04.
33.
4.
Экскурсия по
исторической части
Дзержинска с посещением
центральных площадей.
Экскурсия в музей
«Растяпинские забавы»
Первые улицы и
площади Дзержинска,
растяпинские забавы.
7.05.
34.
5.
Прогулка в поселок
Жёлнино. Ознакомление с
природой своей
местности. Посещение
Благовещенского храма.
Желнинские купцы,
Дудин Амвросиев
монастырь
14.05.
35.
6.
Экскурсия вДудин
монастырь.Защита
проектных работ о
посещенных местах.
Дудин монастырь,
монахи
21.05.
Обозначения:
КП – компьютерная презентация.
Н.о. – Нижегородская область.
5.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1.Учебно-методическое обеспечение
№№
Название
Авторы
Классы
Наличие
электронного
приложения
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
1.
Нижегородский край в
документах, цифрах,
рассказах, мнениях.
Е.В.Кузнецов,
Б.И.Гудков,
В.В.Ниякий
6
презентации
2.
Город Дзержинск
Р.Н.Горнева
6
презентации
3.
История глазами
современников.
В.А.Гамзюль,
О.В.Ворвулева,
Н.Н.Чельцова,
Н.А.Соловьев
6
презентации
4.
Сквозь годы испытаний и
трудовых побед. Завод им.
Я.М.Свердлова
Г.В.Доронина
6
презентации
5.
Географическое краеведение
Т.Н.Черняева
6
презентации
6.
Атлас. Дзержинск.
Володарский район.
14
7.
Атлас. Нижегородская
область.
5.2.Материально-техническое обеспечение
№№
п/п
Наименование учебного оборудования
Темы, в которых применяется
данное оборудование
1.Учебное оборудование
1.1.Талицы:
1.
Географическое положение, территории и
границы России.
Географическое положение
Нижегородской области.
Административно-
территориальное деление.
2.
Тектоническое строение территории России.
Рельеф и полезные ископаемые
Нижегородской области.
3.
Рельеф России.
Рельеф и полезные ископаемые
Нижегородской области.
4.
Климат России.
Климат Нижегородской
области.
5.
Внутренние воды России.
Озёра и реки Нижегородской
области.
6.
Население и трудовые ресурсы.
Население Нижегородской
области. Религии,
национальный состав, обычаи,
традиции. Города и их типы.
Нижегородская агломерация.
1.2.Плакаты
1.
Растения Нижегородской области
Почвенный покров,
растительный и животный мир
Нижегородской области.
2.
Животные тайги
Почвенный покров,
растительный и животный мир
Нижегородской области.
3.
Съедобные и несъедобные грибы
Почвенный покров,
растительный и животный мир
Нижегородской области.
4.
Тайга
Почвенный покров,
растительный и животный мир
Нижегородской области.
5.
Смешанный лес
Почвенный покров,
растительный и животный мир
Нижегородской области.
6.
Степь
Почвенный покров,
растительный и животный мир
Нижегородской области.
1.3.Географические карты
45.
Физическая карта России.
Географическое положение
Нижегородской области
61.
Карта Нижегородской области.
Географическое положение
Нижегородской области
62
Нижегородская область.
Географическое положение
Нижегородской области
15
80.
Административная карта Нижегородской
области.
Географическое положение
Нижегородской области
81.
Карта Дзержинска.
Географическое положение
Нижегородской области.
Географическое положение и
история развития Дзержинска.
1.4.Компьютерная техника и интерактивное оборудование
1.
Компьютер
Все темы разделов
2.
Мультимедийная доска
Все темы разделов
3.
Мультимедийный проектор
Все темы разделов
4.
Принтер
Для печати тестовых заданий
1.5. Оборудование для организации дистанционного обучения
1.
Компьютер
Все темы разделов
5.2.1.Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в
изучении предмета
№№
п/п
Наименование электронного
ресурса
Вид
ресурса
Темы, в которых
применяется данное
оборудование
Классы
1.Электронные образовательные ресурсы
Один день в Нижнем Новгороде
DVD
Нижний Новгород:
достопримечательност
и города,
6
Художественные промыслы
DVD
Народные промыслы
Нижегородской
области.
6
Знакомьтесь, Нижегородский
край!
DVD
Нижний Новгород:
достопримечательност
и города,
6
Нижегородский Кремль: 500 лет
истории
DVD
История
Нижегородского края.
6
Сказание о русских самоварах.
Городецкий музей самоваров
DVD
Художественные
центры Нижегородской
области: Семёнов,
Городец, Ковернино.
6
В поисках града Китежа. Озеро
Светлояр.
DVD
Озёра Нижегородской
области.
6
Большое Болдино.
DVD
Большое Болдино.
6
Арзамас.
Арзамас.
6
Список рекомендуемой литературы:
1.
Агафонов С.Л. Нижегородский Кремль. Архитектура, история, реставрация./ С.Л
Агафонов. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1976.- 136 с.
2.
Адрианов Ю. Болдинские этюды. «Деком», Н.Новгород, 1997.
16
3.
Андрианов В., Федоров В. Нижний Новгород. Фонд развития народных художественных
промыслов Нижегородской области. 2003 год.
4.
Адрианов Ю.А., Шамшурин В.А. Нижегородские музы. Очерки/Культура в ретроспективе:
события, имена, традиции. – Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1994. – 64 с.
5.
Афоньшин С.В. Моё родное село. Сказы. С.Владимирское, 2003 .
6.
Афоньшин С.В. Сказ про Семена-ложкаря. Н.Новгород. Издательство «Кварц», 2005г.
7.
Баканина Ф.М. Заповедные места Нижегородской области. Н.Новгород: Волго-Вятское
книжное издательство, 1991.
8.
Бакка А.И., Бакка С.В. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области.
Н.Новгород. Издательский комплекс.
9.
Белоногова В.Ю. Нижний Новгород и знаменитые нижегородцы. Н.Новгород. «Ново»,
2006.
10. Географический атлас Нижегородской области. Издательство 3, переработанное и
дополненное./ Под редакцией Камериловой Г.С. и др. – Н.Новгород, Верхневолжское АГП,
2005 – 52 с.
11. География Нижегородской области: Учебное пособие. Н.Новгород. ВВКИ, 1991 – 207 с.
12. Города нашей области. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974 -304с.
13. Гройсман Я., Иванова М., Орельская О. Нижний Новгород. Путеводитель. Издательство
«Деком», 2005 год
14. Еранцев А.Н., Еранцев М.Н. Александр Невский и Городец. Живая связь в веках.Научно-
популярное издание, 2007.
15. Житие преподобного Серафима Саровского чудотворца. Издание Свято-Троицкого
Серафимо-Дивеевского монастыря, 2003.
16. Иерей С.Орлов. Свято-Успенская Флорищева пустынь. Издательский отдел
Нижегородской пархии, 2008.
17. Кезина Т.Н. Болдино. Путеводитель. Н.Новгород. «Экспериментальная типография», 1998.
18. Козлова Л.Г. Павловский исторический музей. Павлово, 2001.
19. Кузьмина Г.К., Мухин Е.П., Бабанин А.П. Городецкий район. Н.Новгород. Издательство
«Кварц», 2005г.
20. Кузьмина Т.А. 785 вопросов и ответов. Нижний Новгород. Справочное Информационное
Тематическое Издание. Издательство «Кварц» Н.Н. 2007.
21. Кулинич Г.С., Фридман Б.И. Геологические путешествия по Горьковской земле. – Горький:
ВВКИ, 1990.
22. Кума-Чародейка. Нижегородские сказки, предания и легенды./Сборник: составители
Медведев Ю.М., Блохина В.Н. – Нижний Новгород: «Русский купец», 1993. – 400 с.
23. Курносова А.А. Василий Федорович Клюквин: таким его помнят город и люди. ООО
«Цезарь», 2010.
24. Любов М.С. География Нижегородского края: Учебное пособие. Арзамас: АГПИ, 2004.
25. Майоров А. Сказания Керженца-реки и края Семеновского. Семёнов. «Семёновская
типография», 2005.
26. Макарихин В.П. Витязь Северной Руси. Повествование об Александре Невском. Москва.
Профиздат. 1993.
27. Минеральные воды и лечебные грязи Горьковской области, проблемы их рационального
использования. Горький, 1998.
28. Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. Китиздат. 1997 год.
29. Наумова О. Нижегородский Кремль. Н.Новгород, «Верхневолжскаяаэрогеодезическое
предприятие», 2008.
30. Наш край. – 5-е издание, исправленное и дополненное – Нижний Новгород: издательство
«Книги», 2008.
31. Нижний Новгород. – Н.Новгород: ГГПИ «Нижполиграф», 1994.
32. Нижегородские маршруты. Лето-осень 2008 года. Н.Новгород, Изательство «АПД», 2008
год.
17
33. Нижегородские маршруты. Лето-осень 2008 года. Н.Новгород, Изательство «АПД», 2008
год.
34. Нижегородская старина. Оранкский Богородицкий мужской монастырь. Выпуск 2.
Н.Новгород,2006.
35. Орлова Р.И., Чертоцкая Т.В. Земля нижегородская: Пособие поизучению историко-
культурного наследия родного края для учителей истории. Н.Новгород,Издательство
«Кит», 2008.
36. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче! Дидеево. Свято-Троицкий
Серафимо-Дивеевский монастырь,2003г.
37. Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария, Мария. Мурманск. Издание второе
исправленное. 2002.
38. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Путеводитель.
Н.Новгород.»Нижегородская радиолаборатория», 2004.
39. Спиридонов Г.В., Миронов Н.К., Ивакин С.А., Перцев Б.Н. Павлово – на – Оке 1566-1991.
Нижний Новгород. Волго-Вятское книжное издательство, 1991.
40. Терентьев А.А., Колкутин В.И. Климат конца 20 века в средней полосе Нижегородской
области.- Н.Новгород, Издательство «Вектор – Тис», 2004.
41. Федоров В.В. Светлояр. Озеро – легенда. Н.Новгород. Издательство «Бегемот», 2004.
42. Федоров В.В. Кержацкая сторона Н.Новгород. «Деком», 2000.
43. Федоров В.В. Дорогами Поветлужья. Н.Новгород. Издательство «АПФ». 2003.
44. Фельдштейн И.Б. «Прогулки по родному городу». НиНовгород. «Ултима», 2009.
45. Фортунатов Н. Эффект Болдинской осени. Нижний Новгород. «Деком», 1999.
46. Фридман Б.И. Рельеф Нижегородского Поволжья. Н.Новгород, НГЦ, 1999.
47. Черняева Т.Н. Географическое краеведение. Учебное пособие для 6 класса. Дзержинск,
2009.
48. Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. Н.Новгород: Издательство «ЛИТЕРА», 1999.
49. Шальнов С.М. Наш любимый город. Дзержинск, 2002.
50. Шашков А.П., Пуренков П.Е. На Сейме – реке. Горький. Волго-Вятское книжное
издательство.1990.
51. Экология Нижнего Новгорода. Методическое пособие./Под редакцией Винокуровой Н.Ф.,
Смирновой В.М. – Н.Новгород, ВВГАС, 2002.
18