Напоминание

Советская культура в период "Оттепели"


Автор: Ходякова Юлия Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 3
Населённый пункт: город Кировград, Свердловская область
Наименование материала: конспект урока по истории
Тема: Советская культура в период "Оттепели"
Раздел: среднее образование





Назад




«Советская культура в период «оттепели»

На основании программы по искусству Л.А.Рапацкой.

11 класс

Тема 17. Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели»

Цель:

характеристика исторического процесса и культурного развития 50–60-х годов XX века.

Задачи:

образовательная: сформировать представление об особенностях развития культуры 60-х годов XX века в СССР;

развивающая: продолжить формирование умения высказывать и защищать свое мнение;

воспитательная:

формирование

интереса

к

художественной

культуре

во

всем

богатстве

ее

проявлений;

содействовать воспитанию активной гражданской позиции обучающихся.

Оборудование урока:

Компьютер (желательно, подключенный к сети Интернет)

Мультимедийный проектор, экран, звукопередающая аппаратура

Учебник: Мировая художественная культура, 11 класс, Рапацкая Л.А., 2013. – 385 с.

Педагогическая технология: урок лекция

1

Личностные УУД:

вырабатывать

о т н о ш е н и е

к

и с т о р и и

к а к

к

способу понимания

современности;

воспитывать

патриотизм;

определять

свою

л и ч н у ю

т о ч к у

зрения,

уметь

ее

формулир о в а т ь

и

аргументировать,

осуществлять

оценочные

суждения;

осуществлять

с а м о ко н т р ол ь

и

самооценку

Регулятивные УУД:

получать

информацию

в

р е з у л ь т а т е

смыслового

прочтения

текста;

определять и объяснять

понятия;

у м е т ь

в ы д е л я т ь

главную мысль, идею в

учебнике

и

рассказе

учителя

анализировать

исторические

явления,

п р о ц е с с ы ,

ф а к т ы ,

о б о б щ а т ь

и

систематизировать

полученную

информацию

Познавательные УУД:

помогать

ставить

и

решать проблему;

рассматривать

общественные

явления

в

развитии,

конкретно-

исторических

проявлениях,

Коммуникативные УУД:

обладать

необходимыми

коммуникативными

у м е н и я м и :

в л адеть

устной

и

письменной

речью,

вести

диалог,

г р а м о т н о

с т р о и т ь

монологическую

речь,

участвовать в дискуссии,

формулировать вопрос

2

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Давайте настроимся положительно! Прошу вас тихо садится, давайте проверим, готовы ли вы к

уроку, на столе должны быть учебник, тетрадь, пенал, дневник.

II. Изучение нового материала

Сегодня наш урок посвящен периоду 60-х годов XX столетия в искусстве. В литературу этот период вошел под

названием «оттепель».

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

1.Прямое значение слова – это тепло, приход весны

- А если значение этого слова перенести на общественную жизнь человека, на общество, то изменится ли смысл

этого слова?

2. Теплые отношения, отношения между людьми стали теплее. Впервые об этом сказал Илья Григорьевич Эренбург

« …оттепель, наступившая после долгой и суровой сталинской «зимы». В то же время это была не « весна» с её

полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно « оттепель», за которой мог последовать « лёгкий

морозец» Ассоциации к слову оттепель (капель, снег, ручей, проталина, капля, холода, легкий морозец, застой, паводок,

отношения между людьми, новые имена, «взрыв в мире искусства».

3

А что же вам известно из истории о периоде «оттепели»?

Что

вам

известно

о

процессе

десталинизации?

(десталинизация

-

процесс

«разоблачения

культа

личности

Сталина») Чьи имена деятелей культуры были реабилитированы во время «оттепели»?

- Почему же произошли такие перемены в обществе? Какие исторические события способствовали этому.

1. Смерть Сталина в марте 1953г. и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Н. С.

Хрущева на XX съезде КПСС в феврале 1956 года, наметивший курс на развенчание “культа личности” и духовное

обновление жизни в общества.

2. Связанные с этим ослабление информационной “блокады” и возвращение произведений Булгакова, Зощенко,

Платонова, Ахматовой, Пастернака, Бабеля, Цветаевой. Приоткрылся “железный” занавес, и советские люди смогли

познакомиться с книгами зарубежных авторов – Камю, Хемингуэя, Фолкнера, Сартра, вообще с западной культурой,

несколько десятилетий находившейся под запретом в Советском Союзе.

3. То время поражало наивной открытостью и человечностью. “Шестидесятники” считали, что “режим можно

очеловечить, что он сам хочет очеловечиться”. Советский строй казался непоколебимым, надо только снять с него

коросту

сталинизма.

Таким

образом,

духовное

раскрепощение

советских

людей

в

годы

“оттепели”,

либеральные

настроения – все это подготовило почву для грядущей перестройки. Этот этап продолжался не так уж долго – около 10

лет, но принес значительные, коренные изменения в сознании народа. Название “оттепель” этот период получил с

легкой руки И. Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием.

«Оттепель», перемены в духовной жизни, преодоление последствий сталинизма.

4

В конце 50-х - начале 60-х годов власть пыталась подчинить культуру командно-административной

идеологии, которая оставалась господствующей в этот исторический период.

XX съезд КПСС способствовал процессу обновления разных сторон в жизни общества, в культуре. Наиболее ярко

это проявилось в литературе. Принцип «социалистического реализма» оставался ведущим, но начинают появляться

новые произведения, которые более объективно, ярко показывают не только успехи, но и проблемы, существующие в

стране, поэтому они вызвали живой отклик миллионов людей.

Так например, И.Эренбург описал освобождение незаслуженно оклеветанных врачей в широко известной повести

«Оттепель».

В.Дудинцев

в

своем

романе

«Не

хлебом

единым»

довольно

робко

пытался

вскрыть

природу

бюрократизма, роман подтолкнул общество к дискуссии о сущности советской системы.

А что же происходит в советской живописи? В живописи также продолжает быть господствующим реалистическое

направление,

но

наряду

с

ним

появляются

картины

художников-новаторов,

глашатаев

«другого

искусства»,

было

реабилитировано искусство авангарда 20-х годов.

Представленные репродукции Э.М.Белютина «Пейзаж», В.Шорца «Можайск», Е.Л.Крапивницкого «Черный кот»,

О.Рабина «Деревня Прилуки», Н.И.Андронова «Плотогоны» отражают изменения, происходящие в сознании людей и

прежде всего творческой интеллигенции.

В

эти

годы

вернулось

к

зрителям

творчество

выдающегося

скульптора

С.Коненкова,

кумиром

творческой

молодежи, неформальным лидером «Нового авангарда» явится Эрнст Неизвестный – художник и скульптор. Задание

классу.

5

Попробуйте в репродукциях работ Э.Неизвестного: статуя «Либерти», «Битва титанов», «Апокалипсис XX века»,

«Террорист» увидеть новые черты в искусстве.

А сейчас мы посмотрим видео «Хрущев о выставке авангардистов».

Для начала вспомним определение понятия «авангардизм» и зафиксируем его в тетради. (Авангардизм это

сводное название совокупности направлений мирового, в первую очередь европейского искусства, которые возникли на

границе XIX и XX веков).

Во время просмотра фильма можите фиксировать важную информацию в тетрадь, а когда закончим просмотр, то

обсудим видео и ответим на главный вопрос. (Вопрос - В чем вы видите несовпадение

взглядов авангардистов с

интересами тоталитарного государства?)

III. Обобщение:

Рефлексия (с помощью метода «Снежный ком» обучающиеся говорят, что им понравилось, не понравилось на

уроке, что было интересным, а что вызвало трудности).

IV. Домашнее задание:

Написать эссе (сочинение – размышление) на тему «Уроки хрущёвской «оттепели» в советском искусстве»

V. Заключение:

В этот период «Оттепели» несколько приоткрылся «железный занавес», советские люди начали знакомиться,

правда

очень

односторонне,

с

современной

европейской,

американской

культурой.

На

страницах

отечественных

6

журналов появились тексты произведений, немыслимые в сталинское время. Люди стали больше читать, больше

думать, меньше бояться собственных мыслей.

Так творческая интеллигенция постепенно формировала творческую оппозицию режиму.

Однако, в декабре 1962 года случилось событие, повергшее в шок советскую интеллигенцию, - посещение Никитой

Сергеевичем Хрущевым выставки студии профессора Элия Белютина «Новая реальность» Московского отделения Союза

художников

СССР

и

жесточайшая

выволочка,

которую

он

устроил

художникам-авангардистам

в

выставочном

зале

«Манеж».

В результате событий на выставке на следующий день в газете «Правда» был опубликован разгромный доклад,

который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР. Хрущёв потребовал исключить из

Союза художников и из КПСС всех участников выставки, но оказалось, что ни в КПСС, ни в Союзе художников, из

участников

выставки

практически

никто

не

состоял.

Уже

через

две

недели

на

встрече

руководства

СССР

с

представителями интеллигенции Хрущёв докладывал: «Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб

и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?» Таким образом, эта выставка

показала, что даже при периоде «Хрущевской оттепели» деятели культуры не имели полной свободы в искусстве.

7



В раздел образования