Автор: Буриличева Валентина Николаевна
Должность: учитель физической культуры ГОУ "ТОЦО"
Учебное заведение: ГОУ ТО "Тульский областной центр образования"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Методические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха"
Раздел: высшее образование
Методические особенности проведения занятий по адаптивной
физической культуре с детьми младшего школьного возраста,
имеющими нарушения слуха.
Буриличева Валентина Николаевна
Государственное образовательное учреждение «Тульский областной
центр образования», учитель физической культуры высшей
категории
Анализ
научных
исследований,
педагогические
наблюдения
и
проведенные обследования физического состояния
детей с нарушением
слуха
младшего
школьного
возраста
выявили
значительное
отставание
в
показателях
скоростно-силовых
качеств
и
различных
проявлениях
координационных способностей. Упражнения скоростно-силового характера
на уроках физической культуры (бег, прыжки, метания) занимают большую
часть
как
основные
виды
движения,
относящиеся
к
разряду
жизненно
важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих
детей
правильно
и
уверенно
выполнят
эти
движения
в
изменяющихся
условиях повседневной жизни.
Целесообразность
использования
упражнений
скоростно-силовой
направленности подтверждается двумя теоретическими положениями: 1) к
базовым
видам
координационных
спо собно стей
отно сятся
т е
координационные проявления, которые необходимы при проявлении любых
действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышения
уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других
(«положительный перенос»).
Методика
скоростно-силовой
направленности
учебного
процесса
опирается
на
принцип
сопряженного
развития
координационных
и
кондиционных
физических
способностей.
Для
усиления
коррекционного
воздействия
методика
включает
упражнения
для
развития
равновесия,
активизации
психических
процессов
и
нарушений
слуховой
функции
упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала
звук воспринимается детьми через слух и зрительно, а потом только на слух.
Сҏедствами
развития
скоростно-силовых
качеств
в
коррекционном
процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки,
метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными).
Основные
методы
-
игровой
и
соревновательный
-
включают
эстафеты,
подвижные
игры,
повторные
задания,
сюжетные
игровые
композиции,
круговую форму организации занятий.
Каждое
занятие
обязательно
содержит
элементы
обучения
программным видам физических упражнений. Из трех занятий в неделю по
30-40
мин
два
отвести
развитию
преимущественно
скоростно-силовых
качеств, одно - коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции
равновесия.
Чтобы
обеспечить
безопасность,
прыжковые
упражнения
проводятся
на
нестандартном
оборудовании
-
дорожка
из
10
цветных
поролоновых
кирпичиков
высотой
12
см,
длиной
50
см,
свободно
передвигаемых
на
необходимое
расстояние.
Прыжковые
упражнения
выполняются в основной части занятия.
Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине главный
части
занятия
лучше
использовать
комплекс
упражнений
с
набивными
мячами весом 0,5-1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя
спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами
из исходного положения стоя и сидя. На начальном этапе для развития силы
рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо
облегченные
условия,
используя
не
мячи,
а
поролоновые
кубики.
Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются
детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и
ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из
исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами),
лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиками из различных исходных
положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в
пространстве, точности и координации движений.
Для
повышения
эмоциональности
и
поддержания
интереса
к
физкультурным
занятиям
из
них
проводится
с
использованием
круговой
формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет
сюжетную
основу.
Упражнения
подбираются
для
комплексного
развития
физических качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность и
интервалы
отдыха
регулируются
соответственно
индивидуальным
возможностям ребенка. Время прохождения всех станций 4-5 мин, отдых
между кругами 1-1,5 мин, количество кругов 1-3.
Решение
задач
развития
функции
равновесия
и
коррекции
вестибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, отведя
каждой из них приблизительно равное время - по 15 мин. Хорошо освоенные
и
безопасные
упражнения
(ходьба,
стойки)
сначала
выполняются
с
открытыми
глазами,
затем
с
закрытыми
(от
2
до
8-10
шагов).
Все
упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются
со страховкой, поддержкой, помощью. Упражнения в метании на точность с
мячами
разного
диаметра,
веса
и
материала
являются
сильным
раздражителем
вестибулярного
анализатора,
так
как
приходится
запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения,
сохранять
устойчивость,
т.е.
включать
в
работу
различные
сенсорные
системы.
При
проведении
занятий
по
АФК
необходимо
соблюдать
ряд
методических требований:
-речь
педагога
четкая,
разборчивая,
понятная
с
одновременной
демонстрацией движения;
-учащиеся должны видеть лицо и губы учителя;
-иногда речь дополняется мимикой и жестами;
-
использование
специальных
упражнений
и
подвижных
игр
с
речитативами, стихами, звуковой имитацией, скороговорками, считалками;
- упражнения на
развитие функций дыхания, координации мелкой
моторики рук, расслабления, инициирующих развитие речевой функции
-подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и
двигательных способностей ребенка;
-специальные
коррекционные
упражнения
чередовать
с
общеразвивающими и профилактическими;
-упражнения с изменениями положения головы в пространстве
выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
-упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на
индивидуальных
особенностей
статокинетической
устойчивости
детей
с
обеспечением страховки;
-упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения
с открытыми глазами;
-в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную
деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.