Автор: Бабенцева Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1596 Д/О 1815 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: конспект Тема: "На все руки мастера" Раздел: дошкольное образование
Программное содержание
Воспитывать у детей уважение и интерес к народным
промыслам.
Помогать создавать яркий образ, используя полученные
навыки и приемы рисования. Совершенствовать технику владения
кистью, развивать мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.
Помочь детям декорировать деревянные игрушки - создавать
узор по мотивам филимоновской игрушки, дымковской, городецкой,
хохломской.
Показать зависимость декора от формы изделия. Пояснить
специфику декора на объемном изделии: необходимость
рассматривания игрушки с разных точек зрения и поворотов в
процессе росписи.
Закрепить и активизировать представление о характерных
элементах декора и цветосочетаниях в разных видах росписи.
Развивать чувство цвета и формы.
Предварительная работа.
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
-«Что такое Городец? »
- «Золото Хохломы»
2.
Просмотр
презентаций:
«Посуда
из
глины»,
«Городецкие
картинки»,
«Дымковские
мастера»,
«Чудо
филимоновских
свистулек», «Золотая хохлома».
2. Речевая деятельность:
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов.
3. Художественно - творческая деятельность:
1.
Рассматривание
альбомов
и
наглядно
-
демонстрационного
материала;
2. Лепка из глины «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка из глины коллективная «Зверюшки у избушки»;
4. Лепка «Дымковская лошадка»;
5. Рисование матрешек;
6. Рисование «Хохлома. Ложка»
7. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
8. Лепка из пластилина «Берегиня»
9. Рисование «Роспись филимоновской уточки».
4. Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2.
Хороводные
народные
игры
«Гуси-Лебеди»,
«Каравай»,
«Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем».
5. Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-
музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Участвовать в творческих мастер-классах.
Материал к занятию
Иллюстрации «Народная игрушка», ширма, красивый
сундучок с народными игрушками (филимоновские, дымковские,
городецкие, хохломские), шкатулка, акриловые краски, гуашь, вода,
доски, кисти тонкие и толстые, салфетки, фартуки, мольберт, 2
стола для выставки, скатерть. Костюм «Скоморох» для взрослого.
Музыка
народная : «Камаринская», «Частушки».
Ход занятия
I часть . Группа украшена творческими работами детей.
1й
Воспитатель
приглашает
детей
сесть
на
стулья,
составленные полукругом.
Сюрпризный
момент.
Слышен
стук.
Входит 2й
Воспитатель ,
Скоморох.
-Здравствуйте,
взрослые
и
дети!
Я
веселый
скоморох,
люблю
веселье, игру! А что это у вас тут так тихо? Вот сейчас я с вами
поиграю!
Обращает внимание детей на нарядную ширму, предлагает
посмотреть,
что
за
ней.
Находит
вместе
с
детьми
за
ширмой
красивый сундучок.
Сундучок тут не простой:
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Веселые зверюшки.
Открывает сундучок и вместе с детьми находит в нем
народные игрушки, выставляет на стол.
Скоморох
Расскажите, нам, откуда,
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
- Что же это за игрушки такие?
(Ответы детей: народные, дымковские, филимоновские и т.п.)
Скоморох
-Кто создает такие игрушки? (русские мастера, еще мы можем
сказать «умельцы»)
- Вот только знаете, я сомневаюсь, хорошо ли вы знаете названия
разных промыслов, которые есть в России?
Воспитатель : Они знают! Правда, ребята?
Скоморох: А мы сейчас проверим! Про какие игрушки моя загадка?
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали…
И село большое
…(Дымково) назвали.
Ответы детей. Дети отбирают в отдельную кучку дымковские
игрушки. Ставится табличка-обозначение «Дымка».
-
Назовите
особенности игрушки из Дымково:
Сделана из глины, фигурки людей, животных, расписана ярко,
краски разные, фон белый. Узор - круги, точки, волны.
Скоморох: А еще загадку мою отгадайте:
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Ответы детей. Дети отбирают в отдельную кучку
филимоновские игрушки. Ставится табличка-обозначение
«Филимоновская игрушка».
-
Назовите
особенности игрушки из Филимоново:
Основные
ее
элементы
–
это
елочки
и
солнце,
полоска.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной
схеме:
поперек
туловища
и
шеи
идут,
чередуясь,
разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается
одним
цветом,
чаще
зеленым
или
красным.
Цвета-
малиновый, желтый, зеленый. И все свистят
.
Скоморох:
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное.
Нарисуем хохлому,
Красоту невиданную.
- Где же тут хохлома, не пойму я?
Ответы детей. Дети отбирают в отдельную кучку хохломскую
посуду. Ставится табличка-обозначение «Хохлома».
-
Назовите
особенности игрушки из Хохломы:
Деревянная посуда.
Расписывали золотой краской деревянные
изделия, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и
масляная
пленка
превращалась
в
золотистый
лак.
Фон
-
золотистый,
черный.
Краски
-
желтый,
зеленый,
красный,
черный. Узор - колосья, ветки с плодами, грозди винограда и
пышные цветочные гирлянды .
Скоморох:
-А это, что за народный промысел?
Ответы детей. Дети отбирают в отдельную кучку городецкие
игрушки. Ставится табличка-обозначение «Городец».
-
Назовите
особенности игрушки из Городца:
Сделана из дерева.
Среди самых распространенных сюжетов
росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с
всадником, народные праздники. Роспись - травы, пышные
гирлянды цветов и причудливых птиц, насыщена богатством
красок.
II часть
Воспитатель
-Понравились вам яркие, нарядные игрушки? А где мы можем
познакомиться
с
различными народными
игрушками? Ответы
детей.
Воспитатель
-Конечно
же, в музее или на выставке народной игрушки.
Именно
здесь
мы
увидим
различные
игрушки,
изготовленные
руками народных умельцев.
Давайте откроем выставку народных игрушек в нашей группе.
Выставка особая - такой у нас еще не было! Сегодня мы будем
расписывать
деревянные
игрушки,
и
выставлять
их
всем
на
удивление.
Скоморох : А я буду приглашать на вашу выставку гостей!
Я думаю, что выставка получится очень красивая. Вижу я , что
вы многое умеете делать руками, как мастера! (Показать на детские
работы).
- Давайте перед работой немного отдохнем и поиграем со мной в
«Повторюшки», повторяйте за мной!
Физкультминутка:
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Хорошо повторяли!
Воспитатель:
Теперь можно и к оформлению выставки приступать. Сегодня
наша группа ненадолго превратится в творческую мастерскую, а мы
с вами в мастеров. И мы будем расписывать деревянные игрушки.
Поможет нам в этом наша гостья - мастер Ксения.
III часть
Мастер по росписи Ксения приносит детям уже готовые
украшенные игрушки и деревянные заготовки (10 наименований).
Дети рассматривают игрушки. Мастер рассказывает, что для
росписи понадобятся акриловые краски, различные кисти, гуашь и
другое оборудование. Рассказывает о способах росписи, показывает
различные приемы, напоминает об особенностях декора объемной
игрушки, о возможности использования народных узоров по
желанию детей.
Дети одевают с помощью взрослых фартуки, выбирают
понравившуюся заготовку, садятся за столы и выполняют работу.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Все готовые игрушки выставляются на столе, ставится
красочная афиша «Выставка народных промыслов». Дети
становятся полукругом, рассматривают изделия.
Воспитатель.
Вот теперь наша выставка пополнилась замечательными
деревянными игрушками!
Мы трудились целый день,
И работать нам не лень.
Много нового узнали,
Мастерами просто стали!
Какое настроение, дети, вызывают у вас расписные игрушки?
Скоморох хвалит детей за удачно расписанные игрушки.
Звучит русская народная мелодия.
Скоморох - обращается к гостям:
Приезжайте в гости к нам,
Просто так иль по делам.
Наш музей вы посетите,
И игрушки рассмотрите!
Гости рассматривают выставку. Прощаются с детьми.