Автор: Кичкина Наталья Викторовна Должность: учитель русского языка и чтения Учебное заведение: ГКОУ РО Красносулинская ШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Населённый пункт: поселок Горный Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок русского языка "Личные местоимения" Раздел: среднее профессиональное
Тема: «Личные местоимения»
Тип урока: традиционный.
Цели урока:
- закрепить знания о местоимении как части речи; формировать умение использовать
местоимения в речи;
-
развивать
умение
определять
лицо
и
число
местоимений,
заменять
имена
существительные местоимениями;
-
коррегировать
внимание,
мышление,
память
на
основе
выполнения
различных
упражнений;
- воспитывать взаимовыручку, аккуратность, культуру общения со взрослыми.
Оборудование: карточки для коррекции внимания, мышления; сюжетная картинка;
предметные
картинки;
кроссворд;
индивидуальные
карточки;
текст
приглашения;
поговорки, загадки; карточки с заданиями для работы в парах; опорные схемы.
Ход урока
I Организационная часть
Прозвенел уже звонок –
Время начинать урок!
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж «Так держать!»
За парты садитесь пора начинать.
-
Улыбнитесь
друг
другу.
Сядьте
удобно.
Повторяем
вполголоса
(звучит
лёгкая
музыка)
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза)
Внимание моё растёт.
Голова мыслит ясно. (Пауза)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
- Настроились на работу? Молодцы! У вас на партах лежат листочки с буквами разной
величины. Соберите слово по мере возрастания букв
(
м
е
с
т
о
и
м
е
н
и
е)
Начинаем урок русского языка!
Кому-то тема покажется трудной, кому-то легка.
Но сможем устранить мы все недоразумения,
Досконально повторив личные местоимения.
- Сегодня мы с вами будем закреплять изученную тему. Вспомним, какие мы знаем
местоимения, будем заменять имена существительные местоимениями, развивать память,
внимание, мышление.
II Основная часть
1.
Проверка домашнего задания.
- Как пишутся предлоги с местоимениями?
- Как написали слова: проглотил, без него, позовёт, у нас?
2. Введение в тему.
- Что такое местоимение?
- Какую роль выполняет местоимение в речи?
- Назвать местоимения по лицам и числам.
(На доске опорная схема)
3.Запись числа в тетрадях
В…сьмое д…кабря.
Кла…ная работа.
4. Разделить предложение на части:
Нас ждут великие дела.
Заданий массу я припасла.
То, что на доске, для вас не ново:
Отделите в записи каждое слово:
ДЕТИПОМОГАЮТВЗРОСЛЫМ.
(На доске сюжетная картинка)
- Сколько слов в каждом предложении? Запись предложения в тетради.
- Запишите следующее предложение так, чтобы в нём было местоимение 3-его лица
множественного числа.
Они белят деревья.
Индивид. работа: списать предложения с карточки, выделить местоимения.
5. Гимнастика для глаз.
6. правописание местоимений 3-его лица. Работа в парах.
А теперь без промедления начнём мы закрепление.
Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно.
И в заданиях местоимения ищите все старательно.
- Ребята, давайте с вами вспомним, как пишутся местоимения 3-его лица, которые
употребляются с предлогом?
- Какая у них имеется особенность? (Добавляется буква – Н)
- Выполняем следующее задание. У вас на карточках тексты. Вам нужно, помогая друг
другу, исправить ошибки и выписать те предложения, в которых есть местоимения.
Определить падеж трёх любых местоимений.
(Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. И т.д.)
7. Разгадать кроссворд.
- Приспособление для подъёма и опускания вниз. (Лестница)
- Трава, растущая на болоте. (Тростник)
- Светит, землю согревает. (Солнце).
(На каждое слово вывешивается предметная картинка)
Задание: записать существительные в тетради, заменить их местоимениями. Определить
лицо и число местоимений.
8. Физминутка.
Физминутку проведём и немного отдохнём
- Упражнения для мышц шеи, плеч.
- Учитель называет слова. Если звучит местоимение – дети приседают один раз, если
просто слово – хлопают в ладоши.
- Упражнения на дыхание.
9. Самостоятельная работа.
- Списать предложения, вставить в них недостающие слова и местоимения:
Друзья, … завтра куда …?
Братишка, почему … не …?
Девочки, … отлично …!
10. Работа с поговорками.
- Прочтите поговорки:
За всё берётся, да не всё удаётся.
Поживём – увидим.
Если хочешь себе добра, никому не делай зла.
- Есть ли в этих поговорках местоимения?
- А можем мы понять, какие местоимения здесь подразумеваются?
- Списать последнюю поговорку и рядом в скобках указать слово-местоимение, которое
здесь подразумевается.
11. Приглашение.
- Ребята, а как вы обращаетесь ко взрослым людям, если они не являются вашими
родственниками?
- А к своим сверстникам?
- А если сверстников двое или больше?
Прочтите текст приглашения (у каждого на парте):
Приглашение.
Уважаемая Анна Ивановна! Приглашаем Вас на родительский семинар, который
состоится 11.12.14 г. в актовом зале школы №22 в 14.00
8.12.14 г. Директор МБОУ СОШ
- Назовите местоимение в тексте приглашения.
- Обратите внимание на то, как оно написано.
- Запомните: при написании деловых бумаг (заявлений, объявлений, приглашений и т.д.)
необходимо помнить об официальном обращении.
12. Работа с загадками.
- Слушаем загадки.
-
Записать
слова-отгадки,
заменить
их
местоимениями.
Определить
лицо
и
число
местоимений.
III Заключительная часть
1.
Домашнее задание (с подробным пояснением).
2.
Итог урока.
- Что такое местоимение?
- Назвать местоимения по лицам и числам.
- Как пишутся местоимения 3-его лица с предлогами.
- Что вы бы изменили в нашем уроке, если бы были учителем?
- Какой этап урока запомнился больше всего?
- Оценки за урок.
Всё в жизни изменяется, всё течёт.