Напоминание

"Методические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха"


Автор: Буриличева Валентина Николаевна
Должность: учитель физической культуры ГОУ "ТОЦО"
Учебное заведение: ГОУ ТО "Тульский областной центр образования"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Методические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха"
Раздел: высшее образование





Назад




Методические особенности проведения занятий по адаптивной

физической культуре с детьми младшего школьного возраста,

имеющими нарушения слуха.

Буриличева Валентина Николаевна

Государственное образовательное учреждение «Тульский областной

центр образования», учитель физической культуры высшей

категории

Анализ

научных

исследований,

педагогические

наблюдения

и

проведенные обследования физического состояния

детей с нарушением

слуха

младшего

школьного

возраста

выявили

значительное

отставание

в

показателях

скоростно-силовых

качеств

и

различных

проявлениях

координационных способностей. Упражнения скоростно-силового характера

на уроках физической культуры (бег, прыжки, метания) занимают большую

часть

как

основные

виды

движения,

относящиеся

к

разряду

жизненно

важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих

детей

правильно

и

уверенно

выполнят

эти

движения

в

изменяющихся

условиях повседневной жизни.

Целесообразность

использования

упражнений

скоростно-силовой

направленности подтверждается двумя теоретическими положениями: 1) к

базовым

видам

координационных

спо собно стей

отно сятся

т е

координационные проявления, которые необходимы при проявлении любых

действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышения

уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других

(«положительный перенос»).

Методика

скоростно-силовой

направленности

учебного

процесса

опирается

на

принцип

сопряженного

развития

координационных

и

кондиционных

физических

способностей.

Для

усиления

коррекционного

воздействия

методика

включает

упражнения

для

развития

равновесия,

активизации

психических

процессов

и

нарушений

слуховой

функции

упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала

звук воспринимается детьми через слух и зрительно, а потом только на слух.

Сҏедствами

развития

скоростно-силовых

качеств

в

коррекционном

процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки,

метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными).

Основные

методы

-

игровой

и

соревновательный

-

включают

эстафеты,

подвижные

игры,

повторные

задания,

сюжетные

игровые

композиции,

круговую форму организации занятий.

Каждое

занятие

обязательно

содержит

элементы

обучения

программным видам физических упражнений. Из трех занятий в неделю по

30-40

мин

два

отвести

развитию

преимущественно

скоростно-силовых

качеств, одно - коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции

равновесия.

Чтобы

обеспечить

безопасность,

прыжковые

упражнения

проводятся

на

нестандартном

оборудовании

-

дорожка

из

10

цветных

поролоновых

кирпичиков

высотой

12

см,

длиной

50

см,

свободно

передвигаемых

на

необходимое

расстояние.

Прыжковые

упражнения

выполняются в основной части занятия.

Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине главный

части

занятия

лучше

использовать

комплекс

упражнений

с

набивными

мячами весом 0,5-1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя

спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами

из исходного положения стоя и сидя. На начальном этапе для развития силы

рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо

облегченные

условия,

используя

не

мячи,

а

поролоновые

кубики.

Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются

детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и

ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из

исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами),

лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиками из различных исходных

положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в

пространстве, точности и координации движений.

Для

повышения

эмоциональности

и

поддержания

интереса

к

физкультурным

занятиям

из

них

проводится

с

использованием

круговой

формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет

сюжетную

основу.

Упражнения

подбираются

для

комплексного

развития

физических качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность и

интервалы

отдыха

регулируются

соответственно

индивидуальным

возможностям ребенка. Время прохождения всех станций 4-5 мин, отдых

между кругами 1-1,5 мин, количество кругов 1-3.

Решение

задач

развития

функции

равновесия

и

коррекции

вестибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, отведя

каждой из них приблизительно равное время - по 15 мин. Хорошо освоенные

и

безопасные

упражнения

(ходьба,

стойки)

сначала

выполняются

с

открытыми

глазами,

затем

с

закрытыми

(от

2

до

8-10

шагов).

Все

упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются

со страховкой, поддержкой, помощью. Упражнения в метании на точность с

мячами

разного

диаметра,

веса

и

материала

являются

сильным

раздражителем

вестибулярного

анализатора,

так

как

приходится

запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения,

сохранять

устойчивость,

т.е.

включать

в

работу

различные

сенсорные

системы.

При

проведении

занятий

по

АФК

необходимо

соблюдать

ряд

методических требований:

-речь

педагога

четкая,

разборчивая,

понятная

с

одновременной

демонстрацией движения;

-учащиеся должны видеть лицо и губы учителя;

-иногда речь дополняется мимикой и жестами;

-

использование

специальных

упражнений

и

подвижных

игр

с

речитативами, стихами, звуковой имитацией, скороговорками, считалками;

- упражнения на

развитие функций дыхания, координации мелкой

моторики рук, расслабления, инициирующих развитие речевой функции

-подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и

двигательных способностей ребенка;

-специальные

коррекционные

упражнения

чередовать

с

общеразвивающими и профилактическими;

-упражнения с изменениями положения головы в пространстве

выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

-упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на

индивидуальных

особенностей

статокинетической

устойчивости

детей

с

обеспечением страховки;

-упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения

с открытыми глазами;

-в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную

деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.



В раздел образования