Напоминание

Урок русского языка "Личные местоимения"


Автор: Кичкина Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: ГКОУ РО Красносулинская ШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Населённый пункт: поселок Горный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка "Личные местоимения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема:
«Личные местоимения»
Тип урока:
традиционный.
Цели урока:
- закрепить знания о местоимении как части речи; формировать умение использовать местоимения в речи; - развивать умение определять лицо и число местоимений, заменять имена существительные местоимениями; - коррегировать внимание, мышление, память на основе выполнения различных упражнений; - воспитывать взаимовыручку, аккуратность, культуру общения со взрослыми.
Оборудование:
карточки для коррекции внимания, мышления; сюжетная картинка; предметные картинки; кроссворд; индивидуальные карточки; текст приглашения; поговорки, загадки; карточки с заданиями для работы в парах; опорные схемы.
Ход урока

I Организационная часть

Прозвенел уже звонок –

Время начинать урок!

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж «Так держать!»

За парты садитесь пора начинать.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Повторяем вполголоса (звучит лёгкая музыка)
Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому. (Пауза)

Внимание моё растёт.

Голова мыслит ясно. (Пауза)

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.
- Настроились на работу? Молодцы! У вас на партах лежат листочки с буквами разной величины. Соберите слово по мере возрастания букв
(

м

е

с

т

о

и

м

е

н

и

е)

Начинаем урок русского языка!

Кому-то тема покажется трудной, кому-то легка.

Но сможем устранить мы все недоразумения,

Досконально повторив личные местоимения.
- Сегодня мы с вами будем закреплять изученную тему. Вспомним, какие мы знаем местоимения, будем заменять имена существительные местоимениями, развивать память, внимание, мышление.
II Основная часть
1. Проверка домашнего задания. - Как пишутся предлоги с местоимениями? - Как написали слова:
проглотил, без него, позовёт, у нас?
2. Введение в тему. - Что такое местоимение? - Какую роль выполняет местоимение в речи? - Назвать местоимения по лицам и числам.
(На доске опорная схема)
3.Запись числа в тетрадях

В…сьмое д…кабря.

Кла…ная работа.
4. Разделить предложение на части:
Нас ждут великие дела.

Заданий массу я припасла.

То, что на доске, для вас не ново:

Отделите в записи каждое слово:

ДЕТИПОМОГАЮТВЗРОСЛЫМ.

(На доске сюжетная картинка)
- Сколько слов в каждом предложении? Запись предложения в тетради. - Запишите следующее предложение так, чтобы в нём было местоимение 3-его лица множественного числа.
Они белят деревья.

Индивид. работа:
списать предложения с карточки, выделить местоимения.
5.
Гимнастика для глаз. 6. правописание местоимений 3-его лица. Работа в парах.
А теперь без промедления начнём мы закрепление.

Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно.

И в заданиях местоимения ищите все старательно.
- Ребята, давайте с вами вспомним, как пишутся местоимения 3-его лица, которые употребляются с предлогом? - Какая у них имеется особенность?
(Добавляется буква – Н)
- Выполняем следующее задание. У вас на карточках тексты. Вам нужно, помогая друг другу, исправить ошибки и выписать те предложения, в которых есть местоимения. Определить падеж трёх любых местоимений.
(Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. И т.д.)
7. Разгадать кроссворд. - Приспособление для подъёма и опускания вниз. (Лестница) - Трава, растущая на болоте. (Тростник) - Светит, землю согревает. (Солнце).
(На каждое слово вывешивается предметная картинка)

Задание:
записать существительные в тетради, заменить их местоимениями. Определить лицо и число местоимений. 8. Физминутка.
Физминутку проведём и немного отдохнём
- Упражнения для мышц шеи, плеч. - Учитель называет слова. Если звучит местоимение – дети приседают один раз, если просто слово – хлопают в ладоши. - Упражнения на дыхание. 9. Самостоятельная работа. - Списать предложения, вставить в них недостающие слова и местоимения:
Друзья, … завтра куда …?

Братишка, почему … не …?

Девочки, … отлично …!
10. Работа с поговорками. - Прочтите поговорки:
За всё берётся, да не всё удаётся.

Поживём – увидим.

Если хочешь себе добра, никому не делай зла.
- Есть ли в этих поговорках местоимения? - А можем мы понять, какие местоимения здесь подразумеваются?
- Списать последнюю поговорку и рядом в скобках указать слово-местоимение, которое здесь подразумевается. 11. Приглашение. - Ребята, а как вы обращаетесь ко взрослым людям, если они не являются вашими родственниками? - А к своим сверстникам? - А если сверстников двое или больше? Прочтите текст приглашения (у каждого на парте):
Приглашение.

Уважаемая Анна Ивановна! Приглашаем Вас на родительский семинар, который

состоится 11.12.14 г. в актовом зале школы №22 в 14.00

8.12.14 г. Директор МБОУ СОШ
- Назовите местоимение в тексте приглашения. - Обратите внимание на то, как оно написано. -
Запомните:
при написании деловых бумаг (заявлений, объявлений, приглашений и т.д.) необходимо помнить об официальном обращении. 12. Работа с загадками. - Слушаем загадки. - Записать слова-отгадки, заменить их местоимениями. Определить лицо и число местоимений.
III Заключительная часть
1. Домашнее задание (с подробным пояснением). 2. Итог урока. - Что такое местоимение? - Назвать местоимения по лицам и числам. - Как пишутся местоимения 3-его лица с предлогами. - Что вы бы изменили в нашем уроке, если бы были учителем? - Какой этап урока запомнился больше всего? - Оценки за урок.
Всё в жизни изменяется, всё течёт.

К концу подошёл и наш урок.

Сегодня с вами много мы трудились,

И кое-чего, думаю, добились.

Вы проявили все старание,

Большое вам спасибо за внимание!


В раздел образования